Рабочая программа элективного курса
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему

Микитюк Лариса Геннадьевна

Рабочая программа

по предмету (элективный курс)

«Актуальные вопросы русского языка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_elekt._kur.doc191 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по предмету (элективный курс)

«Актуальные вопросы русского языка»

10-11 классы

Пояснительная записка

    Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы среднего полного общего образования по русскому языку (базовый уровень), на основе «Программы к учебнику «Русский язык.Грамматика. Текст. Стили речи 10-11 классы» (автор А.И.Власенков, Л.М. Рыбченкова).-М. «Просвещение».

           Цель курса — повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по отдельным разделам русского языка, требующим более пристального внимания, вызывающим затруднения в ходе подготовки учащихся к Единому Государственному Экзамену.

              Программа охватывает разделы русского языка, представленные в «Спецификации экзаменационной работы по русскому языку Единого Государственного Экзамена».Материал преподносится крупными блоками и логически выстроен таким образом, чтобы его усвоение было наиболее эффективным, была четко видна взаимосвязь между различными разделами науки о языке и складывалось представление о русском языке как системе. Полнота и доступность изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие видов заданий направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Стандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической компетенций как результат освоения содержания курса «Русский язык».

             Теоретические сведения носят системный обобщающий характер, их объем и особенности в первую очередь подчинены формированию конкретных практических умений и навыков — орфографических, пунктуационных, стилистических, а также навыков анализа, систематизации информации. Обеспечиваются развитие культуры речи, литературного вкуса и лингвистического кругозора в целом.  

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения предмета «Избранные вопросы русского языка» ученик должен знать/понимать:

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические нормы современного литературного русского языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

Уметь:

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников;
  • осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
  • выстраивать композицию письменного высказывания (собственного или на основе исходного текста, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;
  • формулировать основную мысль( коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения.
  • анализировать тексты различных функциональных стилей с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно — выразительных средств языка.
  • соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
  • фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты.

    На изучение предмета «Актуальные вопросы русского языка» в 10-11 классах отводится по 34 часа.

                                                                                                                                                 

 Литература

Для учащихся

     1) «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи 10-11 классы» (автор А.И.Власенков, Л.М. Рыбченкова).-М. «Просвещение».

       2) Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык: 5-7 класс . Научный редактор академик Шанский Н. М.-М.: Просвещение, 2002-2004;

3)Бархударов С. Г., Крючков С. Е., Максимов А. Ю., Чешко Л.А. Русский язык: 8-9 классы. -М.: Просвещение, 2002-2004;

4)Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы. - М., Дрофа, 2004; Бабайцева В. В., Еремеева А. П., Купалова А. Ю., Лидман-Орлова Г. К. и др. Русский язык. Практика. 5-9 классы.- М.: Дрофа, 2004; Никитина Е. И. Русская речь. 5-9 классы.-М.: Дрофа, 2004;

5)Разумовская М. М, Львова С. И., Капинос В. И., Львов В. В., и др. Русский язык: 5-9  классы. Под редакцией М. М. Разумовской, Леканта.- М.: Дрофа, 2003;

6)Львова С. И., Львов В. В. Русский язык. 5-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Мнемозина, 2004-2007;

7)Дейкина А. Д., Пахнова Т. М. Русский язык для старших классов.- М.: Вербум, 2001;

  • пособия, включенные в перечень учебных изданий, допущенных Министерством образования РФ;
  • пособия, рекомендованные ФИПИ для подготовки к единому государственному экзамену.

Для учителя

1) «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи 10-11 классы» (автор А.И.Власенков, Л.М. Рыбченкова).-М. «Просвещение».

 2)Гольцова Н. Г., Шамшин И. В. Русский язык. Трудные вопросы морфологии. - М.: Русское слово,2008.

3)Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Секреты стилистики. - М.: Ральф, 1996.

4)Смирнова Л. Г. Культура русской речи. Учебное пособие поразвитию речи. - М.: Русское слово,2004.

5)Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 10-11 классы. Пособие для учителя. - М.: Мнемозина, 2003.

6)Гриценко Р. М. Разноаспектный анализ текста. Пособие для подготовки к итоговой аттестации. 10-11 классы. - Краснодар, 2008.

  • методические пособия, включенные в перечень учебных и методических  изданий, допущенных Министерством образования РФ;

  • методические пособия, рекомендованные ФИПИ для подготовки учащихся к единому государственному экзамену.

10 класс (35 часов)

                                                                   Орфоэпия

Орфоэпические нормы (произношение согласных звуков, ударение).

Лексика и фразеология

Лексическое значение слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. Лексические нормы (употребление слова). Употребление фразеологизмов, их роль в речи. Переносное значение слова, тропы.

Словообразование

Образование слов, способы словообразования. Словообразование и орфография. Правописание корней, приставок, суффиксов различных частей речи.

Морфология

Морфологические нормы. Морфология и орфография. Морфологический анализ слова. Самостоятельные и служебные части речи. Морфология и речеведение. Морфологические средства связи предложений в тексте.

Орфография

Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи. Правописание НЕ с разными частями речи. НЕ и НИ. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. Правописание служебных частей речи. Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи.

Речь. Текст

Стили и функциональные типы речи. Текст. Смысловая и композиционная целостность текста. Текст как речевое произведение. Последовательность предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.

Выразительность русской речи. Средства выразительности речи. Зависимость употребления языковых средств от темы, цели, адресата и ситуации общения.

11 класс (35 часов)

Синтаксис

Словосочетание. Типы подчинительной связи в словосочетании. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения, подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Осложненное простое предложение. Построение предложений с однородными членами, с причастными и деепричастными оборотами. Синтаксическая синонимия. Сложное предложение. Строение сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Синтаксический анализ предложения.

Синтаксические нормы. Нормы согласования, управления. Синтаксические средства выразительности речи.

Пунктуация

Пунктуация в простом и сложном предложениях. Знаки препинания в предложениях при обособленных членах предложения ( определение, обстоятельство, приложение, дополнение). Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения.

Знаки препинания в сложном предложении (ССП, СПП, с разными видами союзной и бессоюзной связи). Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Речь. Текст

Язык и речь. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Нормы литературного языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические. Речевая ошибка.

Текст. Основные признаки текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов различных стилей и жанров. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров.

Создание собственного текста на основе исходного. Формулировка проблем исходного текста. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Отражение позиции автора исходного текста. Аргументация собственного мнения по проблеме.

Распределение учебного материала

Раздел

Количество часов

Из них

Практические работы

Контрольные работы

1.

Орфоэпия

2

1

2.

Лексика и фразеология

5

1

1

3.

Словообразование

4

2

1

4.

Морфология

6

1

1

5.

Орфография

14

4

2

6.

Синтаксис

12

4

2

7.

Пунктуация

12

2

1

8.

Речь.Текст.

13

6

2

9.

Итого

68

22

10

Тематическое планирование

10 класс

Тема урока

К-во часов

Элементы содержания

Раздел учебника*

Примечан.

1.

Орфоэпия. Орфоэпические нормы.

1

Орфоэпия. Орфоэпические нормы. Произношение согласных звуков, ударение.

2.

Лексическое значение слова.

1

Лексическое значение слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. Лексические нормы (употребление слова).

3.

Употребление фразеологизмов, их роль в речи.

1

Фразеологизм. Употребление фразеологизмов. Синтаксическая роль фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи.

4.

Стили и функциональные типы речи.

1

Стили и функциональные типы речи. Признаки стилей и типов речи. Функциональные особенности стилей и типов речи.

5.

Текст. Смысловая и композиционная целостность текста.

1

Текст. Смысловая и композиционная целостность текста. Текст как речевое произведение. Последовательность предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Создание собственного текста.

6.

Практическая работа. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.

1

Формирование умения извлекать главную информацию из письменных текстов различных стилей и жанров. Выполнение тестовых заданий.

7.

Переносное значение слова, тропы.

1

Переносное значение слова, тропы, основанные на переносном значении слова, их роль в тексте.

8.

Практическая работа. Выразительность русской речи.

1

Анализ средств выразительности в тексте.

9.

Контрольная работа по темам «Орфоэпия», «Лексика и фразеология».

1

Разноаспектный анализ текста, включающий задания на знание орфоэпических и лексических норм, тропов.

10.

Образование слов, способы словообразования.

1

Образование слов в русском языке, основные способы образования слов.

11.

Словообразование и орфография.

1

Словообразование и орфография. Правописание корней, приставок, суффиксов различных частей речи.

12.

Тест  «Правописание корней, приставок, суффиксов»

1

Выполнение тестовых заданий по типу А13, 14, 16.

13.

Разноаспектный анализ текста

1

Разноаспектный анализ текста, включающий задания из разделов «Речь. Текст.», «Словообразование», «Лексика и фразеология».

14.

Практическая работа. Информационная обработка текста.

1

Совершенствование навыка извлечения главной информации из текста, анализ средств выразительности в тексте.

15.

Морфологический анализ слова.

1

Морфологический анализ слов различных частей речи. Синтаксическая роль различных частей речи. Переход из одной части речи в другую.

16.

Морфологические нормы.

1

Образование форм сравнительной и превосходной степени прилагательных, сравнительных числительных, родительного падежа числительных, именительного и родительного падежа множественного числа существительных, косвенных падежей личных местоимений

3 лица после предлога.

17.

Контрольная работа по темам «Словообразование», «Морфология».

1

Тест, включающий задания типа А 3,6-10.

18.

Самостоятельные и служебные части речи.

1

Морфологические признаки частей речи. Формирование умения различать самостоятельные служебные части речи, похожие по звучанию и написанию.

19.

Морфология и орфография.

1

Морфологический принцип русской орфографии.

20.

Разноаспектный анализ текста.

1

Разноаспектный анализ текста, включающий задания по теме «Морфология».

21.

Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи.

1

Выполнение упражнений, тестовых заданий.

22.

Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи.

1

Выполнение упражнений, тестовых заданий, составление тестовых заданий учащимися.

23.

Тест «Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи»

1

Выполнение заданий типа А12.

24.

Практическая работа. Средства выразительности русской речи.

1

Анализ средств художественной выразительности в тексте. Создание собственного текста на заданную тему.

25.

Правописание НЕ с разными частями речи.

1

Выполнение упражнений, тестовых заданий.

26.

Правописание НЕ с разными частями речи.

1

Выполнение упражнений, тестовых заданий, составление тестовых заданий.

27.

Тест  «Правописание НЕ с разными частями речи»

1

Выполнение тестовых заданий по типу А 17

28.

Частицы НЕ и НИ.

1

Выполнение упражнений, тестовых заданий.

29.

Практическая работа 

« Зависимость употребления языковых средств от темы, цели, адресата и ситуации общения».

1

Анализ текстов различных стилей и жанров.

30.

Контрольная работа по теме «Правописание -Н- и -НН-», «Правописание НЕ и НИ».

1

Выполнение тестовых заданий.

31.

Правописание служебных частей речи.

1

Выполнение тестовых заданий по теме.

32.

Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи.

1

Выполнение тестовых заданий по теме.

33.

Разноаспектный анализ текста.

1

Разноаспектный анализ текста, включающий изученные орфограммы, задания из раздела «Морфология», «Словообразование», «Речь. Текст».

34.

Контрольная работа, включающая тестовые задания по изученным темам.

1

Выполнение заданий типа А1,2,3,6,7, 10,11,

*«Русский язык.Грамматика. Текст. Стили речи 10-11 классы» (автор А.И.Власенков, Л.М. Рыбченкова).-М. «Просвещение».

Тематическое планирование

11 класс

Тема урока

К-во часов

Элементы содержания

Раздел учебника*

Примечан.

1.

Словосочетание. Типы подчинительной связи в словосочетаниях.

1

Понятие о типах подчинительной связи в словосочетании. Выполнение упражнений из части В.

Стр. 102

теор

Упр. 209-215

2.

Практическая работа «Типы подчинительной связи в словосочетаниях».

1

Выполнение упражнений типа В.

217-219

3.

Предложение.Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.

1

Способы выражения подлежащего и сказуемого. Работа с микротекстом, выполнение заданий А6 –А12

102 теор

208

4.

Язык и речь. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи.

1

Нормы речи. Качества хорошей речи.

196

5.

Нормы литературного языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, морфологические, синтаксические,стилистические. Речевая ошибка.

1

Практическое занятие: выполнение упражнений типа А1,2,3,4,5,28; правка текста.

6.

Двусоставные и односоставные предложения.

1

Выполнение тестовых упражнений.

102

230.232

7.

Осложненное простое предложение.

1

Выполнение тестовых заданий.

231.233.235

8.

Контрольная работа по теме «Словосочетание и простое предложение»

1

Тест.

244

9.

Разноаспектный анализ текста

1

Разноаспектный анализ текста, включающий задания по теме «Словосочетание и простое предложение».

10

Построение предложений с однородными членами, с причастными и деепричастными оборотами. Синтаксическая синонимия.

1

Практическое занятие: выполнение упражнений типа А5, 28.

11.

Сложное предложение. Строение ССП и СПП. Синтаксический анализ предложений.

1

Выполнение заданий по типу А20 -27.

12.

Текст. Основные признаки текста.Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение.

1

Особенности типов речи. Работа с текстами разных типов, распознавание типов речи.

13.

Синтаксические нормы, Нормы согласования, управления.

1

Выполнение упражнений, тестовых заданий.

14.

Синтаксические средства выразительности речи. Анализ текстов различных стилей и жанров.

1

Анализ текста (прозаического и поэтического).

15.

Разноаспектный анализ текста.

1

Разноаспектный анализ текста, включающий задания по теме «Синтаксис. Синтаксичекие нормы».

16.

Практическая работа . Анализ текстов различных стилей и жанров. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров.

1

Анализ текстов различных стилей и жанров, информационная обработка текстов различных стилей и жанров.

17.

Контрольная работа по теме «Синтаксис. Синтаксические нормы».

1

Тестовая работа, включающая задания А20-28, В1-8.

18.

Пунктуация в простом и сложном предложениях.

1

Выполнение упражнений на умение различать простое осложненное и сложное предложения.

19.

Знаки препинания в предложениях при обособленных членах предложения (определение, обстоятельство, приложение, дополнение).

1

Выполнение упражнений.

20.

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.

1

Выполнение упражнений.

21.

Знаки препинания при однородных членах предложения.

1

Выполнение упражнений.

22.

Тест «Пунктуация в простом осложненном предложении.

1

Выполнение тестовых заданий типа А19-27

23.

Разноаспектный анализ текста

1

Разноаспектный анализ текста, включающий задания по теме «Синтаксис».

24.

Создание собственного текста на основе исходного. Формулировка проблем исходного текста.

1

Определение проблем исходного текста. Правила построения собственного текста.

25.

Знаки препинания в сложном предложении (ССП, CПП, с разными видами связи).

1

Выполнение упражнений по теме.

26.

Знаки препинания в сложном бессоюзном предложении.

1

Выполнение упражнений по теме.

27.

Контрольная работа по теме «Пунктуация в сложном предложении».

1

Тестовая работа.

28.

Разноаспектный анализ текста.

1

Разноаспектный анализ текста с творческим заданием. Формулировка проблем текста.

29.

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Отражение позиции автора исходного текста.

1

Обучение комментированию проблемы исходного текста, умению отражать позицию автора текста.

30.

Аргументация собственного мнения по проблеме текста.

1

Обучение умению подбирать аргументы, доказывающие собственное мнение по проблеме исходного текста.

31.

Практическая работа. Создание собственного текста на основе исходного.

1

Творческая работа по исходному тексту.

32 - 33

Контрольная работа в форме и по типу ЕГЭ.

2

Выполнение заданий частей А и Б (возможно частично – по выбору учителя), части С.

34.

Урок повторения и обобщения изученного.

1

Выполнение упражнений. Анализ контрольной работы.

Можно использовать этот час как дополнительный к предыдущим (контрольная работа)

*«Русский язык.Грамматика. Текст. Стили речи 10-11 классы» (автор А.И.Власенков, Л.М. Рыбченкова).-М. «Просвещение».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" 10-11 класс

Элективный курс "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" для 10-11 классов соответствует целям и задачам обучения в старшей школе. Основная функция данного элективного курса - дополнитель...

Рабочая программа элективного курса по химии 10 -11 класс "Углубленное изучение отдельных тем курса общей химии"

Элективный курс может быть использован как с целью обобщения знаний по химии,  так и с целью подготовки учащихся к Единому Государственному экзамену по химии, начиная уже с 10-ого класса....

Методическая разработка рабочей программы элективного курса «Углубленное изучение отдельных тем курса математики».

  Элективный курс «Углубленное изучение отдельных тем курса математики» соответствует целям и задачам обучения в старшей школе. Основная функция данного элективного курса - дополнительная ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Решение задач основных тем курса математики»

        Экзамен по алгебре ГИА 9  все больше внедряется в школьную жизнь. Так как программа школьного курса итак насыщена,  а число...

Рабочая программа элективного курса «Дополнительные главы к курсу алгебры-8»

    Предлагаемая программа  по  элективному курсу «Дополнительные главы к курсу алгебры-8» составлена в соответствии  с требованиями...

Рабочая программа элективного курса "Основные вопросы курса неорганической химии" 11 класс

Элективный курс «Основные вопросы курса неорганической химии» предлагается для учащихся 11-х классов естественнонаучного профиля и направлен на развитие школьников, формирование их профессиональных ус...