урок . Буквы е-и в корнях с чередованием
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Урок с птименеием ИКт  и игровой технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_7_oktyabrya.docx39.46 КБ

Предварительный просмотр:

Урок.

Тема: Правописание гласных и согласных в морфемах. Повторение изученного в 5 классе.

Цели:актуализировать знания учащихся, развивать орфографические умения и навыки, воспитание любви   к родному краю.

 Компьютерная технология., игровая технология.

                                Ход урока.

Организационный момент.

Проверка дом. зад.  Упр 115

 3  . Повторение

 -  На уроке будет помогать ученик- эксперт. .

 

-  Какую морфему называем корнем ?

-  Что  вы знаете о В. И. Дале?

 Ученик- эксперт ( В « Толковом словаре живого великорусского языка « Даль даёт  такое определение : . Корень слова, производство, слог или звук, от которого слово произошло )

- Какие правила ру сской орфографии  о правописании гласных в корне слова   вы знаете?

                                Корень слова –это главная значимая часть слова, в которой заключается общее значение всех однокоренных слов

                     Безударные  гласные  в корне слова

                     Проверяемые согласные  в корне слова

                     Непроизносимые согласные  в корне слова

 

Корни  с чередующимися гласными

  Буквы   О –Ё после шипящих в корне слова

                 

    Буква И  после Ц в корнях   слов

                     Непроверяемые гласные и согласные  в корне слова ( словарные слова)

Н   а     доске

                               

4       Самостоятельная работа с текстом.

Прочитайте.

. Какая  основная мысль текста?. Спишите, объясняя морфемы, в которых вы будете вставлять  буквы.В ставьте недостающие знаки препинания.

    Как прекрасен наш Мещёрский край! Он б..гат озёрами  маленькими речками таинственными мшарами.

   Мы идём по у…кой доро…ке берегом большого озера. Его со всех ст… окружае6т лес. Под яркмими лучами со..нца сверкает голубое оз…ро.   . За ним  ш…рокой п…лосой л…гло б…лото.. Тут ш…гать опа(?)но.

                               ( К. Г. Паустовский. )

-- Объясните Значение слова мшары?  (  значение слова в толковом словаре)

 Ученик- эксперт

  - Обратите внимание на слово солнце

Г

 

-

На доске

       Этимология – греч. истинное значение слова      

 

 Выполнение упражнения 118 . На доске выписывает уч-ся и объясняет слова с пропущенными орфограммами в корне слова

На доске

             

                        Чередование а(я) и им, а(я) и ин

 

  В корнях с чередованием а(я) – им, а(я) – ин пишутся им и ин, если дальше следует суффикс -а-: сжать – сжимать, понять – понимать, начать – начинать. Ср.: внимательный, заклинать, напоминать, принимать и др. В производных формах сохраняется им, даже если дальше и не следует суффикс -а-, например: сниму, сними, подниму, подними и т.д.

 

 

                 

                   

 5 .Выборочный диктант. Отгадайте загадки (устно), выпишите слова с чередующейся гласной. В корнях слов

 На доске

Корни с чередующимися гласными  Е-И     не проверяйте родственными словами!

Бир - бер

Дир - дер

Блист - блест

Жиг - жег

Мир - мер

Пир - пер

Стил - стел

 В корнях с чередующимися гласными е-и (бер- - бир-, пер- - пир-, мер- - мир-, стел- -стил, дер- -дир , блист-блест, жиг-жег,мир-мер)

 буква     И     пишется только тогда, когда после корня следует суффикс -а-, например: выбирать – выберут, запирать – запереть, умирать – умереть, расстилать -  расстелить, раздирать – раздерут, блистать – блестеть.

 

а) Постелю рогожку, посею горошку,

положу калач, никому не взять. (Небо, звезды, месяц.)

б)Где пробегает – ковром устилает. (Снег.)

г) Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (Снег.)

д) Осенью в щель заберется, а весной проснется. (Муха.)

е) Летают, кружатся, на землю ложатся,

С земли не встают и тут пропадут. (Листья.)

ж) Сверху зелено, снизу красно, в землю вросло. (Морковь.)

л) Летит орлица по синему небу крылья распластает, солнышко застилает. (Туча.)

 - Какую орфогра мму   повторили ?

 6  

- Расскажите о правописании букв О- Ё в корнях  слов?

         Игра    «Узнай слово по словосочетанию».Запиши слово Рядом запиши однокоренное слово.

                 

Разговор тихим голосом – шёпот

Цвет одуванчика – жёлтый

Предмет для чистки зубов – щётка

Плод дуба – жёлудь

Цвет, противоположный белому – чёрный

Водитель автомобиля – шофёр (иноязычное)

Цирковой актёр, который подбрасывает и ловит одновременно несколько предметов – жонглёр (иноязычное слово)

Маленькая щель – щёлка

 Ягоды на колючих кустах – крыжовник

 Пришит к куртке, надевается на голову – капюшон.

-     К  каким слова м не смогли подобрать  однокоренное

   Слово? Среди них есть заимствованные слова. Какие слова называются заимствованными ?

 Слова- исключения : шов, капюшон, крыжовник, шофёр, шоколад, жонглёр,

-     Какую орфограмму мы сейчас повторили (О-Е  после шипящих в корне слова)

7.

 - Расскажите о правописании  буквы  И после  Ц в корнях слов.

Слова – исключения : цыган, цыпочки, цыц, цыплёнок, цыкнуть

 

Самостоятельная  работа по карточкам

Вставьте пропущенные буквы или слова.

первая ц___фра

ц___нковая стружка

ц___рковой артист

Ц___кличность свойственна природе.

опасная бац___лла

ц___тата из Пушкина

проц___тировать стихотворение

древняя ц___вилизация

Ц___корий добавляют в кофе.

весёлый ц___ган

ц___ганский хор

хитрый ц___ганёнок

танцевать ц___ганочку

жёлтенький ц___плёнок

стоять на ц___почках

встать на ц___почки

Ц___ц! Сейчас же замолчите!

ц___плячья шея

худой, как ц___плёночек

 

7. Итог урока

 - Какие правила о правописание гласных в корне слова, изученные в 5 классе, мы повторили ?

8. Д. З.  упр. 119.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе Первый урок в теме «Правописание корней с чередованием гласных О-А».

Первый урок в теме «Правописание корней с чередованием гласных О-А». Урок изучения нового учебного материала, смешанный. В ходе урока используется интерактивная доска, система голосования и тестирован...

"Буквы О - А корне с чередованием -РАСТ-/ -РАЩ-/ -РОС-"

Урок изучения нового материала предназначен для учеников 6 класса. По ФГОС....

Конспект урока "Буквы Е-И в корнях с чередованием"

Конспект урока "Буквы Е-И в корнях с чередованием" Тип урока: Урок усвоения новых знаний Цель урока: • познакомить учащихся с орфограммой Е — Ив корнях с чередованием; • расширять понятие о язык...