Внеурочная деятельность по русскому языку "Язык современной рекламы"
проект по русскому языку (5 класс) на тему

Маруева Анна Николаевна

Мероприятие, по подготовке к созданию проекта на тему ошибок в современной рекламе, их классификции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_1.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11 имени П.М. Камозина»

г. Брянска

Урок по русскому языку
в 5 классе

«Язык современной рекламы»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Маруева Анна Николаевна

г. Брянск
2016

Цель: выявление  орфографических, пунктуационных, речевых ошибок в текстах рекламных объявлений.

Задачи исследования:

-  Проанализировать и классифицировать исследуемый материал;

- Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

- Формирование умения анализировать (креативность и критическое мышление);

- Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

  1. Мотивирование к учебной деятельности.

Приветствие. Вступительное слово:

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть!

 

-Здравствуйте! – я вам сказала.

 - Здравствуйте! – сказали вы.

 Нас две ниточки связали

 Доброты и теплоты.

Откройте свои тетради, запишите сегодняшнюю дату, вид работы. Я надеюсь,

что наш урок пройдет в атмосфере доброты и теплоты, а девизом его станут слова:

Образование - это умение правильно действовать 

в любых житейских ситуациях.

                Д. Хиббен 

- Что такое «девиз»? Как вы понимаете значение этого слова?

- Объясните смысл предлагаемого мной девиза. Согласны ли вы с этим высказыванием?

- Каждый день в житейских ситуациях мы можем находить почву для самообразования. Давайте в этом убедимся.

2.  Актуализация знаний и фиксирование затруднения в проблемном учебном действии.  

Обратите внимание на экран монитора.      (Прием «верно-неверно», показ примеров)                           

Как вы думаете, почему именно такую подборку я сделала? (правильная-неправильная реклама).

Многие из вас, наверное, видели ошибки в текстах современной рекламы.

Какие ошибки вы увидели на экране?

А хотите узнать, какие это были ошибки? (Вернуться к ошибкам)

  1. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности.

- Можно ли их классифицировать? Как?

- Почему вы не можете провести классификацию?  (не изучали этого)

Хотите научиться квалифицировать ошибки?

 Как думаете, какова тема сегодняшнего урока? Посмотрите, как её сформулировала я. Вы согласны, что наши формулировки звучат по-разному, но в целом, сводятся к одному и тому же?

Распространение пунктуационных, орфографических, речевых и грамматических ошибок в современной рекламе и обуславливает актуальность выбранной темы.

- Попробуйте определить цель урока.

  1. Построение проекта и выхода из затруднения (открытие нового знания)

- Сейчас нет такого  человека, который не сталкивался бы с рекламой. Это японское изобретение прочно вошло в нашу жизнь. Как вы понимаете, что такое реклама?

Реклама (от лат. reclamare - выкрикивать) - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

-Откуда пришла к нам реклама?

«Из истории рекламы»

Зарубежная реклама:

Первая реклама - египетский папирус, в котором сообщалось о продаже раба.

В Греции рекламные надписи выбивали на камнях, гравировали на металле, костях, дереве. В Древнем Риме объявления помещались на стенах жилых домов.

Другую раннюю разновидность рекламы олицетворял собой городской глашатай. Например, по улицам Афин ходили люди, возглашая о продаже рабов, скота и товаров.

Первая печатная реклама появилась в Англии в 1473 году.

История русской рекламы:

На Руси в 10-11 веках купцы приглашали зазывалу, который за определенную плату расхваливал достоинства товара, его владельца, стоя около торговой лавки. В конце 19 века в Москве устроили дешевую распродажу залежалых товаров, выгодно проведя рекламную кампанию.

Появление ежегодных ярмарок, которые проводились осенью, способствовали развитию рекламы. Нижегородская ярмарка славилась красочной рекламой, фейерверком, выступлениями скоморохов, шутов, цирка, кукольными представлениями.

-Ребята, что вы усвоили из того, что рассказали вам я?

Деление на группы

Сейчас давайте разделимся на 4 группы.

(на столе лежат карточки, таблички, тесты. Открыть слайд с орфографическими ошибками)

Представители первой группы будут искать орфографические ошибки в рекламе, с которой мы сталкиваемся ежедневно. А что это такое - ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ошибки?

Слово учителя или «ученика-всезнайки»: Чтобы проанализировать орфографические ошибки в рекламе, необходимо понять, что такое орфография, орфограмма. Орфография - раздел  науки о языке, в котором излагается система правил написания слов.

Такое написание в слове, которое соответствует определённому орфографическому правилу, называется орфограммой.

Попробуйте определить разряд ошибок на картинках.

Представители второй группы будут искать ПУНКТУАЦИОННЫЕ ошибки. А что это такое?

Слово учителя или «ученика-всезнайки»: Пунктуация -  раздел науки о языке, в котором   излагается  система знаков препинания и правила  их постановки.

Проанализировав рекламные объявления, мы нашли следующие пунктуационные ошибки:  при обращениях, приложениях, в знаках конца предложения (отсутствие ! в побудительном по цели высказывания предложении),  в употреблении кавычек  в названиях предприятий,  магазинов, фирм.

Примеры пунктуационных ошибок: « ремонт грузовых автомобилей тёплая автостоянка пункт технического контроля…» (знаки препинания при однородных членах не проставлены).

Представители третьей группы будут искать РЕЧЕВЫЕ ошибки. А что это такое?

Слово учителя или «ученика-всезнайки»: Речевые (стилистические) ошибки – нарушение лексической сочетаемости, а также недочеты в построении синтаксических конструкций.

Стилистические ошибки – это, с одной стороны, употребление неуместных в данном стиле языковых средств, а с другой – нарушение требований ясности, точности, краткости, богатства и выразительности.

Речевые (стилистические) ошибки довольно частотны как в официальной, так и в неофициальной речи. Многие из них становятся настолько типичными, что мы почти не замечаем их.

«Одежда для больших и маленьких детей» допущена ошибка употребление слов «больших и маленьких» в несвойственных им значении, появляется двоякий смысл: большие дети и маленькие дети (очевидно: для взрослых и малышей).

Представители четвертой группы будут искать ГРАММАТИЧЕСКИЕ ошибки. А что это такое?

Подобный же комический эффект приобретает рекламное предложение «Курсы водителей. Мы учим 30 лет».  Как будто бы срок обучения на водителя составляет 30 лет.

  1. Реализация построенного проекта.

- Послушаем, что у вас получилось после обсуждения.

Пожалуйста, просим выступить первую группу- специалистов в орфографии. Какие ошибки вы нашли?

Обратим внимание на примеры. (показать на презентации)

«ЗагАрай у нас»- ошибка в корне слова.

«Осчасливь иммунитет с Actimel»,плакат убеждает любителей йогурта  в мысли, что в слове "ОСЧАСТЛИВЬ" непроизносимая согласная необязательна. Ошибка в корне слова.

 «Требуется продовец» допущена ошибка в написании безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением: «Требуется продавец».

- Просим выступить специалистов по пунктуации.

(Проанализировав рекламные объявления, мы нашли следующие ошибки: знаки препинания при обобщающих словах, однородных членах, также ошибки в сложноподчиненных предложениях).

«Я жду тебя_мама» допущена ошибка в выделении обращения: «Я жду тебя, мама».

 «Риэлтор_которого вы ищете» допущена ошибка в сложноподчиненном предложении с придаточным определительным. «Риэлтор, которого вы ищете».

 «Всегда свежее_потому что рядом» допущена ошибка в сложноподчиненном предложении, с придаточным причины. Придаточное причины «потому что рядом», содержит указание на причину того, о чем говорится в главном предложении. «Всегда свежее, потому что рядом».

- Послушаем представителя третьей группы! Группы речевых ошибок.

 «Уколы красоты можно ставить имея только Медицинскую лицензию» допущена ошибка, употребление слова «ставить» в несвойственном ему значении, так как уколы делают, а не ставят (слово "ставят" - это медицинский жаргон, слово-паразит): «Уколы красоты можно делать, имея только Медицинскую лицензию»

 «Оденьте очки, чтобы испытать»-мало того,что пропущена запятая в предложении, так и форма слова «ОДЕНЬТЕ» не подразумевается со значением «НА СЕБЯ». В данном случае, нужно сказать «НАДЕНЬТЕ».

«Съешь ногу- стань героем «ШАТО». В данном случае, подразумевалась нога курицы.

- Какие примеры грамматических ошибок мы встретили в рекламе?

Примеры грамматических ошибок:

 «выполним отделочные работы: обои, потолки, гипсокартон, перегородки…» (газета «Возрождение Алдана»).

«Гель-лак для долговременного покрытия натуральных ногтей американского производства» (нарушение порядка слов в предложении).

«Продаётся кровать для лежачих больных фирмы Армед» (нарушение порядка слов в предложении). 

«Квас Андреич, лимонады, продукты питания» допущена ошибка: существительное «лимонад», имеющее только единственное число, употреблено во множественном числе: «Квас Андреич, лимонад, продукты питания».

  1. Первичное закрепление.

На столах у вас лежат карточки с заданиями. Возьмите по карточке, которые разделены на первый и второй вариант. У человека, рядом сидящего с вами должен быть не такой вариант, как у вас.

Найдите разные ошибки и классифицируйте их. (3-4 задания на экране или карточках)

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (На распечатках. Ответы выводятся на экран для проверки)

  1. Рефлексия учебной деятельности.

- Какие выводы мы можем сделать, проанализировав собранный материал по заданной проблеме?

1) Ошибки в наружной рекламе, связанные с нарушением орфографических, пунктуационных, грамматических и стилистических  норм, - результат безграмотности «авторов». Случайные ошибки в рекламе редки, и на самом деле они допускаются намеренно. С их помощью человек-рекламодатель привлекает внимание людей, хотя они могут вызвать «болезни» языка в российском обществе.

2) Анализ и классификация ошибок показали, что наиболее распространёнными ошибками в рекламных текстах являются орфографические, пунктуационные и грамматические.

-Возьмите на ваших столах смайлик, который отображает ваше состояние на конец урока. Поднимите их, и покажите мне их.

Если больше улыбок:

«Замечательно! Урок прошел продуктивно. Меня радует, что вы сможете находить ошибки в рекламе и критично относиться к ней». (обращение к девизу)

Если больше ?:

«А у кого остались вопросы-это неплохо, ведь именно вопросы помогают нам двигаться дальше, образовательный процесс у нас не закончился и в любой жизненной ситуации мы получаем образование».

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

Слово учителя:  

Практическая значимость нашей работы заключается в совершенствовании знания по    предмету "Русский язык", расширении сферы применения этих знаний.

Реклама проникла во все области нашей жизни,  и поэтому хочется, чтобы люди видели вокруг себя грамотную, компетентную рекламу. Вспоминаются слова И.С.Тургенева: "Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!"

Если каждый человек будет задумываться над тем, что и как он говорит и пишет, русский язык еще долгие годы будет «великим» и «могучим».

И в завершении нашего урока обратимся к нашему эпиграфу:

Образование - это умение правильно действовать 

в любых житейских ситуациях.

                Д. Хиббен 


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. http://magref.ru/reklama-v-drevnem-mire/
  2. http://pandia.ru/text/78/170/99898.php

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД на уроках русского языка и во внеурочной деятельности через работу с текстами рекламы

В условиях современного мира реклама становится одним из самых подвижных, динамичных, открытых, распространённых средств информационного обмена. В педагогической практике реклама - один из самоценных ...

Формирование УУД на уроках русского языка и во внеурочной деятельности через работу с текстами рекламы

В условиях современного мира реклама становится одним из самых подвижных, динамичных, открытых, распространённых средств информационного обмена. В педагогической практике реклама - один из самоценных ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Загадки истории и современности"

Рабочая программа разработана для дополнительных занятий по истории с учащимися 6-х класов в соответствии с ФГОС и содержанием школьной программы по истории...

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности "Загадки истории и современности"

КТП к рабочей программе внеурочной деятельности по истории "Загадки истории и современности"...

Внеурочная деятельность по информатике "IT – Современные информационные технологии"

Актуальность настоящей программы заключается в том, что учащиеся средних и старших классов получают необходимые им знания и навыки в области программирования и представления о современных средах разра...

Авторская программа курса внеурочной деятельности по английскому языку "Современная грамматика английского языка для подготовки к сдаче ГИА" для 7-8 классов основного общего образования (базовый уровень)

Предлагаемая программа направлена на усовершенствование грамматической стороны речевой компетентности учащихся 7-8 классов. Особое внимание уделяется прикладной стороне внедрения грамматического матер...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Культура и традиции современных государств"

Рабочая программа  внеурочной деятельности  «Культура и традиции современных государств»...