Рабочая программа по русскому языку 6 класс
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку 6 класс ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_rus._yaz_6_klass_gotovaya.doc | 253 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Планируемые результаты
Личностными результатами освоения программы по русскому языку в 6 классе являются:
- понимание русского языка как одной из национально-культурных ценностей русского народа;
- понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка;
- уважительное отношение к родному языку;
- потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
- стремление к речевому самосовершествованию;
- формирование достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
- формирование способности самооценки на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку в 6 классе являются:
- овладение всеми видами речевой деятельности (адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; овладение разными видами чтения; формирование способности извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; формирование умения вести самостоятельный поиск информации);
- применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
- способность использовать родной язык и как средство получения знаний по другим предметам;
- коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения;
- знакомство с национально-культурными нормами речевого этикета.
Предметными результатами освоения программы по русскому языку в 6 классе являются:
- представление о русском языке как языке русского народа;
- понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования;
- овладение всеми видами речевой деятельности.
- Содержание тем учебного предмета
Содержание курса полностью соответствует Примерной программе основного общего образования по русскому языку. Выделяются три сквозные содержательные линии:
- содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
- содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенции;
- содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
Названные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы, что находит отражение в тематическом планировании.
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции
Речь и речевое общение
- Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая.
- Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Овладение нормами речевого поведения в ситуациях формального и неформального межличностного общения.
Речевая деятельность
- Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
- Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной информации текста, воспринимаемого зрительно и на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с ситуацией общения. Овладение практическими умениями поискового, ознакомительного, изучающего чтения. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста. Создание устных и письменных высказываний разной коммуникативной направленности с учетом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материла на определенную тему.
Текст
1. Понятие текста, основные признаки текста. Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста. План текста как вид переработки текста.
2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры. Деление текста на смысловые части. Составление плана текста. Анализ языковых особенностей текста. Создание текстов различного типа. Соблюдение норм.
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенции
Общие сведения о языке
- Язык. Языкознание. Представление о языке как знаковой системе, о лингвистике как науке.
- Осознание роли языка в жизни человека, важности умения общаться..
Фонетика и орфоэпия
- Фонетика как раздел лингвистики.
Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения. Орфоэпический словарь.
- Совершенствование навыков различение ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твердых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слова.
Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.
Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике. Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.
Графика
- Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твердости и мягкости согласного. Способы обозначения [ j ].
- Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, СМС-сообщениях.
Морфемика и словообразование
- Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.
Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, корень, суффикс как словообразующие морфемы.
Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слова.
Возможность исторических изменений в структуре слова.
Понятие об этимологии. Этимологический словарь.
Словообразование как раздел лингвистики.
Морфемный словарь
- Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования.
Применение знаний по морфемике в практике правописания.
Использование морфемного словаря при решении разнообразных учебных задач.
Лексикология и фразеология
- Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова.
Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов.
Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Словари русского языка.
Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления. Общеупотребительные слова (нейтральная лексика).
Стилевые пласты лексики. Разные виды лексических словарей русского языка и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
- Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения экспрессивной окраски и стилевой принадлежности.
Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Проведение лексического разбора слов.
Морфология
- Морфология как раздел грамматики.
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.
Самостоятельные части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия.
Служебные части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки предлогов и союзов.
- Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи.
Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Синтаксис
- Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Словосочетание как синтаксическая единица.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения.
Предложения осложненной структуры. Однородные члены предложения. Обращения.
Сложное предложение.
Способы передачи чужой речи.
- Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций.
Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Правописание: орфография и пунктуация.
- Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.
Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь.
Слитные, раздельные и дефисные написания.
Употребление прописной и строчной буквы.
Перенос слов.
Орфографические словари и справочники.
Пунктуация как система правил правописания.
Знаки препинания и их функции.
Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом неосложненном предложении. Знаки препинания в простом осложненном предложении (при однородных членах предложения, при обращении). Знаки препинания при прямой речи.
- Формирование орфографической и пунктуационной зоркости. Соблюдение орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемный и морфологический анализ при выборе правильного написания. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.
Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции
Язык и культура
- Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.
- Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Материально-техническая база
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена на основе:
- Примерная программа по русскому языку для основной школы.
- Учебник «Русский язык. 6 класс» в 2-х частях . Авторы: Л.М. Рыбченкова, О.М.Александрова, О. В. Загоровская,А. Г. Нарушевич. М.: Издательство «Просвещение», 2016
- Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Авторы: Л.М. Рыбченкова, Т.Н. Роговик
- Рыбченкова Л.М.Русский язык. Поурочные разработки. 6 класс: пособие для учителей общеобразоват.учреждений.- Изд-во «Просвещение», 2016
- Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. - М.:Просвещение, 2012. - 4-е изд.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
- Электронное приложение к учебнику.
- Программа «Домашний репетитор»
- Репетитор «Русский язык» (система тестов)
- Репетитор по русскому языку (библиотека Кирилла и Мефодия)
Тематическое планирование
№ урока | Содержание (тема, раздел) | Количество часов | Дата проведения | |
П. | Ф. | |||
1 | Русский язык – государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. | 1 | ||
2 | Понятие о функциональных разновидностях языка. | 1 | ||
3 | Текст и его признаки. | 1 | ||
4 | Орфоэпические нормы. | 1 | ||
Морфемика, словообразование, орфография. | ||||
5 | Состав слова. | 1 | ||
6 | Основные способы образования слов в русском языке. | 1 | ||
7 | Основные способы образования слов в русском языке (закрепление темы) | 1 | ||
8 | Сложные и сложносокращённые слова. | 1 | ||
9 | Сложносокращенный способ образования слов | 1 | ||
10 | Понятие об этимологии. | 1 | ||
11 | Морфемный и словообразовательный разбор слова. | 1 | ||
18 | Буквы О и А в корнях –гор-/-гар-, -зор-/-зар-, -раст-/-рос- | 1 | ||
19 | Корни – раст- ращ (рос) | 1 | ||
20 | Правописание приставок пре-/при- | 1 | ||
21 | Подготовка к контрольному диктанту | 1 | ||
22 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | 1 | ||
25 | Повторение темы «Морфемика, словообразование, орфография». | 1 | ||
26 | Анализ контрольного диктанта | 1 | ||
Лексикология, орфография, культура речи. | ||||
27 | Лексика | 1 | ||
30 | Метафора | 1 | ||
31 | Подготовка к сочинению на лингвистическую тему | 1 | ||
32 | Написание сочинения на лингвистическую тему | 1 | ||
33 | Понятие об общеязыковых и художественных метафорах | 1 | ||
34 | Лексические выразительные средства. | 1 | ||
35 | Чередование гласных в корнях –скак-/-скоч-, -равн-/-ровн-, -твар-/-твор-. | 1 | ||
36 | Чередование гласных в корнях –скак-/-скоч-, -равн-/-ровн-, -твар-/-твор- (закрепление темы) | 1 | ||
37 | Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения. Исконно русские слова | 1 | ||
38 | Сочинение -рассказ о народном промысле. | 1 | ||
39 | Заимствованные слова. | 1 | ||
40 | Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями. | 1 | ||
41 | Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями. | 1 | ||
42 | Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного употребления. | 1 | ||
43 | Устаревшие слова | 1 | ||
44 | Архаизмы, историзмы, неологизмы | 1 | ||
45 | Общеупотребительные слова. Диалектизмы. | 1 | ||
46 | Профессионализмы. | 1 | ||
47 | Жаргонизмы. | 1 | ||
48 | Стилистически нейтральная и книжная лексика. | 1 | ||
49 | Стилистические пласты лексики. Разговорная лексика. | 1 | ||
50 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | 1 | ||
51 | Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. | 1 | ||
52 | Анализ контрольного диктанта. Фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные. | 1 | ||
53 | Повторение темы «Лексикология». | 1 | ||
54 | РР Подготовка к сжатому изложению | 1 | ||
55 | РР Изложение (сжатое). | 1 | ||
56 | Тест по теме: «Лексикология, орфография, культура речи.» | 1 | ||
Грамматика. Морфология, орфография. Культура речи. | ||||
57 | Части речи в русском языке. | 1 | ||
58 | Имя существительное как часть речи. | 1 | ||
59 | Разносклоняемые и несклоняемые имена существительные. | 1 | ||
60 | Разносклоняемые и несклоняемые имена существительные (закрепление материала) | 1 | ||
61 | Имена существительные общего рода. | 1 | ||
62 | Имена существительные общего рода. (закрепление материала) | 1 | ||
63 | Морфологический разбор имени существительного. | 1 | ||
64 | РР Стиль текста | 1 | ||
65 | Словообразование имён существительных. | 1 | ||
66 | Словообразование имен существительных (закрепление темы) | 1 | ||
67 | Сложносокращённые имена существительные. | 1 | ||
68 | Правописание гласных в суффиксах имён существительных. | 1 | ||
69 | Повторение темы «Имя существительное». | 1 | ||
70 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | ||
71 | Тест по теме «Имя существительное» | 1 | ||
72 | Анализ контрольного диктанта | 1 | ||
Имя прилагательное. | ||||
73 | Имя прилагательное как часть речи. | 1 | ||
74 | Особенности строения текста-описания. | 1 | ||
75 | Степени сравнения имён прилагательных | 1 | ||
76 | Степени сравнения имён прилагательных. Сравнительная степень. | 1 | ||
77 | Степени сравнения имён прилагательных. Превосходная степень. | 1 | ||
78 | РР Подготовка к сжатому изложению | 1 | ||
79 | РР Написание сжатого изложения | 1 | ||
80 | Разряды имён прилагательных по значению | 1 | ||
81 | Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные. | 1 | ||
82 | Разряды имён прилагательных по значению. Относительные прилагательные. | 1 | ||
83 | Разряды имён прилагательных по значению. Притяжательные прилагательные. | 1 | ||
84 | Морфологический разбор имени прилагательного. | 1 | ||
85 | Словообразование имён прилагательных. | 1 | ||
86 | Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных. | 1 | ||
87 | Одна и две буквы Н в суффиксах имён прилагательных. | 1 | ||
88 | Правописание имён прилагательных с суффиксами –к- и –ск-. | 1 | ||
89 | Самостоятельная работа на тему «Правописание имён прилагательных с суффиксами –к- и –ск» | 1 | ||
90 | Словообразование имён прилагательных. Правописание сложных прилагательных. | 1 | ||
91 | РР Подготовка к сочинению – описанию явлений окружающего мира | 1 | ||
92 | РР Написание сочинения- описания явлений окружающего мира. | 1 | ||
93 | Повторение темы «Имя прилагательное». | 1 | ||
94 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | ||
95 | Анализ контрольного диктанта | 1 | ||
Имя числительное | ||||
96 | Имя числительное как часть речи. | 1 | ||
97 | Простые числительные | 1 | ||
98 | Сложные числительные | 1 | ||
99 | Составные числительные. | 1 | ||
100 | Количественные числительные | 1 | ||
101 | Порядковые числительные. | 1 | ||
102 | РР Роль числительных в тексте | 1 | ||
103 | Склонение числительных. | 1 | ||
104 | Разряды количественных числительных (целые, дробные, собирательные). | 1 | ||
105 | РР Сочинение на лингвистическую тему (упр. 417). | 1 | ||
106 | Синтаксическая роль числительных в предложении. | 1 | ||
107 | Лексические способы сокращения текста. | 1 | ||
109 | Морфологический разбор числительного. | 1 | ||
110 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | 1 | ||
111 | Повторение темы «Имя числительное». | 1 | ||
112 | Тест по теме «Имя числительное» | 1 | ||
113 | Анализ контрольного диктанта | 1 | ||
Местоимение | ||||
114 | Местоимение как часть речи. | 1 | ||
115 | Разряды местоимений. | 1 | ||
116 | Личные местоимения. | 1 | ||
117 | РР Приёмы сжатия текста. | 1 | ||
118 | Возвратное местоимение себя. | 1 | ||
119 | Притяжательные местоимения. | 1 | ||
120 | РР Подготовка к сочинению описанию по картине Н. Богданова- Бельского «Виртуоз» (упр.450-451) | 1 | ||
121 | РР Написание сочинения-описания по картине Н. Богданова- Бельского «Виртуоз» (упр.450-451). | 1 | ||
122 | Указательные местоимения. | 1 | ||
123 | Определительные местоимения. | 1 | ||
124 | РР Текст. Логика текста (упр.460). | 1 | ||
125 | Вопросительно- относительные местоимения. | 1 | ||
126 | Неопределённые местоимения. | 1 | ||
127 | Отрицательные местоимения. | 1 | ||
128 | Морфологический разбор местоимения. | 1 | ||
129 | РР Подготовка к сочинению -описанию по картине А. Пластова «Жатва» (упр.488-491). | 1 | ||
130 | РР Написание сочинения – описания по картине А. Пластова «Жатва» (упр.488-491). | 1 | ||
131 | Повторение темы «Местоимение». | 1 | ||
132 | Тестирование по теме «Местоимение». | 1 | ||
133 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | ||
134 | Анализ контрольного диктанта. | 1 | ||
Глагол | ||||
135 | Глагол. | 1 | ||
136 | Совершенный и несовершенный вид глагола. | 1 | ||
137 | Разноспрягаемые глаголы. | 1 | ||
138 | Переходные и непереходные глаголы. | 1 | ||
139 | Самостоятельная работа на тему «Переходные и непереходные глаголы» | 1 | ||
140 | Возвратные глаголы | 1 | ||
141 | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. | 1 | ||
142 | Условное наклонение. | 1 | ||
143 | РР Подготовка к сочинению -рассуждению по упр. 540 | 1 | ||
144 | РР Написание сочинения-рассуждения по упр. 540. | 1 | ||
145 | Повелительное наклонение. | 1 | ||
146 | РР Создание текста- инструкции (упр. 550-552). | 1 | ||
147 | Употребление наклонений. | 1 | ||
149 | Безличные глаголы. | 1 | ||
150 | Безличные глаголы (закрепление материала) | 1 | ||
151 | Морфологический разбор глагола. | 1 | ||
152 | Правописание гласных в суффиксах глаголов. | 1 | ||
153 | Правописание гласных в суффиксах глаголов (закрепление темы) | 1 | ||
154 | РР Устный рассказ событии из школьной жизни | 1 | ||
155 | Повторение темы «Глагол». | 1 | ||
156 | Тест на тему «Глагол» | 1 | ||
157 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | ||
158 | Анализ контрольного диктанта | 1 | ||
Синтаксис | ||||
159 | Основные единицы синтаксиса. | 1 | ||
160 | Простое предложение | 1 | ||
161 | Простое предложение (закрепление темы) | 1 | ||
162 | РР Подготовка к сочинению описанию по картине А. Куинджи «Берёзовая роща» (упр.591-592) | 1 | ||
163 | РР Сочинение-описание картины А. Куинджи «Берёзовая роща» (упр.591-592). | 1 | ||
164 | Порядок слов в предложении. | 1 | ||
165 | Порядок слов в предложении (закрепление темы) | 1 | ||
166 | Простое осложнённое предложение. | 1 | ||
167 | РР Рассуждение. | 1 | ||
168 | Сложное предложение. | 1 | ||
169 | Виды сложных предложений | 1 | ||
170 | Синтаксический разбор простого и сложного предложений. | 1 | ||
171 | Повторение темы «Синтаксис и пунктуация». | 1 | ||
172 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | ||
173 | Работа над ошибками. | 1 | ||
174 | Итоговая контрольная работа за курс 6 класса. (Тест) | 1 | ||
175 | Итоговый заключительный урок. Подведение итогов за год. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....