Стили литературного языка
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Через урок прослеживаются особенности всех стилей литературного языка, представлена работа в группах обучающихся, даны примеры использования стилей в различных сферах общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stili_literaturnogo_yazyka.docx23.82 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Стили литературного языка.

Цель: познакомить учащихся с различными стилями языка; продемонстрировать из функциональные особенности.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Мотивационно-ориентировочный этап

Мотивация

Учащимся демонстрируются слайды, на которых изображены люди в разных ситуациях общения.

- Опишите ситуации общения, представленные на слайдах.

(формальные  - неформальные).

Как вы думаете, какими из стилей языка пользуются люди в данных ситуациях?

- Какие бывают стили?

- Как выбрать нужный стиль общения?

- Какими особенностями обладают стили речи?

Лексическая работа:

- Что такое литературный язык?

-Что такое стиль?

Учащиеся формулируют проблему урока:

- Мы не знаем, каковы особенности стилей литературного языка? (Знакомы не со всеми особенностями стилей).

        

Постановка задачи урока

-Какую задачу мы поставим перед собой?

Примерный ответ учащихся (задача урока):

- Узнать, какими особенностями обладают стили литературного языка, где могут применяться.

Планирование решения задачи

- Давайте спланируем нашу работу.

- Как мы будем решать эту задачу?

План решения задачи:

Проанализировать

 

- разные ситуации общения;

- тексты разных стилей;

- особенности текстов разных стилей;

- где могут быть использованы стили (сферу применения);

- языковые особенности стилей.

(Все предложения фиксируются на доске)

- Что нам понадобится для решения поставленной задачи?

 

- Что нам может помочь в решении задачи? Какие средства нам могут помочь в работе?

- Какие задания могут нам помочь в исследовании?

- Для чего мы с вами разделились на группы? Для чего нужна группа? (Времени мало, а нужно проанализировать несколько, поэтому удобнее работать в группах).

Тексты,  учебник

Содержательный этап

Преобразование условий задачи

Учащимся предлагаются тексты разных стилей:

Группа № 1 – текст публицистического стиля;

Группа №2 – текст официально-делового стиля;

Группа №3 – текст художественного стиля;

Группа №4  – текст научного стиля;

Группа №5 – текст разговорного стиля.

Учащимся выдаётся план-задание:

1. Прочитайте текст, определите, к какому стилю он относится.

2. Заполните информационную карту стиля:

- назначение;

- характерные черты стиля (выберите из предложенного перечня характерные черты, подходящие для данного стиля речи);

- сфера применения;

- жанры (выберите подходящие из предложенного перечня);

- языковые особенности.

В ходе выполнения задания учащиеся оформляют  информационную карту (НАГЛЯДНОСТЬ ?), где отражают все выявленные особенности стилей.

Презентация результатов работы групп

Каждая группа по предложенному плану рассказывает об особенностях исследованного ими стиля, опираясь в своём рассказе на текст, с которым работали во время выполнения задания.

Рефлексивно-оценочный этап

Соотнесение задачи урока и полученных результатов

- Ребята, удалось ли нам решить поставленную в начале урока задачу?

- Какой результат мы получили?

Учащиеся называют результаты: - Мы выявили функциональные особенности стилей, узнали сферу их применения.

Осмысление методов, приемов

- Как мы решали задачу?

- Вспомните этапы работы. Что нам помогло в решении поставленной задачи, а что не понадобилось?

Учащиеся называют, что нам помог анализ различных текстов план помог нам не уйти от цели.

Осознание ценности приобретенных результатов

Зачем нужно изучать стили языка? В чём ценность полученных нами знаний?

Грамотно выстраивать общение в разных сферах деятельности.

Оценка собственной деятельности

Сообщает учащимся домашнее задание.

- Каким могло бы быть ваше домашнее задание?

План-задание для групп

1. Прочитайте текст, определите, к какому стилю он относится.

2. Заполните информационную карту стиля, ОТРАЗИВ В НЕЙ:

- назначение стиля (с какой целью используется);

- характерные черты стиля (выберите из предложенного перечня характерные черты, подходящие для данного стиля речи.  Смотрите  ПРИЛОЖЕНИЕ);

- сфера применения;

- жанры (выберите подходящие из предложенного перечня);

- языковые особенности.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ЖАНРЫ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СТИЛЕЙ РЕЧИ

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

РАССКАЗ

ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ

ПОЭМА

ОБЪЯВЛЕНИЕ

ДИАЛОГ

РАСПИСКА

ДОКЛАД

ПОВЕСТЬ

РЕПОРТАЖ

ЗАЯВЛЕНИЕ

ЛЕКЦИЯ

СТИХОТВОРЕНИЕ

МОНОЛОГ

ЗАМЕТКА

ДОГОВОР

ДЛЯ СПРАВОК:

ОСОБЕННОСТИ СТИЛЕЙ РЕЧИ

  • ТОЧНОСТЬ
  • ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ
  • СЛОВА ВЫСОКОГО СТИЛЯ (НАПРИМЕР, ТРУЖЕНИК, ДЕРЖАВА, СЛУЖЕНИЕ, СОЗИДАНИЕ И ПОДОБНЫЕ)
  • ЛОГИЧНОСТЬ
  • РАЗГОВОРНАЯ И ПРОСТОРЕЧНАЯ ЛЕКСИКА
  • СТРОГОСТЬ ИЗЛОЖЕНИЯ
  • ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕРМИНОВ
  • НАЛИЧИЕ ЕДИНОЙ ФОРМЫ
  • ОБЩЕУПТРЕБИТЕЛЬНАЯ ЛЕКСИКА
  • ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
  • ТЕРМИНЫ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский литературный язык и его стили

Обощающий урок для учеников 9 классов, построенный на региональном компоненте....

Русский литературный язык и его стили.

Русский литературный язык и его стили. Урок-практикум. 9 класс...

Русский литературный язык и его стили. Урок-практикум

Урок повторения повторения и обобщения знаний о функционирующих в русском литературном языке стилях речи. В ходе урока реализуется задача современного образования -  повышение языковой комп...

Сценарий урока в 7 классе по теме "Культура речи.Стили литературного языка".

Русский язык считается одним из самых замечательных и в то же время одним из самых трудных. Недостаточно освоить грамотное письмо, но необходимо овладеть высокой культурой речи.Перед нами стояли задач...

Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»

Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...

Стили литературного языка

Технологическая карта урока в 7 классе...