Русский литературный язык и его стили.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Русский литературный язык и его стили. Урок-практикум. 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_rus_yaz_v_9_klasse.doc47 КБ
Office presentation icon prezentaciya.ppt310.5 КБ

Предварительный просмотр:

Русский литературный язык и его стили.

Урок-практикум. 9 класс.

Цель:  повторение и обобщение знаний о функционирующих в русском литературном языке стилях речи; повышение языковой компетентности учащихся.

Ход урока.

1.   Вступительное слово учителя.

Р. л. яз.— это высшая форма языка, которая, в отличие от других форм национального языка, имеет систему норм, т.е. требований к произношению,

лексике, грамматике.

Стиль- совокупность средств языка для выражения определённых мыслей в определённых условиях, с определённой целью.

 В стиле художественной литературы используются языковые средства различных стилей, а в диалогах, в характеристике действующих лиц- разговорная лексика, просторечные и диалектные слова.

3.Проверка домашнего задания.

Текст  заявления.

Цель: проверка правильности оформления заявления.

 

-Мы знаем, что выразительные средства языка оживляют нашу речь, делают её более эмоциональной.

-    Вашему вниманию предлагается заявление, написанное героем рассказа Михаила Зощенко.

Можно ли считать его деловым документом?

Заявление.

  Состоя во вверенной вам канцелярии, сообщаю, что, возвращаясь вчера после трудового дня, я был остановлен каким-то социально- опасным преступником, который велел снять зимнее с барашковым воротником пальто.

  Не растерявшись и сняв пальто, я остался в одном лёгоньком пиджаке, каждую минуту рискуя простудиться,

  Сняв с меня ещё и галоши государственной резиновой фабрики,- и, так сказать, народное достояние,- преступник обратился в бегство.

  Оставшись в настоящее время совершенно раздетый вместе с моей престарелой матерью, я обращаюсь с просьбой о выдаче мне из казенных сумм субсидии на предмет покупки зимнего пальто хотя бы без воротника.

                                                                                       Константин Печёнкин.

-    Укажи стилевые  несоответствия.

-    Для чего автор использует эти стилевые несоответствия?

-    Что ещё способствует созданию комического эффекта?

5.Работа над текстом публицистического стиля.

-    Обрати внимание на текст.

-    Определи стилевую принадлежность этого текста.

  Нам дан во вл…дение самый б…гатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.

  Мы приняли в дар бл…стательный и неслыха…о богатый язык наших классиков.

  Всегда ли мы обр…щаемся с этим языком так, как он того заслуживает? По отношению каждого человека к своему языку можно судить о его гражданской це…ости. Исти…ая любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.

Любите родной язык, и он откроет перед вами кладезь народной мудрости.

                                                                                             К.Паустовский

( Публицистический стиль. Это   статья, и её цель - воздействие на читателя. Автор поднимает важную проблему - бережное отношение к родному языку, воспитание любви к нему.)

-Какова идея текста?

(Любовь к языку тесно связана с любовью к своей родине, своему народу.)

-Назовите стилевые особенности этого текста.

(Логичность, образность, эмоциональность,  призывность.)

-Определите языковые средства, типичные для публицистики. (Риторический вопрос:   «Всегда ли...»;  побудительное предложение:            «Любите родной язык...» ;  эмоционально-окрашенные слова, которые создают оценку: «язык могучий, волшебный, неслыханно богатый»;

 общественно-политическая лексика: « гражданская ценность».)

- Записать текст. Объяснить орфограммы, пунктограммы.

6. Внимание - ТЕСТ!

Тест позволит нам быстро проверить, как вы умеете определять стили речи.

I часть теста - ответы на 5 теоретических вопросов (см.тест)

II часть- практическое определение стилей речи.

Шифр на доске.

1.  Разговорный

2.   Публицистический

3.  Научный

4.   Официально-деловой

5.  Художественный

6.  Если рассмотреть под микроскопом тонкий срез, взятый из любого органа человека, то можно увидеть, что наше тело, подобно животным и растительным организмам, имеет клеточное строение.

7.   Остров окутан тишиной. В тёмной зелени острова разгораются золотые шары апельсинов. Приветливо улыбаются цветы.

8.   -  Много, сынок, всяких стран на земле.

-    А ты там был?

-     Был! В Италии, во Франции, В Норвегии был - моряком ведь ходил.

- А какая Италия?

-  Италия-то? Италия, сынок, хорошая. Жарко там, солнца много, фрукты разные растут.

9.  Байкал! Чьё сердце не отзовётся на это слово, такое знакомое и близкое чуть ли не каждому жителю нашей Родины? Байкал-это не только кладовая природных ресурсов, не только колоссальное хранилище пресной воды, но и творение уникальной красоты.

10. Ввиду предстоящего половодья и паводка на близлежащих реках в течение 2-х недель предприятия должны работать в аварийном режиме.

Проверка теста:  1-3, 2-4,  3-5, 4-2, 5-3,  6-3,  7-5,  8-1,  9-2,  10-4

СамоконтрольЗа каждый правильный ответ - 0,5 балла. Подсчитайте свой результат и поставьте внизу оценку.

Следующее задание покажет умение распознавать языковые средства, типичные для разных стилей.

Из записанных на доске словосочетаний выписать словосочетания, характерные для каждого из стилей:

I вар. - публицистический

II вар. - разговорный

III вар. – художественный

 Светская хроника, предстоящие переговоры, ходил совсем ошалевший, шорох    ресниц,     утро     седое,     хлопать     ушами,     парламентские     дебаты, пробуждающаяся природа, растянулся на лавке.

 - Одно из словосочетаний использовать для составления предложения.

7. Работа над текстом художественного стиля.

-  Прочти  его  сначала  про  себя,  а  затем   вслух.

Вуаль дождя.

Вуаль дождя скрыва…т чьи(то) лица,

 И ветер нервный вату обл…ков

На небо пот…нул, вспорхнул, как птица,

Деревья обн…жил и был таков.

Продрогшая а…ея смотрит серо,

Ее р…сницы - мокрые листы -

Др…жат. Все пот…ряло веру

В тепло. Глаза домов пусты.

                      С. Кобозева

(Это художественный стиль. Автор рисует картину дождливого дня. Почти каждое словосочетание - образ!

- Найдите языковые средства, которые создают художественный образ непогоды.

 (Метафора, сравнение, эпитет).

-Как передана стремительность дождя, динамика движения?

 ( При помощи глаголов совершенного вида).

-Какие ещё образы создают эту удивительную поэтическую зарисовку?

« продрогшая аллея»   (эпитет - олицетворение)

« ресницы - мокрые листы» (скрытое сравнение, метафора)

 « глаза домов» (метафора).

Использование подобных средств выразительности, с помощью которых автор создаёт образ предмета, явления, стремится воздействовать на чувства читателей, - одна из особенностей художественного стиля речи.

-    Есть ли в стихотворении прямое указание на присутствие автора?

- Но неужели мы не чувствуем здесь его присутствия, его настроения? Что можно сказать об этом человеке?

(Поэтическая  натура. Человек  с богатым воображением.)

И это тоже особенность художественного стиля.

Итоги урока.

ТЕСТ

«РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК И ЕГО СТИЛИ»

I.        Определите, какие стилевые черты присущи публицистическому стилю речи:

1.  Логичность, объективность, обобщенность, смысловая точность.

2.   Эмоциональность, конкретность, простота речи.

3.  Оценочность, образность, эмоциональность, призывность.

4.   Образность, эмоциональность, конкретность.

5.  Смысловая точность.

II.       Какова цель сообщения текстов официально-делового стиля?

1.   Создание картин и образов.

2.   Непосредственное повседневное общение.

3.   Убеждение, воздействие на слушателя.

4.  Точная передача информации.

5.   Передача научных сообщений.

III.      Определите жанры художественного стиля речи:

1.  Письмо, беседа, записка.

 2.   Диссертация, конспект, доклад.

3.   Очерк, фельетон, репортаж.

4.   Резолюция, заявление, докладная записка.

5.   Поэма, драма, рассказ.

IV.     Какие языковые средства характерны для разговорного стиля?

1.  Итак, следовательно, во-первых, наоборот.

 2.  Толстенный, сестрица, лгунишка.

3.   Акт милосердия, демократизация  общества,  народные избранники.

4.  Довожу до вашего сведения, принять меры.

5.  Шепот деревьев, сердце тоскует, хоровод звезд.

V.       Каковы синтаксические особенности текстов научного стиля?

1.   Риторические вопросы.

2.  Неполные предложения.

3.   Сложные предложения.

4.   Обращения к читателям.

5.  Диалог.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский литературный язык и его стили

Обощающий урок для учеников 9 классов, построенный на региональном компоненте....

Фразеология русского языка.Фразеологические нормы русского литературного языка

Данный материал представляет собой учебное пособие по теме "Фразеология русского языка. Фразеологические нормы русского литературного языка" для средне-специальных учебных заведений. Может быть исполь...

Урок русского языка "Функции современного русского литературного языка в Казахстане"

Разработка вводного урока для 8 класса по русскому языку...

Русский литературный язык и его стили. Урок-практикум

Урок повторения повторения и обобщения знаний о функционирующих в русском литературном языке стилях речи. В ходе урока реализуется задача современного образования -  повышение языковой комп...

Урок-исследование в 8 классе по теме: "Русский литературный язык и его стили"

Цели:1. Образовательные:  - актуализировать знания учеников о разновидностях стилей речи на основе выявления общих признаков каждого из стилей;- повторить материал о многообразии функций языка и ...

Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»

Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...