Урок русского языка в 5 классе. Тема урока: «Буквы –з и –с на конце приставок»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Ольга Сергеевна Минаева

Цели урока: Формирование навыков и умений определять правильное написание приставок на З, С; развивать умение самостоятельно мыслить, рассуждать, обобщать материал, делать выводы.

Задачи урока:

Образовательные:

· выявить условия выбора согласных з – с на конце приставок;

· формировать навык написания приставок, оканчивающихся на –з, с;

· развить умение формулировать определение понятий;

· обогащать словарный запас учащихся;

· совершенствовать орфографические  умения.

Развивающие:

· осуществление системно-деятельностного подхода;

· развитие критического мышления;

· развитие внимания;

· формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

· развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

· развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

· развивать умение применять новые знания;

· развитие творческих, речевых способностей учащихся;

· формирование логических умений;

· развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

· развитие умения формулировать проблему.

Воспитательные:

· воспитание интереса и уважения к русскому языку;

· воспитание ценностного отношения к слову;

· развитие коммуникативных УУД:

· создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Планируемые  результаты:

Личностные:  уважительное отношение к языку; стремление к речевому самосовершенствованию; пополнение словарного запаса; способность к самооценке на основе критерия успешности.

Метапредметные: регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи; познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи; коммуникативные: осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, умение приходить к общему решению в совместной работе.

Предметные: знать правило написания букв З и С на конце приставок, правило единообразного написания приставки С; уметь правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний; правильно писать слова с непроверяемыми написаниям.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование урока: компьютер,интерактивная доска, презентация в программе «PowerPoint», раздаточный материал для учащихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx35.99 КБ
Файл prezentatsiya_30.11.pptx2.43 МБ
Файл rabochiy_list.docx1.04 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе.

Тема урока: «Буквы –з и –с на конце приставок»

Цели урока: Формирование навыков и умений определять правильное написание приставок на З, С; развивать умение самостоятельно мыслить, рассуждать, обобщать материал, делать выводы.

Задачи урока:

Образовательные:

  • выявить условия выбора согласных з – с на конце приставок;
  • формировать навык написания приставок, оканчивающихся на –з, с;
  • развить умение формулировать определение понятий;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • совершенствовать орфографические  умения.

Развивающие:

  • осуществление системно-деятельностного подхода;
  • развитие критического мышления;
  • развитие внимания;
  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • формирование логических умений;
  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
  • развитие умения формулировать проблему.

Воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к русскому языку;
  • воспитание ценностного отношения к слову;
  • развитие коммуникативных УУД:
  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Планируемые  результаты:

Личностные:  уважительное отношение к языку; стремление к речевому самосовершенствованию; пополнение словарного запаса; способность к самооценке на основе критерия успешности.

Метапредметные: регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи; познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи; коммуникативные: осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, умение приходить к общему решению в совместной работе.

Предметные: знать правило написания букв З и С на конце приставок, правило единообразного написания приставки С; уметь правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний; правильно писать слова с непроверяемыми написаниям.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование урока: компьютер,интерактивная доска, презентация в программе «PowerPoint», раздаточный материал для учащихся.

                                           

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

 - Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости, я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Открываем тетради и записываем число.

Сегодня 30 ноября. Классная работа

2.Актуализация и пробное учебное действие.

 - Русский язык – самый красивый и богатый язык в мире. Наш язык – живой. В нем очень много слов, правописание которых нам с вами пока еще не известно. Но с каждым новым уроком мы становимся грамотнее и мудрее.

- Ребята! Как называется раздел лингвистики, который изучает части  слова?

(морфемика)

- Какие морфемы вы знаете? Назовите их

( Корень, суффикс, приставка, окончание.)

-А теперь немного поиграем. На сладе написаны слова, ваша задача СОБРАТЬ СЛОВА, выделив в них указанные морфемы.

3.Морфемная разминка  «Собери слово»

-Ребята, какое слово у вас получилось? (приставка)

-Запишите его в тетрадь, выделите морфемы.

 - Расскажите, что вы знаете о приставке?

(Приставка – это значимая часть слова, которая служит для образования новых слов.)

 - Сегодня тоже поговорим о приставках. А о каких? Мы сейчас узнаем.

4.Проблемная ситуация.  Формулирование темы урока

-Взгляните на доску.

-Прочитайте слова. В какой морфеме пропущена буква? (приставка)

-А какую букву мы должны с вами написать в этих словах? (з или с)

- Ребята, как вы думаете, над какой темой сегодня мы будем работать на уроке?

(Правописание приствок на -з/-с)

-Все верно. Запишите тему урока в тетрадь.

Наблюдение

-Посмотрите на доску. У нас записаны слова. Давайте прочитаем их.

Задание:

5.Работа с учебником.

- Откойте учебник. Стр. 32 .

-Прочитайте правило.

6.Работа с алгоритмом

-Ребята, пользуясь правилом, заполните алгоритм правописания З – С на конце приставок. (алгоритм на листе)

7.Работа с текстом

   Прощальными раскатами прогремели летние грозы. Ливни пошли на убыль, но солнце еще щедро раздает свое тепло. В августе улавливаешь приметы перехода лета в осень. Разнотравье превратилось в душистые скирды. Бездонное небо расчистилось от облаков. Оно поджидает, когда птицы раззвенятся прощальными покриками. Зеленая листва начинает блекнуть, ветер беспокойным дыханием срывает пожелтевший березовый лист. Полиняли краски летней поры. Паутинки поплыли над полями. Скоро осень!

-Прочитайте текст.

-Ребята! Перед нами текст или предложения?

-Докажите, что это текст. (предложения связаны по смыслу и грамматически)

-О чем этот текст? (об осени)

-Это тема или идея? (тема)

-Какую мысль хотел донести автор текста до читателя? (показать изменения в природе)

-Как можно озаглавить текст?  (осень)

-Что вы отразили в заглавии: тему или идею текста?

Задание: Выписать из текста слова на изученное правило. Выделить приставку.

1 вариант с приставкой на –З

2 вариант с приставкой на –С.

Выделить орфограмму. Проверка (отвечают ученики и на слайде ответ)

8.Работа с учебником

-Упр. 474  (пользуясь алгоритмом, выполним упражнение)

9.Работа с несплошными текстами (слова в рамках)

-У нас даны  слова в рамках(плашках)

-Прочитайте слова, которые написаны на стр. 32.

-Чем отличаются записанные слова?

-Выделите в них приставку.

-Какое правило нужно применить, чтобы не допустить ошибки в этих словах.

-От чего зависит написание букв з-с в приставках?

-Теперь посмотрите на слова, котрые даны в рамках на стр. 33.

-Прочитайте их.

-Как вы думаете, зачем эти слова поместили в рамку?

-Можем ли мы к этим словам применить изученное правило? (нет) Почему?

-Запишем эти слова (словосетания) в тетрадь, выделим приставку с-

- Необходимо помнить, что в русском языке нет приставки З, существует только приставка С.  СЖИМАТЬ СДЕЛАТЬ, СГОРЕТЬ.

А также  что в словах ЗДЕСЬ, ЗДАНИЕ, ЗДОРОВЬЕ, ЗДРАВСТВУЙ здесь нет приставок, буква «З» в них является ЧАСТЬЮ КОРНЯ!

10.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (видеоролик 1.5 мин.)

11.Распределительный диктант

Интерактивное упражнение «Приставки на –З и -С» (у доски 2-3 ученика)

https://learningapps.org/watch?v=pbtheqfc520

-Задание: используя составленный алгоритм и объясняя правописание букв на конце приставок, распределить слова на три группы.

На листах у детей таблица

Задание 3. Распредели слова на три группы

с приставкой на -З, -С

с приставкой -С

без приставки

12.Закрпеление материала

Работа с картинками

-Объясните правописание слов.

13.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Обмен тетрадями. Выставление отметок.

(Учащиеся выполняют задание в индивидуальных карточках, затем проверяют его по образцу и оценивают свои работы, используя образец проверки и критерии оценивания.)

-Ребята, сейчас вы должны выполнить самостоятельную работу. Задание 4. Вставить пропущенные буквы в слова. Выделить приставку. Подчеркнуть изученную орфограмму

Задание 4. Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание. (задание на рабочем листе)

Самостоятельная работа.

I вариант

II вариант

1.

Бе..ропотный

1.

Ра..сердить

2.

Ра..статься

2.

Бе..звучный

3.

Ра..считывать

3.

В..хлипнуть

4.

Бе..толковый

4.

И..царапать

5.

Бе..предельный

5.

Бе..жалостный

6.

Ра..чесать

6.

Ра..свет

7.

Ра..винтить

7.

И..лить

8.

Бе..сердечный

8.

Ра..плести

9.

И..следовать

9.

Ра..жечь

10.

В..лететь

10.

Ра..сказать

11.

И..черпать

11.

Ра..ведать

12.

Ра..чистить

12.

Ра..крутить

-Ребята! Все выполнили задание? А теперь каждый из вас попробует себя в роли учителя! Обменяйтесь тетрадями. Проверьте по эталону работу своего одноклассника. Выставите оценки, пользуюясб критериями оценивания. Вся информация дана на слайде.

Образец проверки. (Слайд № 20)

I вариант

II вариант

1.

З

1.

С

2.

С

2.

З

3.

С

3.

С

4.

С

4.

С

5.

С

5.

З

6.

С

6.

С

7.

З

7.

З

8.

С

8.

С

9.

С

9.

З

10.

З

10.

С

11.

С

11.

З

12.

С

12.

С

14.Рефлексия.

-Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Давайте подводем итоги. Я читаю вам начало предложения, а вы заканчиваете его:

-Что мы сегодня узнали на уроке?

-Продолжите фразы, которые вы видите на слайде.

15.Выставление и комментирование отметок

Ребята, мне хочется вам сказать большое спасибо за урок. Вы все МОЛОДЦЫ! Хорошо работали. Каждый из вас получит оценку за урок. Я еще раз просмотрю ваши задания на карточках и выставлю отметки в дневник.ру

16.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

В учебнике стр.32 выучить правило

Упражнение 477.

Полностью выполненное упражнение на оценку «4»,

на оценку «5» дописать по два подобных примера.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Школа-ЭКОТЕХ " города Котовска Тамбовской области Урок русского языка в 5 классе Минаева Ольга Сергеевна, учитель русского языка и литературы

Слайд 2

Тридцатое ноября Классная работа

Слайд 3

«Соберите слово из морфем» Прилетает (выделить ¬ ) Расставить (выделить ) Улыбка (выделить ∧ ) Школа (выделить ) Вопрос: Какое слово получилось?

Слайд 4

Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Перед корнем есть приставка, Слитно пишется она. А при помощи приставки Образуются слова.

Слайд 5

Прочитайте слова. В какой морфеме пропущены буквы? Бе_конечный – бе_граничный

Слайд 6

Формулировка темы урока Правописание букв З и С на конце приставок

Слайд 7

Прочитайте слова. В какой морфеме пропущены буквы? Бе_конечный – бе_граничный раз б росать без з вучный из д алека рас п устить бес с ердечный ис т ратить с з

Слайд 8

Алгоритм Выдели в слове приставку В приставке пишем С В приставке пишем З С какого согласного начинается корень Глухой согласный Звонкий согласный

Слайд 9

Выписать из текста слова на изученное правило: 1 вариант с приставкой на –З 2 вариант с приставкой на –с. Прощальными раскатами прогремели летние грозы. Ливни пошли на убыль, но солнце еще щедро раздает свое тепло. В августе улавливаешь приметы перехода лета в осень. Разнотравье превратилось в душистые скирды. Бездонное небо расчистилось от облаков. Оно поджидает, когда птицы раззвенятся прощальными покриками. Зеленая листва начинает блекнуть, ветер беспокойным дыханием срывает пожелтевший березовый лист. Полиняли краски летней поры. Паутинки поплыли над полями. Скоро осень!

Слайд 10

Работа с текстом Прощальными раскатами прогремели летние грозы. Ливни пошли на убыль, но солнце еще щедро раздает свое тепло. В августе улавливаешь приметы перехода лета в осень. Разнотравье превратилось в душистые скирды. Бездонное небо расчистилось от облаков. Оно поджидает, когда птицы раззвенятся прощальными покриками. Зеленая листва начинает блекнуть, ветер беспокойным дыханием срывает пожелтевший березовый лист. Полиняли краски летней поры. Паутинки поплыли над полями. Скоро осень!

Слайд 11

Работа с учебником Упр. 474

Слайд 13

ЗАПОМНИ!!! В словах ЗДЕСЬ, ЗДАНИЕ, ЗДОРОВЬЕ ВСЕГДА ПИШЕТСЯ БУКВА З , ТАК КАК КАК З НЕ ПРИСТАВКА , А ЧАСТЬ КОРНЯ

Слайд 14

Физкультминутка

Слайд 15

Интерактивная игра https :// learningapps . org / watch ? v = pbtheqfc 520 Распредели слова на три группы с приставкой на -З, -С с приставкой -С без приставки

Слайд 16

Подберите название рисункам, используя полученные знания на уроке РАССВЕТ ВЗЛЁТ ЗДАНИЕ СВАЛКА

Слайд 17

Самостоятельная работа Задание. Вставьте пропущенные буквы. Выделите орфограмму. 1 вариант 2 вариант Бе ..ропотный Ра..сердить Ра..статься Бе..звучный Ра..считывать В..хлипнуть Бе ..толковый И..царапать Бе ..предельный Бе ..жалостный Ра..чесать Ра..свет Ра..винтить И..лить Бе ..сердечный Ра..плести И..следовать Ра..жечь В..лететь Ра..сказать И..черпать Ра..ведать Ра..чистить Ра..крутить

Слайд 18

Проверка по эталону. Выставление отметок . 1 вариант 2 вариант 1 З 1 С 2 С 2 З 3 С 3 С 4 С 4 С 5 С 5 З 6 С 6 С 7 З 7 З 8 С 8 С 9 С 9 З 10 З 10 С 11 С 11 З 12 С 12 С Критерии оценивания: 11-12 – «5» 8-10 – «4» 6-7 – «3»

Слайд 19

Сегодня на уроке мы Писали….. Учили…. Разбирали… Выполняли…

Слайд 20

Домашнее задание: Стр. 79 (в учебнике), выучить правило. Упр. 173 «4» – полностью выполненное упражнение; «5» – дописать два подобных примера.

Слайд 22

Заменить существительное с предлогом прилагательным с приставками на з (с) . Распределить в два столбика: без-, бес- 1

Слайд 23

https://learningapps.org/view23620413

Слайд 24

https://learningapps.org/view23620413 < iframe src ="https://learningapps.org/watch?app=23620413" style="border:0px;width:100%;height:500px" allowfullscreen ="true" webkitallowfullscreen ="true" mozallowfullscreen ="true">


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка (1 класс). Тема: "Большая буква в начале предложения"

Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...

Урок русского языка в условиях реализации ФГОС «Буквы З и С на конце приставок» (5 класс)

Представлен конспект урока .  Цель урока:обеспечитьвосприятие, осмысление и закрепление правила «Правописание приставок на –з и –с»; овладение способами действия по правилу, алгоритмическим предп...

Педагогический проект "Работа над монологической речью на уроках русского языка и литературы на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетентности учащихся"

В даннатериале можно найти приёмы развития монологической речи учащихся, а также цепочку коммуникативных умений с 5 по 11 класс...

Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"

Данный урок ориентирован на учебник  "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой.  Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...

Урок. Русский язык 10 класс/Тема. Гласные и согласные в приставках. Ъ и Ь. И или Ы после приставок.

Тема. Гласные и согласные в приставках. Ъ и Ь. И или Ы после приставок.Учитель: Ширяева Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 109 Приморского...

Презентация к уроку русского языка, 5 класс (тема: "Буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных")

Материалы к уроку, представленные в данной презентации, подобраны на одну тему - "Весна"....