Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы, от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же. Урок в 8 классе.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Цель урока: показать условия различения на письме союзов тоже, также, чтобы, зато и наречия и местоимений с частицами то, же, бы,; формирование навыка написания союзов также, тоже, чтобы, зато, подготовка к выполнению задания 13 в формате ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_otkrytyy.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата
Тема урока:
Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы, от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.
Цель урока: показать условия различения на письме союзов тоже, также, чтобы, зато и наречия и местоимений с частицами то, же, бы,; формирование навыка написания союзов также, тоже, чтобы, зато.
Повторение : повторить определения «местоимение», «синоним», а также , что такое союз, разряды союзов.
Ход урока
- Эмоциональный настрой, мотивация.
Ребята, сегодня на уроке мы с вами попытаемся выполнить тестовое задание к Единому Государственному Экзамену, которое вы видите на доске, но для этого нам нужно будет научиться различать союзы чтобы, тоже, также, зато и местоимения с частицами и предлогом и наречие с частицей же.
1. Перед тем как приступим к работе , проверим домашнее задание.
(Обратить внимание на то, что у союзов нет синтаксической роли )
Морфологический разбор союза, правило о союзе, какие бывают союзы ? Обратить внимание на то, что союзы в предложении не подчеркиваются, так как являются служебной частью речи, а не самостоятельной.
2. Целеполагание: перед нами два предложения. Обратите внимание на выделенное красным цветом. Вы видите, что в 1-м предложении чтобы - написано слитно, а во втором – раздельно. Наша с вами задача, чтобы в конце урока каждый из вас смог объяснить, почему есть в русском языке чтобы и что бы (показать указкой) и как их различать.
Союзы | О Т Л И Ч А Й ! |
Чтобы | Что бы |
Тоже | То же |
Также | Так же |
Зато | За то |
Спросить о частях речи во 2 графе «Отличай»
3. Объяснение нового материала.
Прочитайте предложения.
Одинаково ли звучит чтобы в 1-м предложении и во 2-м?
Одинаково.
Я хочу, чтобы вы больше читали.
Что бы вы рекомендовали в первую очередь прочитать?
А теперь будем учиться различать эти части речи.
Для этого есть определенные способы.
ОБЪЯСНЯЮ
Что такое синонимы ?
Слова разные по написанию, но с одинаковым лексическим значением.
А теперь потренируемся различать союзы от местоимений и наречия.
Работа у доски - выходит ученик (ца).
Он думал о том что (бы) ему нарисовать. Мы делали всё, чтобы праздник запомнился.
Можем ли мы опустить частицу бы или перенести её в другое место ?
Ответ -Да.
Он думал о том, что ему бы нарисовать.
Значит это местоимение, какое ?
Местоимение это служебная часть речи или самостоятельная ?
Ответ.
Самостоятельная, значит мы можем подчеркнуть его в предложении.
Во втором предложении мы можем опустить частицу.
Ответ – нет.
Учитель: нет, предложение не может так звучать, это некрасиво, бессмысленно.
Значит это союз, который пишем слитно.
Можем ли мы его заменить другим союзом ?
Ответ.
Мы делали всё, для того чтобы праздник удался – запишем это предложение.
Учитель: ещё раз убеждаемся в том, что это союз.
Примечание: во время объяснения учитель показывает указкой на алгоритм, который всегда находится на доске.
Закрепление материала
У доски предложение записывают 4 ученика.
Записать 4 примера.
- Мое расследование тоже не продвигалось.
- День выдался пасмурный, зато не было жарко.
- Так же, как и вчера, за окном умел дождь.
- Дорога была достаточно широка, чтобы на ней могли разъехаться два грузовика.
(КОММЕНТИРУЕМ по образцу на доске справа)
Ещё раз всё объясняю. Откроем учебник на странице 67, читаем правило.
Работа с учебником.
Читаем правило.
Анализ правила.
Повторить правило.
Всё ли мы охватили ?
Он то(же) пришёл и рассказал то(же) самое.
Он то(же) талантливый ученик.
Так(же) хвастлив, как и брат.
Что(бы) мне почитать, что(бы) не скучать в дороге.
Благодарю вас за(то) что пригласили меня на вечер.
Решаем тестовое задание ЕГЭ
Открываем в онлайн режиме сайт ФИПИ, находим задание на слитное и раздельное написание союзов
Возвращаемся в начало урока.
У нескольких детей спросить, что они поняли на уроке.
Домашнее задание: дифференцированно (А, Б – разный уровень сложности)
Списать, раскрыть скобки, выполнить морфологический разбор 2-х союзов.
Что(бы) он ни делал всё выходило плохо.
Комната то(же) производила странное впечатление.
Море темнело, волны теряли свой блеск, за(то) небо начало светлеть.
Приют был мал, за(то) спокоен.
Нет ничего в мире, что(бы) могло прикрыть Днепр.
Брат советовал мне то(же), что и вы.
Остальным составить предложения выполнить морфологический разбор 2-х союзов.
Списать, раскрыть скобки, выполнить морфологический разбор 2-х союзов.
Что(бы) он ни делал всё выходило плохо.
Комната то(же) производила странное впечатление.
Море темнело, волны теряли свой блеск, за(то) небо начало светлеть.
Приют был мал, за(то) спокоен.
Нет ничего в мире, что(бы) могло прикрыть Днепр.
Брат советовал мне то(же), что и вы.
Списать, раскрыть скобки, выполнить морфологический разбор 2-х союзов.
Что(бы) он ни делал всё выходило плохо.
Комната то(же) производила странное впечатление.
Море темнело, волны теряли свой блеск, за(то) небо начало светлеть.
Приют был мал, за(то) спокоен.
Нет ничего в мире, что(бы) могло прикрыть Днепр.
Брат советовал мне то(же), что и вы.
Списать, раскрыть скобки, выполнить морфологический разбор 2-х союзов.
Что(бы) он ни делал всё выходило плохо.
Комната то(же) производила странное впечатление.
Море темнело, волны теряли свой блеск, за(то) небо начало светлеть.
Приют был мал, за(то) спокоен.
Нет ничего в мире, что(бы) могло прикрыть Днепр.
Брат советовал мне то(же), что и вы.
1.Опустить бы | |
можно | нельзя |
| |
местоимение с частицей бы | союз |
что бы | чтобы |
Заменить синонимичным союзом | |
Чтобы = для того чтобы Чтобы = с тем чтобы Тоже = и Также Зато = но | |
2. Опустить же | |
можно | нельзя |
местоимение с частицей же то же | союз тоже |
наречие с частицей же так же | союз также |
Раздельно | Слитно |
За то (местоимение с предлогом) (можно заменить прилагательным или существительным) | Зато = но (союз) |
1. Промелькнувшая в воздухе белочка спряталась за то дерево. 2. Промелькнувшая в воздухе белочка спряталась за большое дерево. |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по русскому языку в 7 классе по теме:"Отличие союзов чтобы, зато,тоже, также от местоимений и наречий"
Разработка урока для учащихся 7 класса где даны примеры, после разбора которых учащиеся увидят отличие союзов: чтобы, зато, тоже , также от местоимений и наречий....
Слитное и раздельное написание союзов и омонимичных частей речи
Тест в формате ЕГЭ...
Тест. Союз. 7 класс. "Слитное и раздельное написания союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО"
10 вопросов с выбором ответа, проверяющих умение отличать союзы ЗАТО, ТАКЖЕ, ТОЖЕ от омонимичных им честей речи....
Система уроков по теме «Слитное и раздельное написание союзов тоже, также, зато, чтобы»
Уметь отличать союзы ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО от местоимений с предлогом и частицами и союза ТАКЖЕ от наречия с частицей; формировать у учащихся навыки слитного написания данных союзов, умение произносить да...
Презентация по теме: «Слитное и раздельное написание частицы НЕ с причастиями»
Презентация адресована учителям, работающим в 6-7 классах (в зависимости от программы). В ней изложена теория, в которой есть раздел: "Отличие отглагольных прилагательных от причастий, оканчивающ...
Проверочная работа по теме "Слитное и раздельное написание частицы НЕ с именами существительными". 6 класс
Проверочная работа по теме "Слитное и раздельное написание частицы НЕ с именами существительными". 6 класс...
Правописание наречий. Слитное и раздельное написание наречий Различение наречий и созвучных им сочетаний других частей речи с предлогами
Маршрутный лист дистанционного урока...