Повторительно-обобщающий урок по теме: "Имя прилагательное"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Повторительно-обобщающий урок по теме: "Имя прилагательное"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_pril.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

План повторительно-обобщающего урока по теме: «Имя прилагательное» в 6 классе

- Сегодня мы обобщим изученное по теме: «Имя прилагательное».  Урок пройдет в форме игры, где будут соревноваться 3 команды (учащиеся делятся на три команды, придумывают название и выбирают капитана).

Учитель. Начнем с небольшого эпизода, который сейчас озвучат ребята (сценка об имени прилагательном)

Правдин (экзаменующий) . Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан. Дверь, котора дверь?

Правдин. Вот эта.

Митрофан. Эта? Прилагательна.

Правдин. Почему же?

Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя стоит не навешена; так та покамест существительна.

Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?

Митрофан. И ведомо.

  1. Блицопрос (оценивается точность, правильность ответа):
  1. Что обозначает имя прилагательное?
  2. На какие вопросы отвечает?
  3. Чем обычно является в предложении?

  1. Как изменяется имя прилагательное?
  2. В какой форме бывают?
  3. На какие вопросы отвечают имена прилагательные в краткой форме?

  1. Какими членами предложения являются имена прилагательные в краткой форме?
  2. Какими членами предложения являются имена прилагательные в полной форме?
  3. Как определить безударные окончания имен прилагательных?

  1. - Итак, к чему же «приложено» имя прилагательное? К какой части речи?

            -зачем они нужны?

            - по каким признакам мы можем охарактеризовать предмет?

            - А теперь подберите имена прилагательные (по 5 слов):

1)  по вкусу

2)  по цвету

3)  по размеру

    (каждой команде достается свое задание)

3.  –Молодцы!  Вы согласны, что имена прилагательные – волшебники? (ответы учащихся)

- И дальше мы будем убеждаться в том, что прилагательные – волшебники. При помощи имен прилагательных мы можем более точно описать предмет. Но сначала составим портрет самого виновника торжества – имени прилагательного

(Команды составляют «портрет» имени прилагательного, вспоминая все изученное по данной теме).

4.  - Как называются изобразительно-выразительные средства языка в художественном стиле, которые используют имена прилагательные:

- в прямом смысле? (эпитеты)

-в переносном смысле? (метафоры)

 -Приведите примеры.

5.-     А теперь придумайте слова с заданными суффиксами (по цепочке, кто последний называет, тот и выигрывает)

-н-, -чив-, -лив-, -ист-, -ов-, -ев-, -еньк-, -оньк-, -оват-, -еват-.

  1. - Запишите краткие прилагательные мелок, звонок. Что нужно сделать, чтобы они превратились в имена существительные? (поменять ударение).
  2. - В каких  фразеологических оборотах употребляются имена прилагательные закадычный, проливной? (закадычный друг, проливной дождь).
  3.  Творческое задание по раздаточному материалу с изображением природы:

- Назовите как можно больше  сложных имен прилагательных, обозначающих цвета

  1. Работа с текстом.

- Вместо точек в скобках вставьте пропущенные имена прилагательные (по смыслу).

      (Весенним) утром на (ясном) небе плывут (задумчивые) облака.

С высоты льется (переливчатая) песня жаворонка. В воздухе пахнет (теплой) землей. Над (неподвижным) озером поднимается туман.

Легко дышится на (весеннем) воздухе. Из-за леса доносятся (глухие) звуки (пароходного) гудка.

  1. - Просклоняйте словосочетание:

1) ранняя весна

2) первый грач

3) яркое солнце

11.  -Итак, к чему же прилагается имя прилагательное? (к имени существительному)

12. - Охарактеризуйте имя прилагательное по морфологическим признакам:

 1) на опушке березового леса

 2) от долгого сна

 3) на мартовском солнышке

  1. Работа над развитием речи.

- Соберите прилагательные, которые можно использовать для описания:

1)осени;

2)зимы;

3)весны.

  1. Подведение итогов. Выставление оценок.
  2. Домашнее задание. Используя собранные имена прилагательные, напишите текст на соответствующую тему.

Обоснование выбора игровой технологии:

- На мой взгляд, игровая технология повышает эффективность урока не только на повторительно-обобщающих уроках, но и на уроках изучения нового материала; вызывает интерес у учащихся к изучаемому материалу, создает эмоциональный подъем, а также партнерские отношения между учителем и учеником.

Анализ урока:

     Повторительно-обобщающий урок в 6 классе по теме: «Имя прилагательное».

Урок способствует развитию у учащихся памяти, воображения, восприятия, рассуждения.                      В начале урока запланирован элемент игры, который         позволил ввести учащихся в игровую ситуацию.

   Затем следуют игровые задачи, которые соединяются с учебными. Данный этап заинтересовывает учащихся, здесь происходит непреднамеренное закрепление знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы. Правила игры (задания) постепенно усложняются, а взаимодействие играющих команд выполняет воспитывающую роль. Игровые задания соответствуют числу учащихся, находящихся в командах.

   Игровое состязание активизирует воображение учащихся, эмоциональное отражение действительности, поддерживается проблемностью ситуации, элементами соревновательности и занимательности, свободной творческой атмосферой.

   Для учащихся важен результат их деятельности, поэтому в конце урока подведен результат и подсчитаны очки. На данном уроке дана коллективная оценка игры.

   Важно для  учащихся – победить в конкурсе; учитель ставит задачу: овладеть знаниями, умениями и навыками по изученной теме. Урок цели достиг.  На данном уроке в поле зрения были все учащиеся, соблюдены условия игры и последовательность ее этапов.

   Игра обеспечивает более высокую, по сравнению с обычными формами урока, обучающую, развивающую и воспитательную результативность.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторительно-обобщающий интегрированный урок в 5 классе по истории-природоведению Соколовой Т.Н. и Базилюк Н.И. МБОУ СОШ №2 г. Волжского Волгоградской области

ТЕМА: Влияние природно-географических условий на жизнь и хозяйство жителей Древней Греции. Вулканы. Землетрясения....

Повторительно-обобщающий игровой урок «Сказка ложь, да в ней намек» по теме: «Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений», 7 класс.

За основу взята публикация Малючевой Е. В. «Нетрадиционные формы повторительно-обобщающих уроков физики с использованием технологии развивающих и деловых игр и компьютерных технологий», 14-й всероссий...

Повторительно-обобщающий урок по теме «Имя прилагательное» 5 класс, программа Рыбченковой

Повторительно-обобщающий урок по теме «Имя прилагательное». 5 класс. Программа Л.М. Рыбченковой...

Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное» 6-й класс. «Систематизация и обобщение изученного об имени прилагательном».

Данный урок нацелен на закрепление умений распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу, определять грамматические признаки имени прилагательн...

Урок по теме "Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные"

В методической разработке представлена подробная технологическая карта - конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные", а...