Урок по русскому языку в 5 классе "Словари-наши помощники"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок разработан в соответствие с требованиями ФГОС второго поколения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_fgosam.docx | 28.1 КБ |
Предварительный просмотр:
План проведения урока в системе учебных заданий технологии развивающего обучения
Тема урока: «Словари – наши помощники»
Чугуевская И.В., учитель ГБОУ СОШ № 12
Василеостровского района Санкт-Петербурга
Обобщающий урок 5 класса по теме «лексика»
Русский язык
Тип урока: Обобщающий урок по теме «Лексика и фразеология»(альтернативный урок, посвященный словарям).
Учебник: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова «Русский язык. Теория». 5 класс.
«Русский язык. Практика». 5 класс.
Цель урока: создать условия для понимания необходимости использования словарей в жизни и написание эссе на тему «Являются ли словари нашими помощниками и почему необходимо ими пользоваться?»
Умения: 1). Предметные: познакомить учащихся с основными словарями, их спецификой, способами построения словарных статей, уметь работать со словарями;
2). Метапредметные:
а). познавательные умения: уметь найти и выделить необходимую информацию, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать;
б). Регуметивные умения: определять цель, оценивать свои действия и результат;
в). коммуникативные: адекватно формулировать собственную позицию по данной теме, передавать информацию собеседнику, анализировать вопросы и правильно отвечать на вопрос, владеть разными формами речи, грамотно выражать свои мысли;
г). личностные: принимать нравственные ценности, осознанно относиться к обучению, проявлять интерес к теме.
Материалы к уроку:
- Презентация
- Словари
- Листы бумаги для письменного ответа
№ п/п | Этап технологии | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Умения |
ЕД | Организация начала урока Актуализация знаний | Вступительное слово учителя: - Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов, а название всего, что есть во Вселенной, вместились в словари. Об этом прекрасно сказал французский писатель Анатоль Франц: «Словари – это вся Вселенная в алфавитном порядке». -Итак, сегодня на уроке речь пойдет о словарях.
(дается время 5 мин.)
-к каким словарям мы обращаемся чаще всего? |
| Личностные: Проявлять интерес к теме, определять свою позицию;
Познавательные: Восстанавливать информацию из других форм предъявления; Коммуникативные: Адекватно передавать информацию; Регуметивные: Принимать и сохранять задание; Предметные: Определять, зачем нужны словари | |
Освоение информации по проблеме | Учебно-познавательная деятельность (УПД) |
Слайд 1. Представлены 8 картинок с изображением видов транспорта. (запишите словами все изображенные виды транспорта) Трамвай, автобус, троллейбус, такси, велосипед, мотоцикл, метро, самолет. На следующем слайде изображены слова, буквы выделены красным цветом: трамвай и т.д. Слайд 2.
Задание: Как правильно сказать: Холодн… кофе Сладк… какао Австралийск… кенгуру Вкусн… эскимо Слайд 3. Задание: Расставьте ударение в словах: Документ столяр Щавель звоним Красивее приняла
-Какими словарями нам необходимо воспользоваться, чтобы правильно выполнить задания?
- А сейчас вам необходимо определить о каком словаре идет речь и продолжить заполнять таблицу или «солнышко»
Слайд 4. Текст. «Встал ни свет ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к речке. От холодной воды у меня побежали мурашки, но я с горем пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали волчий аппетит.» Слайд 5. Текст. В этом словаре мы найдем слова, которые обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли и избежать повторения и одного и того же слова. В романе Леонида Леонова «Русский лес» автор употребил около 150 различных глаголов, обогащающих речь. Например: говорить, сказать, сообщить, промолвить, повторить, обсудить и т.д. Как называется словарь? Задание. К слову победить в этом словаре 14 синонимов. А сколько назовете вы? (повышенной трудности) Слайд 6. Этот словарь появился в конце 18 века и включал в себя более 40 тысяч слов. «…словарь живого великорусского языка» В.И. Даля включал более 200 тысяч слов и является подлинной сокровищницей народной русской речи. Словарь, с помощью которого объясняется лексическое значение слова. И называется этот словарь… |
«Словари русского языка – наши помощники».
Словари Слов. сочетаемости Орфограф. Орфоэпич.
Фразеологический словарь
Словарь синонимов.
| Личностные: Определять потребность в освоении темы, Познавательные: Сравнивать, обобщать; умение классифицировать; Коммуникативные: Адекватно отвечать на вопросы Личностные: Определять потребность в освоении темы; Познавательные: Выбирать ответ на поставленный вопрос; Предметные: использовать знания по теме «Лексика» и информацию о словарях Личностные: определять потребности в освоении темы, свою позицию; Познавательные: Умение использовать информацию; Коммуникативные: Корректно взаимодействовать с другими; Предметные: Использовать знания о словарях русского языка Личностные: Выражать свое отношение к происходящему | |
Диагностика обобщения знаний |
Слайд 7. 1 колонка 2 колонка 1.Тип словаря, словарь в котором синонимов собраны и истолкованы не отдельные слова, а устойчивые выражения. 2.В словаре значение словарь слов фразеологизмов не раскрывается и примеры их употребления не даются; дается набор слов, из которых можно извлечь только одно подходящее по смыслу и т.д. 3.Отгадайте слово по его противоположным значениям: встреча -пассивный, инертный, бездеятельный… -неряшливый, активный нечистоплотный… -проводы, аккуратный расставание… -Как называется словарь словарь? антонимов Задает вопросы.
|
| Регуметивные: Выполнять учебное задание последовательно и корректно оценивать результат, вносить коррективы; Предметные: Определять вид словаря, оценивать роль словарей в жизни человека; Познавательные: Извлекать информацию в соответствии с целью, анализировать, сравнивать, обобщать. Познавательные: Делать вывод, обобщать; Создавать план; адекватно отвечать на поставленный вопрос – коммуникативные. | ||
УД | Интелектуально-преобразовательная деятельность(ИПД) | Технология предъявления задания Составьте эссе «Почему словари русского языка являются нашими помощниками?» 1.Эвристический вариант 2.
3.
|
| Личностные: Определять внутреннюю позицию к теме; Коммуникативные: Создавать речевую конструкцию; Познавательные: Обосновывать выбор; Регуметивные: Оценивать результат | |
Рефлексивная деятельность (РД) |
|
| Личностные: Проявление своего отношения к результатам деятельности; Регуметивные: Оценивание результатов своей деятельности | ||
Итоги, д/з | Д/з:
| ||||
Памятка
Для того чтобы составить план по теме, нужно сделать следующее:
- Сформулировать тезис, составить небольшое вступление. Можно обратиться к информации в учебнике на стр.
- По содержанию урока подберите аргументы о том, что различные словари русского языка необходимы в жизни и являются нашими помощниками. Для этого вспомните, какие словари мы использовали чаще всего и для чего(т.е. зачем?). Можно обратиться к своим записям.
- Приведите примеры.
- Сделайте вывод, для чего нужны словари.
Шаблон плана ответа
Восстановите текст
Словарь – это __________
В русском языке существует много различных словарей, например: Толковый, ________.
Нужны ли словари нам в жизни? Можно ли без них обойтись, когда есть компьютер? Давайте порассуждаем на эту тему.
Значение словарей в жизни каждого человека велико.
Во-первых, чтение словарей, обращение к ним повышает __________.
Во-вторых, словари расширяют __________, предостерегают от ___________.
В-третьих, усугубляют понимание __________.
Таким образом, словари являются нашими помощниками, следовательно, без словарей ________________.
Д/з было опережающим:
Класс был поделен на группы, каждая группа получила задание: подготовить историческую справку о словаре, т.е. «биографию», куда войдут обязательно следующие пункты(что за словарь; история появления, год «рождения»; способ подачи материала; особые приметы; количество слов; образец словарной статьи; должно быть заранее придуманы и нарисованы обложки словарей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в 9 классе по теме: «Обобщающий урок-игра по русскому языку по теме «Глагол».
Тип урока - нестандартный, групповая игра "Знатоки"....
Урок по русскому языку. « Язык словами силен, или тайны русского слова» (Урок- путешествие с применением игровых форм для систематизации и обобщения знаний по теме «Причастие »)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Средн...
Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».
Конспект урока по русскому языку в 6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
Урок по русскому языку: Русский язык – один из развитых языков мира
Урок вводно-ознакомительный, направлен на расширение представления о русском языке, еего силе и возможностях....
Вводный урок по русскому языку в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира"
Представленная презентация сопровождает вводный урок русского языка в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира" и может быть использо...
Конспекты уроков по русскому языку на темы "ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА", "ПЕРИОДЫ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА"
Цели: дать представление о происхождении языка и истории народа, создать условия для формирования навыков исследовательской деятельности.Тип урока: усвоение новых знаний.Методы: исследовательский, сам...