Проект урока русского языка в 9 классе "Отсутствие запятой перед союзом И в сложном предложении"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_uroka_sluchai_otstutstviya_zapyatoy_pered_soyuzom_i_v_slozhnom_predlozhenii.docx | 31.21 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЧЕМАШИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ПРОЕКТ
урока русского языка в 9 классе
по теме: «Случаи отсутствия запятой перед союзом И в сложном предложении»
Составитель:
Учитель русского языка и литературы
Шайдулина Минзифа Закировна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Чемашинская СОШ»
2016
Кейс – технология. Метод ситуационного анализа.
По типу: Урок «открытия» нового знания, по структуре - комбинированный
Тема: Случаи отсутствия запятой перед союзом И в сложном предложении.
Цели:
Педагогические (обучения, воспитания, психологического развития учащихся):
- усвоение всеми учащимися стандартного минимума теоретических сведений о постановке запятой перед союзом И в форме фиксированных заданий и нормативных ответов на них;
- формирование надпредметного умения обобщать путём сравнения и упражнения в применении и совершенствовании надпредметных умений как постановка и решение проблем, рассуждение по аналогии;
- развитие склонностей к сравнению, сопоставлению, оценке, способностей к выдвижению гипотез, развитие коммуникативности, ясности речи.
Воспитательные: аргументированный выбор личностной позиции в отношении оценки сверстников и себя, этическое поддержание межученического диалога.
Образовательные (диагностические, познавательные, исследовательские):
- определение зоны ближайшего развития: насколько урок способствовал развитию умения выделять главное в теме;
- познавательная: можно ли обеспечить гарантированное усвоение всеми учащимися программных требований по изучаемой теме путём постановки операционально заданной цели и в соответствии с этой целью подведение педагогического итога урока в форме само- и взаимопроверки усвоения обязательного минимума знаний по теме?
Наглядность и оборудование:
- мультимедиа проектор
- презентация POWER POINT
- кейс с пакетом документов для каждой группы
Проект урока –
реализации системно-деятельностного подхода
При входе в кабинет учащиеся берут смайлики и рассаживаются по группам за столы, на которых лежат выбранные ими такие же смайлики.
- Организационный момент. Установка личностного контакта учителя с учениками, взаимное принятие и включение мотива на совместную деятельность.
Слово учителя. Учитель знакомит с ходом работы на уроке. Группа определяет своего лидера, который возьмёт на себя руководство группой.
- Первичная актуализация: просмотр фрагмента из мультфильма «В стране невыученных уроков» и определение темы урока.
- Какова актуальность заявленной темы? (задания встречаются на экзамене). В тетрадях записывают дату урока и тему: «Случаи отсутствия запятой перед союзом И в сложном предложении».
3. Организационный момент.
1. Словарная работа: КЕЙС – (лат._ ящик, портфель). Представление словарей: иностранных слов, орфоэпического, орфографического – в них размещён материал словарной работы.
1. Каждая группа получает от учителя папку с описанием ситуации; пакет документов, помогающих найти выход из затруднительного положения (включены и документы, не относящиеся к данной проблеме) и вопросы, которые позволяют найти решение. Заполняют Паспорт «Сложносочинённого предложения, в котором перед союзом И запятая отсутствует».
- Мотивация к учебной деятельности.
- Оцените свои знания и умения по теме на данный момент: (устно).
СЛАЙД 1.
- Я уверен, что знаю данную тему и смогу выполнить задания по ней.
- Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания по ней.
- Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.
- Я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.
Обсуждение ответов.
- Сформулируйте перед собой учебную задачу при изучении темы (Научиться определять, нужна ли запятая перед союзом И в сложном предложении)
- Работа над новой темой.
- Системная актуализация. Ученикам предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. Подготовительный этап.
Текст ситуации: «Учитель проверил сочинения учеников и сказал, что у Виктора Перестукина неверно поставлена запятая перед союзом И в сложном предложении. Он добавил, что считает, что данная запятая лишняя в предложении: «Когда ударили первые осенние заморозки, небо посветлело и северное сияние раскинулось от края и до края». Виктор считал, что запятая нужна и не был согласен с учителем. Почему он не был согласен с учителем, ведь обычно мы ставили запятую перед союзом И, если этот союз соединял два простых предложения в составе сложного.
Предлагаю рассмотреть данную ситуацию и помочь Виктору решить, кто же прав: Учитель или ученик? Для ответа на этот вопрос обратимся к учебнику и материалам кейса.
Ознакомительный этап.
Работа с информацией.
- Учащиеся самостоятельно знакомятся с планом работы с кейсом.
- Знакомство с материалом учебника на стр.8 (ПРИМЕЧАНИЕ) и дополнительными материалами.
Аналитический этап. Выполнив исследовательскую работу, ответьте на вопрос: В каких ещё случаях отсутствует запятая перед И в сложном предложении?
Исследовательское задание: работая с кейсом, заполните Паспорт. (Чаще всего на практике в сложном предложении запятая перед И будет ставится. Но в некоторых случаях перед союзом И, соединяющим простые предложения, запятая не ставится.
Предлагаю рассмотреть некоторые из этих случаев. Помните, задача осложнена тем, что среди предложенных вариантов есть и такие, где запятая перед союзом И ставится, и вам встретится предложение с обращением).
- Паспорт
- «Сложносочинённого предложения, в котором запятая перед союзом И отсутствует»
№п/п | Признаки | Примеры предложений |
1. | ||
2. | ||
3. | ||
4. | ||
5. | ||
6. |
- Итоговый этап. Обсуждение выполненной работы группами.
Сравнение с эталоном. Обобщающее выступление учителя
Организация обсуждения кейса. Слово учителя: в ходе обсуждения вы должны сделать вывод о том, кто прав и почему?
2. Проверка по ЭТАЛОНУ. СЛАЙД 2.
Физминутка для глаз.
Самооценка работы учащихся смайликами.
V. Первичное закрепление с внешним проговариванием. Самостоятельная работа.
Задание: Проанализируйте структуру предложения, сделайте вывод о расстановке знаков препинания: Исправьте, при необходимости, неправильную постановку знаков препинания, запишите и начертите схему предложения:
1. В доме охотника пахло свежей брусникой, и висели оленьи шкуры.
2. По словам старожилов, зверь в этих лесах вывелся, и птица исчезла.
3. Когда празднуется юбилей округа, и какова её программа?
4. Птицы улетают на юг, и в лесу наступает тишина, когда наступает осень.
5. Холодные ночи, и осенние туманы.
6. Только ударили первые ночные заморозки и повеяло свежим дыханием осени.
(Резервное задание) VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по ЭТАЛОНУ. СЛАЙД 3.
VII. Содержательный итог работы: каждый ученик составляет итоговый текст по схеме:
В результате урока я открыл:
Важное правило: перед союзом И в сложносочинённом предложении запятая ставится не всегда.
6 основных случаев, когда запятая перед союзом И не ставится: (1); 2); 3); 4); 5)% 6).
IX. Включение в систему знаний и повторение.
Сформулируй для себя домашнее задание по этой теме.
Заполнить карточку № 1 примерами, повторить теоретический материал, подготовить по нему вопросы для одноклассников. (Если не хватило времени на заполнение итогового текст – это домашнее задание).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе по теме"Простые и сложные предложения"
Урок с подробнейшим конспектом урока, соответствующим всем требованиям. К конспекту прилагается презентация и ссылка на электронный образовательный ресурс сети Интернет, который можно использовать пол...
Урок русского языка в 5 классе по теме "Простое и сложное предложения"
На уроке закрепления полученных знаний учащиеся закрепляют правила постановки запятой в сложном предложении, отрабатывают умение различать простое и сложное предложение, а также учатся видеть связь яз...
Урок русского языка в 5 классе на тему: «ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
Урок русского языка в 5 классе на тему:«ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе на тему "Простое и сложное предложение"
Выполняя задания волшебного героя , обучающиеся вспоминают материал о словосочетании, простом предложении, пунктуации при однородных членах предложения, изучают сложное предложение и знаки препинания ...
Урок русского языка в 9 классе. Тема: Двоеточие в бессоюзном сложном предложении
Данный материал поможет в закреплении умений определять интонационные особенности бессоюзных сложных предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания; закрепить умения устан...
Урок русского языка в 5 классе по теме: "Простые и сложные предложения".
Урок русского языка по изучению темы: "Простые и сложные предложения" является первым уроком в изучении темы: "Сложные предложения" в 5 классе. Он предусматривает разноуровневые задания, продолжает од...
Презентация по русскому языку 7 класс "Запятая перед союзами в сложном предложении"
Презентация "Запятая перед союзами в сложном предложении" может использоваться на уроке русского языка в 7 классе...