Беседа на тему: "Словари - наши дружные помощники"
методическая разработка по теме

Беседа проведена в рамках недели русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon beseda_slovari.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

МБС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» г. Мичуринска

Беседа на тему:

"СЛОВАРИ - НАШИ ДОБРЫЕ ПОМОЩНИКИ"

Учитель русского языка и литературы

Попова Татьяна Борисовна

2011

Только люди обладают даром речи. С помощью слова люди общаются друг с другом. С помощью слова человек описывает природу, мир, самого себя.

Владимир Даль, составитель знаменитого словаря, писал: "Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Словом называют слово, беседу, разговор, речь, пароль, обещание, ругательство, букву, пись менный знак, остроту, шутку".

Народ издавна отметил разницу между словом и делом: "На словах и так и сяк, а на деле - никак", "Кто словом скор, тот в деле не спор", "От слова до дела не близко".

Александр Трифонович Твардовский в стихотворении "Слово о словах" пишет об ответственности человека за свои слова:

Да, есть слова, что жгут, как пламя, Что светят вдаль и вглубь - до дна. Но их подмена словесами Измене может быть равна.

Поэт мечтает о таком времени,

Чтоб ограничить трату слов, Чтоб сердце кровью их питало; Чтоб разум их живой смыкал; Чтоб не транжирить как попало...

А великий Лев Николаевич Толстой когда-то писал: "Слово - дело ве ликое. Великое потому, что словом можно и разъединить их, словом слу жить любви, словом же можно служить вражде и ненависти".

Так сколько же слов в русском языке? Обратимся к словарям русского языка.

В однотомном "Толковом словаре" С. И. бжегова около 57 тысяч слов.

В четырехтомном словаре под редакцией Д. Н. Ушакова более 85 ты сяч слов. Этот словарь отразил все лучшее, что накопила русская лексико графия за все свое существование. Почти вплоть до середины XX века этот словарь оставался незаменимым пособием для учителей, лингвистов и всех любителей русского языка.

На смену этому словарю пришли два новых академических словаря: 17-томный (более 120 тысяч слов) и четырехтомный.

Заглянув в словарь и найдя нужное слово, мы узнаем. *то <ию обознача ет, как пишется, где находится ударение, как оно кзмежаетс*

Анатоль Франс, известный французский писателе сказал о словарях: "Словарь - это вся вселенная в алфавитном порядке.,. Все эти собранные слова - дело плоти, крови и души родины и человечества*

Попытку собрать все слова русского языка прсдграиал Владимир Ива нович Даль. В его "Толковом словаре живого вел и тар? сотого языка" более 200 тысяч слов. Над своим словарем Даль работал 4' лет*

По образованию Даль был хирургом. Он был также шкияш писате лем (под псевдонимом Казак Луганский), имел способности к технике. Но главным трудом всей его жизни стало составление словари. Это научный подвиг ученого. Когда Владимир Иванович готовил свое труд к печати, работать ему приходилось очень много, иногда до обыорокои. В Даль был одновременно и автором словаря, и редактором, и корректором.

Ученый-языковед сумел раскрыть неисчерпаемое словарное богатство русского языка.

Какие еще есть словари?

"Орфографический словарь русского языка пол редакцией С. Г. Бархударова, С. И. Ожегова и А. Б. Шапиро (104 тысячи стов)

"Словарь ударений" (для работников радио и телевидения ~: - редак цией Д. Э. Розенталя.

"Русское литературное произношение и ударение г; л ре -акцией Р. И. Аванесова и С. И. Ожегова.

"Фразеологический словарь русского языка" под редакцией А. И. Молоткова (4000 выражений).

"Словарь синонимов русского языка" под редакцией 3 Е Александ ровой.

"Словарь русских личных имен" под редакцией Н. А. Петровского.

"Словарь иностранных слов" под редакцией И. В. Лехина. С М Лок-шиной, Ф. Н. Петрова и Л. С. Шаумяна (23 тысячи слов иноязычного про исхождения).

Есть и другие языковые словари.

В жизни часто приходится обращаться к энциклопедиям, различным справочникам:

"Энциклопедический словарь" (86 томов).

"Большая энциклопедия" (20 томов).

Задания для учащихся

  1. Какие словари лежат перед вами? Кто их авторы? О чём можно уз нать с помощью этих словарей?
  2. Каким словарем необходимо пользоваться, чтобы узнать значение и происхождение словосочетаний:

между двух огней; полететь вверх тормашками; пожинать лавры; хлопать глазами; одна нога здесь, другая там; зубы заговаривать; голова идет кругом.

Объясните происхождение и значение этих фразеологизмов. Пользуй тесь "Фразеологическим словарем".

  1. Ответьте, в каких случаях вы обращаетесь к орфографическому сло варю.
  2. Пользуясь "Школьным словообразовательным словарем", объясните, как образовались данные слова:

Пчела, игрушка, жалеть, молниеносный, времянка, инертность и др.

5.        Что означают слова?

Авеню, демилитаризация, аршин, кольраби, омшаник, светец, траль щик, ротационный.

Обращайтесь к школьным словарям и справочникам постоянно. По мощь, которую они вам окажут, вы, несомненно, оцените, а школьная дружба со словарями сохранится у вас на всю жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка проведения праздника - встречи: «Наша дружная семья»

Цель: Раскрытие ценностных ориентаций в отношениях  родителей и детей через  ознакомление с исторически сложившимися православными культурными традициями на примере семьи Романовы...

Сценарий праздника "Наша дружная семья"

Сценарий семейного праздника о семье - о том, что дорого всем нам....

Беседа для 5 класса на тему "Словари - наши добрые помощники"

Данный материал можно использовать при проведении Недели русского языка и литературы....

Беседа "Наша дружная семья"

Что такое семья, когда она образуется?...

Использование игрового оборудования «Dusyma» в работе учителя-дефектолога. Открытое мероприятие: досуг "Наши умные помощники-органы чувств" в подготовительной группе.

Использование игрового оборудования «Dusyma» в работе учителя-дефектолога.Открытое мероприятие: досуг «Наши умные помощники — органы чувств» в подготовительной группе....

Методическая разработка на тему: «Электроприборы- наши домашние помощники».

Конспект интегрированного урока по предметам: "Социально-бытовая ориентировка" и "Развитие речи"«Электроприборы- наши домашние помощники»для детей с нарушением интеллек...

"Наши умные помощники - глаза, уши, нос, язык"

Задачи:Обучающие: закрепить знания об органах чувств. Уточнить, какое значение для человека имеют слух, зрение, вкус и обоняние в познании мира. Тренировать способность приобретать знания с помощью эк...