Урок: Буква и звук. Алфавит.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Представлена разработка урока по учебнику Рыбченковой Л.М.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_uroka_po_russkomu_yazyku_dyuzhaya.docx | 20.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий урока по русскому языку в 5 классе по учебнику Л.М.Рыбченковой
УРОК №8
Тема: Буква и звук. Алфавит.
Цель урока: повторить полученные сведения о типах речи; повторить ранее полученные сведения о фонетике, буквах и звуках, транскрипции, алфавите; учить записывать слова в транскрипции; воспитывать внимание к языковым единицам, фонетическим нормам.
Тип урока: урок повторения и закрепления нового материала.
Ход урока
1.Опрос по домашнему заданию:
-какие типы речи вы знаете?
-где они встречаются?
-чем они отличаются друг от друга?
2.Актуализация опорных знаний. Постановка учебной задачи.
Беседа.
-Какой раздел науки о языке включает изучение звуков?
-Зачем нужно повторять материал, который был изучен в младших классах?
-Что такое алфавит?
3.Мотивация учебной деятельности.
4.Постановка целей и задач урока.
5.Работа над темой урока.
А - Из чего состоит речь человека? (Из предложений, предложения из слов, слова из слогов, слоги из звуков.)
-Какая самая маленькая единица речи? (Это звук.)
-Какие два вида звуков вы знаете? Чем они отличаются? (Гласные, согласные.)
ЗВУКИ
ГЛАСНЫЕ СОГЛАСНЫЕ
-Назовите все гласные звуки.
-Назовите все согласные звуки. На какие еще виды они делятся?
-Как обозначаются звуки на письме? (Буквами.)
-Что такое алфавит? А азбука?
Запись в тетрадь.
Азбука-к мудрости ступенька.
-Сколько букв в русском алфавите?
Б-Работа с материалом учебника стр. 14
6.Закрепление.
-Практическая работа –упр. 18,19 Стр.14-15
-Самостоятельная работа-упр. 20 Стр.15
-Работа у доски упр.21 стр.15
7.Рефлексия.
Беседа.
-Что вы ранее знали по теме урока? Что узнали нового по теме данного урока?
-Как полученные знания можно применить в жизни?
-Как вы оцениваете сегодня себя на уроке?
8.Домашнее задание. П.4 упр.26.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
1.Мотивация к учебной деятельности. | Вступительное слово. -Сегодня у нас необычное занятие-урок погружения в разнообразный мир звуков, окружающий нас со всех сторон. Звуки «живут» и внутри нас самих. Давайте же погрузимся в этот мир и попробуем в нем разобраться. Это поможет нам с вами лучше понять такой раздел науки о языке, как фонетика. -Послушайте стихотворение Ф.Тютчева «Весенняя гроза». Какие звуки передают грохот, раскаты грома? Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые…(г,р) | Слушают выразительное чтение стихотворения, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. | Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции. Коммуникативные: учатся работать, отвечать на поставленный вопрос. |
2.Актуализация и пробное учебное действие. | -Назовите скороговорки, в которых звуки создают образ мчащейся конницы. (От топота копыт пыль по полю летит (т,п,к)). -Каким звуком можно изобразить полет жука? (Жутко жуку сидеть на суку (ж-ж-ж). | Вспоминают поговорки, анализируют тексты поговорок. Одну из поговорок записывают в тетрадь. | Познавательные: осуществляют операции анализа, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи для решения учебных задач. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
|
3.Выявление места и причины затруднения. | -Как называется наука, изучающая звуки речи? (фонетика) -Что изучает орфоэпия?(правильное произношение) -Что такое графика?(обозначение звуков буквами) -Отгадайте загадку: Его не видно, в руки не взять, но зато слышно.(звук) -А сколько же звуков в природе?(не сосчитать) | Обдумывают ответы на вопросы, воспринимают информацию на слух, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов. | Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: Задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.
|
4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. | Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя. -Каждый из звуков помогает различать слова по смыслу. Эти звуки-смыслоразличители. Замечательный ученый Бодуэн де Куртенэ дал им красивое имя-фонема. Вы уже знаете, что для фонем придуман алфавит-перечень букв, обозначающих звуки. Упр. Организует и сопровождает совместную учебную деятельность. Дополняет ответы. | Формулирует цель учебной | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок . Буквы е-и в корнях с чередованием
Урок с птименеием ИКт и игровой технологии....
Самоанализ урока "Буквы Ч и Щ в суффиксе -ЧИК- -ЩИК-
Тип урока:. урок усвоения нового знания с элементами деятельностного метода. Образовательная цель достигается через познавательное затруднение, мотивирующее изучение новой темы, ...
Презентация к уроку "Буквы о-ё после шипящих" 5 класс
Презентация к уроку русского языка в 5 классе...
Урок "Буквы ы - и после ц"
Данная разработка представляет собой урок по ФГОС по программе Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой...
Урок русского языка в 6 классе Тема урока: Буквы Е и И в приставках пре- и при- Название урока: ПРИслушайся, ПРИсмотрись, и ты поймешь, что этот мир ПРЕкрасен
Урок русского языка по рограмме М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др. по теме "Буквы Е и И в приставках пре- и при-". Предметная цель: научить определять выбор написания букв и и е в пр...
Открытый урок русского языка в 6 классе Тема урока: «Буквы Ч и Щ в суффиксах существительных чик – щик».
Цель урока: научить правильно писать согласные ч, щ в суффиксах –чик, -щик.Задачи урока:Образовательные: Познакомить с правилом написания букв ч, щ в суффиксах существительных–чик и ...
Открытый урок русского языка в 6 классе. Тема урока: Буквы О и А в корнях -кос -, - кас-.
Открытый урок русского языка в 6 классе. Тема урока: Буквы О и А в корнях -кос -, - кас-....