Рабочая программа по русскому языку для 6 класс
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему

Статус документа. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образования  (ФГОС: основное общее образование// ФГОС. М.: Просвещение, 2008) и Рабочей  программы по русскому языку для основной школы (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2013.)

Структура документа. Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; перечень учебно-методического обеспечения.

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_b_rus.docx100.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №179 с углубленным изучением отдельных предметов"

Ново-Савиновского района города Казани

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку ___

(указать учебный предмет)

Уровень образования (с указанием классов) 6 Б

Период освоения рабочей программы:  2016-2017 учебный год

Разработчики:

Учитель высшей кв.категории Фазулзянова Л.Р.


                                                       

 Пояснительная записка.

Статус документа. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образования  (ФГОС: основное общее образование// ФГОС. М.: Просвещение, 2008) и Рабочей  программы по русскому языку для основной школы (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2013.)

Структура документа. Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; перечень учебно-методического обеспечения.

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

Общая характеристика учебного предмета. Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для 6 класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане . Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 6 классе – 170 часов (из расчета 5 раз в неделю).  Срок реализации программы – 1 год.           

Планируемые результаты обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного,  деятельностного подходов к обучению родному языку:

-воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как к явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

-овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;

-освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;

-развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;

- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

 Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Личностные

1)  понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные

1) владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации, владение разными видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей; способность извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала; способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов; способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, при менять полученные знания и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения.

Предметные

1) представление об основных функциях языка, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке;

4) освоение базовых понятий лингвистики;

5) освоение основными стилистическими ресурсами лексики фразеологии русского языка;

6) опознавание и анализ основных единиц языка;

7) проведение различных видов анализа слова

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;осознание эстетической функции родного языка.

В результате изучения русского языка в 6 классе ученик должен:

знать/ понимать:

- определения изученных в 6 классе основных языков единиц, речеведческих понятий;

-орфографические, пунктуационные правила;

      Уметь:

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

АУДИРОВАНИЕ:

- воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию;

- определять и  формулировать основную мысль аудируемого текста;

- вычленять структурные части исходного текста, составлять простой план;

ЧТЕНИЕ:

- осмысленно читать, понимать и пересказывать учебные тексты лингвистического содержания;

- Дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного  текста;

- разбивать текст на составные части и составлять сложный план;

-  самостоятельно формулировать вопросы  по содержанию  прочитанного текста;

- прогнозировать  содержание  текста, опираясь  на средства зрительной наглядности (заготовки, иллюстрации, различные шрифтовые выделения информации);

- выразительно читать художественные  и научно – учебные  тексты.

ГОВОРЕНИЕ:

-пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста – рассуждения;

- подробно и выборочно пересказывать художественные повествовательные  тексты;

- сохранять в  тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности;

- строить небольшое по объёму  устное высказывание на заданную тему;

- соблюдать последовательность и связность изложения.

ПИСЬМО:

- подробно и выборочно пересказывать содержание прослушанного или прочитанного  текста;

- сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности;

- строить письменные высказывания  на заданную тему;

- соблюдать последовательность и связность изложения;

- собирать материал к сочинению и систематизировать его;

- составлять сложный план и на его основе  создавать текст;

- использовать цепную и параллельную связь предложений в текстах разных стилей;

- употреблять синонимы, повтор слов, однокоренные слова как средства  выразительности текста и связи предложений;

- исправлять неоправданный речевой  повтор различными способами: заменой слова, местоимением или синонимом, заменой синтаксической  конструкции.

ТЕКСТ

- определять основную мысль текста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части, составлять простой и сложный план анализируемого текста;

- определять вид связи и средства связи предложений в тексте;

- устанавливать принадлежность  текста к определенной функциональной  разновидности языка и стилю речи.

ФОНЕТИКА  И  ОФОЭПИЯ

- проводить фонетический  и  орфоэпический  разбор слова;

- использовать транскрипцию;

- правильно произносить  широко употребляемые слова  и  формы слов изученных частей  речи;

- пользоваться орфоэпическим словарем, обнаруживать  орфоэпические ошибки в звучащей речи;

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

- выделять морфемы на основе словообразовательного анализа;

- давать структурно – грамматическую характеристику словам по морфемной модели;

- выделять исходную часть слова и словообразовательную морфему при  проведении словообразовательного  анализа слова;

- различать  изученные способы словообразования существительных, прилагательных, глаголов и наречий;

- составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;

- давать комментарии к словообразовательному  гнезду;

- объясняя смысловую и структурную связь однокоренных слов, пользоваться словообразовательным словарем, а также  словарем морфемных моделей слов;

ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ

- пользоваться разными  способами толкования лексического значения слова;

- употреблять  слова (термины, заимствованные и т.д.) в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения;

- толковать лексическое значение слов и фразеологизмов;

- подбирать  синонимы и антонимы;

Выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово в данной речевой ситуации;

- пользоваться  различными видами  словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов, эпитетов и др.)

- анализировать примеры использования слов в переносном значении;

- проводить лексический разбор слова.

МОРФОЛОГИЯ

- указывать морфологические признаки изученных частей речи, правильно образовывать и употреблять  соответствующие грамматические формы;

- уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;

- опираться на морфологические признаки слова при решении задач правописания.

ОРФОГРАФИЯ

-обнаруживать  изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов;

- объяснять суть основного принципа русской орфографии(единообразное написание морфем) и с этой позиции  анализировать написание морфем;

- свободно пользоваться орфографическим словарем;

- владеть приёмом морфемного письма.

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

- составлять схемы  словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по предложенной схеме;

Анализировать разные виды сложных предложений (простые случаи);

- определять синтаксическую  роль изученных частей речи;

- правильно применять изученные пунктуационные  правила;

- устно объяснять пунктуацию предложения, использовать на письме специальные графические обозначения;

- строить пунктуационные схемы предложений;

- самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Язык. Речь. Общение

Русский язык – один из развитых языков мира.

Язык, речь, общение. Устное и письменное общения.

Развитие речи (далее Р.Р.). Ситуация общения. Определение схемы ситуации общения.

Повторение изученного в 5 классе

Фонетика. Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетания. Простое предложение. Знаки препинания. Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений. Прямая речь. Диалог.

Р.Р. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста.

Составление диалога.

Контрольная работа (далее К.Р.). Входной контроль (контрольный тест). Контрольный словарный диктант.

Текст

Текст, его особенности. Средства связи предложений в тексте.

Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова.

Основные признаки текста.

Текст и стили речи. Официально-деловой стиль.

Р.Р. Сочинение о памятном событии. Создание текста по заданному начальному или конечному предложению. Сочинение-рассказ. Устное сообщение о русском первопечатнике.

Лексика. Культура речи

Слово и его лексическое значение. Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы. Исконно русские и заимствованные слова. Неологизмы. Устаревшие слова.

Основные пути пополнения словарного состава русского языка.

Словари русского языка.

Р.Р. Сбор и анализ материалов к сочинению. Сочинение-рассуждение. Написание сжатого изложения. Приемы сжатия текста. Составление словарной статьи по образцу.

К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Фразеология. Культура речи

Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы.

Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи.

Фразеологический словарь.

Р.Р. Конструирование текста с использованием фразеологизмов.

К.Р. Контрольный тест по теме «Лексика. Фразеология».

          Словообразование. Орфография. Культура речи

Морфемика и словообразование (повторение пройденного в 5 классе).

Основные способы образования слов в русском языке (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный). Сложение как способ словообразования. Переход одной части речи в другую как способ образования. Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово.

Словообразовательная пара. Словообразовательная цепочка. словообразовательное гнездо.

Этимология слов. Этимологические словари.

Правописание чередующихся гласных а и о в корнях -кас- -кос-, -гар- -гор-, -зар- -зор-. Правописание букв ы и и после приставок на согласные. Гласные в приставках пре- и при-. Соединительные гласные о и е в сложных словах.

 Морфемный и словообразовательный разбор слова.

Р.Р. Описание помещения. Сообщение об истории слова (по выбору). Систематизация материалов к сочинению; сложный план. Составление рассказа по рисункам.

К.Р. Контрольное сочинение по картине. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест. Контрольный словарный диктант.

Морфология. Орфография. Культура речи

Имя существительное

Имя существительное как часть речи (повторение пройденного в 5 классе). Разносклоняемые имена существительные. Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных. Имена существительные общего рода. Не с существительными. Согласные ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик). Правописание гласных в суффиксах  -ек и –ик. Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных.

Морфологический разбор имени существительного.

Р.Р. Написание письма. Публичное выступление о происхождении имён. Составление текста-описания по личным впечатлениям.

К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест  по теме «Имя существительное».

Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи (повторение сведений об имени прилагательном, полученных  в 5 классе).

Степени сравнения имен прилагательных. Образование степеней сравнения. Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. словообразование имён прилагательных.

Не с прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Различение на письме суффиксов прилагательных -к- -ск-. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.

Морфологический разбор имени прилагательного.

Р.Р. Описание природы: основная мысль, структура описания, языковые средства, используемые в описании. Выборочное изложение по произведению художественной литературы. Описание пейзажа по картине. Описание игрушки. Публичное выступление о произведениях народного промысла.

К.Р. Контрольный диктант  с грамматическим заданием. Контрольный тест по теме «Имя прилагательное». Контрольный словарный диктант.

Имя числительное

Имя числительное как часть речи. Простые и составные числительные. Количественные и порядковые числительные. Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Собирательные числительные.

Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях. Мягкий знак на конце и в середине числительных. Слитное и раздельное написание числительных.

Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях.

Морфологический разбор имени числительного.

Р.Р. юмористический рассказ по рисунку. Публичное выступление на нравственно-этическую тему, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом.

К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест по теме «Имя числительное».

Местоимение

Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Возвратное местоимение себя. Вопросительные и относительные местоимения. Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Склонение местоимений. Местоимения и другие части речи.

Раздельное написание предлогов и местоимений. Буква н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях. Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.

Морфологический разбор местоимения.

Р.Р. Составление рассказа по сюжетным рисункам от первого лица. Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргументы, вывод). Сочинение-рассуждение.

К.Р. Контрольное сочинение по картине. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест  по теме «Местоимение».

Глагол

Глагол как часть речи (повторение пройденного в 5 классе). Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение. Повелительное наклонение. Употребление наклонений. Безличные глаголы.

Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах повелительного наклонения. Правописание гласных в суффиксах глагола.

Морфологический разбор глагола.

Р.Р. Рассказ по сюжетным рисункам с включением части готового текста. Рассказ о спортивном соревновании. Пересказ исходного текста от лица какого-либо из его героев. Рассказ по картинкам от 3-го и 1-го лица. Рассказ на основе услышанного; его особенности, языковые средства. Сообщение о творчестве скульптура.

К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольное изложение. Контрольный тест по теме «Глагол». Контрольный словарный диктант.

Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах (12ч + 1 к.р. + 2 р.р.)

Разделы науки о языке. Орфография. Пунктуация. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфология. Синтаксис.

Р.Р. Сообщение о происхождении фамилии. Сочинение-описание (рассуждение).

К.Р. Контрольное сочинение. Итоговый тест

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

1.М.Т..Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. Программа по  русскому языку. - //Программы для общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение., 2013).

2.Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. Учебник. Русский язык. 6 класс. - М.,  Просвещение.,2013

3. Тестовые задания по русскому языку 6 класс. А.Б.Малюшкин.ТЦ СФЕРА.Москва 2014

4.Русский язык 6 класс. Экспресс-диагностика.ФГОС. М.Ю.Никулина.»Экзамен»Москва 2014

5.Готовимся к ГИА.Русский язык.Практикум по орфографии и пунктуации.6 кл. С.Драбкина.Д.Субботин.ИНТЕЛЛЕКТ-ЦЕНТР 2014

7.Цифровые и интернет-ресурсы

Календарно-тематическое планирование

п\п

Дата

План/факт

Раздел

Тема урока

Формы контроля

Планируемые результаты

Оценочные материалы

метапредметные

предметные

личностные

1

Язык. Речь. Общение

Русский язык - один из развитых языков мира

План

Выделять количественные характеристики объектов. Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении

Восстанавливать предметную ситуацию путем пересказа.

Научиться понимать высказывания на лингвистическую тему и составлять рассуждения

Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

2

Повторение изученного в 5 классе

Фонетика, орфоэпия, графика. Фонетический разбор слова. Орфография.

Фонетический разбор

Выделять и формулировать познавательную цель

Слушать и слышать других, быть готовым корректировать

Научиться выявлять компоненты речевой ситуации в зависимости от задачи высказывания, составлять рассуждение по алгоритму выполнения задачи

Определение границы знания и незнания, коррекция собственных  задач  

Тростенцова, Ладыженская, Стракевич: Русский язык. Дидактические материалы. 6 класс. Пособие для учителей

3

Морфемы в слове. Морфемный разбор слова.

Анализ текста, фонетический разбор

Научиться определять орфограмму по образцу, находить и объяснять орфограммы в различных частях слова

 4

Орфограммы в приставках и в корнях слов

Объяснительный диктант, словарный диктант

Выбирать наиболее эффективные способы решения учебной задачи

Научиться определять орфограмму в корне слова, применять орфографические правила написания гласных в корне слова,  подбирать проверочное слово,  составлять и использовать алгоритм нахождения  и проверки орфограммы

Становление смыслообразующей функции познавательного мотива

Тростенцова, Ладыженская, Стракевич: Русский язык. Дидактические материалы. 6 класс. Пособие для учителей

5

Части речи. Морфологический разбор слова.

Морфемный разбор, словарный диктант

Становление смыслообразующей функции познавательного мотива

6

Словосочетание. Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри простого предложения.

Морфологический разбор

Научиться применять алгоритм различения словосочетаний от предложений и других конструкций

Устойчивый познавательный интерес

Тростенцова, Ладыженская, Стракевич: Русский язык. Дидактические материалы. 6 класс. Пособие для учителей

7

Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений.

Морфемный разбор, словарный диктант Синтаксический разбор предложения

Научиться определять

структуры сложного предложения, применять правила постановки запятой в ССП

8

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в пятом классе».

диктант

извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; осознавать роль слова для выражения мыслей, эмоций; пользоваться толковым словарём (находить словарные статьи, извлекать из них нужную информацию).

Научиться определять орфограмму в корне слова, применять орфографические правила написания гласных в корне слова, составлять и использовать алгоритм нахождения  и проверки орфограммы,

Научиться составлять текст на основе композиционных и языковых признаков типа и стиля речи

Уважительное отношение к родному языку и его реформаторам

Е.Селезнева: Русский язык. 6 класс. Диктанты к учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой

9

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

Работа над ошибками

Оптимизм в восприятии мира

10

Развитие речи. Текст.

Текст

Освоение личностного смысла учения

11

Сложное предложение

Синтаксический разбор предложений

Потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании

12

Развитие речи. Официально-деловой стиль речи.

Текст

13

Лексика. Фразеология.

Лексика. Повторение изученного в пятом классе.

Объяснительный диктант

Научиться с помощью толкового словаря определять лексическое значение слова, прямое и переносное значение слов, отличать омонимы и многозначные слова, синонимы, омонимы, антонимы

Тростенцова, Ладыженская, Стракевич: Русский язык. Дидактические материалы. 6 класс. Пособие для учителей

14

Развитие речи. Собирание материала к сочинению по картине А.М.Герасимова «После дождя»

Научиться находить материал для сочинения-описания по картине из словаря синонимов, толкового словаря…составлять план написания сочинения

Освоение результатив-ности обучения

15

16

Развитие речи. Сочинение по картине А.М.Герасимова «После дождя» («Мокрая терраса»)

17

Общеупотребительные слова. Профессионализмы

Научиться различать слова общеупотребительные от необщеупотребительных

18

Диалектизмы.

Научиться определять диалектизмы в тексте, формировать навык лингвистического конструирования, описания, анализа

Осознавать ценность русского языка и богатство его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли. Развитие интереса к языку и чувства языка.

Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 6 класс. К учебнику Баранова М.Т. и др. "Русский язык. 6 класс". Солодовникова Л.А.

19

Жаргонизмы.

Текст

Научиться определять жаргонизмы в тексте, формировать навык лингвистического конструирования, описания, анализа

Стремиться к речевому самосовершенствованию.

 Развивать эстетическое чувство при чтении и восприятии художественного текста.

Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 6 класс. К учебнику Баранова М.Т. и др. "Русский язык. 6 класс". Солодовникова Л.А.

20

Эмоционально окрашенные слова.

Письмо по памяти

Научиться определять слова, формировать навык лингвистического конструирования, описания, анализа

Осознавать ценность русского языка и богатство его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли.

Развитие интереса к языку и чувства языка.

21

Устаревшие слова.

Составление текста-миниатюры в былинном стиле

Научиться определять устаревшие слова в тексте худ. литературы и объяснять их значение

Осознавать ценность русского языка и богатство его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли.

Раздаточный материал

22

Новые слова (неологизмы).

Работа с газетой

Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов.

Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

Научиться определять неологизмы в тексте худ. литературы и объяснять их значение

Развитие интереса к языку и чувства языка.

Раздаточный материал

23

Исконно русские и заимствованные слова.

Замена заимствованных слов русскими синонимами; произношение заимствованных слов

Научиться различать слова исконно-русскую и заимствованную, составлять текст лингвистического описания по алгоритму выполнения задачи

24

Фразеология. Фразеологизмы.

Подбор к фразеологическим оборотам антонимичных

Научиться различать единицы языка, определять какую роль играют фразеологизмы в русском языке, формировать навыки лингв.  анализа текста с фразеологизмами

§

Тростенцова, Ладыженская, Стракевич: Русский язык. Дидактические материалы. 6 класс. Пособие для учителей

25

Повторение изученного в разделах «Лексика» и «Фразеология». Контрольная работа.

Контрольная работа

Научиться  воспроизводить приобретенные знания, навыки в конкретной деятельности

Научиться анализировать допущенные ошибки

Стремиться к речевому самосовершенствованию.

 Развивать эстетическое чувство при чтении и восприятии художественного текста.

Русский язык 6 класс. Экспресс-диагностика.ФГОС. М.Ю.Никулина.»Экзамен»Москва 2014

26

                 Словообразование. Орфография.

Повторение изученного в 5 классе.

Выполнение предложенных упражнений, заданий

Научиться выделять состав слова и определять пути его образования

Совершенствование собственной речи в процессе наблюдения за языковыми явлениями.

Н.Н.Соловьева.Русский язык. Диагностические работы

27

Повторение изученного в 5 классе.

Сочинение

Научиться выделять состав слова и определять пути его образования

Стремиться к речевому самосовершенствованию.

Развивать эстетическое чувство при чтении и восприятии художественного текста.

28

29

 Развитие речи. Описание помещения

Выполнение предложенных упражнений, заданий

Работа со словарем

Научиться составлять план текста описания

Совершенствование собственной речи в процессе наблюдения за языковыми явлениями.

30

31

Основные способы образования слов в русском языке.

Научиться применять алгоритм выявления способа образования

1. Научиться работать со словарем

2. научиться использовать знания по этимологии при объяснении его написания

32

Этимология слова.

Высказывают свое мнение, свою позицию

Раздаточный материал

33-34

Развитие речи. Сложный план.

Развитие речи. Написание сочинения по сложному плану

Работа со словарем

Знать способы систематизации материала, уметь составлять сложный план.

Совершенствование собственной речи в процессе наблюдения за языковыми явлениями.

35

36

Буквы О и А в корнях –кос- - -кас-.

Работа со словарем

Знать правила написания букв О — А в корне -КОС- — -КАС-; различия в условиях выбора между корнями с чередованием гласных и корнями с безударными гласными, проверяемыми ударением.

Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний

Русский язык 6 класс. Экспресс-диагностика.ФГОС. М.Ю.Никулина.»Экзамен»Москва 2014

37-38

Буквы О и А в корнях –гор- - -гар-.

Работа со словарем

 

Знать правила написания букв О — А в корне -ГОР- — -ГАР-; различия в условиях выбора между корнями с чередованием гласных и корнями с безударными гласными, проверяемыми ударением; знать изученные виды орфограмм и правила написания букв Е — И, О — А в корнях с чередованием.

Совершенствование собственной речи в процессе наблюдения за языковыми явлениями.

Русский язык 6 класс. Экспресс-диагностика.ФГОС. М.Ю.Никулина.»Экзамен»Москва 2014

39-40

Контрольная работа по теме «Правописание корней».

Контрольная работа

Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 6 класс. К учебнику Баранова М.Т. и др. "Русский язык. 6 класс". Солодовникова Л.А.

41--42

Буквы И и Ы после приставок.

Знать правило написания букв Ы и И после приставок; знать об употреблении буквы И после приставки СВЕРХ-.

Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей

Русский язык 6 класс. Экспресс-диагностика.ФГОС. М.Ю.Никулина.»Экзамен»Москва 2014

43-45

Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-.

Работа со словарем

Знать правило написания гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ-; словарные слова; правописание слов с трудно определяемым значением приставок ПРЕ- и ПРИ-.

Формулируют собственное мнение и позицию.

Русский язык 6 класс. Экспресс-диагностика.ФГОС. М.Ю.Никулина.»Экзамен»Москва 2014

46

Соединительные О и Е в сложных словах.

Составление текстов; диктант

Знать сложение как способ образования слов; сложные слова и их строение; разбор сложных слов по составу; условия выбора соединительных О и Е в сложных словах.

Н.Н.Соловьева.Русский язык. Диагностические работы

47

Сложносокращённые слова.

Устный опрос

Знать определение сложносокращенных слов; способы сокращения; произношение сложносокращенных слов, их расшифровку; род сложносокращенного слова.

Совершенствование собственной речи в процессе наблюдения за языковыми явлениями.

48-49

Развитие речи. Сочинение по картине Т.Н.Яблонской «Утро».

Морфемный раз

бор

Знать особенности построения текста описательного характера; понятие интерьера; особенности описания интерьера в жилом доме.

Уметь составлять рабочие материалы к описанию картины; составлять сложный план описания; создавать текст — описание изображенного на картине

Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

50

Морфемный и словообразовательный разбор слова.

Выполнение предложенных упражнений, заданий

Знать понятия «морфемный разбор слова», «словообразовательный разбор слова»; различия между морфемным и словообразовательным разборами; порядок морфемного разбора слова; порядок словообразовательного разбора слова.

Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

51

Повторение раздела «Словообразование и орфография»

Сочинение

Уметь определять тему и основную мысль теста, составлять план, писать изложение.

Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов.

Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

Соотносить цели и результаты своей деятельности. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности

Высказывать и аргументировать свою точку зрения.

 Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения

Знают способы систематизации материала, умеют составлять сложный план.

Вносят коррективы и дополнения в составленные планы и рабочие материалы.

Используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей

Знают способы систематизации материала, умеют составлять сложный план.

Вносят коррективы и дополнения в составленные планы и рабочие материалы.

Используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей

Анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.).

Строить логические рассуждения.

Уметь опознавать слова с изученной орфограммой,   уметь   выбрать правильное написание

Высказывать свое мнение, свою позицию

52-53

Контрольный диктант.

Диктант

Уметь опознавать слова с изученной орфограммой,   уметь   выбрать правильное написание

Знать, что обозначает имя существительное, что «предмет» в грамматике понимается обобщенно, что признак и действие могут выражаться через значение предметности; знать постоянные и непостоянные признаки существительных; о переходе собственных имен в нарицательные; синтаксическую роль существительных в предложении; знать правило правописания гласных Е и И в падежных окончаниях существительных в единственном числе; правило употребления и неупотребления буквы Ь на конце существительных после шипящих; правило правописания букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных; знать способы образования существительных.

Уметь рассказать об имени существительном в форме научного описания; уметь отличать существительные, образованные от прилагательных и глаголов; определять способ образования существительного; определять морфологические признаки существительных; определять синтаксическую роль существительных; уметь правильно писать слова с изученными орфограммами, одним из условий выбора которых является принадлежность к имени существительному

Развитие интереса к языку и чувства языка.

Совершенствование собственной речи в процессе наблюдения за языковыми явлениями.

Е.Селезнева: Русский язык. 6 класс. Диктанты к учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой

54

Морфология. Орфография.

Имя существительное

Повторение изученного об имени существительном в 5 классе.

Словообразовательный и морфемный разборы

55

Развитие речи. Письмо.

Выполнение предложенных упражнений, заданий

56

Разносклоняемые имена существительные.

Знать перечень разносклоняемых имен существительных, особенности их склонения; о суффиксе -ЕН- (-ЁН-) в основе существительных на -МЯ; осознавать, что правописание буквы И на конце слов на -МЯ в родительном, дательном и предложном падежах является также орфограммой «Буквы Е и И в падежных окончаниях существительных».

Высказывать свое мнение, свою позицию

57

Буква Е в суффиксе –ЕН- существительных на –МЯ.

Знать перечень разносклоняемых имен существительных, особенности их склонения; о суффиксе -ЕН- (-ЁН-) в основе существительных на -МЯ; осознавать, что правописание буквы И на конце слов на -МЯ в родительном, дательном и предложном падежах является также орфограммой «Буквы Е и И в падежных окончаниях существительных».

Высказывать свое мнение, свою позицию

58

Развитие речи. Публичное выступление на тему «Происхождение имён».

Объяснительный диктант

Знать цели и особенности устного публичного выступления; структуру публичного выступления; различные сферы употребления устной публичной речи.

Осознавать ценность русского языка и богатство его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли.

Развитие интереса к языку и чувства языка.

Совершенствование собственной речи в процессе наблюдения за языковыми явлениями.

59

Несклоняемые имена существительные.

Словарный диктант

Знать склонение имен существительных; понятие несклоняемых существительных (наличие одной формы слова для всех падежей); лексические группы несклоняемых существительных.

Знать способы определения рода несклоняемых существительных (в том числе сложносокращенных слов); знать о согласовании прилагательных и глаголов в прошедшем времени с несклоняемыми существительными в роде (в том числе со сложносокращенными словами).

Знать группы существительных общего рода; Знать порядок морфологического разбора имени существительного.

Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) имени существительного

Осознавать ценность русского языка и богатство его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли. Развитие интереса к языку и чувства языка.

Совершенствование собственной речи в процессе наблюдения за языковыми явлениями.

60

Род несклоняемых имён существительных.

Объяснительный диктант

Осознавать ценность русского языка и богатство его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли. Развитие интереса к языку и чувства языка.

Раздаточный материал

61

Имена существительные общего рода.

Словарный диктант

Осознавать ценность русского языка и богатство его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли. Развитие интереса к языку и чувства языка.

Совершенствование собственной речи в процессе наблюдения за языковыми явлениями.

62

Морфологический разбор имени существительного.

Тест

63

Развитие речи «Моё первое знакомство с …»

Выполнение заданий

Знать условия выбора слитного и раздельного написания НЕ с существительными

. Знать условия выбора букв Ч и Щ в суффиксе - ЧИК, (- ЩИК); значение суффикса.

Уметь правильно употреблять буквы Ч и Щ в суффиксе -ЧИК (-ЩИК);  Знать условия выбора букв Е и И в суффиксах существительных -ЕК и -ИК; значение суффиксов.

Знать условия выбора гласных О и Е после шипящих в суффиксах существительных; значение суффиксов существительных (пренебрежительное, уменьшительно-ласкательное).

64

Контрольный диктант.

Объяснительный диктант

Е.Селезнева: Русский язык. 6 класс. Диктанты к учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой

65-66

Не с существительными.

Выборочный диктант

67

Буквы Ч и Щ в суффиксе –ЧИК (-ЩИК).

Выборочный диктант

Раздаточный материал

68

Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК-.

Тест, словарный диктант

Русский язык 6 класс. Экспресс-диагностика.ФГОС. М.Ю.Никулина.»Экзамен»Москва 2014

69

Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных.

Критично относиться к своему мнению

Русский язык 6 класс. Экспресс-диагностика.ФГОС. М.Ю.Никулина.»Экзамен»Москва 2014

70-71

Повторение изученного об имени существительном.

72-73

Контрольный диктант.

Диктант

Осознавать ценность русского языка и богатство его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли.

 Развитие интереса к языку и чувства языка.

Совершенствование собственной речи в процессе наблюдения за языковыми явлениями.

Е.Селезнева: Русский язык. 6 класс. Диктанты к учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой

74-75

Имя прилагательное  

Повторение изученного об имени прилагательном в 5 классе.

Выполнение предложенных упражнений, заданий

Оформлять письменный текст в соответствии с правилами письма

Осознают качество и уровень знаний, корректируют свою работу.

Участвовать в диалоге на уроке

Анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.).

 Строить логические рассуждения.

Производить анализ, синтез, сравнение.

Знать характеристику имени прилагательного по значению, постоянным и непостоянным морфологическим признакам и синтаксической роли; знать правило правописания падежных окончаний прилагательных единственного числа; правило неупотребления буквы Ь после шипящих на конце кратких прилагательных.

Раздаточный материал

76

Развитие речи. Описание природы.

 

Сочинение

Знать структуру текста типа описания; понятие «пейзаж»; описание природы в художественном стиле; задачи художественного описания природы; об использовании образно-выразительных средств в художественном описании.

Высказывают свое мнение, свою позицию

77-78

Степени сравнения прилагательных.

Морфемный и словообразовательный разборы

Знать понятие о степени сравнения имен прилагательных; способы образования форм сравнительной и превосходной степени прилагательных; знать разные способы выражения сравнения;

Развитие интереса к языку и чувства языка.

Н.Н.Соловьева.Русский язык. Диагностические работы

79

Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные.

Выполнение предложенных упражнений, заданий

Знать основу деления прилагательных на три разряда; определение качественных прилагательных; значение суффиксов прилагательных (неполноты качества, уменьшительно-ласкательное).

Развитие интереса к языку и чувства языка.

80

Относительные прилагательные.

Знать определение относительных прилагательных, смысловые значения относительных прилагательных.

Критично относиться к своему мнению

3 четверть  55 часов

81

Притяжательные прилагательные.

Знать определение притяжательных прилагательных; особенности склонения притяжательных прилагательных; употребление разделительного Ь в притяжательных прилагательных; знать об условиях перехода притяжательных прилагательных в качественные.

82-83

Контрольный диктант.

Выполнение предложенных упражнений, заданий

Развитие интереса к языку и чувства языка.

Е.Селезнева: Русский язык. 6 класс. Диктанты к учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой

84

Морфологический разбор имён прилагательных.

выборочный диктант

Знать порядок морфологического разбора имени прилагательного.

Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) имени прилагательного

85

Правописание НЕ с именами прилагательными.

Работа с перфокартой

Знать условия выбора слитного и раздельного написания НЕ с прилагательными.

Русский язык 6 класс. Экспресс-диагностика.ФГОС. М.Ю.Никулина.»Экзамен»Москва 2014

86

Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных.

Письмо другу

Знать условия выбора букв О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных и в суффиксах существительных.

Совершенствование собственной речи в процессе наблюдения за языковыми явлениями.

Раздаточный материал

87-88

Развитие речи. Сочинение по картине Н.П.Крымова «Зимний вечер».

Выполнение предложенных упражнений, заданий

Знать особенности текста — описания природы, структуры данного текста, его языковые особенности; описание предметов, находящихся вблизи и вдали.

Уметь описывать пейзаж по картине; создавать текст-описание

Развитие интереса к языку и чувства языка.

89-90

Одна и две буквы Н в суффиксах имён прилагательных.

Объяснительный диктант

Знать условия выбора одной и двух букв Н в суффиксах прилагательных; знать слова-исключения.

Уметь правильно писать в суффиксах прилагательных Н и НН; группировать слова с изученной орфограммой по количеству букв Н в суффиксах;

Русский язык 6 класс. Экспресс-диагностика.ФГОС. М.Ю.Никулина.»Экзамен»Москва 2014

91

Развитие речи. Описание предмета.

Сообщения

Совершенствование собственной речи в процессе наблюдения за языковыми явлениями.

92

Различение на письме суффиксов прилагательных –К- и –СК-.

Выполнение предложенных упражнений, заданий

Знать условия различения на письме суффиксов -К- и -СК- прилагательных;

Осознавать ценность русского языка и богатство его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли.

Развитие интереса к языку и чувства языка.

Совершенствование собственной речи в процессе наблюдения за языковыми явлениями.

Раздаточный материал

93

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.

Объяснительный диктант

извлекать фактуальную информацию из текстов, со-

держащих теоретические сведения; извлекать информацию, представленную в форме рисунка; строить рассуждение.

извлекать фактуальную информацию из текстов, со-

держащих теоретические сведения; соблюдать в прак-

тике письменного общения изученные орфографические

правила.

извлекать фактуальную информацию из текстов, со-

держащих теоретические сведения; вычитывать инфор-

мацию, представленную в форме таблицы; соблюдать

в практике письменного общения изученные орфогра-

фические правила.

преобразовывать информацию в форму таблицы,

сложного плана; создавать устный текст-описание в научном стиле речи.

 Знать условия употребления дефиса в сложных прилагательных, условия слитного написания.

Знать характеристику имени числительного по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; знать, что числовое значение могут иметь, кроме числительных, и другие части речи; знать способ разграничения числительных и других частей речи с числовым значением; о роли употребления числительных в речи.

Знать об обозначении

числа одним или несколькими словами, о делении числительных на простые и составные.

Знать значение порядковых числительных, образование, особенности склонения порядковых числительных;

Знать структуру дробных числительных, особенности их склонения; о падежной форме существительного при дробном числительном.

Знать значение собирательных числительных; образование собирательных числительных;

Знать порядок морфологического разбора имени числительного.

Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) имени числительного Знать особенности речевой ситуации; структуру, языковые особенности публичного выступления-призыва.

Уметь создавать публичное выступление-призыв, учитывая его адресат, особенности речевой ситуации, используя указанные цифровые данные

Знать характеристику местоимения по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; разряды местоимений; знать о текстообразующей роли местоимений; об употреблении местоимений в речи.

Знать разряды местоимений, особенности склонения личных местоимений; Знать лексическое значение и особенности склонения возвратного местоимения СЕБЯ; фразеологические обороты с местоимением СЕБЯ. Знать особенности рассказа как повествовательного жанра; о композиции повествования; знать главное в рассказе.

Знать особенности склонения указательных местоимений,

Знать особенности склонения определительных местоимений;

Знать порядок морфологического разбора местоимения.

Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) местоимения

Знать характеристику глагола по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; знать, что неопределенная форма — это начальная форма глагола; знать правила написания НЕ с глаголами, безударных гласных в личных окончаниях глаголов; условия выбора буквы Ь в глаголах на -ТСЯ и -ТЬСЯ; условия выбора букв Е — И, О — А в корнях с чередованием; знать о правильном употреблении глаголов в речи. Знать понятие «наклонение глагола»; об изменении глагола по наклонениям; знать о трех наклонениях глагола;

Знать определение безличных глаголов, их формы, лексические значения; знать об употреблении личных глаголов в значении безличных; об употреблении безличных глаголов в речи. Знать порядок морфологического разбора глагола.

Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) глагола

Знать единицы языка, изученные в V и VI классах, а также разделы науки о языке, изучающие эти единицы; знать о взаимосвязи языковых явлений и разделов науки о языке.

Знать о связи орфографии со всеми разделами науки о языке;

Знать предмет изучения лексики, фразеологии; общеупотребительные слова, профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы; знать причины заимствования слов из других языков; неологизмы и устаревшие слова; фразеологизмы.

Знать предмет изучения словообразования; морфемы; основные способы образования слов; наиболее распространенные способы образования изученных частей речи; отличие морфемного разбора от словообразовательного.

Знать понятия «часть речи», «именные части речи»; постоянные и непостоянные морфологические признаки именных частей речи, их синтаксическую функцию;

Осознавать ценность русского языка и богатство его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли.

Развитие интереса к языку и чувства языка.

Совершенствование собственной речи в процессе наблюдения за языковыми явлениями.

Русский язык 6 класс. Экспресс-диагностика.ФГОС. М.Ю.Никулина.»Экзамен»Москва 2014

94

Повторение по теме «Имя прилагательное». Контрольный словарный диктант.

Выполнение предложенных упражнений, заданий

Осознавать ценность русского языка и богатство его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли.

Развитие интереса к языку и чувства языка.

Совершенствование собственной речи в процессе наблюдения за языковыми явлениями.

95-96

Контрольный диктант. Анализ диктанта

Выполнение предложенных упражнений, заданий

Е.Селезнева: Русский язык. 6 класс. Диктанты к учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой

97

Имя числительное

Имя числительное как часть речи

Разбор.

98

Простые и составные числительные.

Сочинение

Совершенствование собственной речи в процессе наблюдения за языковыми явлениями.

99

Мягкий знак на конце и в середине числительных.

 

Выполнение предложенных упражнений, заданий

Осознавать ценность русского языка и богатство его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли.

Развитие интереса к языку и чувства языка.

Совершенствование собственной речи в процессе наблюдения за языковыми явлениями.

Н.Н.Соловьева.Русский язык. Диагностические работы

100

Разряды количественных числительных.

осложненное списывание

101-102

Числительные, обозначающие целые числа.

Выполнение предложенных упражнений, заданий

103

Развитие речи. Выборочное изложение

Объяснительный диктант

104

Дробные числительные

Выполнение предложенных упражнений, заданий

105

Собирательные числительные

Тест

106

Порядковые числительные.

Выполнение предложенных упражнений, заданий

Развитие интереса к языку и чувства языка.

107

Морфологический разбор имени числительного.

Выполнение предложенных упражнений, заданий

108

Развитие речи. Выступление перед классом. Публичное выступление-призыв на тему «Берегите природу!»

Критично относиться к своему мнению

109

Повторение изученного материала об имени числительном.

Н.Н.Соловьева.Русский язык. Диагностические работы

110-111

Контрольный диктант. Анализ диктанта

Тест

Е.Селезнева: Русский язык. 6 класс. Диктанты к учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой

112

Местоимение

Местоимение как часть речи.

Совершенствование собственной речи в процессе наблюдения за языковыми явлениями.

113-114

Разряды местоимений. Личные местоимения

Выполнение предложенных упражнений, заданий

Осознавать ценность русского языка и богатство его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли. Развитие интереса к языку и чувства языка.

Совершенствование собственной речи в процессе наблюдения за языковыми явлениями.

Н.Н.Соловьева.Русский язык. Диагностические работы

115

Возвратное местоимение СЕБЯ.

Устный опрос

116

Развитие речи. Сочинение по картинкам.

Устный опрос

117

Вопросительные местоимения.

Устный опрос

Совершенствование собственной речи в процессе наблюдения за языковыми явлениями.

118

Относительные местоимения.

Морфологический разбор

119-120

Неопределённые местоимения.

Выполнение предложенных упражнений, заданий

Осознавать ценность русского языка и богатство его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли.

Развитие интереса к языку и чувства языка.

Совершенствование собственной речи в процессе наблюдения за языковыми явлениями.

121-122

Отрицательные местоимения.

Тест, словарный диктант

Н.Н.Соловьева.Русский язык. Диагностические работы

123-124

Притяжательные местоимения.

Выполнение предложенных упражнений, заданий

Осознавать ценность русского языка и богатство его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли.

 Развитие интереса к языку и чувства языка.

Совершенствование собственной речи в процессе наблюдения за языковыми явлениями.

125-126

Развитие речи. Сочинение-рассуждение.

Объяснительный диктант

127-128

Указательные местоимения.

Выборочный диктант

129

Определительные местоимения.

Тест

130

Морфологический разбор местоимения.

Тест

131-132

Развитие речи. Сочинение по картине Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители».

Критично относиться к своему мнению

133

Повторение изученного материала о местоимении.

Работа над ошибками

Русский язык 6 класс. Экспресс-диагностика.ФГОС. М.Ю.Никулина.»Экзамен»Москва 2014

134-135

Контрольный диктант. Анализ диктанта.

Выполнение предложенных упражнений, заданий

Осознавать ценность русского языка и богатство его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли.

Е.Селезнева: Русский язык. 6 класс. Диктанты к учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой

4четверть  40 часов

136

Глагол

Повторение изученного о глаголе в 5 классе.

Выполнение предложенных упражнений, заданий

Осознавать ценность русского языка и богатство его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли.

Развитие интереса к языку и чувства языка.

Совершенствование собственной речи в процессе наблюдения за языковыми явлениями.

137-138

Развитие речи. Сочинение-рассказ на тему «Стёпа дрова колет».

139

Разноспрягаемые глаголы.

Объяснительный диктант

Н.Н.Соловьева.Русский язык. Диагностические работы

140-141

Глаголы переходные и непереходные.

Тест

142

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение.

Выполнение предложенных упражнений, заданий

143-144

Развитие речи. Изложение.

145

Условное наклонение.

Выполнение предложенных упражнений, заданий

146-147

Повелительное наклонение.

Объяснительный диктант

Раздаточный материал

148

Развитие речи. Составление текста «Если бы я был учителем».

149

Употребление наклонений.

Выполнение предложенных упражнений, заданий

150

Практическое занятие. Наклонение глагола

Объяснительный диктант

Осознавать ценность русского языка и богатство его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли.

151

Безличные глаголы

Выполнение предложенных упражнений, заданий

Н.Н.Соловьева.Русский язык. Диагностические работы

152

Морфологический разбор глагола.

Морфологический разбор

Развитие интереса к языку и чувства языка.

Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 6 класс. К учебнику Баранова М.Т. и др. "Русский язык. 6 класс". Солодовникова Л.А.

153

Повторение и обобщение знаний о глаголе.

Устный опрос

Развитие интереса к языку и чувства языка

154-155

Контрольный диктант.

Устное выступление

Совершенствование собственной речи в процессе наблюдения за языковыми явлениями.

Е.Селезнева: Русский язык. 6 класс. Диктанты к учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой

156

Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах

Разделы науки о языке.

Тест

Развитие интереса к языку и чувства языка.

157

Синтаксис и пунктуация (обобщение).

Критично относиться к своему мнению

Н.Н.Соловьева.Русский язык. Диагностические работы

158

Орфограммы в приставках.

Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 6 класс. К учебнику Баранова М.Т. и др. "Русский язык. 6 класс". Солодовникова Л.А.

159-160

Орфограммы в корне

Выполнение предложенных упражнений, заданий

Осознавать ценность русского языка и богатство его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли.

Развитие интереса к языку и чувства языка.

 Совершенствование собственной речи в процессе наблюдения за языковыми явлениями.

161

  Орфограммы в суффиксах.

Выполнение предложенных упражнений, заданий

Н.Н.Соловьева.Русский язык. Диагностические работы

162

Орфограммы в окончаниях. Мягкий знак после шипящих.

Объяснительный диктант

163

Орфограмма-пробел: слитное, дефисное и раздельное написание слов.

Выполнение предложенных упражнений, заданий

164

Лексика и фразеология

Сочинение

Совершенствование собственной речи в процессе наблюдения за языковыми явлениями.

165

Словообразование.

Выполнение предложенных упражнений, заданий

Осознавать ценность русского языка и богатство его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли. Развитие интереса к языку и чувства языка.

Совершенствование собственной речи в процессе наблюдения за языковыми явлениями.

Н.Н.Соловьева.Русский язык. Диагностические работы

166-167

Морфология. Морфологический разбор слов

Выполнение предложенных упражнений, заданий

168

Итоговый контрольный диктант.

Диктант

169

Анализ итогового контрольного диктанта. Работа над ошибками.

Объяснительный диктант

170

Подведение итогов года.

171-175

Резервные уроки

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

1.М.Т..Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. Программа по  русскому языку. - //Программы для общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение., 2013).

2.Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. Учебник. Русский язык. 6 класс. - М.,  Просвещение.,2013

3.Рабочая тетрадь на печатной основе в 2 частях .Автор Г.А. Богданова.ГЕНЖЕР.Москва 2014

4.Тестовые задания по русскому языку 6 класс. А.Б.Малюшкин.ТЦ СФЕРА.Москва 2014

5.Русский язык 6 класс. Экспресс-диагностика.ФГОС. М.Ю.Никулина.»Экзамен»Москва 2014

6.Готовимся к ГИА.Русский язык.Практикум по орфографии и пунктуации.6 кл. С.Драбкина.Д.Субботин.ИНТЕЛЛЕКТ-ЦЕНТР 2014

7.Цифровые и интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...