Повторительно-обобщающий урок по теме: "Имя прилагательное"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Повторительно-обобщающий урок по теме: "Имя прилагательное"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_pril.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План повторительно-обобщающего урока по теме: «Имя прилагательное» в 6 классе
- Сегодня мы обобщим изученное по теме: «Имя прилагательное». Урок пройдет в форме игры, где будут соревноваться 3 команды (учащиеся делятся на три команды, придумывают название и выбирают капитана).
Учитель. Начнем с небольшого эпизода, который сейчас озвучат ребята (сценка об имени прилагательном)
Правдин (экзаменующий) . Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан. Дверь, котора дверь?
Правдин. Вот эта.
Митрофан. Эта? Прилагательна.
Правдин. Почему же?
Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя стоит не навешена; так та покамест существительна.
Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?
Митрофан. И ведомо.
- Блицопрос (оценивается точность, правильность ответа):
- Что обозначает имя прилагательное?
- На какие вопросы отвечает?
- Чем обычно является в предложении?
- Как изменяется имя прилагательное?
- В какой форме бывают?
- На какие вопросы отвечают имена прилагательные в краткой форме?
- Какими членами предложения являются имена прилагательные в краткой форме?
- Какими членами предложения являются имена прилагательные в полной форме?
- Как определить безударные окончания имен прилагательных?
- - Итак, к чему же «приложено» имя прилагательное? К какой части речи?
-зачем они нужны?
- по каким признакам мы можем охарактеризовать предмет?
- А теперь подберите имена прилагательные (по 5 слов):
1) по вкусу
2) по цвету
3) по размеру
(каждой команде достается свое задание)
3. –Молодцы! Вы согласны, что имена прилагательные – волшебники? (ответы учащихся)
- И дальше мы будем убеждаться в том, что прилагательные – волшебники. При помощи имен прилагательных мы можем более точно описать предмет. Но сначала составим портрет самого виновника торжества – имени прилагательного
(Команды составляют «портрет» имени прилагательного, вспоминая все изученное по данной теме).
4. - Как называются изобразительно-выразительные средства языка в художественном стиле, которые используют имена прилагательные:
- в прямом смысле? (эпитеты)
-в переносном смысле? (метафоры)
-Приведите примеры.
5.- А теперь придумайте слова с заданными суффиксами (по цепочке, кто последний называет, тот и выигрывает)
-н-, -чив-, -лив-, -ист-, -ов-, -ев-, -еньк-, -оньк-, -оват-, -еват-.
- - Запишите краткие прилагательные мелок, звонок. Что нужно сделать, чтобы они превратились в имена существительные? (поменять ударение).
- - В каких фразеологических оборотах употребляются имена прилагательные закадычный, проливной? (закадычный друг, проливной дождь).
- Творческое задание по раздаточному материалу с изображением природы:
- Назовите как можно больше сложных имен прилагательных, обозначающих цвета
- Работа с текстом.
- Вместо точек в скобках вставьте пропущенные имена прилагательные (по смыслу).
(Весенним) утром на (ясном) небе плывут (задумчивые) облака.
С высоты льется (переливчатая) песня жаворонка. В воздухе пахнет (теплой) землей. Над (неподвижным) озером поднимается туман.
Легко дышится на (весеннем) воздухе. Из-за леса доносятся (глухие) звуки (пароходного) гудка.
- - Просклоняйте словосочетание:
1) ранняя весна
2) первый грач
3) яркое солнце
11. -Итак, к чему же прилагается имя прилагательное? (к имени существительному)
12. - Охарактеризуйте имя прилагательное по морфологическим признакам:
1) на опушке березового леса
2) от долгого сна
3) на мартовском солнышке
- Работа над развитием речи.
- Соберите прилагательные, которые можно использовать для описания:
1)осени;
2)зимы;
3)весны.
- Подведение итогов. Выставление оценок.
- Домашнее задание. Используя собранные имена прилагательные, напишите текст на соответствующую тему.
Обоснование выбора игровой технологии:
- На мой взгляд, игровая технология повышает эффективность урока не только на повторительно-обобщающих уроках, но и на уроках изучения нового материала; вызывает интерес у учащихся к изучаемому материалу, создает эмоциональный подъем, а также партнерские отношения между учителем и учеником.
Анализ урока:
Повторительно-обобщающий урок в 6 классе по теме: «Имя прилагательное».
Урок способствует развитию у учащихся памяти, воображения, восприятия, рассуждения. В начале урока запланирован элемент игры, который позволил ввести учащихся в игровую ситуацию.
Затем следуют игровые задачи, которые соединяются с учебными. Данный этап заинтересовывает учащихся, здесь происходит непреднамеренное закрепление знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы. Правила игры (задания) постепенно усложняются, а взаимодействие играющих команд выполняет воспитывающую роль. Игровые задания соответствуют числу учащихся, находящихся в командах.
Игровое состязание активизирует воображение учащихся, эмоциональное отражение действительности, поддерживается проблемностью ситуации, элементами соревновательности и занимательности, свободной творческой атмосферой.
Для учащихся важен результат их деятельности, поэтому в конце урока подведен результат и подсчитаны очки. На данном уроке дана коллективная оценка игры.
Важно для учащихся – победить в конкурсе; учитель ставит задачу: овладеть знаниями, умениями и навыками по изученной теме. Урок цели достиг. На данном уроке в поле зрения были все учащиеся, соблюдены условия игры и последовательность ее этапов.
Игра обеспечивает более высокую, по сравнению с обычными формами урока, обучающую, развивающую и воспитательную результативность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повторительно-обобщающий интегрированный урок в 5 классе по истории-природоведению Соколовой Т.Н. и Базилюк Н.И. МБОУ СОШ №2 г. Волжского Волгоградской области
ТЕМА: Влияние природно-географических условий на жизнь и хозяйство жителей Древней Греции. Вулканы. Землетрясения....
Повторительно-обобщающий игровой урок «Сказка ложь, да в ней намек» по теме: «Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений», 7 класс.
За основу взята публикация Малючевой Е. В. «Нетрадиционные формы повторительно-обобщающих уроков физики с использованием технологии развивающих и деловых игр и компьютерных технологий», 14-й всероссий...
Открытый урок по теме "Имя прилагательное. Значение и грамматические признаки имен прилагательных"
Рассмотреть грамматические признаки имен прилагательных...
Конспект урока на тему «Имя прилагательное. Падежные окончания прилагательных».
Для изучения темы "Имя прилагательное"....
Повторительно-обобщающий урок по теме «Имя прилагательное» 5 класс, программа Рыбченковой
Повторительно-обобщающий урок по теме «Имя прилагательное». 5 класс. Программа Л.М. Рыбченковой...
Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное» 6-й класс. «Систематизация и обобщение изученного об имени прилагательном».
Данный урок нацелен на закрепление умений распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу, определять грамматические признаки имени прилагательн...
Урок по теме "Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные"
В методической разработке представлена подробная технологическая карта - конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные", а...