Открытый урок «Склонение сложных и составных количественных числительных» (русский язык, 6 класс, ФГОС)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Открытый урок «Склонение сложных и составных количественных числительных» (русский язык, 6 класс, ФГОС)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 272.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Склонение сложных и составных количественных числительных
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Цели как деятельность учеников.
Личностные: осознавать эстетическую ценность русского языка, стремиться к речевому самосовершенствованию, развивать языковые творческие способности.
Метапредметные:
М/п: извлекать информацию из таблиц, перерабатывать и преобразовывать эту информацию в другие формы (текст, схему), устанавливать связи между новой и ранее усвоенной информацией, делать выводы.
Предметные:
6ЛР: склонять сложные и составные имена числительные, выделять окончания в формах этих числительных.
3ЛР: правильно употреблять разные формы имён числительных в речи.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание |
I. Оргмомент. | Числа – и есть тот бог, который правит миром. Пифагор | |
II. Языковая разминка с элементами актуализации изученного. III. Постановка основного вопроса урока. | -Как вы понимаете слова древнегреческого философа, математика 6 века до н.э.? -Согласны ли вы с ним? -Цифры окружают нас везде и всегда. Приведите примеры. - О какой части речи мы сегодня продолжим разговор? - Но о числительных мы с вами говорили. Значит, нам нужно уточнить, о чем будем беседовать, и сформулировать тему урока. Для этого обратимся к материалу из конверта №1. - В первом задании вам дана схема теоретического материала, с которым мы работали на прошлых уроках. Проанализируйте схему и восстановите недостающие элементы. -Сверьте свои выводы с образцом на слайде. - Сложные и составные количественные числительные. -2-е задание: прочтите данные предложения: * Если из 27915 вычесть 14562, то останется меньше 15000. * Если к 198623 прибавить 7451, то получится более 206000. -Легко было произнести эти числительные? Почему? - А что нужно сделать, чтобы правильно произнести? (просклонять) - Итак, сформулируйте тему урока (Склонение сложных и составных количественных числительных) -Есть еще варианты? - А зачем нам правильно склонять числительные?
Кто-то из великих сказал: «Хочешь понравиться – умей владеть родным языком». И сегодня я желаю нам с вами понравиться и нашим гостям, и себе, потому что учимся владеть родным языком. | Познавательные УУД
Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать вопрос (проблему) урока. |
IV. Открытие новых знаний. | - Чтобы говорить о склонении сложных и составных количественных числительных, необходимо вспомнить, как склоняются простые количественные числительные. Работа в парах. Обратимся к конверту №2. Выполните предложенные задания. -С какими числительным по составу вы работали? - У нас есть еще….сложные и составные. Какие это числительные? (определение) - При склонении этих числительных тоже есть свои особенности. -Чтобы их найти, обратимся к конверту № 3, где нам предстоит провести исследование. Работа в группе (по 3-4 чел) Вывод: при склонении сложных числительных изменяются оба корня. - Сравним свой вывод с текстом правила (стр.117 учебника) 2. – Составьте схему, удобную для запоминания. На доску | Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, делать выводы. 2. Извлекать информацию из таблицы, представлять её в разных формах (текст, схема), соотносить информацию, представленную в разных формах (таблица, текст, схема Регулятивные УУД 1. Искать пути решения проблемы. 2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. 2. Слушать и слышать других, осуществлять речевую рефлексию. |
V. Развитие учебноязыковых и правописных умений. | Упр. 204 – развивается умение правильно образовывать формы сложных числительных, выделять корни и окончания, сравнивать их с данными в таблице; употреблять образованные формы в речи. Работа по рядам (по 1 человеку у доски) Оцени свою работу Совместная проверка Упр. 205 – развивается умение употреблять в тексте формы сложных имён числительных с корнями -десят- и -ст-, правильно писать окончания количественных числительных, обозначать орфограмму в них. 1 у доски Оцени свою работу | Познавательные УУД 1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. 2. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы. 3. Строить рассуждение, воспринимать и вычленять нужную информацию на слух. ТОУУ |
IV. Открытие новых знаний. | - Продолжаем с вами исследование. -Проговорите, пожалуйста, числительные 1250,81,140. -Что общего у этих числительных? (составные). -А как склоняются простые и сложные числительные? Ваши предложения? -Просклоняйте составное числительное. СЛАЙД - Что заметили? Какой вывод можете сделать? ( у составных числительных склоняются все слова, из которых они состоят) - Сопоставим выводы с правилом (стр. 117) | Регулятивные УУД 1. Искать пути решения проблемы. 2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. 2. Слушать и слышать других, осуществлять речевую рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Свободно излагать свои мысли в устной форме, владеть разными видами монолога и диалога. |
V. Развитие учебноязыковых и правописных умений. | - Вернемся к конверту № 1 к заданию 2. Какие перед нами числительные? (составные). И мы с вами говорили, чтобы правильно их произнести, нужно просклонять. Работаем в парах. Проговорите эти числительные друг другу и запишите их (1вар-1-е предл., 2 вар – 2-е предл.) Обменяйтесь работами с другой группой, проверьте выполнение. Оцените работу, аргументируйте свою отметку. (ПРОВЕРКА) -Что не получилось? -У кого верно? отметки | Познавательные УУД 1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. 2. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы. 3. Строить рассуждение, воспринимать и вычленять нужную информацию на слух. 2. Оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль. |
************ | -Чему мы должны были научиться? Зачем? -На уроке мы работали со словами, словосочетаниями и отдельными предложениями с числительными. А где еще можем встретить числительные? (при работе с текстом) Итак, конверт № 4. Работаем с соседом. Составьте текст по предложенной теме. Оформите свой рассказ на вложенной в конверт открытке. (на доске открытки – визитка Урюпинска) | Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности Познавательные УУД 1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. Коммуникативные УУД 1. Свободно излагать свои мысли в устной форме, владеть разными видами монолога и диалога. |
VII. Домашнее задание. | 1. Упр.207 2. Упр. 208 На выбор одно. 3.(по желанию) 1.Придумать лингвистическую сказку про числительные. | |
Слайды | СТИХИ из цифр. «Хочешь понравиться – умей владеть родным языком». Урюпинск |
Конверт № 1
1.
- Прочтите данные предложения:
Если из 27915 вычесть 14562, то останется меньше 15000.
Если к 198623 прибавить 7451, то получится более 206000.
Конверт № 2.
Выполните задания:
Устно просклоняйте словосочетания «один дом» и «один ученик». | Устно просклоняйте словосочетания «две книги», «два портфеля», «две женщины». | Устно просклоняйте словосочетания «три тетради», «три блокнота», «три человека». | Устно просклоняйте словосочетания «четыре ручки» и «четыре ученика». | Устно просклоняйте слова «5-10» и «скатерть». | Устно просклоняйте слова «11-20» и «печь». | Устно просклоняйте слова «30» и «рожь». | Устно просклоняйте слова «40,90,100» |
Сделайте вывод | Сделайте вывод | Сделайте вывод | Сделайте вывод | Сделайте вывод | Сделайте вывод | Сделайте вывод | Сделайте вывод |
Устно просклоняйте словосочетания «один дом» и «один ученик». | Устно просклоняйте словосочетания «две книги», «два портфеля», «две женщины». | Устно просклоняйте словосочетания «три тетради», «три блокнота», «три человека». | Устно просклоняйте словосочетания «четыре ручки» и «четыре ученика». | Устно просклоняйте слова «5-10» и «скатерть». | Устно просклоняйте слова «11-20» и «печь». | Устно просклоняйте слова «30» и «рожь». | Устно просклоняйте слова «40,90,100» |
Сделайте вывод | Сделайте вывод | Сделайте вывод | Сделайте вывод | Сделайте вывод | Сделайте вывод | Сделайте вывод | Сделайте вывод |
Конверт № 3
Группа 1
Задание:
- Прочтите внимательно склонение числительных.
- Выделите корень и окончание в числительных
- Сделайте вывод.
Падеж | Числительное |
И.п. | Двести озер |
Р.п. | Двухсот озер |
Д.п. | Двумстам озерам |
В.п. | Двести озер |
Т.п. | Двумястами озерами |
П.п. | (о) двухстах озерах |
Падеж | Числительное |
И.п. | Триста рек |
Р.п. | Трехсот рек |
Д.п. | Тремстам рекам |
В.п. | Триста рек |
Т.п. | Тремястами реками |
П.п. | (о) трехстах реках |
Падеж | Числительное |
И.п. | Четыреста деревьев |
Р.п. | Четырехсот деревьев |
Д.п. | Четыремстам деревьям |
В.п. | Четыреста деревьев |
Т.п. | Четырьмястами деревьями |
П.п. | (о) четырехстах деревьях |
Конверт № 4.
- Составьте текст на тему «Мой Урюпинск», используя числительные и опорные слова.
Россия,
административный центр Урюпинского района Волгоградской области
340 км к северо-западу от Волгограда
левый берегу реки Хопёр
конечная железнодорожная станция Урюпино
население — более 39 540 чел.
- Составьте текст на тему «Мой Урюпинск», используя числительные и опорные слова.
основан в 1618 году.
С XVIII века — станица Урюпинская, город Урюпинск с 1929 года.
По переписи 1897 года население составляло 11 286 человек, из них: дворян — около 569 чел., казаков и иногородних — более 3900 чел., иностранных подданных — 1 чел.
- Составьте текст на тему «Мой Урюпинск», используя числительные и опорные слова.
Памятники и скульптурные композиции Урюпинска
Визитная карточка города – это памятник козе.
Более 500 метров от МБОУ гимназии.
Существует примета: если потереть нос «козе-памятнику», то ваше желание непременно сбудется.
Связанные местными мастерицами платки, шали, варежки и носки из нежнейшего, тонкого пуха урюпинской козы охотно раскупаются россиянами и зарубежными туристами.
Музей Козы, в котором собраны ценные рекомендации и советы по разведению коз и вязанию из их пуха изделий. Центральная площадь города, около 55 метров от здания Администрации города Урюпинск.
- Составьте текст на тему «Мой Урюпинск», используя числительные и опорные слова.
Скульптурная композиция, изображающая персонажей из повести «Судьбы человека» М.А. Шолохова (оказывается, история, описанная писателем, происходила именно в городе Урюпинске). 100 метров от памятника Козе.
композиция, посвященная бабушкам-рукодельницам, создавшим Урюпинский бренд – «пуховый» бизнес.
Около 150 метров от железнодорожного вокзала.
- Составьте текст на тему «Мой Урюпинск», используя числительные и опорные слова.
Тема Великой отечественной войны
березовая Аллея героев с Вечным огнем, Памятник морякам – в честь всех моряков, когда-либо служивших на флоте. Около 300 метров от МБОУ гимназии
памятник генералу С.М.Штеменко, родившемуся в этих местах. Около 450 метров от железнодорожного вокзала.
- Составьте текст на тему «Мой Урюпинск», используя числительные и опорные слова.
Храмы и церкви Урюпинска
Покровская церковь, постройка конца 18 века.
Есть икона Божией Матери, исцеляющая от болезней и недугов.
Святые горы и Святой источник. Около 1800 метров от города.
По преданию в этом месте монахиням явилась Пресвятая Богородица и образовался источник с целебной водой. Здесь же была построена часовня со Святым колодцем внутри.
- Составьте текст на тему «Мой Урюпинск», используя числительные и опорные слова.
А места здесь удивительные – река Хопер. Длина 980 км, площадь бассейна 61 100 км². Чистейшая вода, живописная природа.
Шемякинская дача (с различными видами растений и деревьев). Площадь - 982 га.
Шемякинская дача занимает две балки – Виливатую и Коренную, площадь каждой - около 100 метров.
Хоперский заповедник создан 10 февраля 1935 года. Его общая площадь 16178 га. Вокруг заповедника установлена охранная зона шириной от 500 метров до 4 км общей площадью около 30 тыс. га.
многочисленные песчаные пляжи.
А.Пушкин 17 30 48 | В.Маяковский 2 46 38 1 | С.Есенин 14 126 14 170! 16 39 |
Маpш 18 17 ! 18 16 ! | Частушки 117 117 | Бодрые 2 15 42 38 46 45 108 2 7 14 100 |
Грустные 511 16 117 11 44 8 10 14 7 19 138 5 15 145 4 8 | Считалка 2 12 46, |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме Стилистические и синтаксические нормы русского языка. 11-й класс
Урок русского языка в рамках подготовки к ЕГЭ в 11 классе. Имеется презентация и приложение...
Открытый урок по теме Стилистические и синтаксические нормы русского языка. 11-й класс
Урок русского языка в рамках подготовки к ЕГЭ в 11 классе. Имеется презентация и приложение...
Методическая разработка урока по теме "Склонение сложных и составных количественных числительных" (6 класс, Образовательная система "Школа 2100")
Разработка урока по технологии проблемно-диалогическгого обучения...
Разработка урока по теме « Простые, сложные и составные количественные числительные»
Урок изучения нового материала по теме « Простые, сложные и составные количественные числительные» для 6 класса....
Открытый урок на тему "Слово в лексической системе русского языка"
В конспекте урока представлен материал для проведения урока в 10 классе по систематизации и обобщению знаний учащихся по разделу "Лексика"...
Методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине «ОУД 01.01 РУССКИЙ ЯЗЫК»
Целью данного урока является повышение коммуникативной компетентности будущего специалиста гостиничного сервиса, что предполагает умение оптимально использовать средства языка при устном и письменном ...
Конспект открытого урока по теме: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»
Конспект открытого урока по теме: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью) Цели урока: 1) повторение, обобщение и систематизация полученных знаний, необходимых дл...