Слитное и раздельное написание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Конспект урока плюс презентация разработаны для проведения урока в 6 классе по учебнику под редакцией М.Т.Баранова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
napisanie_otricatelnyh_mestoimeniy_6_klass.rar | 276.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Серпейская средняя общеобразовательная школа»
Урок русского языка в 6 классе
на тему
«Слитное и раздельное написание
НЕ и НИ в отрицательных
местоимениях»
Учитель русского языка
и литературы
Самохина Марина Гавриловна.
2013
Серпейск
Тема «Слитное и раздельное написание НЕ и НИ
в отрицательных местоимениях»
Образовательная цель: формирование умения грамотного употребления отрицательных местоимений в устной и письменной речи.
Задачи: - закрепить знания об отрицательных местоимениях;
- определить условия выбора слитного и раздельного написания
НЕ и НИ в отрицательных местоимениях.
Развивающая цель: развитие памяти и устной речи обучающихся,
коммуникативных умений.
Задачи: - развивать умение связывать уже имеющиеся знания с вновь
полученными;
- развивать умение слушать ответы одноклассников и анализировать
их.
Воспитательная цель: воспитание внимательного отношения к слову,
умения объективно оценивать ответы учащихся.
Задачи: - прививать навыки культуры общения;
- воспитывать бережное отношение к нормам литературного языка.
Тип урока: урок усвоения нового материала.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы обучения: наглядный, словесный, практический, частично-поисковый, проблемный.
Прогнозируемый результат: учащиеся должны научиться писать слова с изученной орфограммой и объяснять выбор написания НЕ и НИ в отрицательных местоимениях.
Оборудование: 1)учебник русского языка для 6 класса общеобразовательных учреждений под редакцией М.Т.Баранова. Москва. Просвещение. 2009 год.
2) мультимедийная презентация.
3) доска.
Ход урока
Этапы урока, время | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
(1 мин) | Настраивает на начало работы. | Проверяют готовность к уроку. |
(5 мин) | Задает вопросы по материалу, изученному на первом уроке. Дает письменное выборочное задание на формирование исследовательских умений. | Отвечают на вопросы, следят за ответами одноклассников, по необходимости исправляют их. Выполняют письменно задание. 1 учащийся у доски. |
(4 мин) | Задает вопросы на основе выполненного задания. | Отвечают на вопросы. |
(5 мин) | Предлагает задание на формирование исследовательских умений, развитие речи. | Рассматривают предложенные примеры, сравнивают, делают выводы, самостоятельно формулируют правило. |
(7 мин) | Предлагает выполнение упражнения из учебника на проверку усвоения материала. А также задание творческого характера. На основе выполненного упражнения задает проблемный вопрос. | Выполняют упражнение по очереди у доски. Задание творческого характера сначала проговаривают устно, затем выписывают слово на изучаемую орфограмму, объясняют написание остальных местоимений. Ищут ответ на поставленный вопрос. В ходе обсуждения приходят к единому мнению. |
(3 мин) | Вопросы по изученному материалу. | Отвечают на вопросы, следя за ответами товарищей. |
(5 мин) | Предлагает упражнение для самостоятельного выполнения. | Самостоятельно выполняют упражнение с последующей самопроверкой. |
(3 мин) | Вопросы на выявление усвоения материала. (Создание кластера) | Отвечают на вопросы. |
(1 мин) | Объявляет и комментирует оценки. | |
(1мин) | Дает задание и комментирует его. | Записывают задание в дневники. |
Конспект урока
- Организация начала урока.
- Проверка усвоения материала первого урока.
- На предыдущем уроке вы познакомились с новым разрядом местоимений.
- Какие это местоимения? ( Отрицательные) 1 слайд
- Что вы уже знаете об отрицательных местоимениях? ( отрицательные местоимения образованы от вопросительных местоимений при помощи приставок НЕ и НИ; они выражают отсутствие чего-либо: предмета, признака, количества; приставка НЕ- всегда ударная, НИ- безударная)
- Задание: выписать из данного текста отрицательные местоимения в два столбика: с НЕ и с НИ. ( 1 учащийся у доски)(Формирование исследовательских умений) 2 слайд
Был зимний морозный день. Павлу нечем было заняться, и он отправился на лыжную прогулку один, так как позвать с собой было некого. Вот и лес!
Павел прислушался. Где-то стучал дятел, но никого не было видно. Мальчик двинулся вглубь леса. Стало тихо. Ничто не нарушало тишину. Вдруг хрустнула ветка, и уже опять ничего не слышно. Павел посмотрел по сторонам. На снегу не было видно никаких следов.
- По какому признаку вы выписали именно эти слова?
- Объясните написание НЕ- и НИ- в местоимениях.
3. Подготовка к основному этапу.
- Как изменяются выписанные местоимения? Определите падеж местоимений.
( устно)
4. Усвоение новых знаний. 3 слайд
- Задание: рассмотрите примеры. Что вы можете сказать о написании местоимений?(Формирование исследовательских умений)
И. ничто
Р. ничего, ни от чего
Д. ничему, ни к чему
В. ничто, ни на что, ни за что
Т. ничем, ни с чем, ни перед чем
П. ни о чем, ни на чем
- Сформулируйте тему урока. ( Запись темы в тетрадь) 4 слайд
- Задача классу: должны научиться правильно писать отрицательные местоимения.
- Сформулируйте правило о написании НЕ- и НИ- в отрицательных местоимениях.
- Сверим сформулированное правило с правилом в учебнике. Откройте учебники на стр. 179.
5. Закрепление знаний.
1) Упр.425 ( учащиеся по очереди выходят к доске)
- Как вы думаете, почему местоимения необходимо выписывать вместе с теми словами, к которым они относятся? ( Проблемный вопрос)
2) Творческое задание. Восстановите стихотворение Б.Заходера. Вставьте на месте пропусков отрицательные местоимения, объясните изученную орфограмму. ( Сначала проговаривают, затем записывают)
Слайд 5
Жил на свете Джонни.
Знаете его?
Не было у Джонни
Ровно (ничего)!
(нечего) покушать,
(нечего) надеть,
(не к чему) стремиться,
( не о чем) жалеть.
(нечего) бояться,
( нечего) терять..
Весело живется,
(нечего) сказать.
- Какие местоимения написали раздельно?
- Какое местоимение написали с приставкой НИ-?
6. Обобщение и систематизация.
- От чего зависит написание приставки НЕ- или НИ- в отрицательных местоимениях?
- В каких случаях приставки в отрицательных местоимениях пишутся раздельно?
7. Контроль и самопроверка. Слайд 6
Упр. 428.
8. Подведение итогов. Слайд 7
- Что нового вы узнали о местоимениях на этом уроке?
- Что показалось необычном в изученном материале?
9. Выставление оценок.
10 Задание на дом. Слайд 8
Параграф 74, упр.429 или 230.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. Совершенствование умения определять части речи.
Тип урока: повторительно-обобщающий. Цели урока 1) Обучающие: совершенствовать умение определять части речи и производить их морфологический разбор 2) Развивающие: систематизировать и обобщать правила...
Конспект урока с презентацией "Слитное и раздельное написание НЕ с наречием"
Материал для урока "Слитное и раздельное написание НЕ с наречием"...
Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях 6 класс
Разработка урока...
Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы, от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же. Урок в 8 классе.
Цель урока: показать условия различения на письме союзов тоже, также, чтобы, зато и наречия и местоимений с частицами то, же, бы,; формирование навыка написания союзов также, тоже, чтобы, зато, подгот...
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ. СЛИТНОЕ И РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ НЕ- и НИ-
Технологическая карта урока по русскому языку в соответствии с требованиями ФГОСТип урока: урок изучения нового материала....
Отрицательные местоимения. Слитное и раздельное написание не и ни
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе, проводимого 9.04.2019 года в рамках недели русского языка и литературы в МБОУ Школе № 108 " Взлет" г.о. Самара...
Правописание не с наречиями на –о(-е) . Слитное и раздельное написание не с наречиями–о(-е) Правописание не и ни в отрицательных наречиях.
Маршрутный лист дистанционного урока...