Урок: Буква и звук. Алфавит.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Представлена разработка урока по учебнику Рыбченковой Л.М.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka_po_russkomu_yazyku_dyuzhaya.docx20.54 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока по русскому языку в 5 классе по учебнику Л.М.Рыбченковой  

                                      УРОК №8

Тема: Буква и звук. Алфавит.

Цель урока: повторить полученные сведения о типах речи;  повторить ранее полученные сведения о фонетике, буквах и звуках, транскрипции, алфавите; учить записывать слова в транскрипции; воспитывать внимание к языковым единицам, фонетическим нормам.

Тип урока: урок повторения и закрепления нового материала.

Ход урока

1.Опрос по домашнему заданию:

      -какие типы речи вы  знаете?

     -где они встречаются?

     -чем они отличаются друг от друга?

2.Актуализация опорных знаний. Постановка учебной задачи.

    Беседа.

     -Какой раздел науки о языке включает изучение звуков?

    -Зачем нужно повторять материал, который был изучен в младших классах?

    -Что такое алфавит?

3.Мотивация учебной деятельности.

4.Постановка целей и задач урока.

5.Работа над темой урока.

 А   - Из чего состоит речь человека? (Из предложений, предложения из слов, слова из слогов, слоги из звуков.)

   -Какая самая маленькая единица речи? (Это звук.)

   -Какие два вида звуков вы знаете? Чем они отличаются? (Гласные, согласные.)

                                                    ЗВУКИ

  ГЛАСНЫЕ                                                                   СОГЛАСНЫЕ

      -Назовите все гласные звуки.

      -Назовите все согласные звуки. На какие еще виды они делятся?

      -Как обозначаются звуки  на письме? (Буквами.)

     -Что такое алфавит? А азбука?

Запись в тетрадь.

   Азбука-к мудрости ступенька.

   -Сколько букв в русском алфавите?

 Б-Работа с материалом учебника  стр. 14                              

6.Закрепление.

   -Практическая работа –упр. 18,19  Стр.14-15

 -Самостоятельная работа-упр. 20  Стр.15

 -Работа у доски упр.21 стр.15      

7.Рефлексия.

Беседа.

    -Что вы ранее знали по теме урока? Что узнали нового по теме данного  урока?

    -Как полученные знания можно применить в жизни?

    -Как вы оцениваете сегодня себя на уроке?

8.Домашнее задание. П.4 упр.26.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

1.Мотивация к учебной деятельности.

Вступительное слово.

-Сегодня у нас необычное занятие-урок погружения в разнообразный мир звуков, окружающий нас со всех сторон. Звуки «живут» и внутри нас самих. Давайте же погрузимся в этот мир и попробуем в нем разобраться. Это поможет нам с вами лучше понять такой раздел науки о языке, как фонетика.

-Послушайте стихотворение Ф.Тютчева «Весенняя гроза». Какие звуки передают грохот, раскаты грома?

         Люблю грозу в начале мая,

         Когда весенний первый гром,

         Как бы резвяся и играя,

         Грохочет в небе голубом.

         Гремят раскаты молодые…(г,р)

 Слушают выразительное чтение стихотворения, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные:

планируют необходимые действия, операции.

Коммуникативные:

учатся работать, отвечать на поставленный вопрос.

2.Актуализация и пробное учебное действие.

-Назовите скороговорки, в которых  звуки создают образ мчащейся конницы.

(От топота копыт пыль по полю летит (т,п,к)).

-Каким звуком можно изобразить полет жука? (Жутко жуку сидеть на суку (ж-ж-ж).

Вспоминают поговорки, анализируют тексты поговорок. Одну из поговорок записывают в тетрадь.

Познавательные:

       осуществляют операции анализа, сравнения,  классификации, устанавливают причинно-следственные связи  для решения учебных задач.

Регулятивные:

         принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные:

        формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

         

3.Выявление места и причины затруднения.

-Как называется наука, изучающая звуки речи? (фонетика)

-Что изучает орфоэпия?(правильное произношение)

-Что такое графика?(обозначение звуков буквами)

-Отгадайте загадку:

Его не видно, в руки не взять, но зато слышно.(звук)

-А сколько же звуков в природе?(не сосчитать)

Обдумывают ответы на вопросы, воспринимают информацию на слух, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов.

    Личностные:

осознают свои трудности  и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

     Познавательные:

устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

    Регулятивные:

осознают недостаточность своих знаний.

    Коммуникативные:

Задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

 

 

4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

  -Каждый из звуков помогает различать слова по смыслу. Эти звуки-смыслоразличители. Замечательный ученый Бодуэн де Куртенэ дал им красивое имя-фонема. Вы уже знаете, что для фонем придуман алфавит-перечень букв, обозначающих звуки.

Упр.

Организует и сопровождает совместную учебную деятельность. Дополняет ответы.

Формулирует цель учебной


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок . Буквы е-и в корнях с чередованием

Урок с птименеием ИКт  и игровой технологии....

Самоанализ урока "Буквы Ч и Щ в суффиксе -ЧИК- -ЩИК-

Тип урока:.  урок усвоения нового знания с элементами деятельностного метода. Образовательная цель достигается через  познавательное затруднение, мотивирующее изучение новой темы, ...

Презентация к уроку "Буквы о-ё после шипящих" 5 класс

Презентация к уроку русского языка в 5 классе...

Урок "Буквы ы - и после ц"

Данная разработка представляет собой урок по ФГОС по программе Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой...

Урок русского языка в 6 классе Тема урока: Буквы Е и И в приставках пре- и при- Название урока: ПРИслушайся, ПРИсмотрись, и ты поймешь, что этот мир ПРЕкрасен

Урок русского языка по рограмме М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др. по теме "Буквы Е и И в приставках пре- и при-". Предметная цель: научить определять выбор написания букв и и е в пр...

Открытый урок русского языка в 6 классе Тема урока: «Буквы Ч и Щ в суффиксах существительных чик – щик».

Цель урока: научить правильно писать согласные ч, щ в суффиксах –чик, -щик.Задачи урока:Образовательные: Познакомить с правилом написания букв ч, щ в суффиксах существительных–чик и ...

Открытый урок русского языка в 6 классе. Тема урока: Буквы О и А в корнях -кос -, - кас-.

Открытый урок русского языка в 6 классе. Тема урока: Буквы О и А в корнях -кос -, - кас-....