урок литературы "ЧТОБЫ ЖИТЬ И СВЕТИТЬСЯ, НАДО МНОГО ТРУДИТЬСЯ"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

УРОК ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ А.П.ПЛАТОНОВА «НЕИЗВЕСТНЫЙ ЦВЕТОК»

ТЕМА: «ЧТОБЫ ЖИТЬ И СВЕТИТЬСЯ,    НАДО МНОГО ТРУДИТЬСЯ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_proizvedeniyu_a.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ А.П.ПЛАТОНОВА «НЕИЗВЕСТНЫЙ ЦВЕТОК»

        ТЕМА: «ЧТОБЫ ЖИТЬ И СВЕТИТЬСЯ,    НАДО МНОГО ТРУДИТЬСЯ».

             ЦЕЛИ: 

1.Знакомство с Андреем Платоновым, его писательской     судьбой. Чтение и идейно-художественный анализ сказки-были.

2. Формирование у учащихся деятельного отношения  к жизни, убеждения в том, что всё хорошее достигается большим трудом.

3. Осознание того, как важно быть внимательным к окружающему нас миру.

4.Выработка умения ориентироваться в тексте художественного произведения, обучение навыкам выразительного чтения.

5.Воспитание читательского вкуса.

                             

                       ОБОРУДОВАНИЕ  УРОКА.

  1. Тексты сказки на каждый стол.  

Жизнь ничего не дарует без       тяжких трудов и волнений

                                 ХОД  УРОКА.

                                                                              .

Звучит музыка, на экране появляются слайды с изображением цветов. Со звонком музыка чуть приглушается.

- Добрый день, ребята! Скажите, какое у вас сейчас настроение?

Я хочу, чтобы у всех оно было отличным, поэтому давайте подарим радость друг другу. Повернитесь к соседу по парте и скажите: «Я рад(а) встрече с тобой».

- Я тоже рада встрече с вами в этот прекрасный день, когда за окном зима, а у нас здесь тепло, уютно, комфортно.

Я думаю, это самая подходящая  атмосфера для разговора по душам.

- Что значит «говорить по душам»? (откровенно, честно, раскрывая свои внутренние чувства)

Вдохновило меня на этот разговор произведение известного писателя 20 века А.П.Платонова  «Неизвестный цветок» (на экране появляется слайд с фото Автора и названием произведения), которое было предложено вам для домашнего чтения.

( Добрый день! Посмотрите на слайды: сколько красивых, необычных цветов здесь представлено.  Как вы думаете, есть такие цветы, которые еще не известны человеку?)

1. Первичное восприятие.

- Я уверена, что каждый прочитал это произведение и сейчас готов поделиться своими впечатлениями о нем ( ответы детей)

- Назовите героев произведения (дети называют, а я на доску вывешиваю таблички с именами героев, они записывают  в тетради)

- Кого из героев можно назвать главными? (неизвестный цветок, Даша)

- О каком событии рассказывается в этом произведении? (как Даша нашла на пустыре цветок)

2. Анализ текста.

Название

- Почему автор  назвал своё произведение «Неизвестный цветок»? О чём говорит это название?

     ( Это значит то, что о нём никому ничего не известно.

       - От него нет никакой вести. Корень слова неизвестный  -вест-.

       Даша: «Никто и не знал, что он есть на земле», прикрепляю первую характеристику цветка- никто не знал о его существовании)

Жанр

- Как Платонов определяет жанр произведения? (быль-сказка)

- Что в этом произведении сказочного? (сказочное начало, история о том, как рос цветок, преодолевая трудности, цветок воспринимается как живое существо, способное мыслить, разговаривать, испытывать боль, радость)

- Почему автору понадобилась включать элементы сказки? (чтобы читатель мог лучше прочувствовать мысли, чувства, цветка, его душу)

- А что такое быль?

- Что здесь можно назвать былью? (повествование о Даше и детях)

- Какую роль играет жанр этого произведения? (помогает глубже понять мир героя, его характер, 2 характеристика – способен чувствовать, мыслить, разговаривать)

МО  учителя

Разобравшись с жанром произведения, мы поняли, что цветок необычный – живой, способный чувствовать, говорить (стрелочками рисую схему-характеристику цветка)

Сюжет

- На сколько частей  можно разделить сказку-быль? (3, Жизнь цветка на пустыре до знакомства с Дашей, разговор с девочкой, новая жизнь пустыря)

- Каждая часть раскрывает героев с новой стороны. Давайте попробуем доказать это.

1 часть - Жизнь цветка на пустыре до знакомства с Дашей

- Как выглядело место, где вырос цветок?

- Каковы были условия жизни цветка? (по тексту)

- Благодаря чему цветок выжил? (Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть)

Так значит, какие черты характера присущи цветку? ( трудолюбивый, сила воли, упрямый, целеустремленный, терпеливый, старательный, жизнелюбивый, труд души)

- Найдите строчки, доказывающие,  что труды цветка не прошли даром. Каким стал цветок?

- Какое художественное средство использует Платонов, рассказывая о цветке?

- Почему сравнивает со звездой? Значит цветок красивый.

- Как вы думаете, почему так много места уделяется описанию истории жизни цветка на пустыре?

- А как вы относитесь к незнакомому цветку, жизнь которого стала нам теперь знакомой?

МО учителя.

Итак, 1 часть помогла нам увидеть неизвестный цветок красивым живым существом, который умеет трудиться,  терпеть трудности. имеет силу воли, жизнелюбие…

2 часть – разговор с девочкой.

- Почему Даша оказалась около пустыря?

- В каком она была настроении? Почему?

 - Что привлекло ее внимание?(Благоухание)

- Что такое благоухание? (аромат, приятный запах)

- Давайте прочитаем по ролям разговор цветка с Дашей (Даша, цветок, автор)

- Какими чувствами наполнены эти строчки? Почему?

- Что можно сказать о цветке на основании этого диалога? (одинокий, ни на кого не похожий)

- Почему Даша поцеловала его в светящуюся головку? (она поняла его печаль, хотела, чтобы он почувствовал, что его любят) Девочка оценила трудолюбие цветка, она сумела услышать голос маленькой неизвестной жизни.

- Каково отношение Даши к цветку? (изображаем на схеме)

МО.

3 часть – Новая жизнь пустыря.

В этой части появляются новые герои. Кто они? (дети из лагеря)

- Почему они захотели удобрить землю?  (чтобы и на пустыре земля была доброй) Ребята хотели быть справедливыми, они надеялись, что маленький цветок, неизвестный по имени, отдохнёт, а из семян вырастут «самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нету нигде».)

- Как земля отблагодарила ребят? (по тексту) На следующий год пустырь зарос травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки.)

- Каким был новый цветок?

- Почему цветок-сын был лучше, прекраснее отца? (родство, корни сделали его таким)

МО. В ходе беседы нам удалось узнать жизнь цветка, заглянуть в его внутренний мир.

- Назовите тему сказки

- Какова идея сказки?

А.Платонов в своей сказке утверждает, что надо много трудиться, чтобы не умереть, чтобы светить живым огнём другим и звать к себе безмолвным голосом радости жизни.) Чтобы жить и светиться, надо много трудиться( на доске)

-  Это поучительная история о том, как « меж камней и глиной» вырос цветок, который много трудился, чтобы выжить и светиться, как звезда, живым мерцающим огнём.

Творческая работа.

- Каким вы представляете неизвестный цветок? Нарисуйте его и дайте название.

- Положите руку на сердце и послушайте, что оно говорит вам? Я, например, слышу безмолвный голос существа, ждущего помощи. А что слышите вы?

- Во всем мире, в любой его точке всегда есть те, кто нуждается в нашей помощи и надеется на то, что мы придем.

Я желаю, чтобы ваши сердца всегда были открыты для прекрасного, для людей, чтобы каждый из нас в этой жизни подарил другим радость, счастье, новую жизнь, как тот неизвестный цветок, придуманный А.Платоновым.

- А теперь давайте создадим свой  цветок, не похожий ни на какой другой.  У меня в конверте лепестки разного цвета, выберите тот, который соответствует вашему настроению, и прикрепите его на доску.

Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к уроку по теме: «Почему нужно есть много овощей и фруктов», 2 «Б» класс «Особый ребёнок» (дети с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости).

Урок разработан для учеников 2 «Б» класса  «Особый ребёнок» (дети с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости)....

Урок по произведению А.Платонова «Неизвестный цветок».«Чтобы жить и светиться, надо много трудиться»

Цель урока:1.Знакомство с Андреем Платоновым, его писательской судьбой. Чтение и идейно-художественный анализ сказки-были.2.Формирование у учащихся деятельного отношения к жизни, убеждения в том, что ...

"Счастье достается тому, кто много трудится"

«В каждом человеке скрыта мудрая сила строителя… нужно ей дать волю развиться и расцвести, чтобы она обогатила землю еще большими чудесами»М. Горький В нашей стране ситуация выбора профессии – эт...

Интегрированный урок русского языка и литературы "Как много в этом звуке"

Интегрированный урок русского языка и литературы с привлечением видео- и аудиоматериала, сопоставлением исполнений, анализом музыкальных произведений, видеолаборатории....

Урок внеклассного чтения в 7 классе "Много ли человеку надо?" Чтение с остановками рассказа В.П.астафьева "Приветное слово".

quot;Чтение  с  остановками"  способствует  критическому  мышлению, поиску  здравого смысла. Школьники  учатся  рассуждать  объективно и  поступ...

Технологическая карта урока "Как жить, чтобы жить честно?" (по роману Л.Н. Толстого "Война и мир")

В ТК урока по роману Л.Н. Толстого рассматривается принципиальное различие в мироощущении любимых героев писателя - А. Болконского и П. Безухова через призму личности самого великого мыслителя. В ТК п...