Технологическая карта урока "Двойная роль букв е, ё, ю, я"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Барякина Наталья Николаевна

Тема

 Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я

Цель

Создание условий для освоения навыков определения фонетических позиций, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука

Планируемые образовательные результаты

Личностные: формирование  учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Метапредметные:

Познавательные: умение работать со справочной литературой, постановка    и решение проблемы;

Регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;

Коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи.

Учащийся научится:

- различать звуковое значение букв е, ё, ю, я в разных фонетических позициях;

- составлять таблицу - алгоритм

Учащийся получит возможность научиться:

- составлять самостоятельно задания по изучаемой  теме

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnol_karta_uroka_dvoynaya_rol.docx33.92 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx378.26 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель: Наталья Николаевна Барякина, первая квалификационная категория 

Предмет

Русский язык

Класс

5

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Образовательные технологии

Игровая технология, проблемно-диалогическая, метод проектов, элементы исследовательской деятельности, уровневая дифференциация

Тема

Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я

Цель

Создание условий для освоения навыков определения фонетических позиций, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука

Планируемые образовательные результаты

Личностные: формирование  учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Метапредметные:

Познавательные: умение работать со справочной литературой, постановка    и решение проблемы;

Регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;

Коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи.

Учащийся научится:

- различать звуковое значение букв е, ё, ю, я в разных фонетических позициях;

- составлять таблицу - алгоритм

Учащийся получит возможность научиться:

- составлять самостоятельно задания по изучаемой  теме

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1. Мотивация к учебной деятельности

Эмоционально настраивает детей на работу.

Проверяет готовность обучающихся к уроку

- Добрый день, ребята!

Улыбнитесь друг другу, мне, гостям.  Мысленно пожелайте удачи.

Скажите, а что вы ожидаете от сегодняшнего урока?

- А для этого вы должны дружно работать, внимательно слушать, не бояться трудностей!

 Запишите число, классная работа, для темы оставьте место. Мы её определим сами чуть позже

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку.

(Будет интересно! Узнаю что-то новое, полезное. Расширится мой кругозор. Получу радость от общения. Ожидаю получить хорошую отметку…)

Делают записи в тетради

Личностные:  формирование  эмоционального настроя на урок.

Регулятивные: самоконтроль.

Познавательные: самоопределение, прогноз учебной деятельности

Коммуникативные: готовность к учебному сотрудничеству с учителем и  сверстниками.

Актуализация и пробное учебное действие

Предлагает вспомнить ранее изученный материал, используя фрагмент игровой технологии.

- Какой раздел науки о языке мы с вами изучаем?

Дома вы должны были повторить теоретический материал по этому разделу. Поиграем?

Игра «Да и нет»

- Я читаю утверждения, вы, если соглашаетесь, поднимаете карточку зеленого цвета, если не соглашаетесь – красного цвета.

1.Фонетика-это раздел науки о языке, в котором изучаются: звуки (да)

2.Звуки речи делятся на две группы (гласные и согласные) (да)

3. Между буквой и звуком нет отличий (нет)

4. Гласные бывают звонкими и глухими (нет)

5 Мягкость согласного в транскрипции обозначается Ь (нет)

6. Количество гласных букв 10 (да)

7. Глухие согласные звуки состоят из шума и голоса? (нет)

8. В словах бывает звуков больше, чем букв (да)

9.В словах бывает букв больше, чем звуков (да)

Хорошо, ребята, активно поработали.

А могу ли я сейчас кого-то отдельно из вас оценить?

(Нет, потому что была командная работа)

Предлагает оценить работу детей самостоятельно (на полях зеленой пастой: +, -, ?

Отвечают на вопросы, используя сигнальные карточки

Отвечают на вопрос и оценивают результат своей работы

Личностные: формирование адекватной самооценки

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков;

Выявление места и причины затруднения

Создает проблемную ситуацию.

 -Ребята, мы продолжаем с вами изучать удивительный мир фонетики, мир звуков.

Обратите внимание на слова: мёл, ёж.

Что может объединять данные слова? (Буква Ё).

Протранскрибируйте данные слова.

Что получилось? Почему одна и та же буква имеет разные звуки?

Проверяет правильность выполнения задания

Создает ситуацию успеха

Кто справился с заданием?

У кого не все получилось?

В чем причина  затруднения 1) при разборе? 2) при ответе на вопрос? Какой вывод делаем?Назовите ещё буквы русского языка, подобные букве Ё.

Выполняют задание, отвечают на вопросы, комментируют свои ответы, предполагают, рассуждают.

Два ученика у доски (выполняют транскрипцию).

Оценивают свою работу

по алгоритму самооценки

Остальные обучающиеся оценивают работу в тетрадях на полях (+, -,?)

 Недостаточно имеем знания

(Предстоит что-то узнать, предстоит познакомиться с тем, что мы не знаем)

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Коммуникативные: отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли.

Познавательные: логические - формулирование проблемы.

Формулирование

темы. Целеполагание и планирование работы

Подводит детей к формулированию темы и цели.

- Сегодня мы и будем работать с этими необычными и удивительными буквами.

А в чем их необычность?

- Очень часто эти буквы называют актрисами. Как вы думаете, почему?

- Это и будет темой урока. (Двойная роль букв е, ё, ю, я).

Записывает тему на доске

Как вы думаете, чем мы будем заниматься?

Записывает цели на доске:

Цель: познакомиться с двойной ролью букв е, ё, ю, я; научиться различать позиции, в которых данные буквы обозначают один и два звука.

- Каким способом будем реализовывать цель?

Отвечают на вопросы, коллективно определяют тему урока, формулируют цели и план работы.

Могут иметь два звука.

Играют двойную роль

Записывают тему в тетрадь

Отвечают на вопрос учителя

Ч/з учебник, дополнительный материал, ч/з изученные понятия, алгоритм, схемы, таблицы.

Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. 

Коммуникативные: постановка вопросов и их обсуждение.

Регулятивные: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы.

Построения проекта выхода из затруднения

Организует работу обучающихся по исследованию проблемной ситуации в группах.

- Я предлагаю вам обратиться к таблице и решить небольшую, но важную исследовательскую задачу: определить, при каких фонетических позициях, буквы е, ё, ю, я будут обозначать один звук, а при каких два.

Обратите внимание на местоположение изучаемых букв.

Что объединяет каждую группу? Запишите вывод в 3 строке. Укажите звуки.

1 звук

2 звука

2 звука

2 звука

снЕг [ ]

лЁд [ ]

лЮди [ ]

блестЯщий  [ ]

Ежегодный [  ]

Ёлка [  ]

Юрта [  ]

Январь [  ]

млеЕт [  ]

поЁт [  ]

уЮт [  ]

сиЯть[ ]

взъЕрошить [  ]

подъЁм [  ]

вьЮга [  ]

изъЯть [  ]

?

?

?

?

После согласной буквы

В начале слова

После гласной буквы

После ь и ъ

Решают исследовательскую задачу,

формулируют собственные выводы в сотрудничестве с  одноклассниками, заполняют таблицу.

Личностные: осознают свои возможности в учении

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах, инициативное сотрудничество.

Регулятивные: контроль, коррекция; планируют необходимые действия

Познавательные: извлекают необходимую информацию, устанавливают причинно-следственные связи

Практическая деятельность по реализации построенного проекта

- Подведем итоги вашего исследования.

Какая задача стояла перед вами? На что вы обращали особое внимание? Проверим, что у нас получилось. Какие звуки в скобках мы запишем?

Объясните, как вы решали эту задачу в 1-м столбике, во 2-м, в 3-м и 4-м?

Какие звуки в скобках мы запишем напротив каждого слова?

Предлагает оценить работу групп

- Внизу каждого столбика при правильном выводе нарисуйте звездочку.

- Сколько звездочек получила каждая группа?

(Если звездочек меньше 4-х, уточнить, в чем оказалась причина затруднения?)

- Ребята, все преодолели возникшее ранее затруднение?

Объясняют решение исследовательской задачи.

Выявляют закономерность, формулируют выводы наблюдений.

 Оценивают работу группы и свою работу в группе

Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля

Познавательные: извлекают необходимую информацию из высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

 Составление таблицы-алгоритма

- Давайте подытожим ваши выводы. Какое известное было в задании? (двойная роль: один и два звука).

А что вы находили, определяли? ( позицию)

К какому решению пришли?

Составьте в паре алгоритм двойной роли букв е, ё, ю, я.

Желающий может поработать у доски.

Контролирует правильность работы детей.

Двойная роль букв е, ё, ю, я.

    1.   Один звук

        |

 после мягких согласных

    2.   Два звука

|               |

    в начале слова

    после гласной

    после Ъ и Ь

Создает ситуацию успеха

- Алгоритм-таблица и есть правило по теме.

Сравним его с правилом из учебника (п.61, стр.142). Прочитайте. Совпали ваши выводы с выводами учебника? Да? Превосходно, значит наша исследовательская задача решена.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- Предлагаю немного отдохнуть и поиграть.

Если гласный обозначает два звука, приседают девочки, если один, то приседают мальчики.

Юнга, хлеб, барьер, люстра, пень, клюква, память, ружьё, озеро, памятник, вьюга, свёкла, каюта, рояль, шёл.

Составляют алгоритм-таблицу.

Формулируют собственные мысли, обосновывают свою точку зрения.

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.

Проверяют правильность работы

Сверяют свои выводы с выводами  учебного материала.

Принимают участие в обучающей игре

На слух определяют слова с изучаемым правилом

Личностные: проявляют способность к самооценке своих действий

Коммуникативные: управление поведением партнера, коррекция, оценка действий партнера; владение умениями совместной  деятельности и координации деятельности с другими  её участниками

Регулятивные: действия  моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала;

формирования обобщенных знаний.

Познавательные: умение структурировать знания, рефлексия способов и условий действия; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, устанавливают причинно-следственные связи

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке; создание доброжелательного настроения

 Самостоятельная работа с самопроверкой

Устанавливает осознанность восприятия алгоритма

 Распределительный диктант

Используя алгоритм-таблицу, распределите слова в 2 столбика. По какому признаку - определите самостоятельно.

Еда, тепло, якорь, лес, ёлка, тень, люди, льёт, мёд, летит, вьюга, лямка, яма, баян, река.

Просит учеников обменяться тетрадями.

ПРОВЕРЬ

Один гласный звук

Двойная роль букв е, ё, ю, я

тепло

лес

тень

люди

мёд

летит

лямка

река

еда

якорь

ёлка

ёлка

льёт

вьюга

яма

баян

        

0 ошибок-«5»;  1-2ош. – «4»;  3-4 ош. – «3»

Кто выполнил на пять? На четыре? На три? Есть, кто допустил больше четырех ошибок?

Прокомментируйте свой выбор ответа (выборочно).

Выполняют самостоятельно задание.

Работают по алгоритму.

Определяют, по какому признаку нужно распределить слова в 2 столбика.

Самопроверка по эталону.

Самооценка

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану; оценивают свою работу, исправляют и объясняют свои ошибки

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности

Включение в систему знаний и повторение

Выполнение теста

№ 1

Укажите слово, где буквы ё, е, ю, я обозначают два звука:

         1)         мера

         2)         вьюга

         3)         метель

         4)         мёд

№ 2

Укажите слово, в котором звуков больше чем букв

         1)         семя

         2)         люк

         3)         ёлка

         4)         полёт

№ 3

Назовите звонкую согласную букву

         1)         Ц

         2)          З

         3)          Х

         4)         Ш

  № 4

Укажите слово, в котором  звуков столько же, сколько и букв

           1)          яблоко

         2)          юла

         3)          день

         4)         ель

№ 5

Какая буква названа неверно

1) п «пэ»

2) ж «жэ»

3) х «хэ»

4) с «эс»

  Ключ к тесту: 1- 2, 2 - 3, 3 - 2, 4 – 4, 5 – 3

0 ошибок- «5», 1 ош. – «4», 2 ош. – «3»

Выполняют тест.

Взаимопроверка

Сверяют  результаты с эталоном.

Оценивают друг друга

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: владение умениями совместной  деятельности и координации деятельности с другими  её участниками;

умение с достаточной полнотой   и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль

Познавательные: действия  моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; формирования обобщенных знаний.

Рефлексия учебной деятельности на уроке 

Организует рефлексию, самооценку результатов учащихся.

- Ребята, сегодня на уроке мы раскрыли тайну букв Е Ё Ю Я. В чем состояла тайна.

- Какие выводы по уроку можете сделать?

– Что нового вы узнали на  уроке?

- Что получилось?
– В чём испытывали трудности?

- Кто считает, что он сегодня поработал на отметку «5». Почему так считаете?

Лист оценивания

 - Оцените свою работу на уроке,  пользуясь диагностической картой.

?

 Узнал, что буквы е, ё, ю, я обозначают один и два звука, какие звуки они могут обозначать, но не до конца научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука,  остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.

!

 Научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука. Я скажу себе: « Я работал хорошо!»

! ! !

Научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один и два звука, и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Заполняют карту своих достижений.

Оценивают свою работу на уроке в целом, комментируют свой выбор.

Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь; умение с достаточной полнотой   и точностью выражать свои мысли; строят небольшие монологические высказывания

Регулятивные: оценивают свою работу

Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Домашнее задание

Предлагает дифференцированное задание

1. Кто оценил себя по первому уровню, выполнит упр. № 311 из параграфа 61.

2. Кто оценил себя «Я работал хорошо!», выполните упр. 312.

3. Кто оценил себя « Я молодец!», составьте тест (из 5-6 вопросов) с выбором ответов по теме урока.

Благодарит всех за внимание

Записывают домашнее задание в дневник на выбор

Личностные: адекватная мотивация учебной деятельности.

Регулятивные: понимать и принимать учебную цель и задачу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

О пределите, при каких фонетических пози­циях, буквы е, ё, ю, я будут обозначать один звук, а при каких два. Обратите внимание на местоположение изучаемых букв. Что объединяет каждую группу? Запишите вывод в 3 строке. В квадратных скобках указать звук, соответствующий выделенной букве. 1 звук 2 звука 2 звука 2 звука снЕг [ ] лЁд [ ] лЮди [ ] блестЯщий [ ] Ежегодный[ ] Ёлка [ ] Юрта [ ] Январь [ ] млеЕт [ ] поЁт [ ] уЮт [ ] сиЯть [ ] взъЕрошить [ ] подъЁм [ ] вьЮга [ ] изъЯть [ ] ? ? ? ?

Слайд 3

2. Два звука | в начале слова после гласной после Ъ и Ь Двойная роль букв е, ё, ю, я. 1 . Один звук | после мягких согласных

Слайд 4

Итак , буквы е, ё, ю , я могу т обозначать сочетания двух звуков - [й’] и гласного. Но у букв е, ё, ю, я есть ещё одна роль . Указывая на мягкость согласного , буквы е, ё, ю, я в то же время обозначают гласные звуки [э], [о], [у], [а]. Буквы е, ё, ю, я в начале слова, после гласной и после разделительных ъ и ь обозначают по два звука - [ й’э ], [ й’о ], [ й’у ], [ й’а ]. Буквы е, ё, ю, я после согласной обозначают один гласный звук [э], [о], [у], [а] и мягкость предыдущего согласного. П.61, стр.142

Слайд 5

. Распределите слова в 2 столбика Еда , тепло, якорь, лес, баян, тень, люди , льёт Один гласный звук Двойная роль букв е, ё, ю, я тепло лес тень люди еда якорь баян льёт 0 ошибок- «5»; 1ош. – «4»; 2-3 ош . – «3»

Слайд 6

1.Укажите слово, где буквы ё, е, ю, я обозначают два звука: 1) мера 2) вьюга 3) метель 4) мёд 2. Укажите слово, в котором звуков больше чем букв 1) семя 2) люк 3) ёлка 4) полёт 3. Назовите звонкую согласную букву 1) Ц 2) З 3) Х 4) Ш 4. Укажите слово, в котором звуков столько же, сколько и букв 1) яблоко 2) юла 3) день 4) ель 5. Какая буква названа неверно 1) п «пэ» 2) ж « жэ » 3) х « хэ » 4) с «эс» Ключ к тесту: 1- 2, 2 - 3, 3 - 2, 4 – 4, 5 – 3 0 ошибок- «5», 1 ош . – «4», 2 ош . – «3»

Слайд 7

? Узнал, что буквы е, ё, ю, я обозначают один и два звука, какие звуки они могут обозначать, но не до конца научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса . ! Научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука. Я скажу себе: « Я работал хорошо!» ! ! ! Научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один и два звука, и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!» Лист оценивания

Слайд 8

1. Кто оценил себя по первому уровню, выполнит упр. № 311 из параграфа 61 . 2. Кто оценил себя «Я работал хорошо!», выполнит упр. 312. 3. Кто оценил себя « Я молодец!», составит тест по теме урока (из 5-6 вопросов) с выбором ответов. Домашнее задание

Слайд 9

• А. Яма , семья, зарядка . • Б. Юла , крючок, каюта. • В. Ёлка , поёт, мёд. • Г. Ель , съел, шёлк.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока. Тема урока: "Двойная роль букв е, ё, ю, я"

Планируемые образовательные результаты: • предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать звуковое значение букв е, ё, ю, я в разных фонетических позициях; уметь различать зву...

Технологическая карта урока «Правописание букв О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях прилагательных»

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме  «Правописание букв О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях прилагательных»....

Технологическая карта урока "Роль бактерий в природе и жизни человека"

Технологическая карта урока "Роль бактерий в природе и жизни человека". Тип урока: перевернутый класс...

технологическая карта по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" по теме: «Рассматривание картинок, определение места буквы М в слове (начало слова)»

Представлена технологическая карта по учебному предмету  "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с выраженной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (в...

технологическая карта по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" по теме: «Рассматривание картинок, определение места буквы Н в слове (начало слова)»

Представлена технологическая карта по учебному предмету  "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с выраженной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (в...