Методические разработки уроков к юбилейным датам (В.И. Даль, Ф.М. Достоевский)
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме
Талантливые поэты, драматурги и прозаики достойны того, чтобы воздать им положенные почести.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v.dal_8_klass.docx | 28.85 КБ |
dostoevskiy-filosof_11_klass.docx | 315.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока в 8 классе
В.И. Даль – человек необычной судьбы.
(урок в рамках предметной недели,
215 лет со дня рождения этнографа, лексикографа и писателя)
Иванова Ольга Викторовна,
учитель русского языка и литературы
Цель: познакомить учащихся с личностью В.И. Даля, раскрыть особенности «Толкового словаря живого великорусского языка»
Задачи:
образовательные: показать многосторонность личности В.Даля, создать условия для того, чтобы обучающиеся умели пользоваться лексикографическими источниками.
развивающие: развитие внимания, памяти, быстроты реакции, логического мышления.
воспитательные: развитие интереса к изучению уже существующей информации и созданию своей собственной.
УУД: Личностные УУД: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов и учебных мотивов, формирование границ собственного «знания-незнания», объективное оценивание своего вклада в совместную деятельность.
Регулятивные УУД: формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность для её достижения, умения работать в группе.
Коммуникативные УУД: формирование умения строить логичные полные ответы на поставленные вопросы, слушать ответы одноклассников.
Познавательные УУД: формирование умения осуществлять поиск необходимой информации для решения учебной задачи, структурировать новую информацию, составлять продукт собственной деятельности.
Предметные:
Знать основные этапы биографии В. Даля; знать основные виды словарей, принцип их построения, уметь работать со словарями, составлять самому словарные статьи.
Личностные: стремление к активному участию в любом виде деятельности, желание развиваться, учиться всему новому, не бояться трудностей, искать нестандартные способы решения предложенных задач.
Метапредметные: сформированные навыки наблюдения, сравнения, анализа, поиска информации.
Основные понятия: словарь, словарная статья, лексикография.
Межпредметные связи: могут быть любыми, если дать задание найти словарную статью слова из любой научной области или области искусства.
План урока
- Мотивация. Актуализация.
- Мини преподавание. Презентация «Владимир Иванович Даль – человек необычной судьбы».
- Фронтальная беседа на основе материала словаря Даля.
- Работа со словарем.
- Самостоятельная работа – составление словарной статьи.
- Домашнее задание. Выставление оценок.
Ход урока.
- Мотивация. Актуализация.
- Презентация.
- Фронтальная беседа на основе материала словаря Даля.
- Слово «вратарь» очень старое, оно существовало до появления игры в футбол. Что оно могло означать?
-
- Работа со словарем.
Обратимся к делу всей жизни В.Даля «Толковому словарю живого великорусского языка».
Проблемные вопросы:
В чем его ценность сегодня и для чего он не подойдет?
Беседа.
- Что означает «стоять фертом», «сегодня за окном хижа», что означает слово «ало», нарисуйте «арахмиду», почему поросят подзывают: пацу-пацу, а котов: кис-кис, обидное ли прозвище «бобыня»?
- В.И. Даль собирал еще пословицы и поговорки. Продолжите их и раскройте их значение.
- Под лежачий камень…(вода не течёт).
- Труд человека кормит… (а лень портит).
- Дело мастера…(боится).
- У страха глаза, что плошки…(а не видят ни крошки).
- Молодец на овец…(а на молодца и сам овца).
- Хлеб-соль кушай…(а правду слушай).
- Когда ищешь лису впереди…(то она сзади).
- Кто хвалится…(тот с горы свалится).
- Загадки, собранные В.И. Далем тоже вам известны. Разгадаем их.
Утка в море, хвост на заборе (Ковш)
У семерых братьев по сестрице. Много ли сестриц? (Одна)
Вся дорожка обсыпана горошком. (Звездное небо)
Дорога ровна, лошадь деревянна, везет без корма, только поворачивается. (Лодка)
- Самостоятельная работа – составление словарной статьи.
Составление несуществующего словаря. «Словарь необходимых слов»
- Ответы на проблемные вопросы.
Словарь, созданный более 100 лет назад, уже не отражает состояния современного русского языка, но те сведения, которые по крохам собирал Даль, стали безынтересной информацией? Они легли в основу других словарей: словаря синонимов, антонимов, словаря иностранных слов.
Словарь Даля - прекрасное собрание не только лексического, но и этнографического материала. В словарных статьях содержатся разнообразные сведения о жизни народа: о жилище, о способах ведения хозяйства, орудиях труда, быте, одежде, утвари, пищи, семейном укладе, религии, суеверии, приметах, мифологии, обрядах, обычаях, нравах и пр.
- Домашнее задание. Выставление оценок.
Найти объяснение и происхождение следующих слов и выражений:
- День Мартына посвящен животному, какому?
- К выражению «гол как сокол» птица не имеет никакого значения, а что же это значит?
- В старину говорили: «Прошел слух по городам и весям». Городам понятно. Что же такое «весь»?
- Пролог к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» начинается так: «У Лукоморья дуб зеленый ….». У лукоморья – это где?
- В каком часу бываю первые, вторые и третьи петухи?
Выберите и продемонстрируйте 2-3 статьи, удивившые вас своим содержанием.
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 11 классе
Ф.М. Достоевский – философ.
Открытый микрофон.
(в рамках предметной недели, 200 лет со дня рождения писателя и философа)
Иванова Ольга Викторовна
Цели урока:
- Обобщить известный материал о Ф.М.Достоевском, писателе и философе.
- Показать особенности мировоззрения писателя.
- Ввести учащихся в его мир философских рассуждений писателя.
Оборудование урока:
- Портрет писателя.
- Словари русского языка.
- Цитаты из произведений писателя.
Дети на уроке работают у микрофона.
Отдельная группа – оппоненты (5 человек).
ХОД УРОКА
- Мотивация.
Говорить мы сегодня будем о Федоре Михайловиче Достоевском. Мы пытаемся понять, чему же учит нас Ф.Достоевский, что может дать нам, современным людям, писатель, живший в 19 веке. Быть может, мысли и выводы, к которым он приходит, сегодня неактуальны? Произведения Достоевского сложны, требуют вдумчивого чтения, определенных усилий не только ума, но и души. Вместе с тем, его книги просты и понятны, если читать их с неравнодушным сердцем. Чтобы чувствовать себя человеком в мире людей, мы должны задать себе вопросы: для чего и как мы живем? Что может позволить себе человек? Где границы человеческой свободы? Великий писатель через свой взгляд на мир, на человека, указывает нам путь самим к себе. И мы начинаем слышать собственную душу.
Интерес для нас сегодня представляют философские высказывания Достоевского из его произведений, записей, статей.
- Обсудим удобную для нас форму работы: современный и популярный баттл, дискуссия, интервью, беседа?
- Дискуссия.
- Что вы понимаете под термином «философия»?
Филосо́фия (др.-греч. φιλοσοφία, дословно — «любомудрие», «любовь к мудрости») — особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках, предельно-обобщающих понятиях и фундаментальных принципах реальности (бытия) и познания, бытия человека, об отношении человека и мира.
К числу основных философских вопросов, например, относятся вопросы «Познаваем ли мир?», «Существует ли Бог?», «Что такое истина?», «Что такое хорошо?», «Что есть Человек?», «Что первично — материя или сознание?» и другие [5][6].
Хотя иногда философию определяют более узко, в качестве науки.
Можно сверить со словарем.
- Назовите известных вам философов. (Портреты на презентации)
Кого относят к философам и почему?
- Обобщение знаний.
Назовите известные вам произведения Ф.Достоевского.
Справочно о взглядах. (Ф.М.Достоевский – великий русский писатель, христианский мыслитель и публицист. Н.Бердяев пишет в работе “Миросозерцание Достоевского”, что Достоевский открыл новый духовный мир, вернул человеку его духовную глубину.
В 1847 году Достоевский начинает посещать кружок М.В.Буташевича-Петрашевского, на котором обсуждались планы преобразований в России на основе идей французского утопического социалиста Шарля Фурье. В апреле 1849 года членов кружка, в том числе и Достоевского, арестовывают и помещают в Петропавловскую крепость.
Общей темой произведений Достоевского является человеческая свобода. Здесь он совершает шаг вперед по сравнению с классической европейской философией. В последней свобода (например, в философии И.Канта) рассматривалась, с одной стороны, как поведение, неподвластное природной причинной необходимости, но, с другой стороны, отождествлялась с сознательным подчинением нравственному долгу. В качестве природного и социального существа человек, конечно, следует своим эгоистическим, в том числе классово-групповым интересам, стремится к личному счастью и к выгоде. В то же время человек способен в своем поведении исходить из всеобщих нравственных законов, и в этой своей способности следовать нравственным законам вопреки своей природной и социальной обусловленности человек выступает как свободное существо.
Человеческая природа никогда не может быть рационализирована, всегда остается некий иррациональный остаток, и в нем – источник жизни. И в обществе всегда присутствует иррациональное начало, и человеческая свобода, которая стремится, чтобы “по своей глупой воле пожить”, не допустит превращения общества в муравейник. Здесь обнаруживается у Достоевского обостренное чувство личности и глубокое недоверие к любому окончательному устроению человеческой судьбы).
- Прокомментируйте выражения:
Василий Розанов писал: «Достоевский есть самый интимный, самый внутренний писатель, так что, читая его, – как будто не другого кого-то читаешь, слушаешь свою же душу, только глубже».
Ф.Достоевский о себе: «В моих книгах нет ни одного слова лишнего, любое из них работает на общий замысел».
- Открытый микрофон. (учащиеся выбирают заготовленные учителем фразы из произведений Достоевского и без подготовки высказываются).
Схема высказывания: «Да, я согласен с этим мнением потому, что…», «Мне сложно согласиться с автором, т.к….», «Я считаю затронутую проблему спорной, ибо…»
Группа оппонентов может задавать вопросы, соглашаться и не соглашаться.
В конце урока оценку выступлениям дает группа оппонентов.
- Материалы для обсуждения:
«ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
1866
Гениальный роман, главные темы которого: преступление и наказание, жертвенность и любовь, свобода и гордость человека — обрамлены почти детективным сюжетом.
Да ведь факты не все; по крайней мере, половина дела в том, как с фактами обращаться умеешь!
Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано.
Тварь ли я дрожащая или право имею…
Станьте солнцем, вас все и увидят.
Нет ничего в мире труднее прямодушия и нет ничего легче лести.
При неудаче все кажется глупо!
«ИДИОТ»
1868
Роман, в котором творческие принципы Достоевского воплощаются в полной мере, а удивительное владение сюжетом достигает подлинного расцвета. Яркая и почти болезненно талантливая история несчастного князя Мышкина, неистового Парфена Рогожина и отчаявшейся Настасьи Филипповны, много раз экранизированная и поставленная на сцене, и сейчас завораживает читателя…
Пройдите мимо нас и простите нам наше счастье!
Трус тот, кто боится и бежит; а кто боится и не бежит, тот еще не трус.
Можно ли любить всех, всех людей, всех своих ближних? Конечно: нет, и даже неестественно. В отвлеченной любви к человечеству любишь почти всегда одного себя.
Вы краснеете, это черта прекрасного сердца.
….не люблю быть со взрослыми, с людьми, с большими, не люблю потому, что не умею. Что бы они не говорили со мной, как бы добры ко мне ни были, все-таки с ними мне всегда тяжело почему-то, и я ужасно рад, когда могу уйти поскорее к своим товарищам, а товарищи мои всегда были дети.
Нет ничего обиднее человеку нашего времени и племени, как сказать ему, что он не оригинален, слаб характером, без особенных талантов и человек обыкновенный.
Ограниченному “обыкновенному” человеку нет, например, ничего легче, как вообразить себя человеком необыкновенным и оригинальным и усладиться тем без всяких колебаний.
Что ложью началось, то ложью и должно было кончиться; это закон природы.
«ПОДРОСТОК»
1875
Книга, в которой основная тема творчества великого Достоевского — тема судьбы человека, психологически и духовно не укладывающегося в привычные рамки, — обрамлена запутанным, почти «детективным» сюжетом, достойным классического «романа тайн». Книга не просто гениальная, но еще и бесконечно глубокая.
Они не глупее других и не умнее; они — помешанные, как все.
Пусть я не достигну ничего, пусть расчет неверен, пусть лопну и провалюсь, все равно — я иду. Иду потому, что так хочу.
Тайное сознание могущества нестерпимо приятнее явного господства.
«УНИЖЕННЫЕ И ОСКОРБЛЕННЫЕ»
1861
В забитом, потерянном, обезличенном человеке он отыскивает и показывает нам живые, никогда не заглушимые стремления и потребности человеческой природы, вынимает в самой глубине души запрятанный протест личности против внешнего, насильственного давления и представляет его на наш суд и сочувствие». Многое в этом романе читателям казалось необычным: перед ними была поставлена новая этико-социальная проблема — проблема эгоизма.
…в женском характере есть такая черта, что если, например, женщина в чем виновата, то скорей она согласится потом, впоследствии, загладить свою вину тысячью ласк, чем в настоящую минуту, во время самой очевидной улики в проступке, сознаться в нем и попросить прощения.
Я заметил, что в тесной квартире даже и мыслям тесно.
Великодушное сердце может полюбить из жалости.
«БЕСЫ»
1871-1872
Одно из наиболее трагических и сложных в идейно-философском отношении произведений писателя. Благодаря историческому опыту XX века роман, искусственно истолкованный ранее как политический памфлет, во многом получил новое прочтение.
Если хочешь победить весь мир, победи себя
Все они, от неуменья вести дело, ужасно любят обвинять в шпионстве.
Мне счастье невыгодно, потому что я немедленно лезу прощать всех врагов моих…
Вся свобода будет тогда, когда будет все равно, жить или не жить.
«БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ»
1879-1880
Самый сложный, самый многоуровневый и неоднозначный из романов Достоевского, который критики считали то «интеллектуальным детективом», то «ранним постмодернизмом». Роман, легший в основу десятков экранизаций — от предельно точных до самых отвлеченных, — но не утративший своей духовной силы…
Другой никогда не может узнать, до какой степени я страдаю, потому что он другой, а не я.
Но влюбиться не значит любить. Влюбиться можно и ненавидя.
…человек ищет не столько бога, сколько чудес.
Нет, широк человек, слишком даже широк, я бы сузил.
Делай неустанно. Если вспомнишь в нощи, отходя ко сну: «Я не исполнил, что надо было», то немедленно встань и исполни.
Ведь обидеться иногда очень приятно, не так ли? И ведь знает человек, что никто не обидел его, а что он сам себе обиду навыдумал и налгал для красы, сам преувеличил, чтобы картину создать, к слову привязался и из горошинки сделал гору, знает сам это, а все-таки самый первый обижается, обижается до приятности, до ощущения большого удовольствия, а тем самым доходит и до вражды истинной… — Старец Зосима
«БЕЛЫЕ НОЧИ»
1848
Лирическая исповедь героя-мечтателя, раскрывающая сложный процесс воспитания чувств и тончайшую «музыку» души.
Так, когда мы несчастны, мы сильнее чувствуем несчастие других; чувство не разбивается, а сосредотачивается…
«ВЕЧНЫЙ МУЖ»
1870
О том, что люди не меняются. Несмотря ни на какие обстоятельства, переживания, горе, несмотря ни на какие потери и приобретения в жизни. В душе человека может происходить огромная внутренняя работа, он может клясться себе, что навсегда преобразится, учтет уроки судьбы. Но как только давление спадает, оказывается, что человек остался, каким и был. Как всегда, гениальное произведение Достоевского!
Согласитесь, что это сильная болезнь века, когда не знаешь, кого уважать, – не правда ли?
- Подведение итогов. Выставление оценок.
Наглядный материал. Портреты философов.
Парменид (520-450 до н.э). Этот древнегреческий философ жил еще до Сократа. Как и многие другие мыслители той эры, он отличался непостижимостью и даже неким безумством. Парменид стал основателем целой философской школы в Елее. До нас дошла его поэма «О природе». В ней философ рассуждает о вопросах познания и бытия. Парменид рассуждал, что существует только вечно и неизменное Бытие, которое отождествляется с мышлением. По его логике о небытии мыслить невозможно, а значит, его и не существует. Ведь противоречивой является мысль «есть то, чего нет». Главным учеником Парменида считается Зенон Элейский, но труды философа оказали влияние и на Платона с Мелиссом.
Аристотель (384-322 до н.э.). Наравне с Аристотелем столпами античной философии принято считать также Платона с Сократом. Но именно этот человек отличался еще и своей просветительской деятельностью. Школа Аристотеля дала большой толчок его в развитии творчества многочисленных учеников. Сегодня ученые не могут даже разобраться, какие точно из работ принадлежат великому мыслителю. Аристотель стал первый ученым, кто смог создать разностороннюю философскую систему. Позже она ляжет в основу многих современных наук. Именно этот философ создал формальную логику. А его взгляды на физические основы мироздания заметно изменили дальнейшее развития мышления человека. Центральным учением Аристотеля стало учение о первопричинах - материи, форме, причине и цели. Этот ученый заложил концепции пространства и времени. Аристотель много уделял внимания теории государства. Неслучайно его самый успешный ученик - Александр Македонский, так многого добился.
Марк Аврелий (121-180). Этот человек вошел в историю не только, как римский император, но и как выдающийся философ-гуманист своей эпохи. Под влиянием другого философа, своего учителя Максима Клавдия, Марк Аврелий создал 12 книг на греческом языке, объединенных общим названием «Рассуждения о самом себе». Работа «Медитации» была написана для внутреннего мира философов. Там император поведал об убеждениях философов-стоиков, но не все их идеи принял. Стоицизм был важным явления для греков и римлян, ведь он определял не только правила терпениям, но и указывал пути к счастью. Марк Аврелий считал, что все люди посредством своего духа участвуют в идейно общности, которая не имеет ограничений. Труды этого философа легко читаются и сегодня, помогая решить некоторые жизненные проблемы. Интересно, что гуманистические идеи философа вовсе не мешали ему преследовать первых христиан.
Ансельм Кентерберийский (1033-1109). Этот средневековый философ много сделал для католического богословия. Его даже считают отцом схоластики, а самой известной работой Ансельма Кентерберийского стала «Proslogion». В ней он с помощью онтологического доказательства привел незыблемые свидетельства существования Бога. Бытие Бога проистекало из самого его понятия. Ансельм пришел к выводу, что Бог есть совершенство, существуя вне нас и вне этого мира, превосходя по величине все мыслимое. Главные высказывания философа «вера, требующая понимания» и «верую, чтобы понять» затем стали своеобразными девизами августинской философской школы. Среди последователей Ансельма был и Фома Аквинский. Ученики же философа продолжили развивать его взгляды на отношение веры и разума. За свои работы на благо церкви в 1494 году Ансельм был канонизирован, став святым. А в 1720 году папа Климент XI провозгласил святого Учителем Церкви.
Бенедикт Спиноза (1632-1677). Спиноза родился в еврейской семье, предки его после изгнания из Португалии осели в Амстердаме. В юности философ изучает труды лучших еврейских умов. Но Спиноза стал высказывать ортодоксальные взгляды и сблизился с сектантами, что привело к отлучению от еврейской общины. Ведь его передовые взгляды входили в противоречие с закоренелыми общественными взглядами. Спиноза бежал в Гаагу, где продолжал совершенствоваться. Себе на жизнь он зарабатывал шлифовкой линз и частными уроками. А в свободное от этих обыденных занятий время, Спиноза писал свои философские труды. В 1677 году ученый умер от туберкулеза, его закоренелая болезнь была к тому же усугублена вдыханием пыли линз. Только после смерти Спинозы вышла его главная работа - «Этика». Труды философа синтезировали воедино научные идеи Древней Греции и Средневековья, труды стоиков, неоплатонистов и схоластиков. Спиноза пытался перенести влияние Коперника на науку в сферу этики, политики, метафизики и психологии. Метафизика Спинозы основывалась на логике, что надо определить термины, сформулировать аксиомы и уже затем с помощью логических следствий выводить остальные положения.
Артур Шопенгауэр (1788-1860). Современники философа вспоминали о нем, как о маленькой некрасивом пессимисте. Он большую часть жизни провел с матерь и котом в своей квартире. Тем не менее этот мнительный и честолюбивый человек смог пробиться в число самых важных мыслителей, став самым ярким представителем иррационализма. Источником идей Шопенгауэра послужили Платон, Кант и древнеиндийский трактат Упанишады. Философ стал одним из первых, кто осмелился соединить восточную и западную культуру. Трудность синтеза состояла в том, что первая - иррациональная, а вторая, наоборот, рациональная. Философ много внимания уделял вопросам воли человека, его самым известным афоризмом стала фраза «Воля - вещь в себе». Ведь именно она и определяет сущее, влияя на него. Главной работой всей жизни философа стала его «Мир, как воля и представление». Шопенгауэр изложил основные способы достойной жизни - искусство, моральный аскетизм и философия. По его мнению, именно искусство способно освободить душу от жизненных страданий. К другим же надо относиться, как к самому себе. Хотя философ и симпатизировал христианству, он оставался атеистом.
Фридрих Ницше (1844-1900). Этот человек, несмотря на сравнительно недолгую жизнь, смог добиться многого в философии. Имя Ницше принято ассоциировать с фашизмом. На самом деле он не был националистом, как его сестра. Философ вообще мало интересовался жизнью вокруг себя. Ницше смог создать самобытное учение, которое не имеет ничего общего с академическим характером. Труды ученого поставили под сомнения общепринятые нормы морали, культуры, религии и общественно-политических отношений. Чего стоит только знаменитая фраза Ницше «Бог мертв». Философ смог возродить интерес к философии, взорвав застоявшийся было мир новыми взглядами. Первая работы Ницше, «Рождение трагедии», сразу же наградила автора ярлыком «ужасным ребенком современной философии». Ученый пытался понять, что же есть мораль. Согласно его взглядам, не стоит думать об ее истинности, надо рассматривать ее служение цели. Прагматический подход Ницше отмечается и в отношении философии и культуры вообще. Философ смог вывести формулу сверхчеловека, который не будет ограничен моралью и нравственностью, став в стороне от добра и зла.
Роман Ингарден (1893-1970). Этот поляк являлся одним из самых видных философов прошлого века. Он был учеником Ганса-Жоржа Гадамера. Ингарден во Львове пережил фашистскую оккупацию, продолжая работать над своим главным трудом, «Спором о существовании мира». В этом двухтомнике философ рассуждает об искусстве. Основой деятельности философа стала эстетика, онтология и эпистемология. Ингарден заложил основы реалистичной феноменологии, которая актуальна до сих пор. Исследовал философ также и литературу, кино, теорию познания. Ингарден переводил на польский язык философские работы, в том числе Канта, много преподавал в университетах.
Жан-Поль Сартр (1905-1980). Этот философ очень любим и популярен во Франции. Это самый яркий представитель атеистического экзистенциализма. Его позиции были близки к марксизму. При этом Сартр являлся еще и писателем, драматургом, эссеистом и педагогом. В основе работ философов лежит понятие свободы. Сартр полагал, что она является абсолютным понятием, человек просто осужден быть свободным. Мы сами должны формировать себя, отвечая за свои поступки. Сартр говорил: «Человек - это будущее человека». Смысла же у окружающего мира нет, именно человек своей деятельностью меняет это. Работа философа «Бытие и ничто» стала самой настоящей Библией для молодых интеллектуалов. Нобелевскую премию по литературе Сартр отказался принять, так как не хотел ставить под сомнение свою независимость. Философ в своей политической деятельности всегда отстаивал права обездоленного и униженного человека. Когда Сартр умер, проводить его в последний путь собралось 50 тысяч человек. Современники полагают, что ни один другой француз не дал миру столько, сколько этот философ.
Морис Мерло-Понти (1908-1961). Этот французский философ одно время был единомышленником Сартра, являясь приверженцем экзистенциализма и феноменологии. Но затем он отошел от коммунистических взглядов. Основные мысли Мерло-Понти изложил в своей работе «Гуманизм и террор». Исследователи полагают, что в ней есть черты, родственные фашисткой идеологии. В сборнике своих работ автор жестко критикует сторонников марксизма. На мировоззрение философа оказали влияние Кант, Гегель, Ницше и Фрейд, сам он увлекался идеями гештальтпсихологии. Основываясь на работе предшественников и работая над неизвестными трудами Эдмунда Гуссерля, Мерло-Понти смог создать свою феноменологию тела. Это учение гласит, что тело не является ни чистым существом, ни естественной вещью. Это всего лишь поворотный момент между культурой и природой, между собственным и чужим. Тело в его понимании - целостное «я», которое является субъектом мышления, речи и свободы. Самобытная философия этого француза заставила по-новому переосмыслить традиционные философские темы. Неслучайно его считают одним из основных мыслителей двадцатого века.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по ИЗО "Космические дали"
Конспект урока по ИЗО "Космические дали"...
Методическая разработка урока литературы с презентацией в 10 классе по теме "Ни по закону, ни по совести" ( по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание")
Данная разработка урока предназначена для интегрированного урока ( литература и обществознание)....
Методическая разработка урока литературы Тема: Проблемы доброты, милосердия, всепрощения в рассказе Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»
Познакомить учащихся с жанровыми особенностями святочного рассказ Формирование умения анализировать прозаическое произведение, развитие речи и творческих способностей учащихсяНравственное и эсте...
Методическая разработка урока «Словарь В. И. Даля – сокровищница меткого народного слова»
Методическая разработка урока «Словарь В. И. Даля – сокровищница меткого народного слова» Цель: 1. Познакомить учащихся 4-11 классов с «Толковым словарем живого великорусского языка» В. Даля. 2. Сф...
Методическая разработка урока-знакомства с творчеством Ф. М. Достоевского в 10-м классе
Урок предваряет изучение творчества Федора Михайловича Достоевского, помогает ответить на вопрос: что сегодня может дать нам писатель, живший в 19 веке, чему научить. Актуальны ли сегодня его мысли и ...
Методическая разработка. Урок литературы по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" по ФГОС
Тема урока "Петербург - фон или герой романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"? Приёмы создания образа города."Урок систематизации и обобщения знаний и умений.Призван сф...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока литературы в 10 классе по роману Ф. М. Достоевского «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
В разработке раскрывается суть теории Раскольникова; ведется разбор ведущих мотивов преступления.Показано, какую власть над человеком может иметь «теория», как ответственен чел...