РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ» (10 КЛАСС)
элективный курс по русскому языку (10 класс) на тему
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Практикум по русскому языку» разработана для 10 классов на основе программы по русскому языку 10-11 класс под редакцией Н.Г.Гольцовой (М.: «Русское слово», 2011), с учетом целей и задач Образовательной программы основного общего образования МБОУ лицей "Технический».
Формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, — главная цель развития отечественной системы школьного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktikum_po_russkomu_yazyku_-_programma.docx | 39.98 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ»
(10 КЛАСС)
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Практикум по русскому языку» разработана для 10 классов на основе программы по русскому языку 10-11 класс под редакцией Н.Г.Гольцовой (М.: «Русское слово», 2011), с учетом целей и задач Образовательной программы основного общего образования МБОУ лицей "Технический».
Формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, — главная цель развития отечественной системы школьного образования.
Цель учебного курса «Практикум по русскому языку» - научить школьников логически верно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной речи, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения.
Задачи учебного курса «Практикум по русскому языку»:
-ознакомить с критериями «хорошей речи»;
-глубже изучить изобразительно-выразительные средства языка;
-развивать интерес к творчеству;
-совершенствовать навыки выразительного чтения;
-развивать коммуникативные способности, умение строить тексты разных жанров и стилей.
Виды практической деятельности учащихся:
- анализ текстов разных типов и стилей;
- совершенствование содержания текстов через редактирование;
- составление текстов с опорой на полученные знания;
- создание речевых ситуаций с целью употребления формул этикета;
- стилистический анализ текстов.
Место предмета в учебном плане
На основании Образовательной программы основного общего образования МБОУ лицей «Технический» на изучение курса «Практикум по русскому языку» в 10 классе отводится 1 учебный час в неделю итого 34 часов в год.
Распределение времени учебного курса «Практикум по русскому языку» для 10 класса
№ п/п | Вид программного материала | Количество часов |
1. | Теория | 2 |
2. | Модуль 1. «Языки, которые меня окружают». | 11 |
3. | Модуль 2. «Я слушаю». | 7 |
4. | Модуль 3. «Я пишу». | 8 |
5. | Модуль 4. «Я говорю». | 6 |
Итого: | 34 |
Основные направления работы при реализации элективного курса
Важнейшим направлением в работе учителя русского языка на занятиях элективного курса является углубление знаний по русскому языку.
Не менее важное значение имеет также направление, связанное с развитием речи обучающихся – закрепление умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме, способности видеть и понимать текст.
Программа данного курса предусматривает развитие активной речевой деятельности обучающихся, творческого мышления, осознание ими важных идей мировоззренческого характера – связь языка и действительности, языка и мышления.
Содержание курса
«Практикум по русскому языку».
Введение: «Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура». Место стилистики в системе языкознания.
Модуль 1. «Языки, которые меня окружают». Введение. Сколько языков в русском языке? Языковое пространство. Разновидности употребления языка Что такое литературный язык? Языковая норма. Относительность и границы языковой нормы. Сферы речи в современном обществе. Речевые жанры Стили языка. Устная и письменная коммуникация: сходство и различие. Речевой портрет. Речевой автопортрет.
Модуль 2. «Я слушаю». Роль слушающего и говорящего в устной коммуникации в разных сферах общения. Коммуникативная роль слушающего. Выборочное слушание. «Эстетическое слушание». Аналитическое слушание.
Модуль 3. «Я пишу». Авторский текст. Я – писатель. Чужое слово в авторском тексте. Культура создания письменного текста.
Модуль 4. «Я говорю». Диалогическая и монологическая речь. Жанры монологической речи. Поисковое чтение.
Ожидаемые результаты освоения курса «Практикум по русскому языку»
Полученные учащимися новые знания и представления о языке, осознание неразрывной связи развития языка с развитием общества в целом (в идеале – в виде сформированного лингвистического мировоззрения, позволяющего выпускнику адекватно и компетентно оценивать складывающиеся ситуации); практические умения и навыки по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, приобретение опыта проведения первых научных исследований в области предполагаемой профессиональной деятельности и, как следствие, мотивированный выбор будущей профессии.
Календарно-тематическое планирование курса
«Практикум по русскому языку» 10 класс.
№ урока | Тема занятия | Вид деятельности | Кол-во часов | Дата |
№ 1 | Введение: «Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура». | Обзорная лекция. | 1 ч | 5.09.12 |
№ 2 | Место стилистики в системе языкознания. | Лекция с элементами беседы. | 1 ч | 11.09.12 |
Модуль 1 (11 часов) «Языки, которые меня окружают». | ||||
№ 3 | Введение. Сколько языков в русском языке? Языковое пространство. | Лекция с элементами беседы. | 1 ч | 18.09.12 |
№ 4 | Разновидности употребления языка | Практикум. | 1 ч | 25.09.12 |
№ 5 | Что такое литературный язык? Языковая норма. Относительность и границы языковой нормы. | Лекция с элементами беседы. | 1 ч | 2.10.12 |
№ 6 | Сферы речи в современном обществе. | Лекция. | 1 ч | 9.10.12 |
№ 7 | Речевые жанры | Практикум. | 1 ч | 16.10.12 |
№ 8 | Речевые жанры | Практикум. | 1 ч | 13.11.12 |
№ 9 | Речевые жанры | Практикум. | 1 ч | 20.11.12 |
№ 10 | Стили языка | Лекция с элементами беседы. | 1 ч | 27.11.12 |
№ 11 | Стили языка | Лекция с элементами беседы. | 1 ч | 30.11.12 |
№ 12 | Устная и письменная коммуникация: сходство и различие. | Лекция. | 1 ч | 4.12.12 |
№ 13 | Речевой портрет. Речевой автопортрет. | Практикум. | 1 ч | 11.12.12 |
Модуль 2 (7 часов) «Я слушаю». | ||||
№ 14 | Роль слушающего и говорящего в устной коммуникации в разных сферах общения. | Лекция с элементами беседы. | 1 ч | 18.12.12 |
№ 15 | Роль слушающего и говорящего в устной коммуникации в разных сферах общения. | Лекция с элементами беседы. | 1 ч | 25.12.12 |
№ 16 | Роль слушающего и говорящего в устной коммуникации в разных сферах общения. | Лекция с элементами беседы. | 1 ч | 15.01.13 |
№ 17 | Коммуникативная роль слушающего. | Практикум. | 1 ч | 22.01.13 |
№ 18 | Выборочное слушание. | Практикум. | 1 ч | 29.01.13 |
№ 19 | «Эстетическое слушание». | Практикум. | 1 ч | 5.02.13 |
№ 20 | Аналитическое слушание. | Лекция с элементами беседы. | 1 ч | 12.02.13 |
Модуль 3 (8 часов) «Я пишу». | ||||
№ 21 | Авторский текст. | Лекция, беседа. | 1 ч | 19.02.13 |
№ 22 | Я – писатель. | Практикум. | 1 ч | 26.02.13 |
№ 23 | Я – писатель. | Практикум. | 1 ч | 5.03.13 |
№ 24 | Чужое слово в авторском тексте. | Работа с текстом. | 1 ч | 12.03.13 |
№ 25 | Культура создания письменного текста. | Практикум. | 1 ч | 19.03.13 |
№ 26 | Культура создания письменного текста. | Практикум. | 1 ч | 2.04.13 |
№ 27 | Культура создания письменного текста. | Практикум. | 1 ч | 9.04.13 |
№ 28 | Культура создания письменного текста. | Практикум. | 1 ч | 16.04.13 |
Модуль 4 (6 часов) « Я говорю». | ||||
№ 29 | Диалогическая и монологическая речь. Жанры монологической речи. | Практикум. | 1 ч | 23.04.13 |
№ 30 | Диалогическая и монологическая речь. Жанры монологической речи. | Практикум. | 1 ч | 30.04.13 |
№ 31 | Диалогическая и монологическая речь. Жанры монологической речи. | Практикум. | 1 ч | 14.05.13 |
№ 32 | Диалогическая и монологическая речь. Жанры монологической речи. | Практикум. | 1 ч | 21.05.13 |
№ 33 | Поисковое чтение. | Практикум. | 1 ч | 28.05.13 |
№ 34 | Поисковое чтение. | Практикум. | 1 ч | 29.05.13 |
Всего | 34 ч |
Оценка знаний, умений, навыков
Возможны различные подходы к выбору форм контроля и оценки знаний. При традиционном подходе к организации занятий вполне приемлема существующая балльная шкала оценок с проведением зачета в форме конференции, на которой учащиеся могут выступить с публичной речью на заданную тему.
Материально-техническое обеспечение учебного процесса
Используемый учебно-методический комплекс
№ п/п | Название документа | Автор | Год |
1 | Программа: | А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова | 2011 |
2 | Учебник: | А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова | 2010 |
3 | Методические пособия (печатные): | А.И. Власенкова | 2004 |
Дидактические материалы к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы» (изд. 2-е, М.: Просвещение). | А.И. Власенкова | 2004 | |
Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку 9-11 классы (М.: Просвещение). | Т.М. Пахнова | 2001 | |
Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс традиционная система планирования уроков и методика преподавания с целью подготовки к ЕГЭ (М.: ВАКО). | И.В. Золатарёва, А.П. Дмитриева, Н.В. Егорова | 2005 | |
Русский язык. Поурочные разработки. 10 класс (по учебнику Власенкова А.И., Рыбченковой Л.М.) (пособие для учителей общеобразоват. учреждений, М.: Просвещение). | И.Г. Добротина | 2009 | |
Пособие по русскому языку в старших классах (М.: Просвещение) | Д.Э. Розенталь | 2005 | |
4 | Методические пособия (мультимедийные): | - | - |
Методическое обеспечение программы
Дидактические пособия
- Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Дидактические материалы по русскому языку к учебнику для 10-11 классов. М.2002.
- Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы. М., 2001.
- Воробьева К.В., Сергеева Е.В. Практикум по русскому языку. Культура речи. Учебное пособие для старшеклассников и абитуриентов. СПб., 2001.
- Головина О. М., Урнова В. В. Искусство речи. М., 1977.
- Головин В.Н. Основы культуры речи. м., 1988. Голуб И. В., Розенталь. Э. Секреты хорошей речи. М., 1993.
- Голуб И.Б. Стилистика русского языка. - М.: Рольф, 2001.
- Голуб И.Б. Сборник упражнений по стилистике русского языка. - М.: Рольф, 2001.
- Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка. М., 1981.
- Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. М., 2000.
- Жуков В.П., Жукова А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. М.,2001.
- Золотова Г.А., Дручинина Г.П., Онипенко Н.К. Русский язык. От системы к тексту. 10 класс. Для школ и классов гуманитарного профиля. М., «Дрофа», 2002.
- Калганова. Т.А. Стилистика: Учеб. пособие/ Художник Т.В. Добер. – М.: Изд-во гимназии «Открытый мир», 1995.
- Мокиенко В.М. Почему так говорят? От авося до ятя. Историко-этимологический справочник по фразеологии. СПб.,2003.
- Ожегов С. И. Лексикология. Лексикография. Культура речи. М., 1974
- Пахнова Т.М. Сборник текстов для проведения устного экзамена по русскому языку за курс средней школы. 11 класс. М., 2000.
- Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. – М.: Международные отношения, 1995.
- Розентальд. Э., Голуб И. Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. М., 1996.
- Скворцов Л. И. Основы культуры речи. Хрестоматия. М., 1984.
- Соколова В. В. Культура речи и культура общения. М., 1995.
- Солганик Г.Я. Стилистика русского языка для 10-11 классов школ России. М., 2000.
Дополнительная литература
• Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. М., 1995.
• Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М.: Айрис-пресс, 2004.
• Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 240 с. (Высшее образование).
Голуб И.В., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. М., 1988.
• Голубева И.В. Русский язык. Тематические тесты. ЕГЭ-2008: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Легион, 2008.
• Капинос В.И. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Русский язык. – М.: Интеллект-Центр, 2008.
• Сивокозова Т.Ф. Русский язык: Система подготовки к единому государственному экзамену. Работа с текстом. Упражнения повышенной сложности. – Волгоград: Учитель, 2007.
Лингвистические словари и справочники
• Александрова А.И. Словарь синонимов русского языка.М., 1989.
• Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка.М., 2001
• Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. СПб..2003.
• Еськова Н.А. Краткий словарь трудностей русского языка: Грамматические формы. Ударение. М., 1994.
• Жуков В.П., Жукова А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. М.,2001.
• Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Русский толковый словарь. М., 1999.
• Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. М.,2001.
• Мокиенко В.М. Почему так говорят? От авося до ятя. Историко-этимологический справочник по фразеологии. СПб.,2003.
• Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1997.
• Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Словарь русского языка. М.,1998.
• Орфоэпический словарь русского языка. Под ред. Р.И.Аванесова. М.,1989.
• Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы/ С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; под ред. Р.И. Аванесова - М.:Рус. яз., 1987.
• Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка. М., 2000.
• Рогожникова Р.П., Карская Т.С. Школьный словарь устаревших слов русского языка. М.,2000.
• Розенталь Д.Э. Справочник по литературной правке и правописанию. – М.: Рольф, 1996.
• Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. – М., 1994.
• Розенталь Д.Э. Управление в русском языке: Словарь-справочник. – М.: Издательство АСТ, 1997.
• Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М.: Просвещение, 1976.
• Словарь трудностей русского произношения /М.Л. Каленчук, Р.Ф. Касаткина - М.: Русский язык, 1997.
• Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. М., 2000.
• Шанский Н.М., В.В.Иванов, Т.В.Шанская. Краткий этимологический словарь русского языка. М., 1989.
• Школьный словарь иностранных слов. М., 1999.
Образовательные электронные ресурсы
• http://festival.1september.ru
• http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по русскому языку "Практикум по русскому языку" для 11 класса
Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 11 класса...
Элективный курс по русскому языку «Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА»
Элективный курс русского языка «Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА» предназначен для обучающихся 8 класса.Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при...
Элективный курс по русскому языку «Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА»
Элективный курс по русскому языку «Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАЭлективный курс русского языка «Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА» предназн...
Рабочая программа спецкурса по русскому языку «Трудные вопросы русского языка» 6 класс (ФГОС)
Рабочая программа спецкурса «Трудные вопросы русского языка» для 6 класса составлена на основе ОП МБОУ «СОШ №7» с учетом пособия по русскому языку Узорова О.В., Нефёдова Е.А.. ...
Программа элективного курса по русскому языку "Практикум по русскому языку"
Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 8 классе...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Практикум по орфографии и пунктуации"
Настоящая программа элективного курса по русскому языку предназначена для обучения учащихся 8 класса, составлена на основании Федерального закона от 29.12.12 № 273 – ФЗ «Об образовании в Р...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Знай и люби русский язык» (5 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Знай и люби русский язык» для 5 класса...