Рабочая программа по русскому языку для 8 класса
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему
Рабочая программа содержит пояснительную записку и КТП
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_8kl.doc | 415.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа села Фащевка
Грязинского муниципального района Липецкой области
Рассмотрена на заседании ШМО. Утверждаю. |
Руководитель ШМО Директор МБОУ СОШ села Фащёвка |
___________(Н.Н. Трунова) ____________(Е. А. Терновых) |
Протокол от _____________2016 г. №____ Приказ от ___________ 2016 г. №____ |
|
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Русский язык»
для
8 класса
МБОУ СОШ с. Фащёвка
на 2016 – 2017 уч. год
Учитель, реализующий учебный предмет,
Трунова Наталья Николаевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Русский язык является важнейшей частью национальной культуры русского народа. Как учебная дисциплина он имеет первостепенное значение, так как является не только предметом изучения, но и важнейшим средством познания других наук, средством интеллектуального, духовного, эстетического развития учащихся.
Срок реализации рабочей учебной программы – один год.
Уровень обучения: базовый.
Основные цели преподавания русского языка
в общеобразовательных учреждениях РФ:
- Формирование у учащихся на базе усвоения ими определенной системы знаний о языке умений и навыков полноценно и грамотно пользоваться богатыми ресурсами родного языка.
- Воспитание бережного отношения к языку и речи, стремления к самосовершенствованию в области культуры речевого общения.
Задачи:
- Дать представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности.
- Обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений на практике применять эти знания.
- Развивать речь учащихся (словарный запас, грамматический строй, нормы литературного языка, устная и письменная речь).
- Формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.
- Формировать умение анализировать речевые факты, оценивать их с точки зрения нормированности, соответствия ситуации общения.
- Формировать умение анализировать и составлять тексты разных жанров и стилей.
В процессе обучения русскому языку в 9 классе учащиеся должны приобрести в рамках программы основные умения и навыки анализа (разбора) языкового материала, орфографические и пунктуационные навыки, умения и навыки связной речи, а также продолжить овладение нормами литературного языка.
Нормативные правовые документы,
на основании которых разработана рабочая программа
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
3. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
4. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 31.03. 2014 г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программа общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015 – 2016 учебный год»;
5. Приказ УОиН Липецкой области от 29.04.2015 г. № 424 «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы общего образования, на 2015 – 2016 учебный год»;
6. Приказ по МБОУ СОШ с. Фащевка № 162 от 29.08.2015 г. «Об утверждении учебного плана на 2015 – 2016 учебный год»;
7. Приказ по МБОУ СОШ с. Фащевка № 163 от 29.08. 2015 г. «Об утверждении календарного учебного графика на 2015 – 2016 учебный год»;
8. Приказ по школе № 226 от 08.12.2009 г. «О приведении в соответствие с положением рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин». Программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по русскому языку.
Сведения о программе
При составлении данной программы за основу взята программа В. В. Бабайцевой, А. Ю. Купаловой, Е. И. Никитиной, А. П. Еремеевой, Г. К. Лидман – Орловой и др. (в кн. Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5—9 кл., 10—11 кл. / сост. Е. И. Харитонова. — М.: Дрофа, 2008.
В данной программе выделяются две части:
1. «Система языка»
2. «Развитие связной речи», обеспечивающие формирование языковой и лингвистической компетенции.
Обоснование выбора авторской программы для разработки рабочей программы
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Программа Бабайцевой В. В., Чесноковой Л. Д. дает целостное представление о русском языке. Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Авторская программа Бабайцевой В. В., Чесноковой Л. Д. всецело отвечает требованию стандарта: «Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета». Именно поэтому данная программа была взята за основу при составлении рабочей программы по русскому языку.
В учебнике Бабайцевой В. В., Чесноковой Л. Д. «Русский язык. Теория. 5-9 классы» излагается систематический теоретический курс русского языка, который способствует формированию целостного представления о системе русского языка, его закономерностях и тенденциях развития.
Изложение теории дается в системе, что для формирования практических умений и навыков является более прочной базой, чем раздробленные сведения из разных разделов о языке. Этот тип учебника выполняет как учебную, так и справочную функцию. Он используется не только при изучении нового материала, но и при повторении, при подготовке к зачетным урокам, к экзаменам. Учебник способствует формированию познавательной самостоятельности у учащихся, умения работать с учебной литературой, пользоваться разными видами чтения.
Книга «Русский язык. Практика» реализует деятельностный подход к обучению. Упражнения тренировочного характера способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, развивают мышление, формируют интерес к родному языку.
Третий компонент учебного комплекса «Русский язык. Русская речь.» обеспечивает формирование коммуникативной компетенции учащихся.
Система работы по развитию связной речи учащихся учитывает:
- Связь работы по развитию речи с социальным опытом учащихся.
- Взаимосвязь в работе по развитию устной и письменной речи.
- Связь работы по развитию речи с изучением русского языка (фонетика, лексика, морфемика, грамматика, стилистика).
- Связь работы по развитию речи с уроками литературы и внеклассного чтения.
- Опора на межпредметные связи.
Все компоненты учебного комплекса тесно взаимосвязаны между собой (представляют единый учебник в трех частях) и в совокупности служат решению задач обучения русскому языку в школе.
В «Основном курсе» реализуется линейный принцип подачи материала. Для обеспечения осознанного восприятия устройства языковой системы и формирования практических умений и навыков он представляется более прочной базой, чем раздробленные сведения из разных разделов науки о языке. Таким образом, программа Бабайцевой В. В., Чесноковой Л. Д. дает целостное представление о русском языке.
Изменения, внесенные в программу
В базисном плане на изучение русского языка выделяется 3 ч в неделю. В соответствии с рекомендациями УОиН Липецкой области «О составлении учебного плана ОУ», в связи с тем, что школьники сдают единый государственный экзамен по русскому языку, из школьного компонента был добавлен 1 час на изучение русского языка. Таким образом, появляется возможность включить в программу работу с тестами и вести в течение учебного года целенаправленную работу по подготовке обучающихся к предстоящей аттестации. Программа рассчитана на 140 часов (4 часа в неделю, из них 1 час за счет школьного компонента). На изучение теоретического материала 113 часов, развитие речи 27 часов).
Определение места и роли учебного курса
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
В процессе обучения русскому языку в 5—9 классах учащиеся должны приобрести в рамках программы основные умения и навыки анализа (разбора) языкового материала, орфографические и пунктуационные навыки, умения и навыки связной речи, а также овладеть нормами литературного языка.
Информация о количестве учебных часов,
на которое рассчитана учебная программа
В базисном учебном плане на изучение русского языка в 8 классе выделяется 3 часа в неделю, + 1 час в неделю за счет школьного компонента образовательного учреждения. Таким образом, на изучение русского языка в 8 классе отводится – 140 часов в год (из них дополнительно – 35 часов).
Рабочая программа рассчитана на 140 часов (4 часа в неделю). На изучение теоретического материала 109 часов, в том числе: на контрольные работы 9 часов; на практические работы (тесты) - 3 часа; на проверочные работы (зачет) - 2 часа; на развитие речи - 27 часов, в том числе: на изложение - 4 часа; на сочинение - 7 часов.
Формы организации образовательного процесса
Основной и главной формой организации учебного процесса является традиционный урок (различные типы уроков: изучение нового материала, комбинированный урок, урок обобщения и систематизации знаний и др.). Уроки с использованием ИКТ и мультимедийного проектора, открытые и нетрадиционные уроки.
Педагог, стоящий на позициях гуманистической педагогики и психологии, решает ряд психолого-педагогических и культурных задач. Одной из важнейших является задача развития самостоятельности учащихся в процессе образования.
Самостоятельная работа - это средство формирования познавательных способностей учащихся, их направленность на непрерывное самообразование; деятельность учащихся, осуществляемая на всех видах учебных занятий, а также в часы самостоятельной подготовки вне школы.
Развитие навыков самостоятельной работы осуществляется путем использования различных форм организации УВП:
уроки формирования навыков слушать лекции, вести записи их содержания;
уроки формирования навыков и умений разрабатывать дидактические
материалы к изучению темы:
уроки-презентации;
работа в группах;
уроки диагностики знаний и умений (в основном контрольно-проверочный характер);
тестирование;
решение кроссвордов;
письменная работа;
взаимоопрос;
устный ответ.
Используемые технологии на уроках.
Ведущая задача образовательного учреждения — предоставить обучающимся возможность реализовать свое право на получение качественного современного образования и развитие повышенного уровня посредством создания соответствующей педагогической среды в школе. Одно из важнейших мест в создании такой среды занимает технология обучения.
Главным результатом образования является не объем фактических знаний, полученный ребенком в процессе обучения, а его способность к самостоятельному добыванию и применению их для дальнейшего познания и преобразования действительности, в том числе и самого себя.
Знание не должно выступать в виде готового результата или формулы, подлежащей заучиванию. Оно должно быть представлено как результат конкретной деятельности. Эта деятельность и ее способы являются предметом освоения через активное их воспроизведение в сотрудничестве с учащимися.
Учитель в процессе познания с помощью разнообразных учебных средств выполняет организующую и направляющую функцию. На уроках русского языка применяются разнообразные педагогические технологии, формы и методы обучения.
Использование крупноблочных технологий на уроках русского языка.
Идея этой технологии – увеличение объема изучаемого на одном уроке теоретического материала, сведение данного материала в крупные блоки в виде так называемых «опорных конспектов». Во главу угла ставится принцип обучения на высоком уровне трудности, выдвинутый Л.В.Занковым и вытекающий из положений теории Л.С. Выготского об обучении в «зоне ближайшего развития ребенка».
Несомненным преимуществом работы по русскому языку с использованием опорных конспектов является, во-первых, то, что теоретический материал, систематизированный по разделам и темам, подается на уроках крупными блоками, а в составляющих эти блоки частях он как бы «свернут» на основе высокого уровня обобщения. В целом теоретический материал выражен компактно и в то же время доступно для учеников. Усвоение укрупненного блока информации облегчается для обучающихся благодаря использованию на уроке опорного конспекта, систематизирующего и обобщающего новое и ранее изученное по разделам курса. Иллюстративные примеры в опорных конспектах также строго систематизированы и носят обобщающий характер. Таким образом, ученики получают возможность видеть сначала целое и затем постепенно переходить к детальному изучению частей этого целого, т.е. к анализу взаимосвязанных явлений.
Здоровьесберегающие технологии подразумевают под собой
- благоприятные условия обучения школьника (отсутствие стресса, адекватность требований);
- рациональную организацию учебного процесса в соответствии с возрастными и индивидуальными требованиями;
- соответствие учебной и физической нагрузки возрастным особенностям подростка;
- создание благоприятного эмоционально-психологического климата на уроках;
- использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся (физминутки, упражнения для глаз и др)
- Главными принципами здоровьесберегающей технологии являются следующие:
«Не навреди» и «От успеха – к успеху» (сначала отметь положительное в деятельности и знаниях, а потом в тактичной форме говори об отрицательном).
Использование данных технологий позволяет предупреждать физиологические нарушения, которые непосредственно связаны с образовательным процессом, и работает на повышение уровня мотивации учащихся к сохранению и укреплению собственного здоровья. Регулярно проводятся динамические паузы (2-3 минуты во время урока), зрительная гимнастика, основная деятельность учащихся меняется 3-4 раза за урок, поддерживается санитарно-гигиеническое состояние кабинетов на должном уровне, уделяется внимание озеленению кабинетов, регулярно проветриваются учебные помещения.
Технологии развивающего обучения:
технология развивающего обучения направлена на развитие
различных способностей обучающихся;
технология разноуровневого обучения исходит из того, что уровень обучаемости детей зависит, прежде всего, от времени, необходимого для усвоения учебного материала;
технология проблемно-диалогового обучения - ребенок находится в
позиции «первооткрывателя» знаний, обеспечивает познавательные
потребности ребенка в соответствии с его возможностями;
технология проектного обучения способствует организации
самостоятельной деятельности обучающихся и другие.
Инновационные технологии, безусловно, способствуют приобретению
учащимися собственного опыта научной и культурной деятельности, отработке своего метода и меры активности в образовательном процессе.
Наряду с технологиями развивающего обучения в ОУ достаточно широко используются технологии формирующего обучения:
объяснительно-иллюстративное обучение;
обучение, ориентированное на результат (технология «полного усвоения»);
классическое лекционное обучение;
классно-урочная система + самостоятельная работа с книгой и т.д.
Технологии формирующего обучения направлены на:
накопление и закрепление базовых знаний, умений, навыков;
накопление и закрепление новых знаний и умений;
формирование нового опыта.
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов). Технология направлена на гармоничное развитие репродуктивного и продуктивного мышления учащихся, развитие творческого потенциала, создание динамического стереотипа деятельности, закрепление базовых знаний.
Результат использования технологии: овладение учащимися методикой составления опорных конспектов, усовершенствование навыков графического оформления работ, качественное освоение учебного материала за счет его обобщения и систематизации.
Обучающиеся, реализуя свое право на образование, должны иметь возможность выбора не только содержания образования, но и технологии его овладения. Вряд ли целесообразно абсолютизировать какой-то один из подходов. И формирующие, и развивающие технологии, и личностно-ориентированные необходимо реализовывать в оптимальном сочетании на основе интеграции. Форма и степень интеграции технологии будет зависеть от общих доминирующих и конкретных дидактических целей, особенностей обучающихся, учителя, социального и личностного заказа.
Механизмы формирования ключевых компетенций
Ключевые компетенции обучающихся формируются на каждом уроке с помощью самых разнообразных методов (механизмов) обучения и воспитания. Вот некоторые из них: объяснение, упражнение, обсуждение, дискуссия, методы программированного обучения, методы проблемного обучения, рассказ, демонстрация, работа с книгой, рассказ, беседа, обучающий контроль и др.
На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы.
Для решения опознавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари.
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач, формулировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными лингвистическими знаниями. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, рецензии.
Характеристика контрольно-измерительных материалов
Программа предусматривает различные формы контроля знаний учащихся:
Тестирование, контрольные диктанты с грамматическими заданиями, сочинения миниатюры, изложения с элементами сочинения, анализ текста, проверочные работы.
Промежуточная аттестация обучающихся по русскому языку проводится по решению педагогического совета в виде сжатого изложения.
Вид контроля | кол-во | итого | |
Проверочные работы | 2 | 2 | |
Диктанты | 9 | 9 | |
Изложения | 3 | +2 | 5 |
Сочинения | 4 | +2 | 6 |
Контрольные работы | 1 | 1 |
Такие формы контроля позволят в полной мере проверить уровень подготовки уч-ся к урокам русского языка.
Планируемый уровень подготовки учащихся на конец года
- Различать подчинительные и сочинительные словосочетания.
- Выделять словосочетания из предложения.
- Соблюдать нормы грамматической связи слов (особенно управления и – в трудных случаях - согласования)
- Выделять грамматическую основу предложения.
- Разбирать предложения по членам.
- Целесообразно использовать различные виды предложений в соответствии с содержанием и условиями высказывания.
- Соблюдать порядок расположения главных и второстепенных членов предложения в зависимости от характера (особенностей построения) текста, в который включается предложение.
- Соблюдать нормы интонирования предложений разных видов и расстановки логического ударения в соответствии со смыслом высказывания.
- Различать односоставные и двусоставные предложения.
- Осмысливать обобщенное значение некоторых определенно-личных и неопределенно-личных предложений.
- Использовать различные виды двусоставных предложений как синтаксические синонимы, выбирая наиболее подходящие к данной речевой ситуации, содержанию и типу текста.
- Употреблять назывные предложения как средства сжатого описания экспозиции рассказа.
- Различать полные и неполные предложения.
- Различать неполные и односоставные предложения.
- Видеть в предложении однородные члены (в том числе распространенные однородные члены и разные ряды однородных членов)
- Распознавать обобщающие слова в предложениях с однородными членами.
- Правильно строить предложения с однородными членами в соответствии с нормами согласования и управления, а также с логическими нормами речи.
- Уместно использовать предложения с однородными членами в тексте.
- Соблюдать правильную интонацию при обособлении.
- Заменять предложения с обособленными членами синонимичными простыми и сложными предложениями.
- Уместно использовать предложения с обособленными членами предложения в тексте.
- Соблюдать правильную интонацию в предложениях с обращениями, вводными словами, словосочетаниями и предложениями, вставными конструкциями.
- Использовать в речи обращения, вводные слова, словосочетания и предложения с учетом речевой ситуации, содержания, стиля высказывания.
Владеть компетенциями: коммуникативной, языковедческой, культуроведческой;
Программа реализуется в адресованном учащимся комплексе:
- Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы.
- Русский язык. Практика. 8 класс/под ред. Ю. С. Пичугова
- Никитина Е. И. Русский язык. Русская речь. 8 класс.
Содержание программы
8 класс
ВВЕДЕНИЕ
Русский язык – родной язык
Повторение изученного в 5 – 7 классах
Синтаксис и пунктуация
ПОНЯТИЕ О СИНТАКСИСЕ
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Виды синтаксической связи. Средства синтаксической связи.
Способы подчинительной связи.
ПУНКТУАЦИЯ КАК СИСТЕМА ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ И ПРАВИЛ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Принципы русской пунктуации. Знаки препинания и их функции.
Одиночные и парные знаки.
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
Основные виды словосочетаний: подчинительные и сочинительные.
Строение и грамматическое значение словосочетаний.
Цельные словосочетания.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Понятие о предложении. Строение предложений. Интонация конца предложения.
Грамматическая основа предложения.
Предложения простые и сложные.
Предложения утвердительные и отрицательные.
Виды предложений по цели высказывания.
Виды предложений по эмоциональной окраске.
ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Основные виды простого предложения.
Порядок слов в предложении. Логическое ударение.
Главные члены предложения.
Подлежащее. Способы его выражения.
Сказуемое. Основные типы сказуемого: простое глагольное; составное глагольное; составное именное.
Особенности связи подлежащего и сказуемого.
Тире между подлежащим и сказуемым.
Второстепенные члены предложения.
Определение. Согласованное и несогласованное определение.
Приложение как вид определения.
Дефис при приложении.
Дополнение. Его основные значения и способы выражения.
Обстоятельство. Его основные значения и способы выражения.
Многозначные члены предложения. Распространенные члены предложения.
Синтаксические функции инфинитива.
Выделение запятыми обстоятельств, выраженных деепричастными и сравнительными оборотами, а также обстоятельств с предлогом несмотря на.
Умения и навыки.
- Различать подчинительные и сочинительные словосочетания.
- Выделять словосочетания из предложения.
- Соблюдать нормы грамматической связи слов (особенно управления и – в трудных случаях - согласования)
- Обогащать свою речь разнообразными моделями словосочетаний.
- Выбирать из синонимического ряда словосочетаний наиболее подходящие (по строению, значению, стилистической окраске, выразительным возможностям) к данному типу и стилю высказывания.
- выделять грамматическую основу предложения.
- Разбирать предложения по членам.
- Выбирать из синонимического ряда тот способ выражения члена предложения, который наиболее подходит по смыслу и цели высказывания.
- Целесообразно использовать различные виды предложений в соответствии с содержанием и условиями высказывания.
- Соблюдать порядок расположения главных и второстепенных членов предложения в зависимости от характера (особенностей построения) текста , в который включается предложение.
- Соблюдать нормы интонирования предложений разных видов и расстановки логического ударения в соответствии со смыслом высказывания.
ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Понятие об односоставных предложениях. Основные виды односоставных предложений по строению и значению:
- определенно-личные;
- неопределенно-личные;
- безличные;
- назывные.
Особенности использования в речи односоставных предложений.
Синонимика двусоставных и односоставных предложений.
Знаки препинания в конце назывных предложений.
Умения и навыки:
- Различать односоставные и двусоставные предложения.
- Осмысливать обобщенное значение некоторых определенно-личных и неопределенно-личных предложений.
- использовать различные виды двусоставных предложений как синтаксические синонимы, выбирая наиболее подходящие к данной речевой ситуации, содержанию и типу текста.
- Употреблять назывные предложения как средства сжатого описания экспозиции рассказа.
ПОЛНЫЕ И НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Неполные предложения в речи.
Строение и значение неполных предложений.
Тире в неполном предложении.
Умения и навыки.
- Различать полные и неполные предложения.
- Различать неполные и односоставные предложения.
- Осмысливать роль и сферу употребления неполных предложений в речи, уместно их использовать в речевой практике.
ОСЛОЖНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Предложение с однородными членами
Понятие об однородных членах предложения.
Средства связи однородных членов.
Союзы при однородных членах, их разряды по значению.
Запятая между однородными членами.
Однородные и неоднородные определения.
Обобщающие слова в предложениях с однородными членами.
Знаки препинания при обобщающих словах в предложениях с однородными членами.
Умения и навыки.
- Видеть в предложении однородные члены (в том числе распространенные однородные члены и разные ряды однородных членов)
- Распознавать обобщающие слова в предложениях с однородными членами.
- Правильно строить предложения с однородными членами в соответствии с нормами согласования и управления, а также с логическими нормами речи.
- Уместно использовать предложения с однородными членами в тексте.
Предложения с обособленными членами
Понятие об обособленных членах предложения, их роль в речи.
Общие условия обособления определений.
Обособление определений, выраженных причастиями и прилагательными с зависимыми словами.
Знаки препинания при обособленных согласованных определениях.
Обособленные приложения.
Знаки препинания при обособленных приложениях. Обособленные обстоятельства. Способы их выражения и разновидности значения.
Выделение запятыми обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами, а также существительными с предлогом несмотря на и др.
Обособленные уточняющие члены предложения.
Знаки препинания при обособленных уточняющих членах предложения.
Умения и навыки.
- Соблюдать правильную интонацию при обособлении.
- Заменять предложения с обособленными членами синонимичными простыми и сложными предложениями.
- Уместно использовать предложения с обособленными членами предложения в тексте.
Предложения с вводными словами,
словосочетаниями и с обращениями
Вводные слова (словосочетания)как средство выражения отношения говорящего к своему сообщению и как средство связи между предложениями в тексте. Интонация вводности.
Основные смысловые разряды вводных слов. Вводные предложения.
Синонимия вводных конструкций.
Знаки препинания в предложении с вводными словами, словосочетаниями.
Выделение на письме вводных предложений.
Вставные конструкции как средство пояснения, уточнения, обогащения содержания высказывания. Их выделение интонацией в устной речи и знаками препинания на письме.
Обращение, средства его выражения, включая звательную интонацию. Роль обращения в речевом общении. Этические нормы использования обращений.
Особенности выражения обращений в разговорной и художественной речи.
Знаки препинания при обращении.
Умения и навыки.
- Соблюдать правильную интонацию в предложениях с обращениями, вводными словами, словосочетаниями и предложениями, вставными конструкциями.
- Использовать в речи обращения, вводные слова, словосочетания и предложения с учетом речевой ситуации, содержания, стиля высказывания.
Слова – предложения
Особенности строения, значения и употребления слов – предложений в речи.
Пунктуационное оформление слов – предложений.
Умения и навыки.
- Опознавать слова – предложения.
- Осмысливать нормы и сферу использования слов – предложений в речи.
ПОВТОРЕНИЕ
РЕЗЕРВ
Национально-региональный компонент и компонент образовательного учреждения
Часы использованы на углубленное изучение отдельных тем:
- Словосочетание. Предложение.
- ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Главные члены предложения.
- Второстепенные члены предложения
- Односоставные предложения
- Полные и неполные предложения
- Предложения с однородными членами
- Вводные слова и предложения
- Слова – предложения
Перечень контрольных мероприятий:
Контрольных диктантов - 8
Контрольных работ – 1
Проверочная работа – 1
Словарный диктант - 1
Изложение – 3
Сочинение – 4
№ п/п | № урока | Вид работы | Дата |
7 | Изложение близкое к тексту | ||
8 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение» | ||
26 | Контрольная работа по теме «Словосочетание и предложение» | ||
35 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Главные члены предложения» | ||
44 - 45 | Сжатое изложение с элементами сочинения | ||
47 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Второстепенные члены предложения» | ||
56 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Односоставные предложения» | ||
69 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Однородные члены предложения» | ||
75 - 76 | Изложение с грамматическим заданием | ||
85 | Сочинение - рассуждение | ||
90 | Проверочная работа | ||
94 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Обособленные члены предложения» | ||
102-103 | Киносценарий как одна из композиционных форм сочинения (сочинение) | ||
104 | Контрольный диктант с грамматическим заданием «Обособленные члены предложения». | ||
114 | Рр. Обращение как средство связи предложений в тексте. Сочинение | ||
123 | Словарный диктант | ||
130 -131 | Рр. Психологический портрет. Сочинение-описание. | ||
133 | Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием |
Учебно - тематическое планирование
по русскому языку
8 к л а с с – 140 часов (113+27)
№ | Тема | Кол-во часов по базисному плану | Школьный компонент |
I. | Русский язык – родной язык | 1 | |
II. | Повторение изученного | 8 ч + 1рр | |
Рр. Изложение, близкое к тексту. | 1рр | ||
Контрольный диктант с грамматическим заданием | |||
III. | СИНТАКСИС и ПУНКТУАЦИЯ | ||
1 | Введение | 7 ч+1рр | |
2 | Словосочетание. Предложение. | 5 ч+1рр | +3 |
Рр. Цепная и параллельная связь предложений, их порядок в тексте. Порядок слов в тексте. | 1рр | ||
Контрольная работа по теме «Словосочетание и предложение» | |||
3 | ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ Главные члены предложения | 7 ч | +2 |
Контрольный диктант с грамматическим заданием | |||
4 | Второстепенные члены предложения | 7 ч+2рр | +4 |
Рр. Сжатое изложение с элементами сочинения | 2рр | ||
Контрольный диктант с грамматическим заданием | |||
5 | Односоставные предложения | 7 ч | +3 |
Контрольный диктант с грамматическим заданием | |||
6 | Полные и неполные предложения | 1 ч | +2 |
7 | Предложения с однородными членами | 9 ч+3рр | +3 |
Рр. Однородные члены предложения как средство выразительности речи | 1рр | ||
Контрольный диктант с грамматическим заданием | |||
8 | Обособленные члены предложения | 18 ч+6рр | |
Рр. Заглавие как средство связи предложений в тексте. Изложение с грамматическим заданием | 2рр | ||
Рр. Рассуждение. Сравнение - разновидность рассуждения (сочинение) | 2рр | ||
Рр. Киносценарий как одна из композиционных форм сочинения (сочинение) | 2рр | ||
9 | Вводные слова и предложения | 3 ч | +6 |
10 | Обращение | 2 ч+1рр | |
Рр. Обращение как средство связи предложений в тексте. Сочинение с обязательным употреблением обращения как средства связи предложения. | 1рр | ||
11 | Слова - предложения | 1 ч | +1 |
12 | ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В VIII классе | 8 ч+2рр | |
13 | Резерв | 5 | |
Рр. Психологический портрет. Сочинение - описание | |||
Контрольный диктант с грамматическим заданием | |||
Итоговый контрольный диктант | |||
89 ч Рр 17 | +24 +10 | ||
ИТОГО: | 113 ч +27рр |
Требования к знаниям, умениям, навыкам обучающихся. изучившим учебный предмет «Русский язык» в 8 классе
Учащиеся должны
знать:
• роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
• смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
• основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
• особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
• признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
• основные единицы языка, их признаки;
• основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь:
• различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
• объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение
• адекватно понимать информацию письменного и устного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
• читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
• извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
• создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
• осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
• владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
• свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
• соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
владеть компетенциями: коммуникативной, языковедческой, культуроведческой;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• для осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
• развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых социально-культурных ситуациях общения;
• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
• использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Литература и средства обучения
для учащихся:
- В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5-9 классы. М.: Дрофа . 2005 г
- Русский язык. Практика. 8 класс. / Под редакцией Ю.С. Пичугова. М.: Дрофа. 2005 г
- Е.И. Никитина. Русская речь. Развитие речи. 8 класс. М.: Дрофа. 2005 г.
для учителя:
- Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 8 класс. / Под редакцией Ю.С. Пичугова. М.: Дрофа, 2002
- В.В. Леденева. Н.В. Халикова. Тесты. Русский язык. 5-8 классы. Учебно-методическое пособие. М.: Дрофа. 1998
- О.А. Кудинова. Контрольные работы по русскому языку. 8 класс. М.: ЭКСМО. 2005
- Г.А. Богданова. Уроки русского языка в 8 классе. М.: Просвещение. 2004
8. Т.М. Пахнова. Русский язык. Раздаточные материалы. 8 класс. М.: Дрофа. 2005
9. С.И. Львова. Уроки словесности. 5-9 классы. М.: Дрофа. 2005
10. С.И. Львова. Сборник диктантов с языковым анализом для 5-9 классов. М.: Мнемозина.2003
Приложение к рабочей программе по русскому языку для 8 класса, утвержденной приказом по МБОУ СОШ с. Фащевка № ____ от _________2015 г. |
Календарно - тематическое планирование
по русскому языку в 8 классе
Учебник «Русский язык. Практика. 8 класс».
Автор: А. Ю. Купалова М. : Дрофа, 2008 г.
Учебник «русский язык. Теория. 5 – 9 классы».
Автор: В. В. Бабайцева М.: Дрофа, 2010 г.
Учебник «Русская речь. Развитие речи. 7 класс».
Автор: Е. И. Никитина. М: Дрофа, 2008 г.
№ | Название разделов и тем | Кол-во часов | Дата проведения | ||
Планир. | Фактическ. | ||||
1 | Русский язык – родной язык | 1 | 01.09. | 01.09. | |
2 | Повторение по теме «Лексика и фразеология» | 8 ч + 1рр | 02.09. | 02.09. | |
3 | Повторение по теме «Морфемика и орфография» | 05.09. | 05.09. | ||
4 | Повторение по теме «Морфемика и орфография» | 07.09. | 07.09. | ||
5 | Повторение по теме «Морфология» | 08.09. | 08.09. | ||
6 | Повторение по теме «Морфология» | 09.09. | 09.09. | ||
7 | Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация» | 12.09. | 12.09. | ||
8 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение» | 14.09. | 14.09. | ||
9 | Анализ контрольного диктанта | 15.09. | 15.09. | ||
10 | Р.р Изложение близкое к тексту | 16.09. | 16.09. | ||
СИНТАКСИС и ПУНКТУАЦИЯ | |||||
11 | Принципы русской пунктуации. Знаки препинания и их функции. | 19.09. | 19.09. | ||
12 | Одиночные и парные знаки. | 21.09. | 21.09. | ||
13 | Разделительные и выделительные знаки. | 22.09. | 22.09. | ||
14 | Рр. Текст. Микротекст. Микротема. | 23.09. | 23.09. | ||
15 | Виды связи синтаксической связи | 26.09. | 26.09. | ||
16 | Способы подчинительной связи | 28.09. | 28.09. | ||
17 | Способы подчинительной связи | 29.09. | 29.09. | ||
18 | Комплексный анализ текста | 30.09. | 30.09. | ||
Словосочетание. Предложение. | 5+1рр | ||||
19 | Основные виды словосочетаний. | 03.10. | 03.10. | ||
20 | Основные виды словосочетаний. | 05.10. | 05.10. | ||
21 | Цельные словосочетания | 06.10. | 06.10. | ||
22 | Комплексный анализ текста | 07.10. | 07.10. | ||
23 | Понятие о предложении. Строение предложения, его виды по цели высказывания и эмоциональной окраске | 10.10. | 10.10. | ||
24 | Основные виды предложений. Логическое ударение и порядок слов в предложении. | 12.10. | 12.10. | ||
25 | Рр. Цепная и параллельная связь предложений, их порядок в тексте. Порядок слов в тексте. | 13.10. | 13.10. | ||
26 | Контрольная работа по теме «Словосочетание и предложение» | 14.10. | 14.10. | ||
27 | Комплексный анализ текста | 17.10. | 17.10. | ||
ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ Главные члены предложения | 7 ч | ||||
28 | Подлежащее и способы его выражения | 19.10. | 19.10. | ||
29 | Сказуемое и его основные типы | 20.10. | 20.10. | ||
30 | Комплексный анализ текста | 21.10. | 21.10. | ||
31 | Сказуемое и его основные типы | 24.10. | 24.10. | ||
32 | Сказуемое и его основные типы | 26.10. | 26.10. | ||
33 | Тире между подлежащим и сказуемым | 27.10. | 27.10. | ||
34 | Обобщение по теме «Главные члены предложения» | 28.10. | 28.10. | ||
II четверть | |||||
35 | Комплексный анализ текста | 07.11. | |||
36 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Главные члены предложения». | 09.11. | |||
Второстепенные члены предложения | 7+2рр | ||||
37 | Второстепенные члены. Определение. Согласованные и несогласованные определения. Словарная работа | 10.11. | |||
38 | Приложение. | 11.11. | |||
39 | Дополнение | 14.11. | |||
40 | Обстоятельство. Виды обстоятельств. | 16.11. | |||
41 | Коммуникативно – речевые умения необходимые для написания сжатого изложения | 17.11. | |||
42 | Обстоятельство. Виды обстоятельств. | 18.11. | |||
43 | Обобщение знаний по теме «Второстепенные члены предложения» | 21.11. | |||
44 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Второстепенные члены предложения». | 23.11. | |||
45 | Приемы компрессии текста | 24.11. | |||
46 | Рр. Сжатое изложение с элементами сочинения | 25.11. | |||
47 | Рр. Сжатое изложение с элементами сочинения | 28.11. | |||
Односоставные предложения | 7ч. | ||||
48 | Понятие об односоставных предложениях | 30.11. | |||
49 | Определенно-личные предложения | 01.12. | |||
50 | Неопределенно-личные предложения | 02.12. | |||
51 | Назывные предложения | 05.12. | |||
52 | Безличные предложения | 07.12. | |||
53 | Обучение использованию приемов компрессии текста | 08.12. | |||
54 | Обобщение по теме «Односоставные предложения» | 09.12. | |||
55 | Повторение изученного. Орфограммы корня и приставок. | 12.12. | |||
56 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Односоставные предложения» | 14.12. | |||
57 | Комплексный анализ текста. | 15.12. | |||
Полные и неполные предложения | 1 | ||||
58 | Особенности строения полных и неполных предложений | 16.12. | |||
Предложения с однородными членами | 9+3рр | ||||
59 | Однородные члены. Союзы при однородных членах | 19.12. | |||
60 | Обобщающие слова при однородных членах | 21.12. | |||
61 | Обобщающие слова при однородных членах | 22.12. | |||
62 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Проверочная работа. | 23.12. | |||
63 | Алгоритм сжатия текста. | 26.12. | |||
64 | Однородные и неоднородные определения | 28.12. | |||
3 четверть | |||||
65 | Однородные и неоднородные определения | ||||
66 | Рр. Однородные члены предложения как средство выразительности речи | ||||
67 | Закрепление по теме «Однородные члены предложения» | ||||
68 | Повторим орфографию | ||||
69 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Однородные члены предложения» | ||||
70 | Комплексный анализ текста | ||||
71 | Р.р Алгоритм сжатия текста. | ||||
72 | Р.р. Обучающее изложение. | ||||
Обособленные члены предложения | 18+6рр | ||||
73 | Понятие об обособлении | ||||
74 | Обособление согласованных определений | ||||
75-76 | Рр. Заглавие как средство связи предложений в тексте. Изложение с грамматическим заданием | ||||
77 | Обособление несогласованных определений | ||||
78 | Обособление приложений | ||||
79 | Обособление приложений Проверочная работа | ||||
80 | Комплексный анализ текста. Работа с тестами | ||||
81 | Обособление дополнений | ||||
82 | Обособление дополнений | ||||
83 | Обособление деепричастных оборотов | ||||
84 | Обособление деепричастных оборотов | ||||
85 | Рр. Рассуждение. Сравнение - разновидность рассуждения (Сочинение) | ||||
86 | Комплексный анализ текста. Работа с тестами | ||||
87 | Обособление обстоятельств | ||||
88 | Обособление Уточняющих членов предложения | ||||
89 | Обособление Уточняющих членов предложения | ||||
90 | Обособление Уточняющих членов предложения Проверочная работа | ||||
91 | Обобщение по теме «Обособленные члены предложения». | ||||
92 | Повторение изученного. Орфограммы в суффиксах | ||||
93 | Комплексный анализ текста. Работа с тестами | ||||
94 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Обособленные члены предложения» | ||||
95 | Анализ диктанта и работа над ошибками | ||||
96 | Повторение изученного. Обособленные члены предложения. | ||||
97 | Рр. Порядок предложений в тексте. Порядок слов в предложении. | ||||
98 | Повторение изученного. Обособленные члены предложения. | ||||
99 | Повторение изученного. Обособленные члены предложения. Комплексный анализ текста. Работа с тестами | ||||
100 | Повторение изученного. Урок-практикум. Слитное, раздельное и дефисное написание слов | ||||
101 | Повторение изученного. Урок-практикум. Слитное, раздельное и дефисное написание слов. Самостоятельная работа | ||||
102 | Контрольный диктант с грамматическим заданием «Обособленные члены предложения». | ||||
103-104 | Р.р.Киносценарий как одна из композиционных форм сочинения (сочинение) | ||||
4 четверть | |||||
105 | Обособление уточняющих членов | ||||
106 | Обособление уточняющих членов | ||||
107 | Повторение изученного. Уточняющие члены предложения | ||||
Вводные слова и предложения | 3ч | ||||
108 | Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями | ||||
109 | Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями | ||||
110 | Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями | ||||
Обращение | 3+1рр | ||||
111 | Предложения с обращениями | ||||
112 | Предложения с обращениями | ||||
113 | Повторение изученного по теме «Обращение» | ||||
114 | Рр. Обращение как средство связи предложений в тексте. Сочинение | ||||
Слова - предложения | 1 | ||||
115 | Особенности слов - предложений | ||||
Повторение | 11 | ||||
116 | Повторение изученного материала по теме «Вводные слова». | ||||
117 | Повторение изученного материала по теме «Вводные слова». | ||||
118 | Повторение изученного материала по теме «Предложения с обращениями». | ||||
119 | Повторение изученного материала по теме «Предложения с обращениями». | ||||
120 | Повторение изученного материала. Обобщение изученного материала по темам «Вводные слова», «Предложения с обращениями». | ||||
121 | Работа с тестами | ||||
122 | Комплексный анализ текста | ||||
123 | Словарный диктант. | ||||
124 | Анализ диктанта и работа над ошибками | ||||
125 | Комплексный анализ текста | ||||
126 | Комплексный анализ текста | ||||
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В VIII классе | 6+3рр | ||||
127 | Уроки-практикумы. Словосочетание. Односоставные и неполные предложения | ||||
128 | Предложения с однородными членами | ||||
129 | Предложение с обособленными членами предложения | ||||
130-131 | Рр. Психологический портрет. Сочинение-описание. | ||||
132 | Повторение изученного. Грамматическая основа предложения | ||||
133 | Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием | ||||
134 | Анализ диктанта и работа над ошибками | ||||
135 | РР. Сравнение – разновидность рассуждения. | ||||
136 - 140 | Резерв | ||||
Диктанты | 9 | ||||
Изложения | 3 | +2 | |||
Сочинения | 4 | +2 | |||
Контрольные работы | 1 | ||||
Развитие речи | 27 | ||||
Примерное количество и объём письменных работ
по русскому языку в 8 классе.
Название работы | Количество работ | Объём работы | |
Всего | К/р. | ||
1. Словарный диктант | 1 | 1 | 30 - 35 слов |
2. Диктант | 8 | 8 | слов: 120 - 150 орфограмм: 24 пунктограмм: до 10 словарных слов: до 10 |
3. Изложение | 3 | 1 | 250 - 300* слов |
4. Сочинение | 4 | 1 | 2 страницы |
- Контрольные изложения без творческого задания на 50 слов больше.
Объём письменных работ в 8 классе
Вид работы | Объём работы |
Классная работа | 100 - 120 слов |
Домашняя работа | 80 - 130 слов + параграф |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т А Ладыженская и др. Русский язык. Учебник 6 класс. – М.: Просвещение, 2003 2 ч в неделю
Программа для индивидуального обучения 2 ч в неделю...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а класса составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...