Рабочая программа по русскому языку для 9 класса
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
Рабочая программа содержит пояснительную записку и КТП
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_9_kl.docx | 78.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа села Фащевка
Грязинского муниципального района Липецкой области
Рассмотрена на заседании ШМО. Утверждаю. |
Руководитель ШМО Директор МБОУ СОШ села Фащёвка |
___________(Н.Н. Трунова) ____________(Е. А. Терновых) |
Протокол от _____________2016 г. №____ Приказ от ___________ 2016 г. №____ |
|
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Русский язык»
для
9 класса
МБОУ СОШ с. Фащёвка
на 2016 – 2017 уч. год
Учитель, реализующий учебный предмет,
Трунова Наталья Николаевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Русский язык является важнейшей частью национальной культуры русского народа. Как учебная дисциплина он имеет первостепенное значение, так как является не только предметом изучения, но и важнейшим средством познания других наук, средством интеллектуального, духовного, эстетического развития учащихся.
Основные цели преподавания русского языка
в общеобразовательных учреждениях РФ:
- Формирование у учащихся на базе усвоения ими определенной системы знаний о языке умений и навыков полноценно и грамотно пользоваться богатыми ресурсами родного языка.
- Воспитание бережного отношения к языку и речи, стремления к самосовершенствованию в области культуры речевого общения.
Задачи:
- Дать представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности.
- Обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений на практике применять эти знания.
- Развивать речь учащихся (словарный запас, грамматический строй, нормы литературного языка, устная и письменная речь).
- Формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.
- Формировать умение анализировать речевые факты, оценивать их с точки зрения нормированности, соответствия ситуации общения.
- Формировать умение анализировать и составлять тексты разных жанров и стилей.
В процессе обучения русскому языку в 9 классе учащиеся должны приобрести в рамках программы основные умения и навыки анализа (разбора) языкового материала, орфографические и пунктуационные навыки, умения и навыки связной речи, а также продолжить овладение нормами литературного языка.
Нормативные правовые документы,
на основании которых разработана рабочая программа
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Документ изменен приказом номер 69 от 31.01.2012 г.
Документ изменен приказом номер 39 от 24.01.2012 г.
Документ изменен приказом номер 427 от 19.10.2009 г.
Документ изменен приказом номер 320 от 31.08.2009 г.
Документ изменен приказом номер 164 от 03.06.2008 г.
3. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
4. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 19.12. 2012 г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программа общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013 – 2014 учебный год»;
5. Приказ УОиН Липецкой области от 16.05.2013 г. № 451 «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы общего образования, на 2013 – 2014 учебный год»;
6. Приказ УОиН Липецкой области от 20.06.2013 г. № 585 «О внесении изменений в приказ управления образования и науки Липецкой области от 16 мая 2013 года № 451 «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы общего образования, на 2013 – 2014 учебный год»;
7. Приказ по школе № 134 от 26.08.2013 г. «Об утверждении учебного плана»;
8. Приказ по школе № 136 от 28.08. 2013 г. «Об утверждении годового календарного учебного графика»;
9. Приказ по школе №226 от 08.12.2009 г. «О приведении в соответствие с положением рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин». Программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по русскому языку.
Сведения о программе
При составлении данной программы за основу взята программа В. В. Бабайцевой, А. Ю. Купаловой, Е. И. Никитиной, А. П. Еремеевой, Г. К. Лидман – Орловой и др. (в кн. Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5—9 кл., 10—11 кл. / сост. Е. И. Харитонова. — М.: Дрофа, 2008.
В данной программе выделяются две части:
1. «Система языка»
2. «Развитие связной речи», обеспечивающие формирование языковой и лингвистической компетенции.
Обоснование выбора авторской программы для разработки рабочей программы
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Авторская программа Бабайцевой В. В., Чесноковой Л. Д. всецело отвечает требованию стандарта: «Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета». Именно поэтому данная программа была взята за основу при составлении рабочей программы по русскому языку.
В процессе обучения русскому языку в 9 классе учащиеся должны приобрести в рамках программы основные умения и навыки анализа (разбора) языкового материала, орфографические и пунктуационные навыки, умения и навыки связной речи, а также овладеть нормами литературного языка.
В предлагаемой программе представлены два раздела: «Вводный курс» и «Основной курс».
Назначение «Вводного курса» - не только повторить изученное в начальных классах, но и помочь детям преодолеть трудности восхождения на новую ступень школы, освоиться с новыми учебными пособиями, создать мотивацию учения на новом этапе, открыть перспективы занятий родным языком, пропедевтически включая материал, с которым не скоро придется встретиться в «Основном курсе», но без знания хотя бы элементов которого занятия теряют свою действенность.
В «Основном курсе» реализуется линейный принцип подачи материала. Для обеспечения осознанного восприятия устройства языковой системы и формирования практических умений и навыков он представляется более прочной базой, чем раздробленные сведения из разных разделов науки о языке. Таким образом, программа Бабайцевой В. В., Чесноковой Л. Д. дает целостное представление о русском языке.
Изменения, внесенные в программу
В базисном плане на изучение русского языка выделяется 2 часа в неделю. В соответствии с рекомендациями УОиН Липецкой области «О составлении учебного плана ОУ» из школьного компонента был добавлен 1 час на изучение русского языка. Таким образом, программа рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю, из них 1 час за счет школьного компонента). В связи с этим, авторская программа Бабайцевой В. В., Чесноковой Л.Д., которая взята за основу и рассчитана на 68 часов, имеет изменения, так как производится увеличение часов на изучение отдельных тем. Курс русского языка в 9 классе является завершающим для среднего звена, здесь закрепляется материал, изученный в 5 – 8 классах, и изучается «Синтаксис и пунктуация сложного предложения». Поэтому для качественной подготовки к ГИА необходимо увеличить количество часов на изучение тем, направленных на формирование ЗУНов, необходимых для написания ГИА. Опыт работы показывает, что девятиклассники испытывают затруднения при освоении таких тем, как «Сложносочиненное предложение», «Сложноподчиненное предложение», «Сложные бессоюзные предложения», «Сложные предложения с различными видами связи», на изучение которых необходимо увеличить количество уроков. Увеличение часов на повторение орфографии и пунктуации, изученных в 5 – 8 классах, на развитие речи обучающихся, на итоговое повторение и ряд других тем приведет к качественной подготовке школьников к итоговой аттестации. На развитие речи по типовой программе отводится 12 часов, этого недостаточно для обучения школьников сжатому изложению и сочинению на лингвистическую тему, поэтому на развитие речи отводится 19 часов, что поможет отработать умение создавать сокращенный текст на основе услышанного и строить сочинение на лингвистическую тему.
Определение места и роли учебного курса
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
В процессе обучения русскому языку в 5—9 классах учащиеся должны приобрести в рамках программы основные умения и навыки анализа (разбора) языкового материала, орфографические и пунктуационные навыки, умения и навыки связной речи, а также овладеть нормами литературного языка.
Информация о количестве учебных часов,
на которое рассчитана учебная программа
В базисном учебном плане на изучение русского языка в 9 классе выделяется 2 часа в неделю, + 1 час в неделю за счет школьного компонента образовтельного учреждения.Таким образом, на изучение русского языка в 9 классе отводится – 105 часов в год (из них дополнительно – 35 часов).
Рабочая программа рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю). На изучение теоретического материала 83 часа, в том числе: на контрольные работы 13 часов; на практические работы (тесты) - 3 часа; на проверочные работы (зачет) - 2 часа; на развитие речи - 19 часов, в том числе: на изложение - 8 часов; на сочинение - 6 часов.
Формы организации образовательного процесса
Основной и главной формой организации учебного процесса является традиционный урок (различные типы уроков: изучение нового материала, комбинированный урок, урок обобщения и систематизации знаний и др.). Уроки с использованием ИКТ и мультимедийного проектора, открытые и нетрадиционные уроки.
Используемые технологии на уроках
- Использование крупноблочных технологий на уроках русского языка.
Идея этой технологии – увеличение объема изучаемого на одном уроке теоретического материала, сведение данного материала в крупные блоки в виде так называемых «опорных конспектов». Во главу угла ставится принцип обучения на высоком уровне трудности, выдвинутый Л.В. Занковым и вытекающий из положений теории Л.С. Выготского об обучении в «зоне ближайшего развития ребенка».
Несомненным преимуществом работы по русскому языку с использованием опорных конспектов является, во-первых, то, что теоретический материал, систематизированный по разделам и темам, подается на уроках крупными блоками, а в составляющих эти блоки частях он как бы «свернут» на основе высокого уровня обобщения. В целом теоретический материал выражен компактно и в то же время доступно для учеников. Усвоение укрупненного блока информации облегчается для обучающихся благодаря использованию на уроке опорного конспекта, систематизирующего и обобщающего новое и ранее изученное по разделам курса. Иллюстративные примеры в опорных конспектах также строго систематизированы и носят обобщающий характер. Таким образом, ученики получают возможность видеть сначала целое и затем постепенно переходить к детальному изучению частей этого целого, т.е. к анализу взаимосвязанных явлений.
- Здоровьесберегающие технологии подразумевают под собой
- благоприятные условия обучения школьника (отсутствие стресса, адекватность требований);
- рациональную организацию учебного процесса в соответствии с возрастными и индивидуальными требованиями;
- соответствие учебной и физической нагрузки возрастным особенностям подростка;
- создание благоприятного эмоционально-психологического климата на уроках;
- использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся (физминутки, упражнения для глаз и др.)
- Главными принципами доровьесберегающей технологии являются следующие:
«Не навреди» и «От успеха – к успеху» (сначала отметь положительное в деятельности и знаниях, а потом в тактичной форме говори об отрицательном).
Механизмы формирования ключевых компетенций
Ключевые компетенции обучающихся формируются на каждом уроке с помощью самых разнообразных методов (механизмов) обучения и воспитания. Вот некоторые из них: объяснение, упражнение, обсуждение, дискуссия, методы программированного обучения, методы проблемного обучения, рассказ, демонстрация, работа с книгой, рассказ, беседа, обучающий контроль и др.
На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы.
Для решения опознавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари.
Характеристика контрольно-измерительных материалов
Программа предусматривает различные формы контроля знаний учащихся:
тестирование, контрольные диктанты с грамматическими заданиями, сочинения миниатюры, изложения, анализ текста, проверочные работы. Тексты контрольно-измерительных материалов содержатся:
1. В методическом пособии для преподавателя «Русский язык. 9 класс: поурочные планы по программе В. В. Бабайцевой/авт.-сост. Т.И. Ермоленко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 144 с.»;
2. В контрольных и проверочных работах по русскому языку. / Под ред. Родина И.О. - М.: Астрель, 2006
3. В типовых экзаменационных вариантах: 12 вариантов /под. Ред. И.П. Цыбулько – М. : Издательство «Национальное образование», 2012. – 80 с.
4. В учебно-методическом пособии /под. Ред. Н.А. Сениной. – Ростов н/Д : Легион, 2013 – 384 с. – (ГИА-9)
Вид контроля | кол-во | итого | |
Проверочные работы | 1 | 1 | |
Диктанты | 2 слов. | 6 контр. | 8 |
Изложения | 2 обуч. | 2 контр. | 4 |
Сочинения | 2 обуч. | 2 контр. | 4 |
Практических работ | 3 | 3 | |
Работа с тестами | на каждом уроке |
Такие формы контроля позволят в полной мере проверить уровень подготовки уч-ся к урокам русского языка.
Требования к уровню подготовки обучающихся к окончанию 9 класса
Обучающиеся должны знать:
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- основные признаки научного, публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи, языка художественной литературы;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета;
Обучающиеся должны уметь:
речевая деятельность:
аудирование:
- фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;
- формулировать вопросы по содержанию текста;
- замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;
чтение:
- понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;
- составлять конспект прочитанного текста;
- оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;
- прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического текста;
говорение:
создавать устные монологические высказываниями: актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;
- знать основные нормы построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);
•строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;
письмо:
- знать основные нормы построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);
- писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;
- вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждения, описания, повествования);
- писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;
- составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента из большой статьи);
- совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;
текст:
•проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль,
тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);
фонетика и орфоэпия:
- правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;
- анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
морфемика и словообразование:
- владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;
- толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.);
- пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;
- опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов.
лексикология и фразеология:
- разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их определять;
- пользоваться разными видами толковых словарей;
- верно использовать термины в текстах научного стиля;
- оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;
- проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;
морфология:
- распознавать части речи и их формы в трудных случаях;
- правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;
- определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
- опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;
орфография:
- применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;
- пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;
- проводить орфографический анализ текста;
синтаксис и пунктуация:
- различать изученные виды простых и сложных предложений;
- интонационно выразительно читать предложения изученных видов;
- составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам;
- уместно пользоваться синтаксическими синонимами;
- правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;
- проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;
- устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;
- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
- применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обозначения;
- строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;
- самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;
- проводить пунктуационный анализ текста;
- аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.
Программа реализуется в адресованном учащимся комплексе:
- Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы.
- Русский язык. Практика. 9 класс/под ред. Ю.С. Пичугова
- Никитина Е. И. Русский язык. Русская речь. 9 класс.
Учебный комплекс оснащен «Методическими рекомендациями к учебному комплексу по русскому языку», «Поурочным планированием», пособиями «Уроки развития речи», дидактическими материалами по русскому языку для каждого класса, тетрадями для самостоятельной работы учащихся по русскому языку.
В учебнике Бабайцевой В. В., Чесноковой Л. Д. «Русский язык. Теория. 5-9 классы» излагается систематический теоретический курс русского языка, который способствует формированию целостного представления о системе русского языка, его закономерностях и тенденциях развития.
Изложение теории дается в системе, что для формирования практических умений и навыков является более прочной базой, чем раздробленные сведения из разных разделов о языке. Этот тип учебника выполняет как учебную, так и справочную функцию. Он используется не только при изучении нового материала, но и при повторении, при подготовке к зачетным урокам, к экзаменам. Учебник способствует формированию познавательной самостоятельности у учащихся, умения работать с учебной литературой, пользоваться разными видами чтения.
Книга «Русский язык. Практика» реализует деятельностный подход к обучению. Упражнения тренировочного характера способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, развивают мышление, формируют интерес к родному языку.
Третий компонент учебного комплекса «Русский язык. Русская речь» обеспечивает формирование коммуникативной компетенции учащихся.
Система работы по развитию связной речи учащихся учитывает:
- Связь работы по развитию речи с социальным опытом учащихся.
- Взаимосвязь в работе по развитию устной и письменной речи.
- Связь работы по развитию речи с изучением русского языка (фонетика, лексика, морфемика, грамматика, стилистика).
- Связь работы по развитию речи с уроками литературы и внеклассного чтения.
- Опора на межпредметные связи.
Все компоненты учебного комплекса тесно взаимосвязаны между собой (представляют единый учебник в трех частях) и в совокупности служат решению задач обучения русскому языку в школе.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
В 9 КЛАССЕ
(68 часов + 35 часов школьный компонент), из них - 19 на развитие речи.
Введение – (1 ч.)
Общие сведения о языке.
Умения и навыки.
1. Знать основные функции языка в обществе, русский литературный язык и его нормы, основные лингвистические словари. Основные формы существования национального русского языка: русский литературный язык, территориальные диалекты (народные говоры), социальные диалекты (жаргоны) и просторечия.
2. Уметь использовать в речи нормированный язык, видеть изменения в языке на уровне лексики, морфологии, орфоэпии, уметь извлекать из словарей необходимую информацию, составлять текст о роли языка в жизни человека и общества.
3. Понимать, что ядром современного русского языка является литературный язык, уметь, объяснять разнообразие лексического состава русского языка.
4. Применять общие правила произношения и написания слов, их изменения и соединения друг с другом, находить нарушения в устной и письменной речи, исправлять их.
Повторение изученного в 5-8 классах (8 ч.)
Синтаксис словосочетания и простого предложения.
Умения и навыки.
1. Знать опознавательные признаки словосочетания и предложения, средства синтаксической связи в словосочетаниях, главные и второстепенные члены предложения, односоставные предложения, однородные и обособленные члены предложения, обращения и вводные слова.
2. Уметь правильно расставлять знаки препинания, производить пунктуационный разбор предложения, анализировать языковые единицы с точки зрения точности и уместности употребления.
Синтаксис и пунктуация (44 ч. + 13 рр)
Сложное предложение (2 ч.)
Основные виды сложных предложений. Союзные сложные предложения.
Умения и навыки.
1. Знать признаки сложных предложений.
2.Уметь различать основные виды сложных предложений, объяснять постановку знаков препинания в них.
Сложносочиненное предложение (15 ч. + 1рр)
Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом. Знаки препинания в ССП.
Умения и навыки.
1. Знать основные группы ССП по значению и союзам.
2.Уметь объяснять постановку знаков препинания, находить в тексте ССП и производить их пунктуационный разбор.
Сложноподчинённое предложение (16 ч. + 5 рр)
Строение сложноподчиненных предложений (СПП). Подчинительные союзы и союзные слова в СПП. Указательные слова. Особенности присоединения придаточных предложений к главному. СПП с несколькими придаточными. Виды придаточных предложений.
Умения и навыки.
1. Знать отличительные признаки СПП, виды придаточных предложений, виды подчинения.
2. Уметь производить пунктуационный и синтаксический разбор, лингвистический анализ текста, в том числе с т. з. синтаксиса СПП, владеть основными синтаксическими нормами современного русского.
Сложное бессоюзное предложение (6 ч. + 3 рр)
Понятие о бессоюзном сложном предложении (БСП). Запятая и точка с запятой в БСП. Двоеточие в БСП. Тире в БСП.
Умения и навыки.
1. Знать основные признаки БСП, правила постановки запятой и точки с запятой, двоеточия, тире, выразительные возможности БСП.
2. Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи.
Сложные предложения (СП) с разными видами связи (6 ч. + 2рр)
Понятие о сложных предложениях с разными видами связи. Запятая при стечении сочинительных и подчинительных союзов.
Умения и навыки.
1. Знать отличительные особенности сложных предложений с разными видами связей, отличительные особенности стилей речи, их основные жанры.
2. Уметь правильно ставить знаки препинания в данных предложениях, производить синтаксический разбор, правильно строить данные предложения и употреблять в речи, создавать тексты.
Предложения с чужой речью (9 ч. + 3 рр)
Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Предложения с косвенной речью. Цитаты и способы цитирования.
Умения и навыки.
1. Знать основные способы передачи чужой речи, правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, разорванной словами автора, в предложениях с косвенной речью, основные способы цитирования.
2. Уметь определять способ передачи чужой речи, находить подобные предложения в тексте, объяснять знаки препинания, конструировать предложения, подбирать синонимичные конструкции.
Комплексный анализ текста(2 ч.)
Умения и навыки.
1. Знать средства связи частей текста, стили речи и их основные признаки.
1. Уметь толковать лексическое значение слов известными способами, использовать морфемный и словообразовательный анализ слов для правильного правописания, производить синонимическую замену слов, употреблять в речи сининомы, антонимы, фразеологизмы.
Общие сведения о языке (5 ч. + 4 рр)
Обобщение и систематизация изученного
в 5-9 классах (11ч. + 1 рр)
Фонетика. Графика. Орфография. Морфология. Пунктуация. Синтаксис.
Умения и навыки.
1. Знать звуки речи, соотношение звука и буквы, связь фонетики с графикой и орфографией, основные орфоэпические нормы, грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль частей речи, основные морфологические нормы русского литературного языка.
2. Уметь применять знания по фонетике в практике правописания и говорения, грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль частей речи, основные морфологические нормы русского литературного языка.
Развитие речи (19 ч.)
9 КЛАСС
Систематизация и обобщение основных понятий связной речи, служащих базой для создания высказываний в устной и письменной формах в соответствии с определенной темой и основной мыслью высказывания, типом речи и стилем высказывания, с использованием разнообразных изобразительно-выразительных средств языка, с соблюдением норм литературной речи.
Углубленное понятие о научном стиле и стиле художественной литературы.
Умения:
- кратко излагать основное содержание текста научного и публицистического стилей, составлять тезисы и конспекты;
- собирать материал из различных источников, систематизировать и обобщать его;
- строить связное аргументированное высказывание на лингвистическую тему по материалу, изученному на уроках русского языка;
- составлять деловые бумаги (заявление, расписку, характеристику, автобиографию);
- писать сочинение на литературоведческую тему по изученному произведению;
- писать сочинение на свободную тему в разных жанрах и стилях речи;
- создавать устное публичное выступление в разных жанрах и формах.
Компонент образовательного учреждения (27 ч + 7 рр)
Часы использованы:
на углубленное изучение отдельных тем:
- Повторение изученного в 5 – 8 классах;
- Сложносочиненные предложения;
- Сложноподчиненные предложения;
- Сложные предложения с разными видами связи;
- Предложения с чужой речью;
- Общие сведения о языке.
на изучение тем, необходимых для написания ОГЭ:
- Обучение сжатому изложению;
- Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему;
- Комплексный анализ текста;
- Работа с тестовыми заданиями в формате ОГЭ;
- Пробный экзамен в формате ОГЭ (I и II полугодие)
Перечень контрольных мероприятий:
№ п/п | № урока | Вид работы | Дата |
1. | 8. | Контрольный диктант с дополнительными заданиям. 1 | |
2. | 23. | Контрольный диктант с дополнительными заданиями. 2 | |
3. | 37. | РР. 5 Контрольное сжатое изложение в формате ГИА. | |
4. | 38. | Словарный диктант. 1 | |
5. | 46. | Контрольный диктант по теме «Сложноподчиненные предложения». 3 | |
6. | 54. | Контрольный диктант по теме «Бессоюзное сложное предложение». 4 | |
7. | 65. | Словарный диктант. 2 | |
8. | 71. | РР 12. Контрольное сочинение в научном стиле | |
9. | 77. | Контрольный диктант по теме «Сложные предложения». 5 | |
10. | 83 - 84. | РР. 15 Контрольное сжатое изложение. | |
11. | 87 - 88 | РР. 17 Контрольное сочинение - рассуждение. | |
12. | 96. | Итоговая контрольная работа. 6 |
Учебно-тематическое планирование по русскому языку
9 класс - 105 часов (83 +19рр)
№ | Тема | Кол-во часов по базисному плану | Школьный компонент |
I. | ВВЕДЕНИЕ | 1 ч | |
II. | ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 – 8 КЛАССАХ | 2 ч | +6 |
Контрольный диктант с грамматическим заданием и его анализ | 2 | ||
III. | СИНТАКСИС и ПУНКТУАЦИЯ | ||
1 | Введение | 1 ч | +1 |
2 | Сложносочиненные предложения | 9 ч+1рр | +3 |
РР. 1 Композиционные формы сочинений. Описание по картине. Рассказ. | 1рр | ||
Контрольный диктант с грамматическим заданием и его анализ | 2 | ||
Работа с заданиями формата ОГЭ (из резерва) | +3 | ||
3 | Сложноподчиненные предложения | 14 ч + 2рр | +2 |
РР. 2 Обучение сжатому изложению. | +1рр | ||
РР. 3 - 4 Изложение с элементами сочинения. | 2рр | ||
РР. 5 Контрольное сжатое изложение в формате ОГЭ. | +1рр | ||
Словарный диктант 1 | 1 | ||
РР.6 Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему. | +1рр | ||
Контрольный диктант с грамматическим заданием и его анализ | 2 | ||
4 | Сложное бессоюзное предложение | 6 ч + 3рр | |
РР.7 Стили речи. Обобщение изученного. Разговорный стиль речи. | 1рр | ||
РР.8 Обучение сочинению-рассуждению. Ответ на вопрос проблемного характера | 1рр | ||
РР. 9 Научный стиль речи. Аннотация. | 1рр | ||
Словарный диктант 2 | 1 | ||
Контрольный диктант с грамматическим заданием и его анализ | 2 | ||
5 | Сложные предложения с разными видами связи | 5 ч+2рр | +1 |
РР.10 - 11 Изложение с элементами сочинения. | 2рр | ||
6 | Предложения с чужой речью | 4 ч+2рр | +3 |
РР. 12 - 13 Контрольное сочинение в научном стиле | 1рр | +1рр | |
РР. 14 Стили речи. Обобщение изученного. Официально-деловой стиль речи. | 1рр | ||
Комплексный анализ текста | +2 | ||
Контрольный диктант с грамматическим заданием и его анализ | +2 | ||
IV | ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ | 3 ч+2рр | +2 |
РР. 15 - 16 Контрольное сжатое изложение. | 1рр | +1рр | |
РР. 17 - 18 Контрольное сочинение - рассуждение. | 1рр | +1рр | |
V | Систематизация и обобщение изученного в 5 – 9 классах | 11 ч | |
Итоговая контрольная работа и ее анализ | 2 | ||
РР. 19 Анализ творческих контрольных работ. Обучение приёмам самоанализа созданного текста. Подготовка к ОГЭ | +1рр | ||
Пробный экзамен в формате ОГЭ (из резерва) | 2 | +2 | |
Резерв | 3 | ||
59 ч +12рр | 27 ч + 7рр | ||
ИТОГО: | 86 ч + 19 рр |
Календарно - тематическое планирование
по русскому языку в 9 классе
Учебник «Русский язык. Практика. 9 класс».
Автор: Ю.С. Пичугов М.: Дрофа, 2010 г.
Учебник «Русский язык. Теория. 5 – 9 классы».
Автор: В. В. Бабайцева М.: Дрофа, 2012 г.
Учебник «Русская речь. Развитие речи. 9 класс».
Автор: Е. И. Никитина. М: Дрофа, 2010 г.
№ п/п | Кол-во часов по теме | Тема урока | Дата | Примеч. | |
Планир. | Фактич. | ||||
I четверть (27 часов) | |||||
Введение | |||||
1. | 1 | Вводный урок о русском языке. | 01.09. | 01.09. | |
Повторение | |||||
2 - 3. | 2 | Фонетический анализ слова. | 02.09. 05.09. | 02.09. 05.09. | |
4 – 6. | 3 | Повторение изученного в 5 - 8 классах | 06.09. 08.09. 12.09. | 06.09. 08.09. 12.09. | |
7. | 1 | Повторение орфографии и пунктуации. | 13.09. | 13.09. | |
8. | 1 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение». 1 | 15.09. | 15.09. | |
9. | 1 | Анализ контрольного диктанта. | 19.09. | 19.09. | |
СИНТАКСИС и ПУНКТУАЦИЯ | |||||
10 – 11. | 2 | Основные виды сложных предложений. | 20.09. 22.09. | 20.09. 22.09. | |
12 - 13. | 2 | Союзы и значения сложносочиненных предложений. | 26.09. 27.09. | 26.09. 27.09. | |
14 - 15. | 2 | Знаки препинания в сложносочиненном предложении. | 29.09. 03.10. | 29.09. 03.10. | |
16. | 1 | Работа с тестовыми заданиями в формате ОГЭ. | 04.10. | 04.10. | |
17 - 19. | 3 | Повторение орфографии. | 06.10. 10.10. 11.10. | 06.10. 10.10. 11.10. | |
20. | 1 | РР.1 Композиционные формы сочинений. Описание по картине. Рассказ. | 13.10. | 13.10. | |
21. | 1 | Обобщение изученного по теме «Сложносочиненное предложение». | 17.10. | 17.10. | |
22. | 1 | Подготовка к диктанту. | 18.10. | 18.10. | |
23. | 1 | Контрольный диктант с дополнительными заданиями. 2 | 20.10. | 20.10. | |
24. | 1 | Анализ диктанта. | 24.10. | 24.10. | |
25,26, 27. | 3 | Резервные уроки (Работа с заданиями формата ОГЭ) | 25.10. 27.10. | 25.10. 27.10. | |
II четверть (21 час) | |||||
28 | 1 | РР.2 Обучение сжатому изложению. | 07.11. | ||
29. | 1 | Сложноподчиненные предложения и их строение. | 08.11. | ||
30. | 1 | Подчинительные союзы и союзные слова в СПП. | 10.11. | ||
31. | 1 | Роль указательных слов в подчинении предложений. | 14.11. | ||
32 -33. | 2 | РР.3 - 4Изложение с элементами сочинения. | 15.11. 17.11. | ||
34. | 1 | Особенности присоединения придаточных предложений к главному. | 21.11. | ||
35. | 1 | Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. | 22.11. | ||
36. | 1 | Знаки препинания в сложном предложении с несколькими придаточными. | 24.11. | ||
37. | 1 | РР. 5 Контрольное сжатое изложение в формате ОГЭ. | 28.11. | ||
38. | 1 | Виды придаточных предложений. Словарный диктант. 1 | 29.11. | ||
39. | 1 | Придаточные подлежащные и сказуемные. | 01.12. | ||
40. | 1 | Придаточные определительные. | 05.12. | ||
41. | 1 | Придаточные дополнительные. | 06.12. | ||
42 - 43. | 2 | Придаточные обстоятельственные. | 08.12. 12.12. | ||
44. | 1 | РР. 6Обучение сочинению-рассуждению на морально-этическую тему. | 13.12. | ||
45 | 1 | Обобщение изученного по теме «Сложноподчиненные предложения». | 15.12. | ||
46. | 1 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Сложноподчиненные предложения». 3 | 19.12. | ||
47. | 1 | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. | 20.12. | ||
48. | 1 | Значение сложных бессоюзных предложений. Запятая и точка с запятой в них. | 22.12. | ||
49. | 1 | Тире в сложном бессоюзном предложении. | 26.12. | ||
50. | 1 | Резервный урок. | |||
III четверть (30 часов) | |||||
51. | 1 | РР. 7Стили речи. Обобщение изученного. Разговорный стиль речи. | |||
52. | 1 | Двоеточие в сложном бессоюзном предложении. | |||
53. | 1 | Обобщение по теме «Бессоюзное сложное предложение». | |||
54. | 1 | Контрольный диктант по теме «Бессоюзное сложное предложение». 4 | |||
55. | 1 | Анализ диктанта и работа над ошибками. | |||
56. | 1 | РР. 8 Обучение сочинению-рассуждению. Ответ на вопрос проблемного характера | |||
57. | 1 | РР. 9 Научный стиль речи. Аннотация. | |||
58 - 60. | 3 | Сложные предложения с разными видами связи. | |||
61 - 62. | 2 | Урок – зачет по теме «Сложное предложение». | |||
63 - 64. | 2 | РР. 10 - 11 Изложение с элементами сочинения. | |||
65. | 1 | Словарный диктант. 2 | |||
66. | 1 | Предложения с чужой речью и способы ее передачи. | |||
67 - 68. | 2 | Предложения с прямой речью. | |||
69. | 1 | Предложения с косвенной речью. | |||
70-71. | 2 | Цитаты и способы цитирования. | |||
72. | 1 | РР 12. Контрольное сочинение в научном стиле | |||
73. | 1 | РР 13. Анализ контрольных сочинений. | |||
74. | 1 | Обобщение изученного по теме «Предложения с чужой речью». | |||
75. | 1 | Повторение орфографии. Комплексный анализ текста. | |||
76. | 1 | Повторение пунктуации. Комплексный анализ текста. | |||
77. | 1 | Контрольный диктант по теме «Сложные предложения». 5 | |||
78. | 1 | Анализ диктанта и работа над ошибками. | |||
IV четверть (24 часа) | |||||
79. | 1 | РР. 14 Стили речи. Обобщение изученного. Официально-деловой стиль речи. | |||
Общие сведения о языке | |||||
80. | 1 | Роль языка в жизни общества. | |||
81. | 1 | Язык как развивающееся явление. | |||
82. | 1 | Русский язык в современном мире. | |||
83. | 1 | РР. 15Контрольное сжатое изложение. | |||
84. | 1 | РР. 16Контрольное сжатое изложение. | |||
85. | 1 | Работа с тестовыми заданиями в формате ОГЭ. | |||
86. | 1 | Работа с тестовыми заданиями в формате ОГЭ. | |||
87. | 1 | РР. 17 Контрольное сочинение - рассуждение. | |||
88. | 1 | РР. 18 Контрольное сочинение - рассуждение. | |||
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 – 9 КЛАССАХ | |||||
89. | 1 | Обобщение материала по фонетике. | |||
90. | 1 | Проверяемые и непроверяемые гласные и согласные корня. | |||
91. | 1 | Корни с чередованием. | |||
92. | 1 | Правописание суффиксов и приставок. | |||
93. | 1 | Лексика. Лексическое значение слова. | |||
94. | 1 | Морфология. Самостоятельные части речи и служебные. | |||
95. | 1 | Н и НН в различных частях речи. | |||
96. | 1 | Итоговая контрольная работа. 6 | |||
97. | 1 | Анализ итоговой контрольной работы. | |||
98. | 1 | РР. 19Анализ творческих контрольных работ. Обучение приёмам самоанализа созданного текста. Подготовка к ГИА | |||
99 - 105. | 7 | Резервные уроки (Пробный экзамен в формате ОГЭ) | |||
Словарных диктантов | 2 | ||||
Контрольных диктантов | 6 | ||||
Изложений | 4 | ||||
Сочинений | 4 | ||||
Проверочных работ | 1 | ||||
Практических работ | 3 | ||||
Резервные уроки | 8 |
Примерное количество и объём письменных работ
по русскому языку в 9 классе.
Название работы | Количество работ | Объём работы | |
Всего | К/р. | ||
1. Словарный диктант | 2 | 2 | 35 - 40 слов |
2. Диктант | 6 | 6 | слов: 150 - 170 орфограмм: 24 пунктограмм: до 15 словарных слов: до 10 |
3. Изложение | 4 | 2 | 350 – 450* слов |
4. Сочинение | 4 | 2 | 3 страницы |
5. Проверочная работа | 1 | 1 | |
6. Практическая работа | 3 |
- Контрольные изложения без творческого задания на 50 слов больше.
Объём письменных работ в 9 классе
Вид работы | Объём работы |
Классная работа | 120 - 140 слов |
Домашняя работа | 80 - 130 слов + параграф |
Требования к уровню подготовки обучающихся по русскому языку за 9 класс
В результате изучения русского языка в 9 классе учащиеся должны
знать:
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- основные признаки научного, публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи, языка художественной литературы;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета;
уметь:
аудирование:
- фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;
- формулировать вопросы по содержанию текста;
- замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;
чтение:
- понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;
- составлять конспект прочитанного текста;
- оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;
- прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического текста;
говорение:
- создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;
- знать основные нормы построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте,
(жестов, мимики);
- строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;
письмо:
- знать основные нормы построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);
- писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;
- вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждения, описания, повествования);
- писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;
- составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента из большой статьи);
- совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;
текст:
- проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);
фонетика и орфоэпия:
• правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;
- анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
морфемика и словообразование:
- владеть прием морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;
- толковать значение слова, исходя из его морфемного состава ( в том числе и слов с иноязычными элементами типа – ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т. п.
- пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;
- опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов.
лексикология и фразеология:
- разъяснять значения слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их определять;
- пользоваться разными видами толковых словарей;
- верно использовать термины в текстах научного стиля;
- оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;
- проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;
морфология:
- распознавать части речи и их формы в трудных случаях;
- правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;
- определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
- опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;
орфография:
- применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;
- пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;
- проводить орфографический анализ текста;
синтаксис и пунктуация:
- различать изученные виды простых и сложных предложений;
- интонационно выразительно читать предложения изученных видов;
- составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам;
- уместно пользоваться синтаксическими синонимами;
- правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;
- проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;
- устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;
- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
- применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обозначения;
- строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;
- самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;
- проводить пунктуационный анализ текста;
- аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.
Литература и средства обучения
для учащихся:
1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория 5-9 класс,- М.: Дрофа, 2012
2. Русский язык. Практика. 9 класс./ Под ред. Пичугова Ю.С. - М.: Дрофа, 2010
Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 9 класс. - М.: Дрофа, 2010
3. Учебно-методическое пособие / под. Ред. Н.А. Сениной. – Ростов н/Д : Легион, 2013 – 384 с. – (ГИА-9)
4. Типовые экзаменационные варианты: 12 вариантов /под. Ред. И.П. Цыбулько – М. : Издательство «Национальное образование», 2012. – 80 с.
5. Пахнова Т.М. Русский язык. Комплексная работа с текстом. Рабочая тетрадь. 9 класс. - М.: Экзамен, 2012
для учителя:
1. Методическое пособие для преподавателя «Русский язык. 9 класс: поурочные планы по программе В. В. Бабайцевой/авт.-сост. Т.И. Ермоленко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 144 с.»;
2. Учебно-методическое пособие / под. Ред. Н.А. Сениной. – Ростов н/Д : Легион, 2013 – 384 с. – (ГИА-9)
3. Типовые экзаменационные варианты: 12 вариантов /под. Ред. И.П. Цыбулько – М. : Издательство «Национальное образование», 2012. – 80 с.
4. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. / Под ред. Родина И.О. - М.: Астрель, 2006
5. Капинос В.И. и др. Сборник тестовых заданий для тематического итогового контроля по русскому языку 9 класс. - М.: Интеллект-Центр, 2010.
6. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 9 класс. / Под ред. Т.М.Пахновой. - М.: Дрофа, 2005
7. Лидман-Орлова Г.К. Учимся писать изложение. - М.: Дрофа, 2006
8. Селезнева Л.Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. Обобщающие алгоритмы и упражнения. - М.: Дрофа, 2008
9. Воителева А.Д. Русский язык. Дидактические материалы. 8-9 классы. - М.: Дрофа, 2005
10. Шипицына Г.М., Петровская С.С., Черников И.А. Русский язык. Дидактические материалы. 8-11 классы. - М.: Дрофа, 2006
11. Шипицына Г.М. Изложение и сочинение с заданиями и ответами. - М.: Просвещение, 1997
12. Пахнова Т.М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку: 9-11 классы. - М.: Вербум-М, 2012
13. Сенина Н.А., Петрова Т.А. и др. Русский язык: 9 класс. Итоговая аттестация - 2012. Пред-профильная подготовка. - Ростов на Дону: Легион, 2013г.
Учебные диски и мультимедийные электронные учебники, энциклопедии
- CD «Большая Советская энциклопедия»
- CD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (Мультимедийная энциклопедия)
Электронные образовательные ресурсы.
http://www.rusedu.ru/subcat_30.html
http://www.pedsovet.su/load/143-1-0-3888
http://www.uchportal.ru/load/47
http://rus.1september.ru/
http://www.lyceum1502.ru?mid=1&pid=7&gid=3
http://www.russian.language.ru/ru/teacher.htm
http://russian.iatp.by/index.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т А Ладыженская и др. Русский язык. Учебник 6 класс. – М.: Просвещение, 2003 2 ч в неделю
Программа для индивидуального обучения 2 ч в неделю...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а класса составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...