Стили литературного языка
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Через урок прослеживаются особенности всех стилей литературного языка, представлена работа в группах обучающихся, даны примеры использования стилей в различных сферах общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stili_literaturnogo_yazyka.docx | 23.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Стили литературного языка.
Цель: познакомить учащихся с различными стилями языка; продемонстрировать из функциональные особенности.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Мотивационно-ориентировочный этап | ||
Мотивация | Учащимся демонстрируются слайды, на которых изображены люди в разных ситуациях общения. - Опишите ситуации общения, представленные на слайдах. (формальные - неформальные). Как вы думаете, какими из стилей языка пользуются люди в данных ситуациях? - Какие бывают стили? - Как выбрать нужный стиль общения? - Какими особенностями обладают стили речи? Лексическая работа: - Что такое литературный язык? -Что такое стиль? | Учащиеся формулируют проблему урока: - Мы не знаем, каковы особенности стилей литературного языка? (Знакомы не со всеми особенностями стилей).
|
Постановка задачи урока | -Какую задачу мы поставим перед собой? | Примерный ответ учащихся (задача урока): - Узнать, какими особенностями обладают стили литературного языка, где могут применяться. |
Планирование решения задачи | - Давайте спланируем нашу работу. - Как мы будем решать эту задачу? | План решения задачи: Проанализировать
- разные ситуации общения; - тексты разных стилей; - особенности текстов разных стилей; - где могут быть использованы стили (сферу применения); - языковые особенности стилей. (Все предложения фиксируются на доске) |
- Что нам понадобится для решения поставленной задачи?
- Что нам может помочь в решении задачи? Какие средства нам могут помочь в работе? - Какие задания могут нам помочь в исследовании? - Для чего мы с вами разделились на группы? Для чего нужна группа? (Времени мало, а нужно проанализировать несколько, поэтому удобнее работать в группах). | Тексты, учебник | |
Содержательный этап | ||
Преобразование условий задачи | Учащимся предлагаются тексты разных стилей: Группа № 1 – текст публицистического стиля; Группа №2 – текст официально-делового стиля; Группа №3 – текст художественного стиля; Группа №4 – текст научного стиля; Группа №5 – текст разговорного стиля. | Учащимся выдаётся план-задание: 1. Прочитайте текст, определите, к какому стилю он относится. 2. Заполните информационную карту стиля: - назначение; - характерные черты стиля (выберите из предложенного перечня характерные черты, подходящие для данного стиля речи); - сфера применения; - жанры (выберите подходящие из предложенного перечня); - языковые особенности. В ходе выполнения задания учащиеся оформляют информационную карту (НАГЛЯДНОСТЬ ?), где отражают все выявленные особенности стилей. |
Презентация результатов работы групп | Каждая группа по предложенному плану рассказывает об особенностях исследованного ими стиля, опираясь в своём рассказе на текст, с которым работали во время выполнения задания. | |
Рефлексивно-оценочный этап | ||
Соотнесение задачи урока и полученных результатов | - Ребята, удалось ли нам решить поставленную в начале урока задачу? - Какой результат мы получили? | Учащиеся называют результаты: - Мы выявили функциональные особенности стилей, узнали сферу их применения. |
Осмысление методов, приемов | - Как мы решали задачу? - Вспомните этапы работы. Что нам помогло в решении поставленной задачи, а что не понадобилось? | Учащиеся называют, что нам помог анализ различных текстов план помог нам не уйти от цели. |
Осознание ценности приобретенных результатов | Зачем нужно изучать стили языка? В чём ценность полученных нами знаний? | Грамотно выстраивать общение в разных сферах деятельности. |
Оценка собственной деятельности | Сообщает учащимся домашнее задание. - Каким могло бы быть ваше домашнее задание? |
План-задание для групп
1. Прочитайте текст, определите, к какому стилю он относится.
2. Заполните информационную карту стиля, ОТРАЗИВ В НЕЙ:
- назначение стиля (с какой целью используется);
- характерные черты стиля (выберите из предложенного перечня характерные черты, подходящие для данного стиля речи. Смотрите ПРИЛОЖЕНИЕ);
- сфера применения;
- жанры (выберите подходящие из предложенного перечня);
- языковые особенности.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ЖАНРЫ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СТИЛЕЙ РЕЧИ
НАУЧНАЯ СТАТЬЯ
РАССКАЗ
ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ
ПОЭМА
ОБЪЯВЛЕНИЕ
ДИАЛОГ
РАСПИСКА
ДОКЛАД
ПОВЕСТЬ
РЕПОРТАЖ
ЗАЯВЛЕНИЕ
ЛЕКЦИЯ
СТИХОТВОРЕНИЕ
МОНОЛОГ
ЗАМЕТКА
ДОГОВОР
ДЛЯ СПРАВОК:
ОСОБЕННОСТИ СТИЛЕЙ РЕЧИ
- ТОЧНОСТЬ
- ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ
- СЛОВА ВЫСОКОГО СТИЛЯ (НАПРИМЕР, ТРУЖЕНИК, ДЕРЖАВА, СЛУЖЕНИЕ, СОЗИДАНИЕ И ПОДОБНЫЕ)
- ЛОГИЧНОСТЬ
- РАЗГОВОРНАЯ И ПРОСТОРЕЧНАЯ ЛЕКСИКА
- СТРОГОСТЬ ИЗЛОЖЕНИЯ
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕРМИНОВ
- НАЛИЧИЕ ЕДИНОЙ ФОРМЫ
- ОБЩЕУПТРЕБИТЕЛЬНАЯ ЛЕКСИКА
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
- ТЕРМИНЫ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский литературный язык и его стили
Обощающий урок для учеников 9 классов, построенный на региональном компоненте....
Стили литературного языка
Урок15 - 7 класс...
Русский литературный язык и его стили.
Русский литературный язык и его стили. Урок-практикум. 9 класс...
Русский литературный язык и его стили. Урок-практикум
Урок повторения повторения и обобщения знаний о функционирующих в русском литературном языке стилях речи. В ходе урока реализуется задача современного образования - повышение языковой комп...
Сценарий урока в 7 классе по теме "Культура речи.Стили литературного языка".
Русский язык считается одним из самых замечательных и в то же время одним из самых трудных. Недостаточно освоить грамотное письмо, но необходимо овладеть высокой культурой речи.Перед нами стояли задач...
Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»
Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...
Стили литературного языка
Технологическая карта урока в 7 классе...