Урок русского языка в 5 классе по теме "Простое и сложное предложения"
план-конспект урока русского языка (5 класс) по теме

Степанова Елена Алексеевна
На уроке закрепления полученных знаний учащиеся закрепляют правила постановки запятой в сложном предложении, отрабатывают умение различать простое и сложное предложение, а также учатся видеть связь языка с искусством и осознавать язык как часть культуры русского народа. Данный конспект выполнен к учебнику "Русский язык 5 класс" под редакцией Т. А. Ладыженской, но может быть использован и для других учебников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prostoe_i_slozhnoe_predlozhenie.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Степанова Елена Алексеевна

МОУ «СОШ №2 г. Зеленокумска»

Учитель русского языка и литературы

Тема урока: «Простое и сложное предложение».

Цели:

  1. закрепить правила постановки запятой в сложном предложении;
  2. научить различать простое и сложное предложения;
  3. научить видеть связь языка с искусством и осознавать язык как часть культуры русского народа.

Тип урока: урок закрепления полученных знаний.

Оборудование:  раздаточный материал, мультимедийный проектор, компьютер, музыкальное сопровождение - П. И. Чайковский «Времена года. Осень», картина.

Задание опережающего характера: найти стихи о березе.

Ход урока.

1.      Организационный момент.

2.      Знакомство с темой, целями и задачами урока.

3.      Актуализация ранее изученного.

  1. Работа у доски

-Рассказ на лингвистическую тему «Простое и сложное предложение»

-«Составь схему»

1. Березка красиво рисуется на голубом небе.

2. На дорожке лежит ковер из узких листочков березы.

3. Люди считают березовый сок полезным и вкусным.

4. Зеленая листва берез переливается, шумит, колышется, играет.

5. Все в лесу веселятся, а березки плачут.

6. Первая весной распускается береза, и теперь она первая пожелтела.

7. Солнце садилось за березами, и березы поднимались к облакам.

8. Выросла из ростка береза, распустились на ней зелененькие листочки.

  1. Работа с текстом

- О чем говорилось в этих предложениях?

- Какой темой они объединены?

- Чем для вас является береза?

- Что она символизирует?

Наш урок будет посвящен милому, поистине русскому дереву – березе.

- А вот как говорит о березе писатель Соколов – Микитов (Чтение текста учителем).

Из всех деревьев русского леса милее всех береза. Хороши и светлы березовые светлые рощи! Белые стволы покрыты тонкою берестою. Как только сойдет в лесу снег, набухают на березах смолистые душистые почки. Из каждой  случайно надломленной ветки березы каплет живительный сладкий сок. Множество перелетных певчих птиц собирается в березовых рощах. Поют голосистые дрозды, кукуют кукушки, с дерева на дерево перелетают пушистые синички. Ковром расстилаются, цветут внизу под березами голубые и белые подснежники.

- Главная мысль текста.

- Озаглавьте текст.

- Тип, стиль текста.

- Охарактеризуем предложения (устно):

1. Грамматическая основа.

2. Простое или сложное предложение.

4.   Физминутка.

(Музыкальное сопровождение – П. И. Чайковский «Осень».)

Воображаемая экскурсия в осенний лес.

  1. Чтение стихотворений

Образ березы часто встречается и в поэтической речи.

- Проверка домашнего задания - чтение стихов.

О березе писали и ставропольские поэты.

Посмотрите на экран. Вы видите строки из стихотворения Александра Ефимовича Екимцева, основная часть творческой жизни которого связана со Ставропольем.

Светите, белые березы,

Светите рощам и полям,

Светите пашням и покосам

И одиноким журавлям.

 - Найдите грамматическую основу.

- Определите простое или сложное предложение.

 - Составьте схему.

  1. Творческая работа.

Не только писатели и поэты использовали образ березы в своем творчестве, но и художников вдохновляло это милое деревце. Причем не только художников, известных всему миру. Сейчас вы увидите картину, сотворенную руками учеников нашей школы. Красиво, не правда ли?

- Посмотрите на нее внимательно и попытайтесь определить слова, на которые опирался художник.

(ученики по одному выходят к доске и записывают словосочетания)

- Сейчас вам предстоит побывать в роли писателей и создать небольшой текст о березе (5-6 предложений). Можно использовать как простые, так и сложные предложения.

  1. Чтение сочинений(3-4).

При чтении охарактеризуйте одно предложение.

5.   Итог урока, выставление оценок.

Вот и подошел к концу наш урок.

- О чем мы говорили сегодня?

- Чем отличается простое предложение от сложного?

- На какие группы делятся сложные предложения?

- Оценки за урок…

Домашнее задание: сочинить сказку, главной героиней которой является береза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

русский язык 8 класс. Знаки препинания в сложном предложении

Презентация к уроку русского языка 8 класс "Знаки препинания в СП",повторение изученного в 7 классе. Расчитана на 10 минут с комментариями учителя. Цель презентации напомнить о СП,СПП, ССП,БСП....

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС Тема: «Сложное предложение»

Конспект урока русского языка по теме "Сложное предложение" 5 класс...

Презентация у уроку русского языка 5 класс. Тема :Простые и сложные предложения

Данная презентация соответствует уроку по теме :Простые и сложные предложения 5 класс. Урок-путешествие....

Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения"

Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения".   Цель урока: овторить и систематизировать изученный материал об односоставных предложениях...

Урок русского языка 8 класс "Строение и грамматическое значение предложения"

Надеюсь, что этот урок заинтересует учителей русского языка. Он построен по методике обучения русскому языку средствами субъективизации  (методика проф. Г.А. Бакулиной).Содержание и организация у...

Урок русского языка. 5 класс. Тема "Синтаксический разбор сложного предложения"

На  уроке  отрабатывается  алгоритм синтаксического разбора сложного предложения."Изюминка"  урока - дидактический  материал  подобран из  книги В.Губарева...