Практикум по русскому языку
элективный курс по русскому языку (9 класс) на тему
Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа.
Данный курс содержит уроки, сгруппированные по темам в соответствии с кодификатором и спецификацией ОГЭ по русскому языку на 2016- 2017 учебный год. Направленность курса «Практикум по русскому языку» способствует становлению у детей учебной самостоятельности и навыков грамотного письма, развивает интерес к изучению русского языка и помогает подготовиться к ОГЭ.
Тема курса выбрана с учетом лингвистических интересов учеников и состоит из следующих разделов: «Подготовка к написанию сжатого изложения» (8 ч.), «Подготовка к написанию сочинения» (16 ч.), «Подготовка к выполнению тестового задания» (10 ч.). Внутри каждого раздела предусмотрены итоговые работы (изложение, сочинения, тестирование) с их последующим анализом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
элективный курс для 9 класса | 41.26 КБ |
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНА УТВЕРЖДЕНА на заседании МО приказом директора №__ протокол № 1 _____________/И.А.Вахитова от «25» августа 2016 г. от «26» августа 2016 г. СОГЛАСОВАНА Заместитель директора по УВР _________/Ф.Р.Шайхразиева от «26» августа 2016 г. |
МБОУ «Гимназия №4 с татарским языком обучения» Кировского района г.Казани РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Практикум по русскому языку» |
уровень образования (класс) основное общее образование, 9 класс
количество часов: 34 часа; в неделю 1 час.
срок реализации 1 год
Разработчик рабочей программы: учитель русского языка и литературы
Хайруллина Гульсина Юнусовна,
высшая квалификационная категория
Казань
2016-2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа.
Данный курс содержит уроки, сгруппированные по темам в соответствии с кодификатором и спецификацией ОГЭ по русскому языку на 2016- 2017 учебный год. Направленность курса «Практикум по русскому языку» способствует становлению у детей учебной самостоятельности и навыков грамотного письма, развивает интерес к изучению русского языка и помогает подготовиться к ОГЭ.
Тема курса выбрана с учетом лингвистических интересов учеников и состоит из следующих разделов: «Подготовка к написанию сжатого изложения» (8 ч.), «Подготовка к написанию сочинения» (16 ч.), «Подготовка к выполнению тестового задания» (10 ч.). Внутри каждого раздела предусмотрены итоговые работы (изложение, сочинения, тестирование) с их последующим анализом.
Программа не допускает учебных перегрузок для школьников.
Программа элективного курса по русскому языку «Практикум по русскому языку» составлена в соответствии с программно-методическими материалами, учебно-методическими пособиями Н.А. Сениной.
Цели элективного курса:
- обеспечение подготовки учащихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации по русскому языку.
- гуманитарное развитие учащихся;
- развитие творческих способностей личности;
- овладение учащимися свободной письменной речью.
Задачи:
- Помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению заданий ОГЭ по русскому языку;
- совершенствование практической грамотности;
- совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;
- обобщение знаний по орфографии и пунктуации, полученных в основной школе;
- освоение приемов сжатия текста;
- формирование умения грамотно писать сжатое изложение и сочинение-рассуждение;
- обогащение словарного запаса учащихся
В ходе занятий учащиеся должны научиться:
- овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
- научиться грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;
- владеть формами обработки информации исходного текста;
- работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
- четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
- самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
- работать с бланками экзаменационной работы;
- сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел I. Подготовка к написанию сжатого изложения
Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения.
Обучающиеся должны знать:
● основные правила работы с текстом.
Обучающиеся должны уметь:
● точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
● адекватно воспринимать авторский замысел;
● вычленять главное в информации;
● сокращать текст различными способами;
● правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
● находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.
Контроль знаний: написание сжатого изложения.
Раздел II. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения
Третья часть работы ОГЭ содержит три альтернативных творческих задания (15.1, 15.2, 15.3), из которых ученик должен выбрать только одно. Сочинение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения.
Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.
Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему. Понимание смысла определения и комментарий к нему. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста: один из указанного текста, другой – из жизненного опыта. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.
Обучающиеся должны знать:
- правила построения рассуждения на лингвистическую тему,
- рассуждения по прочитанному тексту,
- рассуждения на морально-этическую тему.
Обучающиеся должны уметь:
- подбирать примеры для обоснования лингвистического положения,
- подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста;
- подбирать примеры-аргументы из указанного текста и из жизненного опыта, доказывающие правильность понимания определения;
- правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.
Контроль знаний: тренировочные упражнения; практические работы, написание сочинения.
Раздел III. Подготовка к выполнению тестового задания
Нормы русской орфографии
Правописание корня слова. Правописание приставок. Правописание н – нн в различных частях речи. Текстовые иллюстрации орфографических норм.
Обучающиеся должны знать:
● орфографические правила.
Обучающиеся должны уметь:
● использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные упражнения, практическая работа
Средства выразительности речи
Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические – тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.
Обучающиеся должны знать:
● основные средства выразительности.
Обучающиеся должны уметь:
● различать средства выразительности;
● находить в тексте средства выразительности;
● анализировать текст с точки зрения средств выразительности.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Синтаксические и пунктуационные нормы
Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.
Обучающиеся должны знать:
● синтаксические и пунктуационные нормы.
Обучающиеся должны уметь:
● использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные упражнения; итоговая практическая работа.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Виды деятельности |
1 | Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и вид заданий. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с демонстрационным вариантом | 1 | урок изучения нового материала | Изучение инструкции по выполнению экзаменационной работы по русскому языку. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. Работа с бланками ответов, демонстрационным вариантом ОГЭ. |
2 | Требования к написанию сжатого изложения. Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. | 1 | урок изучения нового материала | Критерии оценивания сжатого изложения. Восприятие текста. Основное содержание текста. Работа с текстом, границы микротем исходного текста. |
3 | Структурные особенности сжатого изложения. | 1 | урок изучения нового материала | Работа с текстом, определение темы, идеи, ключевых (опорных) слов. Знакомство со структурными особенностями сжатого изложения. |
4 | Основные приемы компрессии текста | 1 | урок изучения нового материала | Работа с текстом. Знакомство с основными приёмами компрессии исходного текста. |
5, 6 | Техника написания сжатого изложения. | 2 | Практикум | Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии исходного текста. |
7 | Сжатое изложение | 1 | урок развития речи | Сжатое изложение |
8 | Анализ изложения | 1 | повторительно-обобщающий урок | Работа над ошибками |
9 | Структура сочинения на лингвистическую тему. Критерия оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. | 1 | урок изучения нового материала | Ознакомление с критериями оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Структура данного вида работы. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. |
10 | Алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Подбор аргументов | 1 | урок изучения нового материала | Алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Лексические и грамматические явления для аргументации |
11 | Выразительно-изобразительные средства лексики и синтаксиса и их роль в речи. | 1 | повторительно-обобщающий урок | Лексика. Тропы и фигуры речи. |
12 | Выполнение заданий по тексту | 1 | Практикум | Подбор аргументов в сочинении на лингвистическую тему. Разбор ученических работ с комментариями эксперта |
13 | Заключение в сочинении на лингвистическую тему. | 1 | Практикум | Алгоритм написания заключения в сочинении |
14 | Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему | 1 | урок развития речи | Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему |
15 | Анализ сочинения | 1 | повторительно-обобщающий урок | Работа над ошибками |
16 | Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста. Критерии оценки. | 1 | урок изучения нового материала | Информационная обработка текста. Основная мысль. Алгоритм написания сочинения-рассуждения по фрагменту текста. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. |
17, 18 | Композиция сочинения-рассуждения 15.2. примеры – аргументы из текста. Техника написания сочинения-рассуждения по фрагменту текста. | 2 | Практикум | Техника написания сочинения-рассуждения по фрагменту текста. Работа с текстом. |
19 | Сочинение-рассуждение: интерпретация фрагмента текста | 1 | урок развития речи | Сочинение-рассуждение: интерпретация фрагмента текста |
20 | Анализ сочинения | 1 | повторительно-обобщающий урок | Работа над ошибками |
21, 22 | Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста (толкование значения слова). Техника написания сочинения-рассуждения: связь значения слова с основной мыслью текста. Критерии оценки. | 2 | урок изучения нового материала | Информационная обработка текста. Алгоритм написания сочинения-рассуждения по заданию 15.3. Критерии оценки. |
23 | Сочинение-рассуждение. Задание 15.3 | 1 | урок развития речи | Сочинение-рассуждение. Задание 15.3 |
24 | Анализ сочинения | 1 | повторительно-обобщающий урок | Работа над ошибками |
25 | Характеристика русской лексики. Синонимы. Антонимы. Омонимы. | 1 | повторительно-обобщающий урок | Характеристика русской лексики. Однозначные, многозначные слова. Новые и устаревшие слова. Книжная и разговорная лексика. Антонимы. Омонимы. Синонимы. |
26 | Правописание приставок | 1 | повторительно-обобщающий урок | Правописание приставок: з-с на конце приставок, при- и пре-, неизменяющиеся на письме приставки |
27 | Правописание Н-НН в словах разных частей речи | 1 | повторительно-обобщающий урок | Правописание Н-НН в словах разных частей речи |
28 | Словосочетание | 1 | повторительно-обобщающий урок | Словосочетание. Согласование, управление, примыкание |
29 | Предложение. Грамматическая основа предложения. | 1 | повторительно-обобщающий урок | Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения |
30, 31 | Осложненное простое предложение | 2 | повторительно-обобщающий урок | Обособленные члены предложения (определения, приложения, обстоятельства, дополнения). Вводные конструкции. Основные разряды вводных слов |
32 | Пунктуация и синтаксис сложного предложения | 1 | повторительно-обобщающий урок | Знаки препинания в сложном предложении. Бессоюзное сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Сложноподчиненное предложение |
33 | Итоговое тестирование | 1 | контроль знаний учащихся | Итоговое тестирование |
34 | Анализ итоговой работы | 1 | повторительно-обобщающий урок | Работа над ошибками |
Методическое обеспечение.
1.Сенина Н.А. «Русский язык. Подготовка к ОГЭ – 2016». Легион. Ростов-на-Дону, 2016.
2.Сенина Н.А. «Русский язык. Сочинение на ОГЭ. Курс интенсивной подготовки». Легион. Ростов-на-Дону, 2016.
3.Русский язык. 9 класс: учебник. Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова. М.: Просвещение, 2011.
4. Волкова О.В., Алексеева Я.В. Рабочая тетрадь девятиклассника.- Казань: редакционно-издательский центр «Школа», 2016.
5. ФИПИ http://www.fipi.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по русскому языку "Практикум по русскому языку" для 11 класса
Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 11 класса...
Элективный курс по русскому языку «Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА»
Элективный курс русского языка «Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА» предназначен для обучающихся 8 класса.Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при...
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса "Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА"
Элективный курс русского языка «Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА» предназначен для обучающихся 8 класса.Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при...
Элективный курс по русскому языку «Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА»
Элективный курс по русскому языку «Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАЭлективный курс русского языка «Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА» предназн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ» (10 КЛАСС)
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Практикум по русскому языку» разработана для 10 классов на основе программы по русскому языку 10-11 класс под редакцией Н.Г.Гольцовой (М.: «Русск...
Программа элективного курса по русскому языку "Практикум по русскому языку"
Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 8 классе...
Программа Элективного курса по русскому языку в 9 классе «Практикум по русскому языку»
Элективный курс по русскому языку в 9 классе «Практикум по русскому языку»...