Рабочая программа элективного курса
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему
Рабочая программа
по предмету (элективный курс)
«Актуальные вопросы русского языка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elekt._kur.doc | 191 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по предмету (элективный курс)
«Актуальные вопросы русского языка»
10-11 классы
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы среднего полного общего образования по русскому языку (базовый уровень), на основе «Программы к учебнику «Русский язык.Грамматика. Текст. Стили речи 10-11 классы» (автор А.И.Власенков, Л.М. Рыбченкова).-М. «Просвещение».
Цель курса — повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по отдельным разделам русского языка, требующим более пристального внимания, вызывающим затруднения в ходе подготовки учащихся к Единому Государственному Экзамену.
Программа охватывает разделы русского языка, представленные в «Спецификации экзаменационной работы по русскому языку Единого Государственного Экзамена».Материал преподносится крупными блоками и логически выстроен таким образом, чтобы его усвоение было наиболее эффективным, была четко видна взаимосвязь между различными разделами науки о языке и складывалось представление о русском языке как системе. Полнота и доступность изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие видов заданий направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Стандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической компетенций как результат освоения содержания курса «Русский язык».
Теоретические сведения носят системный обобщающий характер, их объем и особенности в первую очередь подчинены формированию конкретных практических умений и навыков — орфографических, пунктуационных, стилистических, а также навыков анализа, систематизации информации. Обеспечиваются развитие культуры речи, литературного вкуса и лингвистического кругозора в целом.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения предмета «Избранные вопросы русского языка» ученик должен знать/понимать:
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические нормы современного литературного русского языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
Уметь:
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;
- извлекать необходимую информацию из различных источников;
- осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
- выстраивать композицию письменного высказывания (собственного или на основе исходного текста, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;
- формулировать основную мысль( коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения.
- анализировать тексты различных функциональных стилей с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно — выразительных средств языка.
- соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
- фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты.
На изучение предмета «Актуальные вопросы русского языка» в 10-11 классах отводится по 34 часа.
Литература
Для учащихся
1) «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи 10-11 классы» (автор А.И.Власенков, Л.М. Рыбченкова).-М. «Просвещение».
2) Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык: 5-7 класс . Научный редактор академик Шанский Н. М.-М.: Просвещение, 2002-2004;
3)Бархударов С. Г., Крючков С. Е., Максимов А. Ю., Чешко Л.А. Русский язык: 8-9 классы. -М.: Просвещение, 2002-2004;
4)Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы. - М., Дрофа, 2004; Бабайцева В. В., Еремеева А. П., Купалова А. Ю., Лидман-Орлова Г. К. и др. Русский язык. Практика. 5-9 классы.- М.: Дрофа, 2004; Никитина Е. И. Русская речь. 5-9 классы.-М.: Дрофа, 2004;
5)Разумовская М. М, Львова С. И., Капинос В. И., Львов В. В., и др. Русский язык: 5-9 классы. Под редакцией М. М. Разумовской, Леканта.- М.: Дрофа, 2003;
6)Львова С. И., Львов В. В. Русский язык. 5-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Мнемозина, 2004-2007;
7)Дейкина А. Д., Пахнова Т. М. Русский язык для старших классов.- М.: Вербум, 2001;
- пособия, включенные в перечень учебных изданий, допущенных Министерством образования РФ;
- пособия, рекомендованные ФИПИ для подготовки к единому государственному экзамену.
Для учителя
1) «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи 10-11 классы» (автор А.И.Власенков, Л.М. Рыбченкова).-М. «Просвещение».
2)Гольцова Н. Г., Шамшин И. В. Русский язык. Трудные вопросы морфологии. - М.: Русское слово,2008.
3)Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Секреты стилистики. - М.: Ральф, 1996.
4)Смирнова Л. Г. Культура русской речи. Учебное пособие поразвитию речи. - М.: Русское слово,2004.
5)Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 10-11 классы. Пособие для учителя. - М.: Мнемозина, 2003.
6)Гриценко Р. М. Разноаспектный анализ текста. Пособие для подготовки к итоговой аттестации. 10-11 классы. - Краснодар, 2008.
- методические пособия, включенные в перечень учебных и методических изданий, допущенных Министерством образования РФ;
- методические пособия, рекомендованные ФИПИ для подготовки учащихся к единому государственному экзамену.
10 класс (35 часов)
Орфоэпия
Орфоэпические нормы (произношение согласных звуков, ударение).
Лексика и фразеология
Лексическое значение слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. Лексические нормы (употребление слова). Употребление фразеологизмов, их роль в речи. Переносное значение слова, тропы.
Словообразование
Образование слов, способы словообразования. Словообразование и орфография. Правописание корней, приставок, суффиксов различных частей речи.
Морфология
Морфологические нормы. Морфология и орфография. Морфологический анализ слова. Самостоятельные и служебные части речи. Морфология и речеведение. Морфологические средства связи предложений в тексте.
Орфография
Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи. Правописание НЕ с разными частями речи. НЕ и НИ. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. Правописание служебных частей речи. Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи.
Речь. Текст
Стили и функциональные типы речи. Текст. Смысловая и композиционная целостность текста. Текст как речевое произведение. Последовательность предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.
Выразительность русской речи. Средства выразительности речи. Зависимость употребления языковых средств от темы, цели, адресата и ситуации общения.
11 класс (35 часов)
Синтаксис
Словосочетание. Типы подчинительной связи в словосочетании. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения, подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Осложненное простое предложение. Построение предложений с однородными членами, с причастными и деепричастными оборотами. Синтаксическая синонимия. Сложное предложение. Строение сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Синтаксический анализ предложения.
Синтаксические нормы. Нормы согласования, управления. Синтаксические средства выразительности речи.
Пунктуация
Пунктуация в простом и сложном предложениях. Знаки препинания в предложениях при обособленных членах предложения ( определение, обстоятельство, приложение, дополнение). Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения.
Знаки препинания в сложном предложении (ССП, СПП, с разными видами союзной и бессоюзной связи). Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Речь. Текст
Язык и речь. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Нормы литературного языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические. Речевая ошибка.
Текст. Основные признаки текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов различных стилей и жанров. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров.
Создание собственного текста на основе исходного. Формулировка проблем исходного текста. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Отражение позиции автора исходного текста. Аргументация собственного мнения по проблеме.
Распределение учебного материала
№ | Раздел | Количество часов | Из них | |
Практические работы | Контрольные работы | |||
1. | Орфоэпия | 2 | 1 | |
2. | Лексика и фразеология | 5 | 1 | 1 |
3. | Словообразование | 4 | 2 | 1 |
4. | Морфология | 6 | 1 | 1 |
5. | Орфография | 14 | 4 | 2 |
6. | Синтаксис | 12 | 4 | 2 |
7. | Пунктуация | 12 | 2 | 1 |
8. | Речь.Текст. | 13 | 6 | 2 |
9. | Итого | 68 | 22 | 10 |
Тематическое планирование
10 класс
№ | Тема урока | К-во часов | Элементы содержания | Раздел учебника* | Примечан. |
1. | Орфоэпия. Орфоэпические нормы. | 1 | Орфоэпия. Орфоэпические нормы. Произношение согласных звуков, ударение. | ||
2. | Лексическое значение слова. | 1 | Лексическое значение слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. Лексические нормы (употребление слова). | ||
3. | Употребление фразеологизмов, их роль в речи. | 1 | Фразеологизм. Употребление фразеологизмов. Синтаксическая роль фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи. | ||
4. | Стили и функциональные типы речи. | 1 | Стили и функциональные типы речи. Признаки стилей и типов речи. Функциональные особенности стилей и типов речи. | ||
5. | Текст. Смысловая и композиционная целостность текста. | 1 | Текст. Смысловая и композиционная целостность текста. Текст как речевое произведение. Последовательность предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Создание собственного текста. | ||
6. | Практическая работа. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. | 1 | Формирование умения извлекать главную информацию из письменных текстов различных стилей и жанров. Выполнение тестовых заданий. | ||
7. | Переносное значение слова, тропы. | 1 | Переносное значение слова, тропы, основанные на переносном значении слова, их роль в тексте. | ||
8. | Практическая работа. Выразительность русской речи. | 1 | Анализ средств выразительности в тексте. | ||
9. | Контрольная работа по темам «Орфоэпия», «Лексика и фразеология». | 1 | Разноаспектный анализ текста, включающий задания на знание орфоэпических и лексических норм, тропов. | ||
10. | Образование слов, способы словообразования. | 1 | Образование слов в русском языке, основные способы образования слов. | ||
11. | Словообразование и орфография. | 1 | Словообразование и орфография. Правописание корней, приставок, суффиксов различных частей речи. | ||
12. | Тест «Правописание корней, приставок, суффиксов» | 1 | Выполнение тестовых заданий по типу А13, 14, 16. | ||
13. | Разноаспектный анализ текста | 1 | Разноаспектный анализ текста, включающий задания из разделов «Речь. Текст.», «Словообразование», «Лексика и фразеология». | ||
14. | Практическая работа. Информационная обработка текста. | 1 | Совершенствование навыка извлечения главной информации из текста, анализ средств выразительности в тексте. | ||
15. | Морфологический анализ слова. | 1 | Морфологический анализ слов различных частей речи. Синтаксическая роль различных частей речи. Переход из одной части речи в другую. | ||
16. | Морфологические нормы. | 1 | Образование форм сравнительной и превосходной степени прилагательных, сравнительных числительных, родительного падежа числительных, именительного и родительного падежа множественного числа существительных, косвенных падежей личных местоимений 3 лица после предлога. | ||
17. | Контрольная работа по темам «Словообразование», «Морфология». | 1 | Тест, включающий задания типа А 3,6-10. | ||
18. | Самостоятельные и служебные части речи. | 1 | Морфологические признаки частей речи. Формирование умения различать самостоятельные служебные части речи, похожие по звучанию и написанию. | ||
19. | Морфология и орфография. | 1 | Морфологический принцип русской орфографии. | ||
20. | Разноаспектный анализ текста. | 1 | Разноаспектный анализ текста, включающий задания по теме «Морфология». | ||
21. | Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи. | 1 | Выполнение упражнений, тестовых заданий. | ||
22. | Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи. | 1 | Выполнение упражнений, тестовых заданий, составление тестовых заданий учащимися. | ||
23. | Тест «Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи» | 1 | Выполнение заданий типа А12. | ||
24. | Практическая работа. Средства выразительности русской речи. | 1 | Анализ средств художественной выразительности в тексте. Создание собственного текста на заданную тему. | ||
25. | Правописание НЕ с разными частями речи. | 1 | Выполнение упражнений, тестовых заданий. | ||
26. | Правописание НЕ с разными частями речи. | 1 | Выполнение упражнений, тестовых заданий, составление тестовых заданий. | ||
27. | Тест «Правописание НЕ с разными частями речи» | 1 | Выполнение тестовых заданий по типу А 17 | ||
28. | Частицы НЕ и НИ. | 1 | Выполнение упражнений, тестовых заданий. | ||
29. | Практическая работа « Зависимость употребления языковых средств от темы, цели, адресата и ситуации общения». | 1 | Анализ текстов различных стилей и жанров. | ||
30. | Контрольная работа по теме «Правописание -Н- и -НН-», «Правописание НЕ и НИ». | 1 | Выполнение тестовых заданий. | ||
31. | Правописание служебных частей речи. | 1 | Выполнение тестовых заданий по теме. | ||
32. | Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи. | 1 | Выполнение тестовых заданий по теме. | ||
33. | Разноаспектный анализ текста. | 1 | Разноаспектный анализ текста, включающий изученные орфограммы, задания из раздела «Морфология», «Словообразование», «Речь. Текст». | ||
34. | Контрольная работа, включающая тестовые задания по изученным темам. | 1 | Выполнение заданий типа А1,2,3,6,7, 10,11, |
*«Русский язык.Грамматика. Текст. Стили речи 10-11 классы» (автор А.И.Власенков, Л.М. Рыбченкова).-М. «Просвещение».
Тематическое планирование
11 класс
№ | Тема урока | К-во часов | Элементы содержания | Раздел учебника* | Примечан. |
1. | Словосочетание. Типы подчинительной связи в словосочетаниях. | 1 | Понятие о типах подчинительной связи в словосочетании. Выполнение упражнений из части В. | Стр. 102 теор | Упр. 209-215 |
2. | Практическая работа «Типы подчинительной связи в словосочетаниях». | 1 | Выполнение упражнений типа В. | 217-219 | |
3. | Предложение.Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. | 1 | Способы выражения подлежащего и сказуемого. Работа с микротекстом, выполнение заданий А6 –А12 | 102 теор | 208 |
4. | Язык и речь. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. | 1 | Нормы речи. Качества хорошей речи. | 196 | |
5. | Нормы литературного языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, морфологические, синтаксические,стилистические. Речевая ошибка. | 1 | Практическое занятие: выполнение упражнений типа А1,2,3,4,5,28; правка текста. | ||
6. | Двусоставные и односоставные предложения. | 1 | Выполнение тестовых упражнений. | 102 | 230.232 |
7. | Осложненное простое предложение. | 1 | Выполнение тестовых заданий. | 231.233.235 | |
8. | Контрольная работа по теме «Словосочетание и простое предложение» | 1 | Тест. | 244 | |
9. | Разноаспектный анализ текста | 1 | Разноаспектный анализ текста, включающий задания по теме «Словосочетание и простое предложение». | ||
10 | Построение предложений с однородными членами, с причастными и деепричастными оборотами. Синтаксическая синонимия. | 1 | Практическое занятие: выполнение упражнений типа А5, 28. | ||
11. | Сложное предложение. Строение ССП и СПП. Синтаксический анализ предложений. | 1 | Выполнение заданий по типу А20 -27. | ||
12. | Текст. Основные признаки текста.Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. | 1 | Особенности типов речи. Работа с текстами разных типов, распознавание типов речи. | ||
13. | Синтаксические нормы, Нормы согласования, управления. | 1 | Выполнение упражнений, тестовых заданий. | ||
14. | Синтаксические средства выразительности речи. Анализ текстов различных стилей и жанров. | 1 | Анализ текста (прозаического и поэтического). | ||
15. | Разноаспектный анализ текста. | 1 | Разноаспектный анализ текста, включающий задания по теме «Синтаксис. Синтаксичекие нормы». | ||
16. | Практическая работа . Анализ текстов различных стилей и жанров. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров. | 1 | Анализ текстов различных стилей и жанров, информационная обработка текстов различных стилей и жанров. | ||
17. | Контрольная работа по теме «Синтаксис. Синтаксические нормы». | 1 | Тестовая работа, включающая задания А20-28, В1-8. | ||
18. | Пунктуация в простом и сложном предложениях. | 1 | Выполнение упражнений на умение различать простое осложненное и сложное предложения. | ||
19. | Знаки препинания в предложениях при обособленных членах предложения (определение, обстоятельство, приложение, дополнение). | 1 | Выполнение упражнений. | ||
20. | Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. | 1 | Выполнение упражнений. | ||
21. | Знаки препинания при однородных членах предложения. | 1 | Выполнение упражнений. | ||
22. | Тест «Пунктуация в простом осложненном предложении. | 1 | Выполнение тестовых заданий типа А19-27 | ||
23. | Разноаспектный анализ текста | 1 | Разноаспектный анализ текста, включающий задания по теме «Синтаксис». | ||
24. | Создание собственного текста на основе исходного. Формулировка проблем исходного текста. | 1 | Определение проблем исходного текста. Правила построения собственного текста. | ||
25. | Знаки препинания в сложном предложении (ССП, CПП, с разными видами связи). | 1 | Выполнение упражнений по теме. | ||
26. | Знаки препинания в сложном бессоюзном предложении. | 1 | Выполнение упражнений по теме. | ||
27. | Контрольная работа по теме «Пунктуация в сложном предложении». | 1 | Тестовая работа. | ||
28. | Разноаспектный анализ текста. | 1 | Разноаспектный анализ текста с творческим заданием. Формулировка проблем текста. | ||
29. | Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Отражение позиции автора исходного текста. | 1 | Обучение комментированию проблемы исходного текста, умению отражать позицию автора текста. | ||
30. | Аргументация собственного мнения по проблеме текста. | 1 | Обучение умению подбирать аргументы, доказывающие собственное мнение по проблеме исходного текста. | ||
31. | Практическая работа. Создание собственного текста на основе исходного. | 1 | Творческая работа по исходному тексту. | ||
32 - 33 | Контрольная работа в форме и по типу ЕГЭ. | 2 | Выполнение заданий частей А и Б (возможно частично – по выбору учителя), части С. | ||
34. | Урок повторения и обобщения изученного. | 1 | Выполнение упражнений. Анализ контрольной работы. | Можно использовать этот час как дополнительный к предыдущим (контрольная работа) |
*«Русский язык.Грамматика. Текст. Стили речи 10-11 классы» (автор А.И.Власенков, Л.М. Рыбченкова).-М. «Просвещение».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" 10-11 класс
Элективный курс "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" для 10-11 классов соответствует целям и задачам обучения в старшей школе. Основная функция данного элективного курса - дополнитель...
Рабочая программа элективного курса по химии 10 -11 класс "Углубленное изучение отдельных тем курса общей химии"
Элективный курс может быть использован как с целью обобщения знаний по химии, так и с целью подготовки учащихся к Единому Государственному экзамену по химии, начиная уже с 10-ого класса....
Методическая разработка рабочей программы элективного курса «Углубленное изучение отдельных тем курса математики».
Элективный курс «Углубленное изучение отдельных тем курса математики» соответствует целям и задачам обучения в старшей школе. Основная функция данного элективного курса - дополнительная ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Решение задач основных тем курса математики»
Экзамен по алгебре ГИА 9 все больше внедряется в школьную жизнь. Так как программа школьного курса итак насыщена, а число...
Рабочая программа элективного курса «Дополнительные главы к курсу алгебры-8»
Предлагаемая программа по элективному курсу «Дополнительные главы к курсу алгебры-8» составлена в соответствии с требованиями...
Рабочая программа элективного курса "Основные вопросы курса неорганической химии" 11 класс
Элективный курс «Основные вопросы курса неорганической химии» предлагается для учащихся 11-х классов естественнонаучного профиля и направлен на развитие школьников, формирование их профессиональных ус...