словари - наши помощники
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Занятие по русскому языку в 5 классе, посвященное дню рождения В.Даля
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovari.docx | 29.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
урока русского языка в 5 классе
«Наши помощники - словари»
- Тема урока «Наши помощники - словари»
- Тип урока: урок открытия нового знания.
- Цель урока: формирование познавательной мотивации посредством изучения предмета «Русский язык».
- Задачи урока:
дидактическая – познакомиться с различными словарями, научиться применять их для выполнения заданий;
развивающая – развивать внимание, повышать уровень учебной мотивации и познавательный интерес, развивать коммуникативную компетентность обучающихся,
воспитывающая – воспитывать самостоятельность, взаимоуважение, воспитывать интерес к слову.
- Планируемые результаты:
личностные – воспитание чувства взаимоуважения, развитие сотрудничества, мышления;
метапредметные – развитие умения ставить цель, планировать свою деятельность, анализировать, развитие умения работать с раздаточным материалом, применять полученную и презентовать и переработан
предметные – овладение информацией о словарях русского языка, формирование умения пользоваться различными словарями.
- Методы обучения: проблемный, исследовательский, метод «кейсов».
- Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, групповая работа, индивидуальная.
- Средства обучения: раздаточный материал, карточки со словами для игры «Третий лишний», пакеты (кейсы) с заданием для работы в группах: текст, задание к тексту, памятка, инструкция; оформление для планирования этапов работы и рефлексии «Цветочная поляна», фонограмма «Звуки природы. Вдали от города», «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова, орфографический словарь, словарь синонимов, словарь фразеологизмов, орфоэпический словарь, мультимедийная презентация.
- Основные понятия: словарь, словарная статья, орфограмма, лексическое значение слова, синонимы, фразеологизм, орфоэпия.
Конспект урока русского языка «Наши помощники - словари»
- Организационный момент. Планирование деятельности.
- Здравствуйте, ребята! На дворе осень: сыро, холодно, грустно. Но я вам предлагаю забыть об осени и послушать эту замечательную запись. Что она вам напомнит? Какие навеет мысли, чувства, ассоциации?
(Дети слушают музыку, затем высказываются, какие у них родились чувства, мысли, ассоциации).
- Мне тоже вспомнилось лето, птицы, лес, цветы, и я вас приглашаю на цветочную поляну. Но это не простые цветы. На каждом из них записан этап нашего урока. Расположите эти цветы так, в каком порядке, на ваш взгляд, пойдут эти этапы.
(Дети делают предположения, выдвигают свои версии; совместно с учителем приходят к определенному порядку этапов:
- Повторение для разминки.
- Определение темы урока, постановка цели урока.
- Изучение нового материала.
- Применение полученной информации для выполнения заданий.
- Презентация результатов своей работы.
- Подведение итогов.
Один из учеников располагает цветы – этапы на доске в определенной последовательности.
- Актуализация знаний. Ввод в тему. Целеполагание.
- – Итак, начинаем с разминки - повторения. Предлагаю игру «Третий лишний».
(На доску вывешивается по три карточки со словами, «лишнее» слово – в конспекте выделено жирным шрифтом – после ответа учащихся перевешивается в отдельный столбик:
Абзац
Дополнение
Сказуемое
Словосочетание
Повествование
Предложение
Звук
Буква
Тема
- Каким общим понятием объединены «лишние» слова? (Понятием «текст»)
- И я дальше для работы я предлагаю вам текст, к которому надо выполнить 5 разных заданий. Как нам лучше организовать работу? (в группах)
- Пожалуйста, объединитесь в группы по 4 человека.
2. Каждая группа получает текст, задание к нему и карточки с инструкциями:
1 группа – вставить пропущенные буквы в словах текста;
2 группа – дать толкование выделенным в тексте словам;
3 группа – заменить синонимами повторяющиеся в тексте слова;
4 группа – определить значение фразеологизмов, встретившихся в тексте;
5 группа – поставить ударение и произнести выделенные в тексте слова.
- Прочитайте текст и задание к нему, обсудите в группах, что вы знаете, на какие вопросы сразу можете дать ответ, в чем сомневаетесь.
(Учащиеся, совещаясь в группах, приходят к выводу, что задания они выполнить не могут)
- Почему испытываете затруднение?
(Нет знаний, нет информации)
- Подумайте, что вам может помочь в данной ситуации?
(Совместно приходим к выводу, что помогут разные словари)
- Много ли у вас знаний о словарях? Попробуйте определить тему урока.
(Тема урока – «Словари русского языка»)
- Поставьте для себя цель урока.
( - узнать о разных словарях,
- научиться ими пользоваться и применять для выполнения задания)
- Проверьте по «цветочной поляне», не нарушили ли мы последовательность этапов урока и чем должны заняться сейчас. (Далее на протяжении всего урока постоянно обращаемся к «цветочной поляне», чтобы отследить этапы урока)
III. Открытие нового знания, применение новой информации.
- Предлагаю вам внимательно посмотреть презентацию. Ваша задача: запомнить информацию о словарях русского языка.
- Вот эти словари. Выберите тот, который поможет вам выполнить именно ваше задание.
(Организуется работа в группах. Учащиеся выбирают нужный словарь. Изучают «Памятку работы со словарем» и выполняют с помощью словаря предложенное им задание. Далее они готовят мини-доклад «Чем нам помог наш словарь» по предложенной инструкции).
- Отчет групп о работе со словарем.
IV. Рефлексия. Итог урока. Домашнее задание.
1. - Итак, вспомните о цели, которую вы поставили на сегодняшний урок.
- Что можете сказать о результате нашей работы и о цели, которую мы ставили?
- Как вы считаете, словарь – это полезное изобретение человечества?
- Предлагаю составить синквейн о словаре.
(Учащиеся составляют синквейн и представляют свои работы)
2. – А теперь вернемся на нашу цветочную поляну. Вам не кажется, что на поляне не хватает бабочек? Вот они. Прикрепите бабочку к тому цветку – этапу урока, который показался вам сегодня особенно интересным и полезным.
(Учащиеся выходят к доске, каждый прикрепляет бабочку на один из цветков).
3.Оценка за урок (словесная и в баллах)
4. Домашнее задание.
- Домашнее задание я вам предлагаю на выбор:
1. «Словарь – это Вселенная в алфавитном порядке». Согласны ли вы с этим высказыванием французского писателя А. Франса. Напишите об этом небольшое рассуждение.
2. Представить незнакомый нам словарь.
Приложение 1
На уроке использовались:
- Мультимедийная презентация «Наши помощники – словари».
- Фонограмма «Звуки природы. Вдали от города»
- «Кейсы» с материалами для работы групп.
- «Кейс» для группы № 1
Текст
Стояла жара. Мы шли сосновыми лесами по еле заметным стё…кам. Собаки бежали рядом.
Эти края мы полюбили давно, и никакой силой нельзя было вырвать из сердца эту любовь. Кричали медведки. Пахло сосновой к…рой, земл…никой и донником. Над ажурными верхушками сосен неподвижно висел ястреб. Лес был накален от зноя.
Мы отдыхали в густых чащах осин и берез. Там дышали запахом травы и корней. Скоро нами овладела дремота, словно ворожея наколдовала. К вечеру мы вышли к озеру. Вода его блестела, как зерк…ло. На небе сверкали звезды. Такая красота брала за душу, (о,а)ч…ровывала. Стало прохладно, пришлось надеть свитер.
Задание
Вставьте пропущенные буквы в словах текста. В сомнительных случаях обратитесь к словарю.
Памятка «Как пользоваться орфографическим словарем»
1. Прежде чем пользоваться словарем, подумай, как бы ты написал это слово, а затем сверь его написание по словарю.
2. Чтобы быстро найти в словаре нужное слово, вспомни алфавит, т. к. все слова в словаре расположены в алфавитном порядке (сначала по первой букве слова, затем по второй и т.д.).
3. Помни, что в большинстве словарей в начале страницы указаны (жирным шрифтом) слова, которыми начинается и кончается данная страница, либо первые три буквы этих слов. Это облегчит тебе поиск нужного слова.
4. Помни, что все слова поместить в словаре невозможно, поэтому, если ты не нашел свое слово, посмотри, как пишется однокоренное слово.
5. Помни, что в целях экономии многие пояснения в словарной статье даются в сокращенном виде. Разъяснение к системе сокращений дается обычно в начале словаря.
Инструкция к мини-докладу «Чем нам помог наш словарь»
Постройте ваш доклад, опираясь на шаблон:
- Словарь, с которым мы работали, называется ______________________ .
- Он помог нам выполнить наше задание: ___________________________ .
- Работать со словарем было ______________________________________ .
- Выполняя задание, мы узнали, что _________________________________ .
- «Кейс» для группы № 2
Текст
Стояла жара. Мы шли сосновыми лесами по еле заметным стёжкам. Собаки бежали рядом.
Эти края мы полюбили давно, и никакой силой нельзя было вырвать из сердца эту любовь. Кричали медведки. Пахло сосновой корой, земляникой и донником. Над ажурными верхушками сосен неподвижно висел ястреб. Лес был накален от зноя.
Мы отдыхали в густых чащах осин и берез. Там дышали запахом травы и корней. Скоро нами овладела дремота, словно ворожея наколдовала. К вечеру мы вышли к озеру. Вода его блестела, как зеркало. На небе сверкали звезды. Такая красота брала за душу, очаровывала. Стало прохладно, пришлось надеть свитер.
Задание
Определите значение выделенных слов.
Памятка « Как пользоваться толковым словарем»
1. Прежде чем пользоваться словарем, попробуй сам определить смысл незнакомого слова, а затем сверить значение его по словарю.
2. Чтобы быстро найти в словаре нужное слово, вспомни алфавит, т. к. все слова в словаре расположены в алфавитном порядке (сначала по первой букве слова, затем по второй и т.д.).
3. Помни, что в большинстве словарей в начале страницы указаны (жирным шрифтом) слова, которыми начинается и кончается данная страница, либо первые три буквы этих слов. Это облегчит тебе поиск нужного слова.
4. Иногда слово имеет не одно, а несколько значений, и все они приводятся в словаре. Прочитай их внимательно, чтобы определить, в каком значении употреблено непонятное тебе слово (в данном контексте).
5. Помни, что в целях экономии многие пояснения в словарной статье даются в сокращенном виде. Разъяснение к системе сокращений дается обычно в начале словаря.
Инструкция к мини-докладу «Чем нам помог наш словарь»
Постройте ваш доклад, опираясь на шаблон:
- Словарь, с которым мы работали, называется ______________________ .
- Он помог нам выполнить наше задание: ___________________________ .
- Работать со словарем было ______________________________________ .
- Выполняя задание, мы узнали, что _________________________________ .
- «Кейс» для группы № 3
Текст
Стояла жара. Мы шли сосновыми лесами по еле заметным стёжкам. Собаки бежали рядом.
Эти края мы полюбили давно, и никакой силой нельзя было вырвать из сердца эту любовь. Кричали медведки. Пахло сосновой корой, земляникой и донником. Над ажурными верхушками сосен неподвижно висел ястреб. Лес был накален от жары.
Мы отдыхали в густых чащах осин и берез. Там дышали запахом травы и корней. Скоро нами овладела дремота, словно ворожея наколдовала. К вечеру мы вышли к озеру. Вода его блестела, как зеркало. На небе блестели звезды. Такая красота брала за душу, очаровывала. Стало прохладно, пришлось надеть свитер.
Задание
Замените одно из повторяющихся слов синонимом.
Памятка « Как пользоваться словарем синонимов»
1. Прежде чем пользоваться словарем, подумай, что значит слово, к которому тебе надо подобрать синонимы.
2. В этом словаре слова расположены не по алфавиту, а смысловыми группами. Подумай, к какой смысловой группе относится твое слово.
3. Найди свое слово в этой смысловой группе и прочитай все синонимы к нему.
4. Выбери те из синонимов, которые подходят по смыслу и стилю речи.
Инструкция к мини-докладу «Чем нам помог наш словарь»
Постройте ваш доклад, опираясь на шаблон:
- Словарь, с которым мы работали, называется ______________________ .
- Он помог нам выполнить наше задание: ___________________________ .
- Работать со словарем было ______________________________________ .
- Выполняя задание, мы узнали, что _________________________________ .
- «Кейс» для группы № 4
Текст
Стояла жара. Мы шли сосновыми лесами по еле заметным стёжкам. Собаки бежали рядом.
Эти края мы полюбили давно, и никакой силой нельзя было вырвать из сердца эту любовь. Кричали медведки. Пахло сосновой корой, земляникой и донником. Над ажурными верхушками сосен неподвижно висел ястреб. Лес был накален от жары.
Мы отдыхали в густых чащах осин и берез. Там дышали запахом травы и корней. Скоро нами овладела дремота, словно ворожея наколдовала. К вечеру мы вышли к озеру. Вода его блестела, как зеркало. На небе блестели звезды. Такая красота брала за душу, очаровывала. Стало прохладно, пришлось надеть свитер.
Задание
Определите значение фразеологизмов, встретившихся в тексте.
Памятка « Как пользоваться словарем фразеологизмов»
1. Прежде чем пользоваться словарем, попробуй сам вспомнить смысл фразеологизма, а затем сверь значение его со словарем.
2. Чтобы быстро найти в словаре нужный фразеологизм, вспомни алфавит, т. к. все фразеологизмы в словаре расположены в алфавитном порядке.
Инструкция к мини-докладу «Чем нам помог наш словарь»
Постройте ваш доклад, опираясь на шаблон:
- Словарь, с которым мы работали, называется ______________________ .
- Он помог нам выполнить наше задание: ___________________________ .
- Работать со словарем было ______________________________________ .
- Выполняя задание, мы узнали, что _________________________________ .
- «Кейс» для группы № 5
Текст
Стояла жара. Мы шли сосновыми лесами по еле заметным стёжкам. Собаки бежали рядом.
Эти края мы полюбили давно, и никакой силой нельзя было вырвать из сердца эту любовь. Кричали медведки. Пахло сосновой корой, земляникой и донником. Над ажурными верхушками сосен неподвижно висел ястреб. Лес был накален от жары.
Мы отдыхали в густых чащах осин и берез. Там дышали запахом травы и корней. Скоро нами овладела дремота, словно ворожея наколдовала. К вечеру мы вышли к озеру. Вода его блестела, как зеркало. На небе блестели звезды. Такая красота брала за душу, очаровывала. Стало прохладно, пришлось надеть свитер.
Задание
Произнесите выделенные слова. Проверьте по словарю, правильно ли вы это сделали.
Памятка « Как пользоваться орфоэпическим словарем»
1. Прежде чем пользоваться словарем, произнеси слово, а затем найди его в словаре и проверь, правильно ли ты произнес это слово.
2. Чтобы быстро найти в словаре нужное слово, вспомни алфавит, т. к. все слова в словаре расположены в алфавитном порядке (сначала по первой букве слова, затем по второй и т.д.).
3. Помни, что ударный гласный звук отмечен специальным знаком. А особенности произношения указываются в квадратных скобках. Если звук должен произноситься мягко, то после него сверху ставится маленькая запятая.
Инструкция к мини-докладу «Чем нам помог наш словарь»
Постройте ваш доклад, опираясь на шаблон:
- Словарь, с которым мы работали, называется ______________________ .
- Он помог нам выполнить наше задание: ___________________________ .
- Работать со словарем было ______________________________________ .
- Выполняя задание, мы узнали, что _________________________________ .
Приложение 2
Примеры синквейнов, составленных детьми на этапе рефлексии.
Словарь
Умный, большой
Помогает, учит, рассказывает
Хорошо, что он есть
Помощник!
(Настя З., 5 б класс)
Книга
Большая, толковая
Расскажет, растолкует, научит
Обращусь, если не знаю
Словарь
(Илья М., 5 б класс)
Словарь
Толковый, орфографический, орфоэпический
Растолкует, напишет, произнесет
Научит меня
Учитель
(Милана Б., 5 б класс)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа на тему: "Словари - наши дружные помощники"
Беседа проведена в рамках недели русского языка...
Беседа для 5 класса на тему "Словари - наши добрые помощники"
Данный материал можно использовать при проведении Недели русского языка и литературы....
Проект "Лексика. Словари - наши помощники"
Работа представляет собой технологию учебного проекта во внеклассной работе по русскому языку. Включена технологическая карта пректа....
презентация к проекту "Словари - наши помощники"
Материалы можно использовать на уроках русского языка и во внеклассной работе по предмету....
методическое пособие к урокам русского языка в 5-9 классах "Словари - наши помощники"
пособие может быть использовано на уроках и во внеурочной деятельности....
Урок по русскому языку в 5 классе "Словари-наши помощники"
Урок разработан в соответствие с требованиями ФГОС второго поколения...
Словарный урок "Словари-наши помощники"
Начинаем знакомить учащихся с многообразием словарей!...
- Мне нравится (1)