Урок русского языка в 5-ом классе "Глагол как часть речи".
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Урок рассчитан на учеников 5-го класса, стоит 1-ым в теме, помогает вспомнить ранее изученное о глаголе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок "Глагол как часть речи". | 321.54 КБ |
Урок "Глагол как часть речи". | 96.6 КБ |
Урок "Глагол как часть речи". | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Глагол– самая огнедышущая часть речи, самая живая и яркая. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие! А. Югов
1 Повторить постановку знаков препинания в сложных предложениях. 2 Узнать, какие явления, помимо действия, может обозначать глагол. 3 Вспомнить, на какие вопросы отвечает глагол. 4 Узнать, каким членом предложения может быть глагол. 5 Вспомнить, когда слова употребляются в прямом, а когда в переносном смысле. 6 Пополнить свой словарный запас. 7 Отдохнуть на уроке. Цель (чего я хочу добиться на уроке)
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка» Режиссёр — постановщик спектакля, кинофильма, видеоклипа, эстрадно-концертной программы, телевизионных и радиопрограмм , циркового представления, оперы. Мультипликация – съёмка отдельных рисунков, изображающая последовательность движений, что создает иллюзию движения неподвижных объектов.
Глагол – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопрос что делать? что сделать? обозначает: действие предмета, состояние, процесс речи и мысли, проявление или изменение признака, взаимоотношения , движение, различные звуковые явления и т.д.
Образуйте от данных существительных глаголы, объяснить их значение: ГНЕВ УЛЫБКА СТРАХ ТРЕВОГА РАДОСТЬ СМЕХ
Кай и Герда шли домой, и по дороге расцветали весенние цветы, зеленела травка. Вот раздался колокольный звон, и они узнали колокольни своего родного города. Они поднялись по знакомой лестнице и вошли в комнату, где всё было по-старому: маятник всё так же стучал «тик-так» и стрелка двигалась по циферблату. Но, проходя в низенькую дверь, они заметили, что стали взрослыми людьми. Цветущие розовые кусты заглядывали с крыши в открытое окошко; тут же стояли их детские стульчики. Кай и Герда сели каждый на свой стульчик и взяли друг друга за руки. Холодное, пустынное великолепие чертогов Снежной королевы было забыто ими, как тяжёлый сон.
ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ и ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ . 1вар. Укажи синтаксическую роль глаголов во 2 абзаце. Найдите глаголы в прямом и переносном значении. 2 вар. Подберите синонимы и антонимы к глаголам, выделенным в тексте. 3 вар. О чём этот текст? Какие слова раскрывают его содержание? (тема ) Подчеркните глаголы . Дайте их толкование.
Были ли на уроке положительные эмоции? Что нового узнали? Чему научились? Покажите свое настроение (мимика). Посмотрим на свои запланированные задачи в таблице. Что удалось выполнить?
Домашнее задание дается на выбор (разный уровень сложности): 1. Прочитать правило § 106 … и выполнить упражнение 606 2 . Написать небольшое сочинение «Глагол – знакомый незнакомец», используя все то, что вы знали и чему научились на сегодняшнем уроке.
литература http://www.orenipk.ru/kp/distant_vk/docs/2_2_1/metod_rus.html http://kolp-tnschool.edu.tomsk.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=222:-q----q&catid=1:2009-10-26-05-09-51&Itemid=2 Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе. Непрерывность образования: дидактическая система деятельностного метода. Москва 2005 .
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение школа № 547
г.Москва
Конспект урока русского языка
по теме «Глагол как часть речи»
Федорова Е.А. учитель русского языка и
литературы
2014 уч. год
Цели урока
- развивать речь обучающихся , логическое мышление, коммуникативные возможности обучающихся;
- обобщить и расширить изученные ранее знания по теме "Глагол»;
- воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практического применения.
Задачи
- развивать умение давать самооценку своей деятельности,
- самостоятельно определять свои знания – незнания по изучаемой теме, сравнивать, анализировать, работать в группе.
- повторить материал по теме «Знаки препинания в сложном предложении ».
- воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практического применения.
- воспитывать нравственные качества: чувство товарищества; деликатность; дисциплинированность; ответственность; способность сопереживать; самоуважение, а также воспитывать любовь к русскому языку и литературе.
Планируемые результаты обучения:
предметные | метапредметные | личностные |
Что обозначает глагол; на какие вопросы отвечает, каким членом предложения является. соотносить действия с теми явлениями, которые обозначает глагол. знаки препинания в сложном предложении | Познавательные УУД: умение работы со справочной литературой, постановка и решение проблемы; регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку; коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи. | Осознание значимости самоуважения, личности человека, его достоинств; умение оценивать поступки героев с нравственной точки зрения. воспитывать нравственные качества: чувство товарищества; деликатность; дисциплинированность; ответственность; способность сопереживать; самоуважение, а также воспитывать любовь к русскому языку и литературе |
Основные понятия глагол, экспрессия, экспрессивные глаголы, режиссёр, мультипликация.
Ресурсы
- Компьютер с колонками.
- Мультимедийное оборудование.
- Фрагмент мультфильма «Снежная королева»
- Презентация к уроку в программе PowerPoint.
- Задания для обучающихся (по группам и индивидуальное).
- Листы «Цель (чего я хочу добиться на уроке)» для каждого ученика.
Словари: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка»
Словарь синонимов русского языка.Под общей ред. проф. Л. Г. Бабенко
Сценарий урока
Орг.момент
Здравствуйте, ребята! Добрый день, уважаемые гости! Начнём урок с проверки Д/З ,проверим наше небольшое ДОМАШНЕЕ задание(ЧАСТИ РЕЧИ).
А теперь предлагаю ВАМ послушать музыку и настроиться на плодотворный труд на уроке русского языка.
─ Что можно делать под эту музыку? (танцевать, веселиться, плясать, петь, двигаться)
─ Какие части речи вы назвали? (глаголы)
Целеполагание.
Мотивация.
Глагол - самая огнепышущая часть речи,
самая живая и яркая. В глаголе струится
самая алая, самая свежая, артериальная кровь
языка. Да ведь и назначение глагола – выражать
само действие!
А. Югов
Как вы понимаете их смысл? (Глагол обозначает движение, без него невозможно передать события, невозможно представить будущее, узнать прошлое.)
Начиная любую работу, нужно обязательно видеть конечную цель.
Сформулируйте цель урока.
У каждого из вас есть один лист
- «Цели (что я хочу узнать)», отметьте галочкой в правой колонке, чего бы вы хотели достичь на сегодняшнем уроке.
Цель (чего я хочу добиться на уроке)
Повторить постановку знаков препинания в сложных предложениях. | ||
Узнать, какие явления, помимо действия, может обозначать глагол. | ||
Вспомнить, на какие вопросы отвечает глагол. | ||
Узнать, каким членом предложения может быть глагол. | ||
Вспомнить, когда слова употребляются в прямом, а когда в переносном смысле. | ||
Пополнить свой словарный запас. | ||
Отдохнуть на уроке. |
И назовите мне те цели, которые вы поставили перед собой.
(2-3 ученика зачитывают поставленные цели).
Ребята, я знаю, что все вы любите сказки. Любите и мультфильмы, созданные по этим сказкам.
Мультфильмы - это прекрасный и удивительный мир фантазии, который оживает на экране.
Рисованные и кукольные персонажи ведут себя как живые.
Какие действия они совершают? Они радуются,
грустят ,поют, играют…,т.е.действуют
С ними происходят невероятные чудеса.
А какие мультфильмы ваши любимые?
Я тоже люблю смотреть мультфильмы, и сейчас я вам покажу небольшой отрывок из одного моего любимого мультфильма .
Во время просмотра запишите, что делают наши герои?
( в тетрадь ,в левый столбик)
Знаете ли вы, из какого мультфильма этот отрывок?
( «Снежная королева» Смотрели ли вы этот мультфильм?
Кто знает, кто режиссёр, мультипликатор этого мультфильма?
Режиссер- Максим Свешников, он известен зрителям по мультфильмам о русских богатырях
Давайте узнаем, что обозначает слово «режиссер», «мультипликация».
(из индив.дом.зад.
Один из обучающихся зачитывает определение слова из толкового словаря.)
в «Толковом словаре русского языка» С.И Ожегова значение слова «режиссёр» , «мультипликация»( записывают в свои словарики).
Режиссёр — постановщик спектакля, кинофильма, видеоклипа, эстрадно-концертной программы, телевизионных и радиопрограмм , циркового представления, оперы.
“Мультипликация” означает – “съёмка отдельных рисунков, изображающая последовательность движений, что создает иллюзию движения неподвижных объектов”.
Итак, мы выяснили, что режиссёр - управляющий актерами, игрою, представленьями, назначающий, что давать или ставить, раздающий роли .
Режиссёр был блестящим рассказчиком, который повествовал о необыкновенных приключениях Кая и Герды. . Одним из одарённых мастеров мультипликации считается режиссёр Максим Свешников , мультфильм «Снежная королева» был его первой работой .
Актуализация знаний.
Расскажите, что делают наши герои
(зачитывают записанные в тетради глаголы ).
Какой части речи все эти слова?
Все эти слова – глаголы
А что обозначают эти глаголы?
Действие.
Так что же такое глагол? Попробуйте сами сформулировать правило. Вспомните, что вы знаете уже о глаголе и дополните тем, что вы узнали сейчас
Глагол – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопрос что делать? что сделать? обозначает: действие предмета.
А теперь давайте прочитаем правило из учебника и посмотрим, правы ли вы были ?
Читают правило, Слово ГЛАГОЛ (Тоня)
Развитие словарного запаса.
На доске записаны только имена существительные.
Образуйте глаголы , объяснить их значение
Гнев - гневаться - чувство сильного возмущения, негодования;
Улыбка - улыбаться - испытывать радость;
Страх - страховаться - ограждать себя от чего-нибудь неприятного;
Тревожность - тревожиться - приходить в тревогу, в волнение;
Радость - радоваться - ощущение большого душевного удовлетворения;
Стыд - стыдиться - чувство сильного смущения от сознания предосудительного поступка;
Смех - смеяться - выражение полного удовлетворения, радости, веселья или иных чувств.
Предлагаю вернуться к нашим героям.
Перед нами листы с текстом. Это один из рассказов о наших героях
Кай и Герда шли домой, и по дороге расцветали весенние цветы, зеленела травка.
Вот раздался колокольный звон, и они узнали колокольни своего родного города. Они поднялись по знакомой лестнице и вошли в комнату, где всё было по-старому: маятник всё так же стучал «тик-так» и стрелка двигалась по циферблату. Но, проходя в низенькую дверь, они заметили, что стали взрослыми людьми. Цветущие розовые кусты заглядывали с крыши в открытое окошко; тут же стояли их детские стульчики. Кай и Герда сели каждый на свой стульчик и взяли друг друга за руки. Холодное, пустынное великолепие чертогов Снежной королевы было забыто ими, как тяжёлый сон.
Давайте распределимся по группам.
(групповая работа (3группы, по рядам)
Каждой группе необходимо выполнить задание по данному тексту.
(задания на столах, по группам)
Чтение текста.
Парная работа
Задания(работа 5мин)
1 ряд.
Укажи синтаксическую роль глаголов во 2 абзаце. Найдите глаголы в прямом и переносном значении.
2 ряд.
О чём этот текст? Какие слова раскрывают его содержание?
(тема ) Подчеркните глаголы . Дайте их толкование.
3 ряд. Подберите синонимы и антонимы к глаголам, выделенным в тексте.
Проверка.(ответы обучающихся)
Самооценка; каждая группа оценивает работу другой группы
Общие вопросы для класса
1.Какова же синтаксическую роль глаголов?
2. Какая часть речи наиболее активна в тексте? Определите тип речи нашего текста.
3. В каком времени стоят глаголы текста? Почему?
Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока.
Согласны ли вы с мнением А. Югова? Так что же такое глагол?
(ответы обучающихся )
Рефлексия .
Возьмите, пожалуйста, листочки «Цель». В начале урока в левой колонке вы отмечали, чего хотели добиться на уроке, а теперь отметьте в правой колонке, чего же вы добились. И посмотрите, все ли у вас получилось сегодня, или же, наоборот, вы узнали меньше, чем хотели. А может больше? (Несколько обучающихся зачитывают свои результаты.)
Были ли на уроке положительные эмоции? Что нового узнали? Чему научились? Покажите свое настроение (мимика).
Домашнее задание.
Домашнее задание дается на выбор (разный уровень сложности):
- Прочитать правило § … и выполнить упражнение ….
- Написать небольшое сочинение «Глагол – знакомый незнакомец», используя все то, что вы знали и чему научились на сегодняшнем уроке.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
Дидактическая | Содержание урока | Деятельность | Деятельность | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
Организационный момент | Приветствие учителя.Определение темы. | Слушают учителя. | Приветствует учеников и гостей.Отмечает отсутствующих.Просит записать число и тему урока. | Организация учебного процесса. | Заинтересованность учеников. |
Актуализация знаний | Знакомство с темой урока | Слушают музыку,отвечают на вопросы учителя.Определяют цели урока. | Сообщает о цели урока. Дает прослушать муз.фрагмент,просит о смысле эпиграфа. | Вспомнить материал,изученный ранее. | Целеполагание |
Сообщение нового материала | Что такое глагол? | Смотрят отрывок мультфильма,записывают глаголы,отвечают дом.задание. | Показывает мультфильм,проверяет дз, задает вопросы о глаголе. | Узнавание нового материала. | Выделение необходимой информации.(познавательные) |
Закрепление изученного | Самостоятельная работа с учебником.Письменная работа в тетради.Работа с разд.материалом | Читают правило в учебнике,Работают письменно в тетради,Групповая работа с раздаточным материалом.Отвечают на вопросы. | Дает задание,Раздает материал,Наблюдает за работой учеников,задает вопросы о глаголе, слушает и оценивает ответы. | Развитие словарного запаса,общего интеллектуального развития. | Познавательные(разные виды работы, построение речевого высказывания,планирование учебного сотрудничества) |
Выводы урока | Оценка цели урока.Подведение итогов. | Оценивают цели урока и эмоциональную атмосферу урока.Выбирают вид домашнего задания. | Просит оценить атмосферу урока,дает индивидуальное дом.задание. Прощается с учениками. | Завершение работы | Личностные.Установление связи между учениками и учителем, связь с учением и жизнью. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 7 классе. Деепричастие как часть речи.
Урок русского языка в 7 классе 7 вида. Разнообразные задания, игровые моменты. Работа с кластером очень успешно себя зарекомендовала именно в классах ККО....
Урок русского языка по теме "Имя прилагательное как часть речи" в 6 классе
Урок построен с использованием национально-регионального компонента: посвящен государственной символике Республики Калмыкия....
Урок русского языка с использованием ЭОР и теста "Части речи"
Урок русского языка в 5 классе...
План-конспект урока русского языка в 7 классе "Местоимение как часть речи"
План-конспект урока русского языка в 7 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида "Местоимение как часть речи"...
Урок русского языка в 5 классе по теме "Части речи. Самостоятельные части речи. Наречие"
Урок направлен на повторение материала о частях речи, в частности, о самостоятельных частях речи. Знакомит с новой самостоятельной частью речи - наречием. Знания закрепляются выполнением упражнений, з...
План – конспект урока по применению технологии развития критического мышления на примере урока русского языка в 7 классе « Причастие как часть речи» в условиях реализации ФГОС.
Тип урока: усвоение и новых знаний в условиях реализации ФГОС.Форма урока: урокМетод: комбинированныйМодель обучения: базовая.Реализуемая программа: сос...
Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.
Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...