урок "Чтобы жить и светиться, надо много трудиться"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Урок по литературе в 7 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_kak_zhit_v_mire_s_samim_soboy_i_s_drugimi.doc | 53.5 КБ |
chtoby_zhit_i_svetitsya.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час на тему:
«Как жить в мире
с самим собой
и с другими»
Провела:
учительница русского языка и литературы
ООШ д.Сарайлы
Фархутдинова Ф.Р.
2014
Учитель. Здравствуйте, дорогие ребята! Добрый день, уважаемые гости. Сегодня у нас необычный классный час. Его проведет как всегда не ваша классная руководительница, а я. Меня зовут Фархутдинова Флюза Раисовна. Я работаю учителем русского языка и литературы в школе д. Сарайлы и являюсь классным руководителем 7 класса.
Учитель. Ребята, наша повседневная жизнь проходит в обществе других людей. Семья, школьный класс, кружок, двор и другие места, где мы проводим свое время. Это в первую очередь люди, с которыми мы общаемся и вступаем в те или иные отношения. Иначе говоря, мы постоянно находимся в группе людей, являемся постоянными или временными членами многих групп. И вот сегодня мы поговорим о том, как жить в мире с самим собой и с другими.
Учитель. Я расскажу вам сказку, слушайте:
«Давным- давно это было. Люди тогда одевались в шкуры животных и были очень невежливыми. Например, встретит один человек другого, и вместо того, чтобы сказать приветствие- ударит его или убежит. Хорошего от таких встреч было мало. Так продолжалось очень долго.
Но вот однажды один человек вышел из своей пещеры в дремучий лес. Идет, а кругом ни одного человека, видно, все друг друга перебили. Лишь только через несколько дней увидел он другого человека и так ему обрадовался, что отбросил свой камень и побежал ему навстречу. Но другой оказался боязливым и сразу замахнулся каменным топором. Тогда первый протянул обе руки: смотри, мол, у меня ничего нет, не бойся меня».
Вот так получилось первое рукопожатие, первая в мире дружба, первая в мире вежливость.
Так оно было, или это только сказка, но вежливость зародилась, и очень хорошо, что теперь она существует. Было бы очень грустно, если бы не было вежливости. Ведь все мы живем среди людей, а значит, нужно уважать тех, кто с тобой рядом и жить в мире с самим собой и с другими. Давайте вспомним, какие слова нужно произносить при встрече?
Ученик. Здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер.
Учитель. Можно еще говорить: приветствую вас! Слово «здравствуйте» значит много. Ведь ваш знакомый желает вам здоровья. А как приятно, когда даже незнакомый человек вас поприветствовал.
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы:
-Здравствуйте!
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
Учитель. Чтобы жить в мире с самим собой и с другими, нужно соблюдать , которые вам помогут. Мы сегодня познакомимся с ними , запомним их и постараемся применять их в жизни.
Правило первое.
Старайся быть доброжелательным к людям.
Учитель. Что значит быть доброжелательным?
Ученик. «Добро» «желательными» -значит желать добра всем, с кем встречаешься.
Учитель. А как другие узнают, что ты желаешь им добра?
Ученик. Быть открытым в своих поступках. Человек, желающий добра:
- не вредничает
- не обижает никого
- не жадничает,
- часто улыбается
- не капризничает,
- не надоедает другим)
Учитель. Но бывают ситуации, когда не сразу понимаешь, как надо поступить. Вот пример, послушайте.
К Славе пришел друг Володя.
-Включай телевизор, наши играют!
- Не могу. Назавтра не подготовил литературу.
-Кончай со своими уроками, пропустим первый период.
-Извини меня, Володя, но не могу.
-Эх, ты, а еще друг называется.
Учитель. Как вы думаете, ребята, правильно ли поступил Слава?
Ученица. Думаю, неправильно. Он мог выучить литературу и после того, как посмотрят телевизор.
Ученик. А я думаю, что правильно. Ведь дружба заключается в понимании друг друга.
Учитель. Правильно. Дружба держится не на уступчивость, именно на понимании. Надо всегда понимать другого, тогда и вас будут стараться понимать. А мы переходим ко второму правилу.
Правило второе.
Будь всегда веселым, не унывай, не плачь по пустякам.
Учитель. С веселыми людьми легко и приятно общаться. Они умеют посмеяться и над другими, и над собой. Я точно знаю, что и вы любите веселье и смех. Давайте проведем шуточную викторину. За каждый правильный ответ- маленький приз. Кто первый поднимет руку, тот и отвечает.
1. Что должен проверить судья, когда выходит судить матч? (Свисток)
2.Когда журавль стоит на одной ноге , он весит 3 кг. Сколько будет весить журавль, если встанет на две ноги? ( 3 кг)
3.Почему львы едят сырое мясо ? ( Они не умеют готовить)
4.Ограмный зверь, но не кусается, ни на кого не бросается и живет выше крыши. (Созвездие Большая Медведица)
5.Когда черной кошке легче всего пробраться в дом? (Когда не закрыта дверь)
6. Что находится между школой и детским садом? (Союз «и»)
7.Летели три страуса, охотник одного убил, сколько страусов осталось? (Страусы не летают)
8.У какой фигуры нет ни начала, ни конца? (У кольца)
9.Кто автор сказки «Колобок»? (Русский народ)
10.Почему скелеты не смеются? (Боятся рассыпаться)
Учитель. Молодцы. Отлично справились с заданием и посмеялись немножко. Правда, даже настроение сразу поднялось?
Учитель. Вот так и вы легко можете окружающим поднимать настроение.
Правило третье.
Помогай тому, кто нуждается в помощи.
Учитель. Я вам расскажу такой случай.
Шел по лесу человек. Споткнулся о торчащий корень и сильно поранил ногу. Сидит, идти домой не может. А неподалеку на полянке играли ребята. Увидели они этого человека. Один сказал: «Да ладно, пойдемте играть, посидит ,отдохнет и сам дойдет до дома». Другой сказал: «Давайте спросим, нужна ли помощь?» . А девочка Лиза подошла к человеку и протянула руку: «Опирайтесь на меня, я вас домой провожу».
Учитель. А как бы поступили вы?
Ученица. Я бы хотел поступить, как девочка Лиза. Надо помощь предлагать сразу, а не ждать неизвестно чего.
Учитель. Что она обозначает пословица « Сам погибай, а товарища выручай»?
Ученик. Означает пословица то, что нужно приходить на помощь , не думая о себе.
Учитель: Вы все правильно поняли. Будьте внимательны, помогайте всем, кто в этом нуждается. А как вы можете помочь друг другу в классе?
Ученица. Можно помогать в учебе. Кто-то какой-то предмет понимает лучше и может помочь разобраться товарищу.
Ученик. Если кто-то заболел, нужно обязательно навещать и помогать, чтобы не отстал в учебе.
Ученица. Мальчики могут помогать девочкам: ведро принести, повесить что-то тяжелое.
Ученица. Мальчики могут помогать девочкам: ведро принести, повесить что-то тяжелое.
Ученик. А девочки могут мальчикам помочь: пришить там что-то или украсить.
Учитель. Правильно. Множество дел, где даже какая-то мелкая уступка и сдружит вас, и поднимет настроение, и жизнь облегчит.
Правило четвертое.
Старайся быть человеком, который много знает и многое умеет- тогда с тобой будет интересно каждому.
Учитель. Вот, например, познакомился ты с новым человеком и пока еще не знаешь, о чем с ним поговорить, во что поиграть. Сидите и молчите. Интересно вам будет?
Ученик. Неинтересно, конечно.
Учитель. А если хотя бы один из вас окажется хорошим рассказчиком, знает игры, умеет что-то мастерить, то вы сразу найдете, чем заняться. С такими людьми все хотят дружить, с ними легко и просто. Что нужно сделать, чтобы стать таким?
Запоминай больше интересных историй, учи стихи, больше читай, научись делать всякие поделки и смотри книги про то, как можно мастерить. Словом, чем большему ты научишься, тем лучше для тебя и для других.
Пятое правило.
Надо уметь дружить.
Учитель. Без друзей на свете трудно жить. Давайте я вам прочитаю стихотворение А. Барто «Требуется друг». Это стихотворение о том, как девочка ищет себе друга.
Все живут – не тужат, а с со мной не дружат!
Бант у Кати расписной, красные колготки
А характер кроткий.
Я шепчу: «Дружи со мной… мы же одногодки,
Мы же, как две голубки из одной скорлупки…»
Я шепчу: «Но ты учти – ты во всем должна идти другу на уступки».
Предлагаю Ильиной: «Ты дружи со мной одной!»
Есть разряд у Ильиной, и спортивный свитер,
И девочек свита.
Подружусь я с Ильиной , стану знаменита!
Все пятерки до одной у Светловой Нади.
Я прошу: «А ты со мной подружись хоть на день!
Мы с тобой поладим: будешь ты меня спасать-
Дашь контрольную списать».
А девчонки на дыбы! Говорят: «Молчала бы!»
Не вставать же на колени, уговаривать подруг…
Напишу я объявление: «Срочно требуется друг!»
Учитель. Ребята, а вы бы хотели дружить с этой девочкой? Почему?
Ученик. Дружба должна быть бескорыстной.
Учитель. Дружба должна быть бескорыстной, верной и должна преодолевать самые трудные испытания.
Давайте, проведем игру «Неразлучные Друзья »
Это задание выполняется в парах. Руки (правая и левая), берутся в замочек так, чтобы кисти оставались свободными. Ваша задача – нарисовать общий рисунок на доске. Тема свободная.
Правило шестое.
Овладевай культурой общения, учись правильно читать эмоциональное состояние другого.
Учитель. На первом месте по переживаниям в общении стоят ссоры, конфликты с товарищами, которые часто происходят из-за неумения договориться, желания обратить на себя внимание.
Овладение культурой общения, конечно, нас никогда не освобождает от ошибок, но может помочь нам сделать выбор в своих действиях более осознанным, осмысленным, обдуманным. Может подсказать нам, какой способ общения выбрать, чтобы не причинить человеку зла.
С давних времен люди всматривались в лица друг друга, пытались этим угадать настроение человека, его намерения, характер, вот и сейчас мы с вами попробуем расшифровать некоторые эмоциональные состояния человека по мимике лица.
Проверим, все ли сумеют «легко читать» эмоциональное состояние другого человека? Чем помочь ему? Например, печаль, радость, веселье, смех, удивление, равнодушие, боль, удовольствие.
Вот перед вами схематические изображения мимики лица. Попробуйте разгадать в каком настроении человек.
Учитель. Вывод. Не все умеют «легко читать» эмоциональное состояние человека, а это необходимо каждому уметь, это помогает общаться людям между собой, находить особый подход к друзьям, товарищам, даже своим родителям.
Учитель. Правил, помогающих жить в мире с самим собой и с другими, может быть много. Вы и сами можете их придумывать. Важно только, чтобы и ты, и твои друзья их выполняли. Ведь на то они и правила. И тогда жизнь ваша станет намного насыщеннее и интересней. Но помните о правилах, которые все давно выполняют, мы сегодня о них говорили.
Ребята, в жизни бывают трудные ситуации, и когда вы будете выбирать друзей, вспомните наш разговор и наши правила, которые мы рассмотрели .
Я хочу вам раздать памятки с правилами в память о нашей встрече.
ПАМЯТКА.
До свидания, до новых встреч.
Предварительный просмотр:
Тема:« Чтобы жить и светиться, надо много трудиться»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интересно жить на свете, если знаешь междометия
Разработка урока по теме "Междометия и звкоподражательные слова"...
«Космонавтом хочешь стать – надо много, много знать!»
Интеллектуальная игра «Космонавтом хочешь стать – надо много, много знать!», посвященная Дню космонавтикиВнеурочная деятельность.Класс: 5 -6Цель:прививать чувство патриотизма, показывая ве...
урок литературы "ЧТОБЫ ЖИТЬ И СВЕТИТЬСЯ, НАДО МНОГО ТРУДИТЬСЯ"
УРОК ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ А.П.ПЛАТОНОВА «НЕИЗВЕСТНЫЙ ЦВЕТОК» ТЕМА: «ЧТОБЫ ЖИТЬ И СВЕТИТЬСЯ, НАДО МНОГО ТРУДИТЬСЯ»...
Урок по произведению А.Платонова «Неизвестный цветок».«Чтобы жить и светиться, надо много трудиться»
Цель урока:1.Знакомство с Андреем Платоновым, его писательской судьбой. Чтение и идейно-художественный анализ сказки-были.2.Формирование у учащихся деятельного отношения к жизни, убеждения в том, что ...
"Счастье достается тому, кто много трудится"
«В каждом человеке скрыта мудрая сила строителя… нужно ей дать волю развиться и расцвести, чтобы она обогатила землю еще большими чудесами»М. Горький В нашей стране ситуация выбора профессии – эт...
КВН:"Чтобы космонавтом стать, надо много – много знать!"
КВН --посвященный Дню Космонавтики....
Внеклассное мероприятие "Надо много учиться, чтобы знать хоть немного. Ш. Монтескье"
Внеклассное мероприятие предназначено для обучающихся старшей школы....