Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку для 9 класса.
рабочая программа по русскому языку (9 класс)

Рамазанова Любовь Николаевна

Данная рабочая программа разроботана для учащихся 9 класса. Данная программа направлена на углубленное изучение текста как синтаксической единицы. Программа состоит из трёх разделов: содержание, тематическое планирование и планируемые результаты изучения программы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа

 внеурочной деятельности

                                           научно-познавательного направления

«Умники и умницы» (русский язык)

для 9 класса

                                          Составитель:

                                                Рамазанова Л.Н.,

                                                                 учитель русского языка и

                                       литературы

 

                                                         

                                                           Кемерово, 2017

СОДЕРЖАНИЕ

1. Содержание программы ……………………………………………………………….  3

2. Тематическое планирование …………………………………………………………..  4

4. Результаты освоения программы и планируемые результаты ……………………… 5

Содержание программы

1.Текстоведение как раздел лингвистики  (2 часа)

 Смысловые типы текстов

2.Текст. Признаки текста (4 часа)

Целостность и связность как основные признаки текста. Модальность текста. Система текстов. 

3.Единицы текста (5 часа)

Композиционно - стилистическая структура текста:

-предложения:
- абзацы,
- параграфы,
- разделы,
- главы,
- подглавы,
- страницы
Абзац как композиционно-стилистическая единица текста синтаксическая (внутренняя) структура текста. - высказывание, микротема и сверхфразовое единство

4.Основные правила построения текста(2 часа)

Трехчастная структура текста

5. Тема, идея, проблема текста  (7 часов)

Тема текста. Темы широкие и узкие. Рема. Основная мысль текста. Контекст. Подтекст. Затекст. Идея текста. Как её сформулировать. Проблема текста. Заглавие, его функции

6. Типы связи (4 часа)

 Последовательная связь, параллельная связь

7. Основные средства связи предложений в тексте  (8 часов)

Лексические (лексический повтор, синонимы, антонимы),

морфологические (союзы, союзные слова, частицы, местоимения, наречия),

синтаксические (вводные слова, синтаксический параллелизм, порядок слов), комбинированные средства связи.  

Анафора как риторическая фигура речи.

Эпифора как риторическая фигура речи

8. Интонация и логическое ударение (2 часа)

Тематическое планирование

Тема урока

Количество часов

1-2

Текстоведение как раздел лингвистики. Смысловые типы текстов

2

3-4

5

6

Текст. Признаки текста

Целостность и связность как основные признаки текста.

Модальность текста.

Система текстов.

4

7-8

9

10-11

Единицы текста 

Композиционно- стилистическая структура текста:

-предложения:
- абзацы,
- параграфы,
- разделы,
- главы,
- подглавы,
- страницы


Абзац как композиционно-стилистическая единица текста

Синтаксическая (внутренняя) структура текста. - высказывание , микротема и сверхфразовое единство

5

12-13

Основные правила построения текста.

Трехчастная структура текста

2

14-15

16-17

18

19

20

 Тема, идея, проблема текста.

Тема текста

Темы широкие и узкие.

Рема.

Основная мысль текста. Контекст. Подтекст. Затекст.

Идея текста. Как её сформулировать.

Проблема текста.

Заглавие, его функции

7

21-22

23-24

Типы связи.

Последовательная связь.

Параллельная связь

4

25-26

27-28

29-30

31

32

Основные средства связи предложений в тексте.

Лексические средства связи (лексический повтор, синонимы, антонимы).

 Морфологические (союзы, союзные слова, частицы, местоимения, наречия).

 Синтаксические (вводные слова, синтаксический параллелизм, порядок слов). Комбинированные средства связи

Анафора как риторическая фигура речи.

Эпифора как риторическая фигура речи.

8

33-34

Интонация и логическое ударение

2

Результаты освоения программы и планируемые результаты

 

   Результаты освоения программы

В результате изучения программы  учащиеся:

-овладеют умением анализировать текст и выявлять его отличительные признаки;

-овладеют умением определять текстообразующие элементы;

-научатся понимать прочитанное, выделять главную мысль, прогнозировать содержание текста по первому предложению, логически выстраивать план повествования, сравнивать, обобщать, делать выводы;

-научатся  высказывать свою собственную точку зрения на проблему, поставленную в данном тексте;

-получат новые знания из области лингвистики и текстоведения;

-смогут проводить различные виды анализа текста

Личностные результаты: 

1) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

 2) достаточный объѐм словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

 Метапредметные результаты: 

1) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение: - адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

2) владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

 3) адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;

 4) способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

5) свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

6) овладение приѐмами отбора и систематизации материала на определѐнную тему;

7) способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

8) умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

9) умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

 10) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты освоения:

1) различать  текст и не текст уметь определять тип и стиль речи на примере представленных текстов;

2) знать основные признаки текста (завершённость, смысловая законченность; связность, проявляющаяся, во-первых, в расположении предложений в такой последовательности, которая отражает логику развития мысли (смысловая связность); во-вторых, в определённой структурной организованности, которая оформляется с помощью лексических и грамматических средств языка; стилевое единство, которое заключается в том, что текст всегда оформляется стилистически: как разговорный, официально-деловой, научный, публицистический или художественный стиль; цельность, которая проявляется в связности, завершённости и стилевом единстве);

3) иметь представление  о  связях слов между предложениями;

4) уметь составлять  текст на основе понимания его структуры;

5) уметь  определять тему текста;

6) уметь находить в тексте предложение, в котором выражена основная мысль, уметь определять тему и идею текста;

7) знать функции заголовка, уметь подбирать заглавие, отражающее тему или основную мысль текста;

8) знать типы связи, уметь различать цепную и параллельную  связь;

9) уметь находить средства связи предложений в тексте;

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"

Программа внеурочной деятельности "Лексическое богатство русского языка"  предназначена для педагогов, работающих в 5 классе в условиях реализации ФГОС....

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку 5 класс

Программа внеурочной деятельности по русскому языку для 5 класса "Мастерская владения речью"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Загадки русского языка", 5 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Загадки русского языка». Основное общее образование, 5 класс. Направление: общеинтеллектуальное....

рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку 6 класс

Программа предназначена для расширения изучения русского языка шестиклассниками...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Тайны русского языка" 6 класс

Данный спецкурс позволит обучающимся не только восполнить пропущенный или забытый материал, но углубить знания по русскому языку.  Курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Загадки русского языка" 7 класс

Программа курса внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 7 класса. Предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении л...

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку 8 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательная лингвистика" 8 класс...