Пространство слова "роса"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Пространство слова "роса". Речетворческая карта слова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prostranstvo_slova.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Урок словесности. Пространство слова: речетворческое осмысление.
Цель: - освоение учащимися новых технологий работы со словом;
- развитие творческой активности и связной речи учащихся;
- воспитание осознанного отношения и интерес к русскому языку;
Оборудование: эпиграф: Слово всегда глубинно - перспективно.
А.Ф.Лосев
таблички с пунктами речетворческой карты,
магнитофонная запись (Григ “Утро”)
Ход:
1.Вступительное слово учителя. Слово всегда глубинно –перспективно. Попытаемся взглянуть в глубину слова. Сегодня мы займёмся составлением речетворческой карты знакомого вам слова, научимся находить и правильно употреблять определения, характеризующие данное слово, чтобы речь наша становилась ярче.
Итак, я начинаю наш урок, как в младших классах, с загадки, но не простой. Эта загадка – стихотворение русского поэта 18 века Гаврилы Романовича Державина:
Родясь от пламени, на небо возвышаюсь;
Оттуда на землю водою возвращаюсь.
С земли меня влечет планет всех князь к звездам;
А без меня тоска смертельная цветам.
- Догадались, о чем речь?
- Кто такой князь всех планет?
- Так поэтично российский стихотворец увидел и воссоздал в ритмичных строках то явление, которое каждый из нас наблюдает летом, - росу!
Но отгадка есть в самом стихотворении! Посмотрите внимательно!
Акростих (от греч. Akrostichis – краестишие) - это стихи, в которых начальные буквы при чтении сверху вниз образуют слово или фразу.
Телестих (от греч.tele – вдаль, далеко, stichos – ряд, строка, стих) – акростих из последних букв. Он встречается в поэзии редко. Забавный пример « произведения », сочетающего в себе акростих и телестих мы встречаем у Владимира Эрля:
Оооооооооооо
Сссссссссссссс
Ееееееееееееее
Лллллллллллллл
Какое емкое, законченное определение! Поистине « краткость – сестра таланта »! Не повезло тому, кому поэт посвятил эти строчки!
3. Но мы вернемся к теме урока. Итак, сегодня мы будем составлять речетворческую карту слово «роса»
- Запись в тетрадях.
1) звучание и написание
(попробуйте представить себе слово «роса» и его звучание:
РОСА- 4 капельки, 4 шарика, прозрачные)
2) ассоциации
- Какие словесные ассоциации вызывает слово «роса»?
( утро, луг, трава, вода, капельки, прозрачные шарики т.д.)
- Может, вы знаете какие-нибудь пословицы, поговорки, связанные со словом «роса»?
- Известный лексикограф В.И.Даль в своем словаре «Пословицы русского народа» приводит очень много пословиц и поговорок.
Н – р:
Без росы и трава не растет.
Медовая (сладкая) роса – к падежу на скот.
Ни росиночки, ни порошиночки во рту не было.
Как роса упадет, так и след пропадет.
Пошли, Господи, тихую воду да теплую росу (при первом громе).
На Св. Марию сильные росы-льны будут серы и косы(22 июля).
На Св. Прокла великие росы(12 июля).
Вечерняя роса хороша, а роса луны остры - к ведру.
Коси коса, пока роса, роса долой, а ты домой.
Все мы растем под красным солнышком, на Божьей росе.
-Что значит ведро? (летняя сухая и ясная погода).
-Попробуем установить между двумя отдаленными, на наш взгляд, понятиями ассоциативный переход длиной в несколько шагов. Например, роса – душа.
(роса – вода – прозрачность – чистота - душа)
3) этимология
- Как же появилось это красивое, чистое слово «роса»?
- Может, вы знаете однокоренные слова?
- Обратимся в этимологический словарь:
РОСА. Общеславян. Того же корня, что латышк. RASA » роса; др. – инд. RASAS».
Жидкость, сок “лат ROS” роса” Исходно - «влага», ср. орошение.
4) лексическое значение
- Каково лексическое значение данного слова?
Р-та с толковым словарём – запись в тетрадях.
- А вот в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля дана большая словарная статья с пословицами и поговорками о росе.
Роса – туман, испаренья, опадающие на землю и нередко стоящие каплями на растениях: жемчужная р., бисерная.
Медвяная, медовая р. – болезнь растений, которые покрываются сладковатою жижей.
Мучняная р. – также болезнь, растения как посыпаны мукою и т. д.
5) перцептивное значение
- Вы, наверное, помните, что такое перцептивное значение?
(значение, связанное с субъектом, конкретно – чувственным восприятием того,
что обозначает слово)
- Наполните слово
а) звуком;
б) запахом;
в) цветом;
г) какой может быть роса по форме?
6) художественное (образное) значение (определяется в художественном тексте)
- Обратимся к очерку Л.Н. Толстого « Какая бывает роса на траве»
- Выразительное чтение текста (стр. 299,уч. «Русская словесность», 8класс)
- Перед вами очерк? Докажите. (описание и осмысление реальных фактов)
- Какие типы предложений встречаются в тексте?
- Почему автор использует ОСП? Какие типы ОСП? (определенно-личные,
обобщенно-личные предложения делают повествование динамичным, живым, непринужденным; удобная форма передачи собственных наблюдений, воспоминаний, переживаний)
- М.В.Ломоносов так сказал об определенно- личных предположениях: «умолчание» местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола «к украшению и важности служит». Согласны вы с мнением Ломоносова?
- Ещё при помощи каких средств языка писатель сумел создать такую яркую картину?
Выпишите а) сравнения (как бархат, как шарик светлый, вкуснее всякого напитка, такую
чашечку;
б) эпитеты (листок мохнат и пушист, светлый шарик, вкусная росинка);
в) метафора (алмазы).
-А какова, по-вашему, основная мысль данного текста? (любовь к родной природе, к родине)
-Что позволило и помогло сделать нам такой вывод? Какое значение имеет для всего текста ключевое слово « роса »?
(Это удивительное « русское » слово символизирует и чистоту, и открытость, и щедрость русского народа)
-Мы с вами отметили, что слово « роса » этимологически связано с латышским « rasa ». То же самое могли бы вы сказать о латышах? ( Роса - скорее всего реалия русской культуры. Может быть, есть связь между словами роса, Россия?)
7) индивидуально – авторское употребление
-Вот мы и подошли к последнему пункту нашей речетворческой карты, каждый человек по-своему представляет это природное явление (картина Герасимова «Утро»). Представьте: вы держите на руках лист травы с каплями росы. Опишите этот лист.
-Творческая работа (под музыку «Утро» Грига).
-Чтение сочинений – миниатюр.
4.Обобщение.
Вот такое, оказывается, необыкновенное это слово « роса ». Оглянитесь вокруг, всмотритесь внимательно в каждое слово, и вы поймете, что любое слово способно приобретать новые оттенки смыслов, обрастать новыми значениями.
5.Домашнее задание. Составить акростих к слову « душа », так как мы пришли к выводу, что слово « роса » и « душа » могут быть в одном ассоциативном ряду: их объединяет красота, чистота и щедрость.
Методическая разработка урока словесности
«Пространство слова: речетворческое
осмысление слова «роса»
в 8 классе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Живое пространство новостей
http://www.eduhelp.info/...
"Проект Семь и школа как механизм взаимодействия в воспитательном пространстве ОУ"
В данной работе представлен проект "Семья и школа"...
Эффективность создания творческого пространства для развития творческих способностей и личностных возможностей детей на уроках природоведения и биологии Эффективность создания творческого пространства для развития творческих способностей и личностных
Актуальные вопросы методики преподавания предметов естественнонаучного цикла и географии...
«Образовательное пространство как пространство развития»
Выступление на заседании методического объединения туристско-краеведческой направленностиТема: «Образовательное пространство как пространство развития»...
Коллективная работа над композицией «Комната моей мечты. Пространство музыки и музыка пространства». Лепка из глины
Создание фрагмента композиции «Островок» для коллективной работы «Комната моей мечты»....
Мастер-класс по работе в пространстве города. Пример внеаудиторного занятия "Как образуется пространство площади".
Работа в пространстве города предусматривает использование внеаудиторных методик, позволяющих организовать непсоредственное взаимодействие учителя и учащихся в городской и музейной среде. Воспол...
11 класс Зачет № 2 по геометрии по теме «Векторы в пространстве. Метод координат в пространстве»
Зачет № 2 по геометриипо теме «Векторы в пространстве. Метод координат в пространстве»...