Урок по русскому языку в 5 классе "Словари-наши помощники"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Урок разработан в соответствие с требованиями ФГОС второго поколения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_fgosam.docx28.1 КБ

Предварительный просмотр:

План проведения урока в системе учебных заданий технологии развивающего обучения

Тема урока: «Словари – наши помощники»

Чугуевская И.В., учитель ГБОУ СОШ № 12

Василеостровского района Санкт-Петербурга

Обобщающий урок 5 класса по теме «лексика»

Русский язык

Тип урока: Обобщающий урок по теме «Лексика и фразеология»(альтернативный урок,                           посвященный словарям).

Учебник: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова «Русский язык. Теория». 5 класс.

                                                                        «Русский язык. Практика». 5 класс.

Цель урока: создать условия для понимания необходимости использования словарей в жизни и написание эссе на тему «Являются ли словари нашими помощниками и почему необходимо ими пользоваться?»

Умения: 1). Предметные: познакомить учащихся с основными словарями, их спецификой, способами построения словарных статей, уметь работать со словарями;

               2). Метапредметные:

                    а). познавательные умения: уметь найти и выделить необходимую    информацию, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать;

                    б). Регуметивные умения: определять цель, оценивать свои действия и результат;

                    в). коммуникативные: адекватно формулировать собственную позицию по данной теме, передавать информацию собеседнику, анализировать вопросы и правильно отвечать на вопрос, владеть разными формами речи, грамотно выражать свои мысли;

                    г). личностные: принимать нравственные ценности, осознанно относиться к обучению, проявлять интерес к теме.

Материалы к уроку:

  1. Презентация
  2. Словари
  3. Листы бумаги для письменного ответа

№ п/п

Этап технологии

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Умения

ЕД

Организация начала урока

Актуализация знаний

Вступительное слово учителя:

- Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов, а название всего, что есть во Вселенной, вместились в словари. Об этом прекрасно сказал французский писатель Анатоль Франц: «Словари – это вся Вселенная в алфавитном порядке».

-Итак, сегодня на уроке речь пойдет о словарях.

  • Напишите эссе, отвечая на вопросы6 в каких случаях мы обращаемся к словарям? и Можем ли мы обойтись без словарей и почему?

        (дается время 5 мин.)

  • Определите, какие задачи будем решать на уроке:

-к каким словарям мы обращаемся чаще всего?

  • Пишут эссе, отвечая на вопросы учителя;
  • Зачитывают работы;
  • Анализируют, обсуждают
  • Определяют задачи урока
  • Отвечают на вопросы

Личностные:

Проявлять интерес к теме, определять свою позицию;

 

Познавательные:

Восстанавливать информацию из других форм предъявления;

Коммуникативные:

Адекватно передавать информацию;

Регуметивные:

Принимать и сохранять задание;

Предметные:

Определять, зачем нужны словари

Освоение информации по проблеме

Учебно-познавательная деятельность (УПД)

  • Предлагает сформулировать тему урока
  • Предъявляет учебные задания
  • Демонстрирует презентацию к уроку
  • Включает учеников в конструктивную деятельность
  • Консультирует учащихся

Слайд 1.   Представлены 8 картинок с изображением видов транспорта.

       (запишите словами все изображенные виды транспорта)

Трамвай, автобус, троллейбус, такси, велосипед, мотоцикл, метро, самолет.

На следующем слайде изображены слова, буквы выделены красным цветом: трамвай и т.д.

Слайд 2.

         

    Задание: Как правильно сказать:

     Холодн… кофе

     Сладк… какао

     Австралийск…         кенгуру

     Вкусн… эскимо

Слайд 3.

           Задание: Расставьте ударение в словах:

Документ   столяр

Щавель       звоним

Красивее   приняла

  • Задает вопрос:

-Какими словарями нам необходимо воспользоваться, чтобы правильно выполнить задания?

  • Активизирует внимание учащихся, заинтересовывая на задании.

- А сейчас вам необходимо определить о каком словаре идет речь и продолжить заполнять таблицу или «солнышко»

  • Предъявляет учебное задание
  • Включает учеников в конструктивную деятельность
  • Демонстрирует презентацию к уроку

Слайд 4. Текст.

             «Встал ни свет ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к речке. От холодной воды у меня побежали мурашки, но я с горем пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали волчий аппетит.»

Слайд 5. Текст.

            В этом словаре мы найдем слова, которые обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли и избежать повторения и одного и того же слова. В романе Леонида Леонова «Русский лес» автор употребил около 150 различных глаголов, обогащающих речь.

Например: говорить, сказать, сообщить, промолвить, повторить, обсудить и т.д. Как называется словарь? Задание.

               К слову победить в этом словаре 14 синонимов. А сколько назовете вы?

(повышенной трудности)

Слайд 6.   Этот словарь появился в конце 18 века и включал в себя более 40 тысяч слов. «…словарь живого великорусского языка» В.И. Даля включал более 200 тысяч слов и является подлинной сокровищницей народной русской речи. Словарь, с помощью которого объясняется лексическое значение слова. И называется этот словарь…

  • Выбирают вариант, который наиболее точно отражает цели урока,
  • Записывают в тетради тему

«Словари русского языка – наши помощники».

  • Выполняют задания,
  • Записывают слова,
  • Проверяют свои записи,
  • Исправляют ошибки, если они есть

  • Выполняют задание;
  • Вставляют пропущенные окончания;
  • Доказывают: почему так правильно;
  • Проверяют;
  • Исправляют

  • Отвечают на вопрос;
  • Записывают в тетрадь;
  • Составляют таблицу в виде «солнышка».

Словари

             Слов. сочетаемости

Орфограф.

    Орфоэпич.

  • Заполняют в тетради таблицу
  • Комментируя, почему этот словарь именно фразеологический
  • Выписывают примеры из текста

Фразеологический словарь

  • Рассказывают биографию словаря

Словарь синонимов.

  • Рассказывают «биографию» словаря
  • Выполняют задания, записывая название словаря и
  • Подбирают синонимы к слову
  • Устанавливают сами название словаря;
  • Приводят самостоятельно примеры, которые доказывают, что это Толковый словарь.
  • Рассказывают «биографию» словаря

Личностные:

Определять потребность в освоении темы,

Познавательные:

Сравнивать, обобщать; умение классифицировать;

Коммуникативные:

Адекватно отвечать на вопросы

Личностные:

Определять потребность в освоении темы;

Познавательные:

Выбирать ответ на поставленный вопрос;

Предметные: использовать знания по теме «Лексика» и информацию о словарях

Личностные: определять потребности в освоении темы, свою позицию;

Познавательные:

Умение использовать информацию;

Коммуникативные:

Корректно взаимодействовать с другими;

Предметные:

Использовать знания о словарях русского языка

Личностные:

Выражать свое отношение к происходящему

Диагностика обобщения знаний

  • Перечислите(пользуясь своей таблицей), какие словари упоминались сегодня на уроке?
  • Выберите правильное определение словарю и соотнесите с названием:

Слайд 7.

1 колонка         2 колонка

1.Тип словаря,    словарь

 в котором      синонимов

 собраны и

истолкованы

не отдельные

 слова, а

устойчивые

 выражения.

2.В словаре        

значение           словарь

слов             фразеологизмов

не раскрывается

 и примеры

 их употребления

 не даются;

 дается набор

 слов, из

которых

можно извлечь

 только одно

 подходящее

 по смыслу и т.д.

3.Отгадайте        

слово по его противоположным значениям:             встреча

-пассивный,          

инертный,

бездеятельный…

-неряшливый,     активный  нечистоплотный…

-проводы,           аккуратный

расставание…

-Как называется      словарь

словарь?              антонимов

Задает вопросы.

  • Какие словари русского языка вы еще знаете
  • Дополните свою таблицу…
  • Чем различается информация, которая дается в каждом из них?
  • Почему полезно обращаются к разным словарям?(помогают, а следовательно являются помощниками)
  • Предъявляет индивидуальное письменное задание
  • Выполняют предъявленное задание.
  • Аргументируя свой ответ

  • Проводят соотношение(соответствие) правой и левой колонки

  • Рассказывают «биографию» словаря
  • Отвечают на вопросы
  • Дополняют таблицу своими примерами
  • (отвечают) представляют оставшиеся словари(Д/з)
  • Записывают свои мысли
  • Аргументируют свой ответ

Регуметивные:

Выполнять учебное задание последовательно и корректно оценивать результат, вносить коррективы;

Предметные:

Определять вид словаря, оценивать роль словарей в жизни человека;

Познавательные:

Извлекать информацию в соответствии с целью, анализировать, сравнивать, обобщать.

Познавательные:

Делать вывод, обобщать;

Создавать план; адекватно отвечать на поставленный вопрос – коммуникативные.

УД

Интелектуально-преобразовательная деятельность(ИПД)

Технология предъявления задания

Составьте эссе «Почему словари русского языка являются нашими помощниками?»

1.Эвристический вариант

2.

  • Учитель выясняет, кому нужна подсказка и дает Памятку(см. Приложение №1(импровизированный вариант)

3.

  • Учитель выясняет, кому нужна помощь и дает Шаблон ответа(информативный вариант(Приложение 2)
  • Раздает листочки для письменной работы;
  • Собирает ответы;
  • Обобщает написанное.
  • Составляют и записывают эссе

  • эссе

Личностные:

Определять внутреннюю позицию к теме;

Коммуникативные:

Создавать речевую конструкцию;

Познавательные:

Обосновывать выбор;

Регуметивные:

Оценивать результат

Рефлексивная деятельность

(РД)

  • задание: Дополните предложения
  1. Я оцениваю свою работа на …, потому что …
  2. Закончите любое предложение по своему выбору(см. слайд 8)
  • Выполняют задание учителя;
  • Оценивают свою работу на уроке;
  • Высказывают свое отношение к уроку

Личностные:

Проявление своего отношения к результатам деятельности;

Регуметивные:

Оценивание результатов своей деятельности

Итоги, д/з

Д/з:

  • Найдите в дополнительной литературе и составьте свой мини-словарик слов, которые для вас являются самыми интересными(3-4 слова).

Памятка

Для того чтобы составить план по теме, нужно сделать следующее:

  • Сформулировать тезис, составить небольшое вступление. Можно обратиться к информации в учебнике на стр.
  • По содержанию урока подберите аргументы о том, что различные словари русского языка необходимы в жизни и являются нашими помощниками. Для этого вспомните, какие словари мы использовали чаще всего и для чего(т.е. зачем?). Можно обратиться к своим записям.
  • Приведите примеры.
  • Сделайте вывод, для чего нужны словари.

Шаблон плана ответа

                    Восстановите текст

          Словарь – это __________

          В русском языке существует много различных словарей, например: Толковый, ________.

          Нужны ли словари нам в жизни? Можно ли без них обойтись, когда есть компьютер? Давайте порассуждаем на эту тему.

          Значение словарей в жизни каждого человека велико.

Во-первых, чтение словарей, обращение к ним повышает __________.

Во-вторых, словари расширяют __________, предостерегают от ___________.

В-третьих, усугубляют понимание __________.

          Таким образом, словари являются нашими помощниками, следовательно, без словарей ________________.

Д/з было опережающим:    

Класс был поделен на группы, каждая группа получила задание: подготовить историческую справку о словаре, т.е. «биографию», куда войдут обязательно следующие пункты(что за словарь; история появления, год «рождения»; способ подачи материала; особые приметы; количество слов; образец словарной статьи; должно быть заранее придуманы и нарисованы обложки словарей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

Конспект урока по русскому языку в  6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Урок по русскому языку: Русский язык – один из развитых языков мира

Урок вводно-ознакомительный, направлен на расширение представления о русском языке, еего силе и возможностях....

Вводный урок по русскому языку в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира"

Представленная презентация сопровождает вводный урок русского языка в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира" и может быть использо...

Конспекты уроков по русскому языку на темы "ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА", "ПЕРИОДЫ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА"

Цели: дать представление о происхождении языка и истории народа, создать условия для формирования навыков исследовательской деятельности.Тип урока: усвоение новых знаний.Методы: исследовательский, сам...