Сценарий урока в 7 классе по теме "Культура речи.Стили литературного языка".
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Казанцева Н.В.

Русский язык считается одним из самых замечательных и в то же время одним из самых трудных. Недостаточно освоить грамотное письмо, но необходимо овладеть высокой культурой речи.

Перед нами стояли задачи: научить детей определять стили речи по их признакам, принадлежность текста к определённым стилям, научить ребят работать в коллективе, уметь слушать товарищей, строить правильную монологическую речь, придерживаться нормам литературного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kultura_rechi_kazantseva_2.doc66 КБ
Файл prezentatsiya_kultura_rechi_2.pptx322.86 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Центр профессионального образования Самарской области

Сценарий урока русского языка в 7 классе

«Культура речи. Стили литературного языка»

                        Выполнил:

                                                                              Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №20

Октябрьский район

г.о. Самара

                                                            Казанцева Наталья Владимировна

                 

Самара 2015

Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе.

Тема

«Культура речи. Стили литературного языка».

Тип урока

комбинированный

Цели урока:

Образовательные:

  • повторить изученные стили речи;
  • закрепить умение делать комплексный анализ текста;
  • закрепление понятий «точность», «уместность» как основных критериев культурной речи.
  • формирование навыков правильной речи, непринуждённого общения, навыка работы со словарём;
  • развитие связной речи учащихся.

Воспитывать:

  • бережное отношение к родному языку, к культуре речи, к слову, умение видеть и ценить прекрасное;
  • формирование этических норм поведения в процессе общения и совместной деятельности.

Формировать УУД:

  • Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности
  • Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу,  определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем
  • Коммуникативные УУД: слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли
  • Познавательные УУД: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями.

Задачи

  • Формирование умения работать с новой информацией по теме (определять принадлежность текста к стилям по их характерным признакам, находить изобразительные средства языка, уметь обобщать и делать вывод);
  • Формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания;
  • Формирование умений работать в группах (коммуникативные УУД);

Планируемый результат 

Предметные:

  • Знать стили литературного языка, повторить, что такое текст, каковы средства связи предложений в нём.
  • Уметь анализировать текст, конструировать предложения, составлять связный устный рассказ.
  • Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности

Метапредметные:

  • Уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД)
  • Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД)
  • Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями.

Основные понятия 

Стили литературного языка. Культура речи.

Межпредметные связи

Русский язык. Литература. История.

Ресурсы:

 основные

 дополнительные

  • Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразоват. Учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др. М.: Просвещение, 2009. – 223с. Презентация.
  • Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка /С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.-4-е изд., доп.-М.: Азбуковник,2000,-940с.
  • Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка: пособие для учащихся.-М.:Просвещение,1980,448с.
  • Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов современного русского языка.-М.:Русский язык,1994,-455с.

Распечатанные разноуровневые задания (карточки).

Организация пространства 

Фронтальная работа, индивидуальная работа

Этап урока. Время.

Содержание деятельности

Метод обучения

Средства обучения

Формы обучения

Результат

ученика

учителя

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Чтение эпиграфа.

Готовятся к восприятию информации

Создание атмосферы сотрудничества

Уточняет тип урока

Уточняет тематические рамки.

Беседа

Готовность рабочего

места к работе.

II. Сообщение темы урока, постановка цели(3 мин)

Цели:

Через разные развивающие задания закрепить и обобщить материал о стилях речи, культуре речи.

Слушают учителя, перерабатывают информацию, определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

Записывают тему в тетради

В начале урока учитель четко и конкретно объяснил учащимся целеполагание урока. Организовал работу с учебником.

Разные развивающие задания

III. Работа по теме урока.

Проверка домашнего задания.

1)Фронтальный опрос. Проверка домашнего задания. Орфоэпическая разминка.(5мин

Цели:

Повторить сведения о тексте, видах связи  в нём,  стилях речи,

нормах    орфоэпии , термины .

Ученики отвечают на вопросы, объясняют, приводят примеры,  четырёх небольших текстов  разных стилей  из домашнего задания (разговорного, художественного, научного,  делового), делают записи в рабочей тетради.  Выполняют стилистический разбор художественного текста по плану.  

Организует фронтальный опрос учащихся

Беседа

2)Составление словосочетаний с паронимами  (5мин)

Составляют словосочетания. Работаю в парах, взаимопроверка.

Организует работу в парах.

3)Работа с текстами. Анализ текста.(7 мин)

Разноуровневые задания предусматривают самостоятельную работу, работу в группах.

Подготовить разноуровневые задания для каждой группы.

Работа с разноуровневыми заданиями позволяет осуществить обратную связь со всеми учащимися и проконтролировать уровень усвоения материала.

4) Работа по развитию речи. Из разрозненных предложений составить текст. Работа с учебником, упр. 48(3 мин)

 Прочитают 2-3 работы.

Отвечают на вопросы.

Задает вопросы:

- Прочитайте выразительно, соблюдая правила орфоэпии. Какова основная мысль текста?Объясните лексическое значение слов.

 

5) Актуализация знаний.(7 мин).

 

Один ученик у доски объясняет знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах, делает вывод. Второй ученик объясняет случаи, когда запятые не ставятся.

Учитель предлагает сначала одному, затем другому ученику поработать у доски, все остальные выполняют задание в рабочих тетрадях.


6) Игра «Редактор».

Работают со словарем, находят значение слова «редактор». Коллективная работа по исправлению грамматических ошибок, работают в тетрадях.

Учитель предлагает отредактировать предложения, записать в тетрадях правильный вариант.

IV.Итоги урока. (2мин.)


Обобщают информацию.

Вопрос:

-Какой информацией вы сегодня расширили свой кругозор?

V.Домашнее задание. (1мин.)

Сочинение-рассуждение «Почему надо говорить правильно»

VI.Рефлексия. (2мин.)

Отвечают на предложенные учителем вопросы

Что нового узнали о стилях ?

- Какова основная задача стиля?

- В чем важность и значимость этого стиля для современного человека?

-Какие задания показались сложными, почему?

ВЫВОД

        Русский язык считается одним из самых замечательных и в то же время одним из самых трудных. Недостаточно освоить грамотное письмо, но необходимо овладеть высокой культурой речи.

        Перед нами стояли задачи: научить детей определять стили речи по их признакам, принадлежность текста к определённым стилям, научить ребят работать в коллективе, уметь слушать товарищей, строить правильную монологическую речь, придерживаться нормам литературного языка.

        Что я заметила из опыта работы, дети не все умеют работать друг с другом. К сожалению, на уроке они так и не научились общаться между собой.

Анализируя выразительно-изобразительных средства в художественном тексте, стало ясно, что некоторые из учащихся не видят разницы между определениями и эпитетами.  Дети не различают паронимы.   Монологические выступления не у всех получаются.

        Со стилями речи обучающиеся знакомы с 5 класса. Заранее было дано домашнее задание на повторение. Ребята с ним хорошо справились, подобрали тексты всех стилей: разговорного, научного, делового ,художественного. Подобранный материал соответствует выбранному стилю.

        На уроке повторили правописание частей речи: местоимений, числительных.

        Исправляли речевые ошибки. Повторили орфоэпические нормы.

Следует продолжать работу по развитию речи школьников. Обогащать словарный запас обучающихся.

        БИБЛИОГРАФИЯ

Литература.

  • Бабайцева В.В., Беднарская Л.Д. Русский язык. Сборник заданий. 6-7 кл. :учебное пособие  к учебнику В.В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы» Углублённое изучение/ В.В. Бабайцева, Л.Д. Беднарская.-М.: Дрофа,2013;
  • Бабурина М.А. Русский язык.8 класс. Тестовые задания к основным учебникам: рабочая тетрадь/ Т.В. Губернская, М.А. Бабурина.-М.:Эксмо, 2008;
  • Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе :пособие для учителей общеобразоват. Учреждений / -8-е изд. М.:Просвещение ,2012;
  • Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразоват. Учреждений -3-е изд.-М. ООО ТИД «Русское слово»-РС,2006;
  • Кружок русского языка в школе.Пособие для учителя М. Просвещение,1966;
  • Львова С.И. Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. В 3-ч -М.: Мнемозина, 2012;
  • Петрякова А.Г. Культура речи: Практикум-справочник для 10-11 классов.-М.: Наука, 2004, 256с;
  • Развивайте дар слова: Факультатив. Курс «Теория и практика сочинений разных жанров(7-8 кл.)Пособие для  учащихся/ Ю.И. Равенский, П.Ф. Ивченков.-М. Просвещение, 1982;
  • Розенталь Д.Э., Голуб И. Б. Русский язык. Сочинения и экзамен на отлично. Стилистика и культура речи.-М.: Махаон,2005;
  • Русский язык.7 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений М.М.Разумовская, С И. Львова-М. Дрофа, 2013.

Интернет-ресурсы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: «Культура речи. Стили литературного языка».

Слайд 2

Дорогие ребята! Вы будущее нашей родины. Независимо от того , какую специальность вы изберёте, вы должны уметь выражать свои мысли. Если вы будете хорошо говорить и писать, то общение с людьми принесёт вам удовлетворение и радость, вы сможете поделиться с ними своими знаниями, отстоять правоту своих убеждений. Развивайте дар слова!

Слайд 3

«Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык». А. Н. Толстой.

Слайд 4

Орфоэпическая разминка ЗвонИт, красИвее, баловАть, слИвовый,украИнскйи, квартАл, жалюзИ,Августовский, грущу по вас, тоскуешь по нас. Запомните!Местоимения его,её,их не изменяются! Составьте предложения.

Слайд 5

Ложные братья. Паронимы-это слова, сходные по звучанию и морфемному составу, но различающиеся лексическим значением. Подберите существительные к словам: Эффектный-эффективный, удачный-удачливый, одеть-надеть, оплатить-заплатить, костный-костистый-костяной.

Слайд 6

Проверка домашнего задания. План разбора художественного текста: Сфера применения стиля. Основные стилевые черты (высказывание обобщенное или конкретное, эмоциональное или бесстрастное и т.д.) Характерные для стиля языковые средства, встретившиеся в этом тексте. Найдите изобразительно-выразительные средства:эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения и т.д.

Слайд 7

Прочитайте выразительно ,соблюдая правила орфоэпии. Какова основная мысль текста? Сформулируйте и запишите её. Объясните лексическое значение выделенных слов. Литературному произношению учит семья: в культурной среде нормы языка передаются от родителей к детям. Литературному произношению учит школа, совет учителя много значит. Литературному произношению учат театр, радио, телевидение. Влияние авторитетного примера- могучий создатель литературного произношения. А кто заботится о том чтобы пример был действительно авторитетным? Орфоэпия. И учитель в школе, и радиодиктор, и артист сознательно усваивали ее требования: на занятиях в вузе, путем изучения специальных работ, постоянно используя словари. (М. Панов)

Слайд 8

Игра «Редактор» Укажите правильную форму числительного. 1.Планы на двух тысяча пятый год. 2.После двух тысяча четвёртого года. 3.В одной тысяча пятьдесят первом году 4.Без шестисот восьмидесяти девяти километров. Укажите предложение с грамматической ошибкой. 1.Подъезжая к реке, мы остановили лошадей. 2.Выйдя на улицу, тебя кружит водоворот.

Слайд 9

Улыбнитесь! Выявите речевую недостаточность в предложениях, восстановите пропущенные слова. 1. Ученик упал с забора в травматологическое отделение. 2.Учащиеся, прошедшие давление и сварку, могут записаться на обработку резанием.

Слайд 10

Коротко о многом. Употребление фразеологизмов в речи делает её сильной, яркой, меткой, убедительной. Найдите к каждому фразеологизму в левой колонке противоположное по смыслу в правой. Держать ухо востро С пятого на десятое Во всю Ивановскую Ворон считать От доски до доски Воды в рот набрать Определите значение данных фразеологических оборотов по словарю: закинуть удочку, собаку съел, через пень колоду

Слайд 11

Домашнее задание. Сочинение-рассуждение на тему «Почему нам надо говорить правильно?» Понятие «культура речи» включает в себя две ступени освоения литературного языка: 1)правильность речи-это соблюдение норм литературного языка; 2)речевое мастерство-это умение правильно построить высказывание, выбрав из существующих в русском языке средств наиболее точное в смысловом отношении ,стилистически уместное и оправданное, выразительное. Нормы литературного языка закреплены в словарях и справочниках, характерны для устной и письменной речи. Обязательны для всех. Почему сегодня образованные люди особенно остро ощущают речевое неблагополучие? Почему нам надо говорить правильно?

Слайд 12

Рефлексия. Какие задания вам показались интересными, сложными? Почему?

Слайд 13

Благодарю за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока 10 класса по теме "Исследование функции с помощью производной." Решение задач

Цель урока : Совершенствование навыка решения задач по теме.Форма проведениея урока: Урок - практикум.Особенностью урока является возможность  сосавить индивидуальный план  работы для у...

Сценарий урока 5 класс

Сценарий урока     ...

сценарий урока 6 класс. "Взаимодействие живых организмов в различных сообществах. Биотические факторы среды. "

Сценарий урока по УМК Сонина. Урок построен с использованием технологии КСО....

Урок-проект на тему "Лексические нормы русского литературного языка"

Урок-проект на тему  "Лексические нормы русского литературного языка"...

Сценарий урока 8 классе

Данный урок является итоговым уроком при изучении темы "Питание и пищевариние"...

Программа факультативного курса по русскому языку в 9 классе "Подготовка к ОГЭ: нормы литературного языка, теория и практика написания сжатого изложения и сочинения-рассуждения"

Данный факультативный курс рассчитан на подготовку к ГИА девятиклассников, имеющих определённые затруднения в изучении русского языка....

Сценарий урока "Над класс рыбы"

Тема урока: «Надкласс рыбы»Тип урока:  изучение нового материала.Форма проведения урока: беседа, работа в группах.Цель урока: раскрыть особенности организации рыб как водных позвоночн...