Русский язык. 5 класс. «Глагол как часть речи»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Цели урока:
-развивать речь обучающихся, логическое мышление, коммуникативные навыки;
-обобщить и расширить изученные ранее знания по теме «Глагол»;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_rus_yaz_v_5_kl_glagol.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык. 5 класс.
«Глагол как часть речи»
Тип урока по основной дидактической цели: вводный (повторение пройденного и начало изучения нового материала по теме «Глагол как часть речи»).
Цели урока:
-развивать речь обучающихся, логическое мышление, коммуникативные навыки;
-обобщить и расширить изученные ранее знания по теме «Глагол»;
Задачи:
-развивать умение давать самооценку своей деятельности;
-самостоятельно определять свои знания/незнания по изучаемой теме, сравнивать, анализировать, работать в группе;
-повторить материал по теме «Знаки препинания в сложном предложении».
Планируемые результаты обучения (УУД)
предметные | метапредметные | личностные |
Знать, что обозначает глагол, на какие вопросы отвечает, каким членом предложения является; соотносить действия с теми явлениями, которые обозначает глагол; развивать навыки постановки знаков препинания в сложном предложении | Познавательные УУД: Уметь ставить и решать проблемы; Регулятивные: уметь ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку; Коммуникативные: уметь работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владеть разными формами речи | Осознавать значимость самоуважения, уважения личности человека, его достоинств; воспитывать нравственные качества |
Организационный момент
-Здравствуйте, ребята! Давайте послушаем музыку и настроимся на плодотворный урок русского языка. Что можно делать под эту музыку? (Танцевать, веселиться, плясать, петь, двигаться.)
-Какие части речи вы назвали? (Глаголы.)
-Кто из вас догадался, какую же тему мы сегодня будем изучать на уроке? (Глагол как часть речи.)
Целеполагание. Мотивация
-Прочитаем текст. Это слова русского писателя А.Югова.
Глагол – самая огнепышущая часть речи, самая живая и яркая. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие!
-Как вы понимаете их смысл? (Глагол обозначает движение, без него невозможно передать события, невозможно представить будущее, узнать прошлое.)
-Начиная любую работу, нужно обязательно видеть конечную цель.
Сформулируйте цель урока. На листочках в первой колонке отметьте галочкой, чего бы вы хотели достичь на сегодняшнем уроке.
Мои цели на уроке
Узнать, какие явления, помимо действия, может означать глагол | ||
Вспомнить, на какие вопросы отвечает глагол | ||
Узнать, каким членом предложения может быть глагол | ||
Повторить постановку знаков препинания в сложных предложениях | ||
Вспомнить, когда слова употребляются в прямом, а когда в переносном смысле | ||
Пополнить свой словарный запас | ||
Отдохнуть на уроке |
-Назовите мне те цели, которые вы поставили перед собой. (2-3 ученика зачитывают поставленные цели.)
Актуализация знаний
I. Работа с текстом.
-Я предлагаю вам прочитать текст (на экране.)
Весна голосов…Пригибаясь, ошалело кричит на телеграфном столбе ворона. Над лесной проталиной трепещет, заливается жаворонок. В светлых березняках – теньканье, посвисты, невнятное щебетание. Под снегом в лощине течёт, булькает вода.
Сорока летит над лесом и держит в клюве тяжёлый прутик берёзы. Я присел на пенёк, слушаю звуки весны и радуюсь её приходу. А за спиной и в светлых березняках свист, щебетанье и время от времени шорох – оседает под солнцем последний снег.
(В. Песков)
-Определите тему, основную мысль текста. В каком предложении она выражена?
-Какими словами автор передаёт музыку, звуки весны? (Глаголами: кричат, заливается, булькает; существительными: теньканье, посвисты, щебетанье, свист, шорох.)
Запишите эти слова в два столбика:
Существительные Глаголы
-Что общего в их значения и в чём разница? (Обозначают действие, но существительные обозначают действие как предмет.)
-Докажите, что это слова различных частей речи.
-Выпишите из текста глаголы, обозначающие динамику, движение пробуждающейся природы, состояния человека.
-Выделите в словах этого столбика окончания, укажите спряжение глаголов.
-В каких случаях спряжение определяется по окончанию? (Когда окончание находится под ударением.)
-В каких случаях для определения спряжения глагол надо поставить в начальную форму? (Когда окончание находится в безударном положении.)
-Итак, что же такое глагол? Сформулируйте правило. Вспомните, что вы уже знали о глаголе и что узнали сейчас. (Глагол – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? Обозначает действие предмета, состояние, процесс речи и мысли, проявление или изменение признака, взаимоотношения, движение, различные звуковые явления и т.д.)
-А теперь давайте прочитаем правило из учебника и посмотрим, правы ли вы были.
Отвечая на вопрос, ученики отмечают, что они сказали больше, чем дано в правиле.
II. Развитие словарного запаса.
Работа в парах.
-На доске записаны только имена существительные. Образуйте от них глаголы, объясните их значение. Как вы будете выполнять задание? Что для этого надо помнить? Что вам поможет?
Гнев-
Улыбка-
Испуг-
Тревога-
Радость-
Стыд-
Смех-
Самопроверка. (Правильный ответ на экране.)
Гнев – гневаться – чувствовать сильное возмущение, негодование;
Улыбка – улыбаться – испытывать радость;
Испуг – испугаться – испытать страх;
Тревога – тревожиться – испытывать тревогу;
Радость – радоваться – ощутить большое душевное удовлетворение;
Стыд – стыдиться – почувствовать сильное смущение от сознания предосудительного поступка;
Смех – смеяться – выражать радость;
Физкультминутка
III. Групповая работа.
Задание: прочитайте текст (на экране). Озаглавьте. Определите тему, идею текста.
(На)ступила ноч… в л…су.
По ств…лам и суч…ям толстых д…рев…ев (по)стукива…т м…ро… хлопьями осыпа…тся лёгкий с…р…бристый ин…й. В тёмн…м высок…м неб… видимо-невидимо рассыпались яркие зимние звёзды.
Тихо, бе…звучно в зимн…м л…су и на л…сных снежныхп…лянах.
Но и в м…розн… зимн… ночи пр…д…лжается в л…су скрытая ж…знь. По алмазной скатерт… сн…гов пр…б…гаю тлё…кие ласки охотятся за мышами хорьки бе…шумно пр…л…тают над снежн… сугробами совы. Как сказочный ч…совой, уселся на гол…м суку г…л…вастый с…венок, в н…чной темноте он один соыш…т и вид…т, как идёт в зимн…м л…су скрытая от людей ж…знь.
(И. Соколов-Микитов)
-Спишите текст. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы и обозначьте орфограммы. Как вы это будете делать?
-Найдите в тексте и выпишите несколько примеров метафор, эпитетов, сравнений.
-Определите время глаголов.
-Выпишите из текста выделенное предложение и произведите его синтаксический разбор.
Проверка. Каждая группа оценивает работу другой группы.
Творческое задание с последующей самопроверкой
-Напишите сочинение-миниатюру «Весна идёт!», используя глаголы различных значений. (Лучшие работы зачитываются.)
-Давайте вернёмся к эпиграфу нашего урока. Согласны ли вы с мнением А. Югова? Так что же такое глагол?
Рефлексия
-Возьмите, пожалуйста, листочки. В начале урока в левой колонке вы отмечали свои цели, а теперь отметьте в правой колонке, чего же вы добились. Посмотрите, всё ли у вас получилось сегодня? А может, вы узнали больше, чем намечали? (Несколько обучающихся зачитывают свои результаты.)
-Были ли на уроке положительные эмоции? Покажите свое настроение при помощи мимики.
Домашнее задание
Домашнее задание дается на выбор (разный уровень сложности):
-Прочитать соответствующий § учебника.
-Выписать глаголы из текста, с которыми работали на уроке, и распределить их по тем явлениям, которые они обозначают.
-Написать сочинение-миниатюру «Глагол – знакомый незнакомец», используя всё то, что вы знали и чему научились на сегодняшнем уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку в 5 классе Глагол как часть речи
Урок по русскому языку в 5 классеГлагол как часть речи...
Русский язык. Урок для 5 класса. Глагол как часть речи
Русский язык. Урок для 5 класса.Тема урока: Глагол как часть речиЦель урока:> Образовательная – обобщение и углубление знании о глаголе как части речи;> Развивающая – развитие умения наход...
Урок русского языка в 6 классе "Глагол как часть речи"
Данный урок соответствует тематическому планированию...
Конспект урока по русскому языку ( 5 класс) "Глагол как часть речи"
Конспект урока " Глагол как часть речи". Пятиклассники вспоминают, что изучили об этой части речи в начальной школе. Особое внимание уделяется изменению глаголов по лицам и числам....
Открытый урок по русскому языку в 5 классе "Глагол как часть речи"
Урок-виртуальная экскурсия...
Урок русского языка в 5-ом классе "Глагол как часть речи".
Урок рассчитан на учеников 5-го класса, стоит 1-ым в теме, помогает вспомнить ранее изученное о глаголе....
Урок русского языка в 6 классе." Глагол как часть речи. Повторение изученного в 5 классе."
Урок русского языка в 6 классе по теме " Глагол. Повторение изученного в 5 классе." Это первый урок по теме "Глагол"....