Конспект урока "Описание как тип речи"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Конспект урока "Описание как тип речи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tip_rechi-opisanie_konspekt.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Описание как тип речи.
Обучающие цели урока:
- Познакомить детей с описанием как типом речи, его композиционной схемой.
- Формировать умение у обучающихся создавать собственные тексты описания.
Развивающая цель урока:
- Развивать навыки диалогического и монологического высказывания в учебно-научной сфере общения.
Воспитательная цель урока:
- Формирование интереса к изучению предмета.
- Воспитание у учащихся любви к природе.
На уроке реализуются межпредметные связи с МХК и литературой.
Формы познавательной деятельности: индивидуальная, общеклассная.
- Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас. Как, наверно, и каждый из вас, я очень люблю лето.
Давайте прочитаем небольшой текст о моем любимом времени года.
Слайд №1 (Читает один ученик)
Ясный летний день. Сегодня тепло и солнечно. Дует жаркий ветер. Небо высокое. Чудесная пора!
Я назвала эти 5 строчек текстом. Вы со мной согласны?
Ответ: да
- Докажите, что перед нами текст.
Ответ: Перед нами группа предложений, которая связана между собой по смыслу и грамматически.
- Каждый текст имеет свою тему, определим ее.
Ответ: описание лета.
- К какому типу речи относится текст?
Ответ: описание.
- Почему?
Ответ: описываются признаки явления.
- Сегодня мы будем говорить об описании как о типе речи, наша задача узнать, что является самым главным, самым важным в любом тексте описании.
-Текст – описание строится по своим законам.
- Как построено описание?
Вернемся к нашему тексту. Выделим его композиционные части.
1 часть – Ясный летний день. (предмет)
2 часть – Описание (признаки)
3 часть – Чудесная пора! (авторское отношение)
Ученики записывают в рабочие листочки композицию текста описания.
- Давайте проверим, все ли верно мы записали. (Слайд 2) рабочие листы.
- Какие слова помогают нам понять, что автор описывает именно лето?
- К каким частям речи относятся эти слова?
Ответ: прилагательные и наречия.
-Выпишите в рабочие листы (в колонку ключевые слова) прилагательные и наречия, которые помогли нам понять, что автор описывает лето.
Ответ:
- Подберите к этим словам антонимы. Заслушиваем антонимы
Ответ:
- Зачеркните в тексте слова, описывающие лето, и замените их на антонимы, которые мы подобрали. Прочитайте текст, который у вас получился.
Ответ: Хмурый зимний день. Сегодня холодно и пасмурно. Дует ледяной ветер. Небо низкое. Ужасная пора!
- О каком времени года теперь идет речь?
Ответ: о зиме
- Верно, теперь это описание зимы.
- А какое наше отношение к зиме мы выразили в этом тексте?
Ответ: ужасная пора
- Ужасная пора? И вы с этим согласны? Давайте посмотрим фильм и подумаем, как его автор относится к зиме.
Фильм (слайд-шоу «Зимние забавы» под песню «Кабы не было зимы»)
- Итак, какое отношение у автора фильма к зиме?
Ответ: положительное, для автора это веселая пора.
- Какие приемы использовал автор, чтобы мы поняли его отношение к зиме?
Ответ: музыка, слова песни, фотографии
- Верно. Каждый из нас видит один и тот же предмет по – разному, сейчас каждый расскажет о своем отношении к зиме, напишет о ней собственное стихотворение.
- Составьте стихотворение по схеме:
Слайд
Предмет | Зима |
2 прилагательных (какая она?) | …………………….. …………………….. |
3 глагола (Что она делает?) | …………………….. …………………….. …………………….. |
2 слова (на что она похожа?) | ……………………. ……………………. |
1 существительное Кто? (Что?) она для меня? | …………………….. |
- У меня получилось так.
Зима.
Снежная, морозная
Засыпает, холодит, не пускает
Настоящая королева
Хозяйка.
- А как у вас?
Заслушиваем
- Ребята, мы все описывали зиму, даже использовали для этого одинаковые части речи, но у каждого она получилась своя. Как вы думаете, почему? Ответ, вывод: у каждый из нас выразил свое отношение к зиме, поэтому у всех получились разные стихотворения.
- Каждый из нас любит зимние забавы, попробуем изобразить их.
Физкультминутка
Мы на лыжах и на санках,
На коньках и на ледянках
Мчим с горы, в снежки играем,
Зиму радостно встречаем!
- Все-таки хорошее время года – зима. Поэты, писатели, художники обращаются к ней. Какими средствами мы с вами выражали свое отношение к этому времени года?
Ответ: при помощи слова (невеста, волшебница).
- Какими средствами художники создают свои картины?
Ответ: с помощью цвета.
- Посмотрим на картину художника Евгения Гавлина «Лесная просека ясным днем»
- Она вам нравится?
Ответ: да
- Почему?
- Какие интересные детали вы увидели в работе?
-Какие краски использует художник? Почему?
- Каково его отношение к пейзажу?
Ответ:
- Посмотрим, как эту картину увидел писатель?
Слайд, рабочие листы
Утро. Выглядываю в окно и не узнаю леса.
Над ……………, ……… …. снегами, залившими лес, - ………………., ……….. ….… и удивительно …………….небо. Солнце еще за лесом, просека в …………..…тени.
А на вершинах сосен, на их …. ….. кронах уже играет ………………..солнечный свет. И сосны замерли под …………… снегом.
- Какие слова вам были непонятны?
(смотри на доску) Записать слова.
- Докажите, что перед нами текст.
Ответ:
- Какова тема текста?
Ответ: описание зимы.
- К какому типу речи относится текст? Докажите.
Ответ: описание.
- Все ли композиционные части представлены в этом отрывке?
- Найдите их:
1 Утро
2 Описание сведено к названию элементов, из которых складывается картина утра, нет эмоциональной оценки этих элементов.
3 отсутствует,
- Вывод этот текст имеет ряд недостатков: в нем отсутствует элемент композиции, нет авторского отношения к описываемому.
- Восстановите и исправьте недостатки, вставьте вместо пропусков слова, с помощью которых вы выразите свое отношение к описываемому, то есть к зимнему утру, изображенному на картине, добавьте последний композиционный элемент.
-Заслушиваем ответы. Молодцы.
- Этот текст написал великий русский писатель И. Бунин. Посмотрим, каким он увидел пейзаж. Сравним тексты, которые получились у нас с оригиналом.
Слайд
Утро. Выглядываю в окно, и не узнаю леса.
Над глубокими, свежими снегами, залившими лес, - синее, огромное и удивительно нежное небо. Солнце еще за лесом, просека в голубой тени…
А на вершинах сосен, на их пышных зеленых кронах уже играет золотистый солнечный свет. И сосны замерли под глубоким снегом. Какое великолепие и спокойствие!
-Какое отношение у Бунина к описываемому пейзажу?
Ответ: Великолепие и спокойствие.
(По И. Бунину)
- И мы, и И. Бунин описывали одну картину, почему же у всех она получилась разная?
Ответ: Каждый работал с описанием, вкладывая в него свое отношение, главное в описании не назвать предмет или явление, а выразить к нему свое отношение.
-Что же является самым главным в тексте – описании?
Ответ: авторское отношение.
Домашнее задание: составить свой текст – описание объемом 8-10 предложений на тему «Зима в Заполярье» или «Зимний Мурманск» в соответствии с композиционными требованиями. А какие композиционные требования вы должны учесть в своей работе?
Ответ:
Рефлексия: А вы можете выразить свое отношение к уроку с помощью мимики и жестов?
Я считаю, что вы сегодня работали на 5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по развитию речи в 1 классе школы 1,2 вида
Обучение разговорной речи осуществляется на всех уроках по всем учебным дисциплинам и во внеурочное время.В соответствии с ведущими принципами обучения произношению и развития речив школах...
Конспект занятия по развитию речи для детей с ОНР на тему « Зимующие птицы»
Конспект данного занятия разработан для старшей группы логопедического сопровождения детей с ОНР....
Конспект занятия по развитию речи в младшей группе "Где моя мама?"
Методическая разработка занятия по развитию речи в младшей группе....
конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с.
Упражнение в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического слуха и логического мышления и внимания. Упражнение в звуковом ...
План- конспект урока по развитию речи"Что такое тип речи".
План- конспект урока по развитию речи " Что такое ти речи"....
Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".
Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...
Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста 5 - 6 лет «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч»
Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста 5 -6 лет «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч»...