Конспект урока по теме "Синтаксический разбор простого предложения" 5 класс.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок систематизации и обобщения знаний с использованием мультимедийных технологий и применением педтехнологии «Пила-1» (работа в группах).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_sintaksicheskiy_razbor_prostogo_predl.docx | 29.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Баранова Светлана Сергеевна МБОУ «Лицей №103».
Тема. Синтаксический разбор простого предложения.
Тип урока. Урок систематизации и обобщения знаний с использованием мультимедийных технологий и применением педтехнологии «Пила-1»
(работа в группах).
Цели урока
образовательные:
- повторить и обобщить полученные теоретические знания по теме «Синтаксис»;
- сформировать навык синтаксического разбора простого предложения;
- продолжить работу по формированию орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.
развивающие:
- развивать у учащихся критическое мышление;
- развивать навык построения текста при устном ответе;
- развивать умения аргументировать и доказывать свою точку зрения;
- продолжить работу по развитию грамотной устной речи учащихся.
воспитательные:
- повышать интерес к изучению русского языка;
- вырабатывать навыки индивидуальной и групповой работы;
- вырабатывать толерантное отношение к одноклассникам;
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер, компьютерная презентация к уроку, раздаточный материал.
Вступительная беседа.
Вступительное слово о необходимости изучения русского языка. Ученики должны задаться вопросом: Какой смысл имеет для него учение?
Учитель: С помощью чего мы общаемся, говорим, думаем?
Ученики: слова – словосочетания – предложения – текст.
Учитель: Словосочетания и предложения – основные единицы синтаксиса.
Для чего мы изучаем синтаксис? Для чего нам необходимо знать и использовать в своей речи предложения разных типов?
Ученик: Для того чтобы наша речь была грамотной, правильно построенной, логичной, образной. Для того чтобы научиться правильно выражать свои мысли и передавать чувства, необходимо уметь строить предложения и тексты в соответствии с языковыми, грамматическими и синтаксическими нормам русского языка.
Образцы правильной речи мы можем найти в художественных произведениях. На уроках литературы, мы изучаем произведение
М.Ю. Лермонтова «Бородино». Давай те посмотрим, какие предложения использованы в этом произведении. (слайд № 2 Чтение наизусть отрывка).
I. Сообщение темы урока.
«СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ» (слайд№1)
Целеполагание.
Обучающиеся самостоятельно формулируют основные цели урока с помощью вопросов учителя:
- Чему мы должны научиться на уроке? (Синтаксическому разбору
простого предложения.)
- Какие сведения нам необходимо повторить, чтобы выполнить синтаксический разбор? (сведения о членах предложения)
- Повторить классификацию простых предложений (по цели высказывания, по интонации, по наличию второстепенных членов, по кол-ву грамматических основ);
- Повторить, чем бывает осложнено простое предложение?
(слайд №3-4)
Ход урока.
II. Слово учителя.
Какие разделы языкознания мы будем повторять на сегодняшнем уроке?
Ученики дают определение «синтаксису» и «пунктуации».
(слайд 5-6)
III. Организационный момент.
-Ученики рассаживаются по группам 5 групп по 5 человек. Каждому ученику, при помощи стикеров присваивается номер от 1 до 5.
-Каждая группа получает индивидуальное задание для синтаксического разбора (простое предложение, состоящее из 5 членов);
- Обучающиеся делают разбор предложения в рабочих тетрадях, затем на общем листе группового задания. (На выполнение даётся 5 минут),
(слайд №7)
- После окончания разбора, каждый ученик знает, какой член предложения он представляет.
-Учитель предлагает переформировать группы по названию членов предложения (все подлежащие садятся за 1-й стол, сказуемые – за 2-й, определения – за 3-й и т.д.) На столах учитель расставляет таблички с соответствующими названиями членов предложения.
- Каждая группа получает учебные вопросы (на выполнение задания даётся 5 минут) (слайд№8):
- как называется член предложения (главный или второстепенный)?
- на какой вопрос отвечает?
- что обозначает?
- какой частью речи может быть выражен в предложении?
- к какому слову в предложении относится?
- как подчёркивается при синтаксическом разборе?
- После выполнение здания учитель выбирает представителя от каждой группы, который даёт развёрнутый ответ, совместно подготовленный членами группы.
(слайды №9-10)
- Ученики возвращаются на свои места (в первоначально созданные группы) и продолжают работу над характеристикой простых предложений.
(на выполнение задания даётся 5мин)
- По окончанию работы, каждая группа даёт ответ на поставленные учителем вопросы о классификации предложений, необходимой для завершения синтаксического разбора:
- 1-я гр. - виды предложений по цели высказывания,
- 2-я гр. - виды предложений по интонации,
- 3-я гр. - виды предложений по наличию второстепенных членов,
- 4-я гр. виды предложений по кол-ву грамматических основ;
- 5-я гр. - чем бывает осложнено простое предложение?
(слайды №11-15)
- На интерактивной доске появляется простое предложение и один ученик показывает образец полного синтаксического разбора.
Проводится коллективное обсуждение правильности выполнения разбора (исправления, рекомендации учеников; замечания учителя).
слайд №16
IV.Рефлексия:
- Чему мы научились на уроке?
- Для чего необходимо уметь выполнять синтаксический разбор
- предложения?
- Какой темой объединены все предложения, с которым мы работали? (война 18012 года «Бородинское сражение»)
- Какое событие мы отмечали 2012году? (200 лет Бородинскому сражению)
слайд №17
V.Домашнее задание
Используя простые предложения разных видов, составить связный текст, отвечая на вопросы:
1.Чему мы научились на уроке?
2.Для чего нам необходимо изучать такие разделы лингвистики как «Синтаксис», «Пунктуация» и уметь выполнять синтаксический разбор предложения? Слайд №18.
VI.Приложения (раздаточный материал).
Задания группам: провести синтаксический разбор предложения.
1-я гр. На Бородинском поле русские одержали победу.
2-я гр. Французский обоз медленно тащился по дороге.
3-я гр. Наполеон долго смотрел на заснеженную Москву.
4-я гр. Русские войска стремительно наступали на французов.
5-я гр. Партизаны уничтожали наполеоновскую армию по частям.
Образец разбора на интерактивной доске.
Истинный героизм солдаты и офицеры показали в наступлении.
Учебные вопросы группам:
- как называется член предложения (главный или второстепенный)?
- на какой вопрос отвечает?
- что обозначает?
- какой частью речи может быть выражен в предложении?
- к какому слову в предложении относится?
- как подчёркивается при синтаксическом разборе?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по марийскому языку в 7 классе "Ах, глагол,глагол, кумылым тарватышыч тый чот!" по теме "Морфологический разбор глагола"
Обобщающий урок по теме "Глагол" в 7 классе...
Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему "Морфологический разбор имени числительного"
Работа представляет собой технологическую карту урока с использованием системно-деятельностного подхода. Урок построен в форме тематической олимпиады, сопровождается презентацией. К уроку прилагаются...
Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Словосочетание. Основные виды словосочетаний. Разбор словосочетания"
Конспект урока по теме "Словосочетание" предназначен для учащихся 5 класса. Задания, использованные в ходе урока ,по...
Конспект урока русского языка в 5 «В» классе «Синтаксический разбор сложного предложения» («Экологическое равновесие»)
Тип урока. Урок закрепления, обобщения и систематизации изученного. Конспект с УУД, построенный по требованиям ФГОС...
Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Синтаксический разбор сложного предложения"
Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Синтаксический разбор сложного предложения" и презентация к нему...
Технологическая карта урока. Тема "Синтаксический разбор простого предложения" (5 класс)
Русский язык. Технологическая карта урока по ФГОС....
Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога"
Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога"...