Технологическая карта урока в 5 классе "Прямая речь".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Материал представляет собой технологическую карту урока в 5 классе "Прямая речь".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Прямая речь24.65 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс

Тема

Прямая речь. Знакомство с косвенной речью

Тип урока

Урок систематизации ЗУН

Цель урока

Актуализировать и восстановить знания учащихся о способах пунктуационного оформления предложений с прямой речью, повторить изученное о пунктограмме «Знаки препинания в предложениях с прямой речью».

Планируемый результат

 Предметные: знать понятия «прямая речь» и «слова автора», особенности интонационного выделения слов автора после прямой речи и перед ней, схемы предложений с прямой речью, уметь разграничивать прямую речь и слова автора, правильно произносить предложения с прямой речью, с опорой на опознавательный признак находить места употребления знаков препинания при прямой речи, составлять схемы предложений с прямой речью.

Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях,  применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию.

Основные понятия

 Прямая речь, слова автора

Ресурсы:

Учебник, презентация, диск.

Методы и формы обучения

Работа фронтальная, индивидуальная,  в группах.

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения

Организационный момент

Приветствует учащихся, настраивает на работу.

Демонстрируют готовность к работе, слушают учителя, начинают оформлять классную запись в тетради

Фронтальная

Личностные: положительное отношение к учению, к получению новых знаний.

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Регулятивные: совместно с учителем, одноклассниками планируют деятельность.

Актуализация знаний

Прочитайте высказывание на слайде:

К.Г. Паустовский утверждал: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку».

- Чьи это слова? Что вы знаете о К.Г. Паустовском?

- Разберите предложение по членам.

- Как называется передача чужих слов?

Сформулируйте тему урока.

-Сформулируйте цели урока, продолжите фразу: сегодня на уроке я вспомню…, я научусь…

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Фронтальная

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: выдвигают и объясняют свою точку зрения.

Выявление места и причины затруднения

Заполните первый столбик таблицы

  1. Что я знаю о прямой речи
  2. Что я узнал на уроке.

Сравните предложения:

А.С. Пушкин писал, что осень – «унылая пора».

А.С. Пушкин писал об осени: «Унылая пора! Очей очарованье!»

«Унылая пора! Очей очарованье!» - писал А.С. Пушкин об осени.

- В каком предложении дословно переданы слова А.С. Пушкина?

- Как называются такие предложения?

- Сформулируйте определение понятия «прямая речь».

- Где могут находиться слова автора?

- С помощью каких знаков препинания оформляется прямая речь?

Физкультминутка:

Раз -  подняться, подтянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладони три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть и семь – с улыбкой стать.

Восемь – урок можно продолжать.

Отвечают на вопросы, воспроизводят информацию.

Групповая

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения нужной информации.

Построение проекта выхода из затруднения

- Давайте откроем учебник, прочитаем правило и сравним с определением, которое мы сформулировали.

Сравнивают определения.

Индивидуальная, групповая

Познавательные: извлекают необходимую информацию.

Регулятивные: планируют действия.

Коммуникативные: строят высказывания.

Творческая практическая деятельность по реализации проекта

Работа в группах.

Перед вами карточки с предложениями из сказок. Прочитайте предложения и ответьте на вопросы.

Карточка 1.

«Землю разделили – давай море делить», - проговорил Никита.

Знайка сказал: «Сделаем воздушный шар и полетим на шаре».

«Речка-матушка, спрячь меня!»- попросила девица, увидел молочную речку с кисельными берегами.

«Пузырь, может, на тебе переплывем?» - спросил Лапоть.

Вопросы:

Как называется сказка?

Как выделяется прямая речь?

Где стоят слова автора?

Как слова автора отделяются от прямой речи?

Когда ставится двоеточие, а когда – тире?

Обозначим прямую речь буквой П, слова автора буквой А/а. Составим схемы к предложениям, записанным на карточке.

Анализируют предложения, составляют схемы предложений с прямой речью.

Индивидуальная, групповая

Личностные: приобретают новые умения и навыки, совершенствуют имеющиеся.

Регулятивные: контролируют учебные действия.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность, задают вопросы для уточнения.

Первичное закрепление. Самостоятельная работа по образцу

Прослушайте притчу. Запишите все глаголы, которые вводят прямую речь.

Семь дочек.

Было у матери семь дочек. Однажды она поехала к сыну. Вернулась через неделю. Дочки стали говорить, как они скучали.

Первая сказала: “Я, мамочка, скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу”. “Я ждала тебя, как сухая земля ждет воды”,- проговорила вторая. “Родная, я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке”, - сказала третья дочь. “Мне было без тебя, как пчелке без цветка”, - щебетала четвертая. “Ты снилась мне, как розе снится капля росы”, - промолвила пятая. “Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья”, - прошептала шестая.

А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды – помыть ноги.

(По В.Сухомлинскому)

Как можно охарактеризовать девочек? Какие они? (Добрые, ласковые, нежные, скучали. Седьмая дочка заботливая, внимательная).

Как догадались? (По речи, поведению и поступкам).

Функция прямой речи – служить средством речевой характеристики персонажа, отражать внешнюю действительность.

Речь характеризует героя. Нам надо об этом помнить.

Автор, передающий чужую речь, называет сам факт речи (мысли), использует для этого глаголы речи-мысли (говорить, сказать, ответить, подумать и др.), отглагольные существительные того же значения (голос, крик, мысль и др.), а также называет субъекта речи (кто говорит). В словах автора может характеризоваться речь (тихо, печально, с жаром и т.п.)

Выполнение заданий по группам.

Составьте с этими глаголами предложения с прямой речью.

Упражнение по учебнику.

Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи, выполняют упражнение, отвечают на вопросы.

Индивидуальная

Личностные: осваивают новые виды деятельности, оценивают усваиваемое содержание.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и доказывают свою точку зрения.

Включение в систему знаний, повторение

Заполните пропуски:

Слова какого-либо лица, передаваемые от его имени, называются…

Прямая речь пишется с … и заключается в …

Слова автора, стоящие после прямой речи, отделяются... и пишутся с….

Слова автора, стоящие перед прямой речью, отделяются… и пишутся с….

Индивидуальная, групповая.

Личностные: понимают значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умения использовать знания в повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу, находят и исправляют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли.

Рефлексия

- Что нового узнали на уроке? Заполните вторую часть таблицы.

- Какие трудности появились в процессе работы?

- Как вы их преодолели?

- Какое настроение у вас сейчас?

Определяют свое эмоциональное состояние.

Индивидуальная

Домашнее задание

«Землю разделили – давай море делить», - проговорил Никита.

Знайка сказал: «Сделаем воздушный шар и полетим на шаре».

«Речка-матушка, спрячь меня!»- попросила девица, увидев молочную речку с кисельными берегами.

«Пузырь, может, на тебе переплывем?» - спросил Лапоть.

«Землю разделили – давай море делить», - проговорил Никита.

Знайка сказал: «Сделаем воздушный шар и полетим на шаре».

«Речка-матушка, спрячь меня!»- попросила девица, увидев молочную речку с кисельными берегами.

«Пузырь, может, на тебе переплывем?» - спросил Лапоть.

«Землю разделили – давай море делить», - проговорил Никита.

Знайка сказал: «Сделаем воздушный шар и полетим на шаре».

«Речка-матушка, спрячь меня!»- попросила девица, увидев молочную речку с кисельными берегами.

«Пузырь, может, на тебе переплывем?» - спросил Лапоть.

«Землю разделили – давай море делить», - проговорил Никита.

Знайка сказал: «Сделаем воздушный шар и полетим на шаре».

«Речка-матушка, спрячь меня!»- попросила девица, увидев молочную речку с кисельными берегами.

«Пузырь, может, на тебе переплывем?» - спросил Лапоть.

«Землю разделили – давай море делить», - проговорил Никита.

Знайка сказал: «Сделаем воздушный шар и полетим на шаре».

«Речка-матушка, спрячь меня!»- попросила девица, увидев молочную речку с кисельными берегами.

«Пузырь, может, на тебе переплывем?» - спросил Лапоть.

«Землю разделили – давай море делить», - проговорил Никита.

Знайка сказал: «Сделаем воздушный шар и полетим на шаре».

«Речка-матушка, спрячь меня!»- попросила девица, увидев молочную речку с кисельными берегами.

«Пузырь, может, на тебе переплывем?» - спросил Лапоть.

«Землю разделили – давай море делить», - проговорил Никита.

Знайка сказал: «Сделаем воздушный шар и полетим на шаре».

«Речка-матушка, спрячь меня!»- попросила девица, увидев молочную речку с кисельными берегами.

«Пузырь, может, на тебе переплывем?» - спросил Лапоть.

«Землю разделили – давай море делить», - проговорил Никита.

Знайка сказал: «Сделаем воздушный шар и полетим на шаре».

«Речка-матушка, спрячь меня!»- попросила девица, увидев молочную речку с кисельными берегами.

«Пузырь, может, на тебе переплывем?» - спросил Лапоть.

«Землю разделили – давай море делить», - проговорил Никита.

Знайка сказал: «Сделаем воздушный шар и полетим на шаре».

«Речка-матушка, спрячь меня!»- попросила девица, увидев молочную речку с кисельными берегами.

«Пузырь, может, на тебе переплывем?» - спросил Лапоть.

«Землю разделили – давай море делить», - проговорил Никита.

Знайка сказал: «Сделаем воздушный шар и полетим на шаре».

«Речка-матушка, спрячь меня!»- попросила девица, увидев молочную речку с кисельными берегами.

«Пузырь, может, на тебе переплывем?» - спросил Лапоть.

«Землю разделили – давай море делить», - проговорил Никита.

Знайка сказал: «Сделаем воздушный шар и полетим на шаре».

«Речка-матушка, спрячь меня!»- попросила девица, увидев молочную речку с кисельными берегами.

«Пузырь, может, на тебе переплывем?» - спросил Лапоть.

«Землю разделили – давай море делить», - проговорил Никита.

Знайка сказал: «Сделаем воздушный шар и полетим на шаре».

«Речка-матушка, спрячь меня!»- попросила девица, увидев молочную речку с кисельными берегами.

«Пузырь, может, на тебе переплывем?» - спросил Лапоть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по культуре речи "Красную речь красно и слушать"

Речь - удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.   Г. Гегель...

Технологическая карта урока по русскому языку в 5-м классе "Самостоятельныечасти речи.Их отличие от служебных частей речи".

Данный материал поможет учителю при проведении урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС....

Технологическая карта урока "Служебные части речи"

Представлен урок по ФГОС в системе уроков русского языка по различению знаменательных и служебных частей речи для 5-го класса...

Технологическая карта урока развития устной речи для обучающихся с УУО

Урок  развития устной речи обучающихся класса "Особый ребенок"...

Технологическая карта урока развития речи «Составление рассказа по серии сюжетных картинок» для учащихся 4 класса

Тема урока: «Составление рассказа по серии сюжетных картинок»Цель урока: формировать навыки составления текста по сюжетным рисункам и плану последовательного анализа описания картины.Задач...

Технологическая карта урока по развитию речи. Форма проведения- урок- мастерская " За что спасибо?"

Данный урок русского языка разработан с использованием технологии педагогической мастерской письма для проведения в 9 классе.  На уроке предполагается работа с текстом рассказа Бориса Екимова, ко...