Урок русского языка в 5 классе по теме: "Простые и сложные предложения".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок русского языка по изучению темы: "Простые и сложные предложения" является первым уроком в изучении темы: "Сложные предложения" в 5 классе. Он предусматривает разноуровневые задания, продолжает одну из сторон моей деятельности: обучай, играя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Первый урок по теме"Сложные предложения" в 5 клпссе. | 134.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка учителя Фроловой Татьяны Вячеславовны
Тема: «Простые и сложные предложения». Заочное путешествие, 5 класс. Цель: - закрепить у учащихся навык определения сложного предложения, - закрепить у учащихся навык постановки запятой в сложном предложении, - формировать умения и навыки различения сложного предложения с союзом и от простого предложения с однородными членами, соединёнными этим союзом, - формировать навык связной речи при ответе на поставленный вопрос, 5
Оборудование: 1) таблица с пунктограммой № 4, 2). алгоритм определения простого и сложного предложений, 3). Доска с записью темы урока, текстом из сказки А.Н. Толстого «Золотой ключик», рисунками с изображением сказочных героев Буратино и черепахи Тортиллы, рисунками с изображением Бабы Яги, учёного кота, лягушки-путешественницы, 4). Учебник, карточки, грамзапись.
Ход урока: 1. Звучит музыка П.И. Чайковского «Вальс цветов» ( за несколько минут до начала урока). 2. Вступительное слово учителя. Формулировка темы, целей урока. Учитель делает упор на то, что урок необычный, урок-путешествие, класс отправится в гости к сказочным героям. Доска, как все старинныер книги заперта ( доска представлена в виде обложки книги «Волшебная шкатулка»). Чтобы замочек книги отпереть и отправиться в путешествие, нужно проверить , все ли ученики класса готовы к путешествию: повторили ли они словарные слова, знают ли словарные слова, синтаксический разбор простого предложения. 4. Задание для всего класса. Спишите с доски предложение, вставляя пропущенные буквы, сделайте его синтаксический разбор. Ноч…ю ветер злит( ? ) ся и стучит в окно.
5. Индивидуальные задания. Карточка № 1. ( задание для сильного ученика ). Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Выполните пунктуационный разбор предложения. Присяду на камень и слушаю иволг… плач… .
Карточка № 2. ( задание для слабого ученика ). Спишите слова, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. ( Из ) ре…ка, (на) прав…, н…когда, ( с ) лев…, ( из )д…лека, ( з/с десь.
Карточка № 3. ( задание выполняется в тетради ). Спишите словосочетания, вставьте пропущенные буквы. Уд…ляться от берега, уд…вляться кр…соте леса, сотр…сти землю, отн…ситься заботл…во, зад…вать вопросы.
Карточка № 4. ( задание выполняется в тетради ). Спишите словосочетания, вставьте пропущенные буквы. В последнем словосочетании выделите главное слово. По…виться в т…мноте, соед…нить пров…да, преод…леть лень, просм…треть вн…мательно, насл…ждаться кр…сотой в…допада.
Итог ответов учащихся.
2
6. Знакомство с новыми словами. Запись в словарь трудных слов. Просека ( сечь ), горизонт, потому что. 7. Домашнее задание. Выучить правило, стр.92, упр. 223. 8. Прочитайте задание упражнения № 223. Найдите простые предложения. Ответьте на вопросы: Как определить простое предложение? Чем простое предложение отличается от сложного? Назовите простые предложения.
9. Слово учителя: Вот теперь, ребята, я вижу, что вы готовы к путешествию. А в этом нам поможет « Волшебная книга».
10. Звучит музыка В. Ширинского из инсценировки «Приключения Буратино» С. Богомазовой. И под музыку отпирается «Волшебная книга», может быть, самым активным или лучшим учеником. Раскрывается доска
11. Чтение текста, написанного на доске. Ах ты безмозглый доверчивый мальчишка с коротенькими мыслями! Если бы ты сидел дома и хорошо учился, то не оказался бы без денег в Стране Дураков. Деньги твои украли кот и лиса. Они ( про) б…гали мимо пруда, и я слышала их разг…вор. Но ты не горюй, человечек, я помогу тебе. 12. Фронтальный опрос по вопросам: 1). Найдите в тексте простые предложения, прочитайте их, докажите, что эти предложения простые. 2). Дайте определение простым предложениям. 3). Выпишите из написанных на доске предложений простые: 1). Я хороший и благоразумный. 2). Что я теперь буду делать? 3). Ой-ой-ой! 4). Как я вернусь к папе Карло? 5). Ай-ай-ай! 4). Выделите грамматические основы. 5). Найдите в тексте сложные предложения, назовите их, выпишите предложение: Они (про)б…гали мимо пруда, и я слышала их разг…вор. 6). Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Докажите , что это предложение сложное, составьте к нему схему. 13. Задание для сильных учащихся. Составьте таблицу «Роль союза И в предложении». Заполните её примерами предложений, написанных на карточке. 1. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. 2. Исчезают последние клочки снега, и на свет выходит зелёная травка. 3. Улетает с цветка тяжёлый шмель, цветок слегка качается. 4. Листья пожухли и шуршат при ветре. сложном предложении. Прочитайте о функции запятой в сложном предложении. Назовите союзы, перед которыми в сложном предложении ставится запятая.
15. Слово учителя. Ребята, а нужно ли учить правила пунктуации? Давайте отправимся в гости к жителям Лукоморья и узнаем, что бывает с теми, кто не учит правила.
16. Звучит музыка из оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинки, и появляются сказочные герои.
В сказочном Лукоморье за столом сидит учёный Кот и проверяет тетради. Появляется Баба- Яга , Змей Горыныч, Лягушка-путешественница. Баба-Яга, Змей Горыныч, Лягушка-путешественница: Здравствуй, учёный Котище! Кот: Здравствуйте, здравствуйте, мрр-мяу, жители Лукоморья! Змей Горыныч: Пришли мы узнать, как написали диктант. Кот: Диктант вы написали не очень хорошо, мрр-мяу. Допустили много ошибок в постановке знаков препинания, потому что не знаете правила пунктуации. Баба-Яга: Правила пунктуации, правила пунктуации… Да зачем они нужны эти правила пунктуации? Я всегда полагаюсь на свою интуицию. И пишу всё подряд, пока не устану писать. А
3
как устану писать, так и ставлю запятую. А если не устану, пишу себе и пишу. А ты, Горыныч, как делаешь?
Змей Горыныч: А я ставлю запятых побольше. Думаю, что лишняя запятая никогда не помешает. Лягушка-путешественница: Я тоже совсем не ставлю запятые. Знаки препинания такие маленькие ( показывает ), если не поставишь, никто и не заметит. Кот: Давайте не будем спорить и полагаться на интуицию, а спросим у Школьницы Марины, что бывает с теми, кто не учит правила пунктуации и неправильно ставит знаки препинания. Марина: Здравствуйте, друзья. К сожалению, некоторые ребята не учат правила пунктуации и допускают много ошибок. Я выписала из тетрадей учеников предложения и подчеркнула ошибки. Вот некоторые из них. Когда соревнования окончились от усталости, я с трудом держался на ногах. Я подошёл к калитке с громким лаем, навстречу мне выбежал Барбос. Ребята не только допускают ошибки на письме, но и при чтении любимых стихотворений. Они не видят запятые, не делают паузы и читают всё подряд. Например: И там я был, и мёд я пил, У моря видел дуб зелёный; Под ним сидел и кот учённый Свои мне сказки говорил. Одна запятая может нарушить смысл всего предложения и даже решить судьбу человека. Лягушка: Верно! Верно! Я недавно вернулась из страны невыученных уроков и видела там ужасное! Я видела своими глазами, как чуть не казнили ученика 5 класса Виктора Перестукина. Баба- Яга: За что же? Лягушка: За невежество, лень и незнание родного языка ему был вынесен приговор. Я даже постаралась прихватить его копию. Смотрите! Приговор по делу невежды Виктора Перестукина. Казнить нельзя помиловать. Баба-Яга: Ситуация… Жаль мне Виктора Перестукина. Лягушка: И только чудо помогло Виктору Перестукину. Змей Горыныч: Какое же? Лягушка: Запятая: Он вспомнил правило и впервые правильно поставил запятую. А ещё обещал выучить все-все правила. Змей Горыныч: И где же он поставил запятую? Баба-Яга: Эх ты, бестолковый! Я и то догадалась: казнить нельзя, запятая, помиловать! Кот: Ну, как? Убедились? Будете учить правила? Змей Горыныч: Конечно, будем. Лягушка: Несомненно. Кот: К нам в гости пожаловала сама Запятая. Давайте поприветствуем её! Запятая: Здравствуйте, друзья! Я очень рада, что Вы с большим интересом обсуждали, нужно ли ставить меня в предложении. А вы, ребята, будете со мной дружить? Ведь без меня не обходится ни одна диктовка, ни один рассказ.( Кот подходит к доске и прикрепляет плакат с алгоритмом ). Кот: Без правил в языке нам жить нельзя. Запятая: А без меня тем более, друзья! Баба-Яга: На предложение внимательно смотри. Змей Горыныч: Сколько основ, считай, определи. Кот: Но если вдруг основа лишь одна, Простое предложение у нас, друзья. Лягушка: И на концовку предложения смотри и нужный знак в конце определи. Кот: А если две иль три основы счёл, то предложенье сложное нашёл. Лягушка: На интонацию вниманье обостри, союзы ты смотри, не пропусти. В смысл предложения
4
скорей вникай и место запятой определяй! Запятая: Меня ты не поставишь зря, коль место мне определишь тогда. Все: И без ошибок будем мы писать, И запятые там, где надо, расставлять. И знаки препинания мы не забудем, нет! «В них наше счастье!» - так сказал поэт. (Жители Лукоморья уходят) 17. Запятая остаётся и раздаёт задания учащимся.
Первое задание. Исправьте ошибку в предложениях: 1). Когда соревнования окончились от усталости, я с трудом держался на ногах. 2). Я подошёл к калитке с громким лаем, навстречу мне выбежал Барбос.
Карточки. Задание: исправьте работу Пети Ошибкина. 1 вариант. По дну речушки, которая бежала по камням задом наперед, двигался рак. 2 вариант. В лесу, куда мы часто ходили, за грибами росли высокие берёзы.
Второе задание. Найдите и выпишите сложное предложение. Начертите схему этого предложения. 1). Но светлый терем не отрада Когда не видим друга в нём.
2). Людмила где твоя светлица?
3). Их важно чашники носили И низко кланялись гостям.
Третье задание. Найдите ошибку в стихотворном тексте и исправьте её. Прочитайте отрывок выразительно. И там я был, и мёд я пил, / У моря видел дуб зелёный, / Под ним сидел и кот учёный, / Cвои мне сказки говорил.
18. Выполните тест. 1 вариант. Найдите простые предложения. 1. Налетел ветер и затрепетала листьями осинка. 2. Иван – Царевич поблагодарил старичка и пошёл за клубочком. 3. Я всегда просыпаюсь часа в два ночи и до зари встречаю рассвет. 2 вариант. Найдите сложные предложения. 1. Ветер крепчал и на востоке появились громады туч. 2. Осенние листья темнеют и теряют свои яркие краски. 3. На берегу стоит бобровая хатка и напоминает она стог сена.
Обобщение. Вопросы: 1. Назовите тему урока. 2. Чему вы научились на этом уроке? 3.Расскажите, что нужно делать, чтобы определить сложное предложение. 4. Какова роль запятой в сложном предложении? 5. Какова роль союза и в простом и сложном предложениях?
6.
5
6. Выразите своё отношение к уроку при помощи соответствующей картинки: грустной или радостной.
Итоги урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока русского языка. 8 класс. Тема занятия: «Обособление обстоятельств. Построение предложений с обособленными обстоятельствами»
Данная презентация демонстрирует работу учеников по закреплению изученного материала по теме "Обособление обстоятельств". Детям предлагаются упражнения, связанные с преобразованием с...
ФГОС Презентация и конспект к уроку русского языка (2 класс). Тема: "Формирование навыка правописания сложных слов"
Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...
Проверочная работа по русскому языку 5 класс по теме "Простое предложение"
Проверка знаний учащихся по постановке знаков препинания при однородных членах, обращении...
Открытый урок русского языка 11 класс. Тема: "Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений".
Тема:Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений.Цель:Обобщить и систематизировать знания о сложных предложениях;совершенствовать умения: устанавливать смысловые отношения...
Презентация по русскому языку 7 класс "Запятая перед союзами в сложном предложении"
Презентация "Запятая перед союзами в сложном предложении" может использоваться на уроке русского языка в 7 классе...
Урок русского языка с применением уровневой технологии по теме Сложное предложение 11 класс
Урок русского языка с применением уровневой технологии по теме Сложное предложение 11 класс...
Урок русского языка 8 класс по теме: "Простое глагольное сказуемое"
Урок русского языка 8 класс...