урок литературы "ЧТОБЫ ЖИТЬ И СВЕТИТЬСЯ, НАДО МНОГО ТРУДИТЬСЯ"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
УРОК ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ А.П.ПЛАТОНОВА «НЕИЗВЕСТНЫЙ ЦВЕТОК»
ТЕМА: «ЧТОБЫ ЖИТЬ И СВЕТИТЬСЯ, НАДО МНОГО ТРУДИТЬСЯ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_proizvedeniyu_a.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ А.П.ПЛАТОНОВА «НЕИЗВЕСТНЫЙ ЦВЕТОК»
ТЕМА: «ЧТОБЫ ЖИТЬ И СВЕТИТЬСЯ, НАДО МНОГО ТРУДИТЬСЯ».
ЦЕЛИ:
1.Знакомство с Андреем Платоновым, его писательской судьбой. Чтение и идейно-художественный анализ сказки-были.
2. Формирование у учащихся деятельного отношения к жизни, убеждения в том, что всё хорошее достигается большим трудом.
3. Осознание того, как важно быть внимательным к окружающему нас миру.
4.Выработка умения ориентироваться в тексте художественного произведения, обучение навыкам выразительного чтения.
5.Воспитание читательского вкуса.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА.
- Тексты сказки на каждый стол.
Жизнь ничего не дарует без тяжких трудов и волнений
ХОД УРОКА.
.
Звучит музыка, на экране появляются слайды с изображением цветов. Со звонком музыка чуть приглушается.
- Добрый день, ребята! Скажите, какое у вас сейчас настроение?
Я хочу, чтобы у всех оно было отличным, поэтому давайте подарим радость друг другу. Повернитесь к соседу по парте и скажите: «Я рад(а) встрече с тобой».
- Я тоже рада встрече с вами в этот прекрасный день, когда за окном зима, а у нас здесь тепло, уютно, комфортно.
Я думаю, это самая подходящая атмосфера для разговора по душам.
- Что значит «говорить по душам»? (откровенно, честно, раскрывая свои внутренние чувства)
Вдохновило меня на этот разговор произведение известного писателя 20 века А.П.Платонова «Неизвестный цветок» (на экране появляется слайд с фото Автора и названием произведения), которое было предложено вам для домашнего чтения.
( Добрый день! Посмотрите на слайды: сколько красивых, необычных цветов здесь представлено. Как вы думаете, есть такие цветы, которые еще не известны человеку?)
1. Первичное восприятие.
- Я уверена, что каждый прочитал это произведение и сейчас готов поделиться своими впечатлениями о нем ( ответы детей)
- Назовите героев произведения (дети называют, а я на доску вывешиваю таблички с именами героев, они записывают в тетради)
- Кого из героев можно назвать главными? (неизвестный цветок, Даша)
- О каком событии рассказывается в этом произведении? (как Даша нашла на пустыре цветок)
2. Анализ текста.
Название
- Почему автор назвал своё произведение «Неизвестный цветок»? О чём говорит это название?
( Это значит то, что о нём никому ничего не известно.
- От него нет никакой вести. Корень слова неизвестный -вест-.
Даша: «Никто и не знал, что он есть на земле», прикрепляю первую характеристику цветка- никто не знал о его существовании)
Жанр
- Как Платонов определяет жанр произведения? (быль-сказка)
- Что в этом произведении сказочного? (сказочное начало, история о том, как рос цветок, преодолевая трудности, цветок воспринимается как живое существо, способное мыслить, разговаривать, испытывать боль, радость)
- Почему автору понадобилась включать элементы сказки? (чтобы читатель мог лучше прочувствовать мысли, чувства, цветка, его душу)
- А что такое быль?
- Что здесь можно назвать былью? (повествование о Даше и детях)
- Какую роль играет жанр этого произведения? (помогает глубже понять мир героя, его характер, 2 характеристика – способен чувствовать, мыслить, разговаривать)
МО учителя
Разобравшись с жанром произведения, мы поняли, что цветок необычный – живой, способный чувствовать, говорить (стрелочками рисую схему-характеристику цветка)
Сюжет
- На сколько частей можно разделить сказку-быль? (3, Жизнь цветка на пустыре до знакомства с Дашей, разговор с девочкой, новая жизнь пустыря)
- Каждая часть раскрывает героев с новой стороны. Давайте попробуем доказать это.
1 часть - Жизнь цветка на пустыре до знакомства с Дашей
- Как выглядело место, где вырос цветок?
- Каковы были условия жизни цветка? (по тексту)
- Благодаря чему цветок выжил? (Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть)
Так значит, какие черты характера присущи цветку? ( трудолюбивый, сила воли, упрямый, целеустремленный, терпеливый, старательный, жизнелюбивый, труд души)
- Найдите строчки, доказывающие, что труды цветка не прошли даром. Каким стал цветок?
- Какое художественное средство использует Платонов, рассказывая о цветке?
- Почему сравнивает со звездой? Значит цветок красивый.
- Как вы думаете, почему так много места уделяется описанию истории жизни цветка на пустыре?
- А как вы относитесь к незнакомому цветку, жизнь которого стала нам теперь знакомой?
МО учителя.
Итак, 1 часть помогла нам увидеть неизвестный цветок красивым живым существом, который умеет трудиться, терпеть трудности. имеет силу воли, жизнелюбие…
2 часть – разговор с девочкой.
- Почему Даша оказалась около пустыря?
- В каком она была настроении? Почему?
- Что привлекло ее внимание?(Благоухание)
- Что такое благоухание? (аромат, приятный запах)
- Давайте прочитаем по ролям разговор цветка с Дашей (Даша, цветок, автор)
- Какими чувствами наполнены эти строчки? Почему?
- Что можно сказать о цветке на основании этого диалога? (одинокий, ни на кого не похожий)
- Почему Даша поцеловала его в светящуюся головку? (она поняла его печаль, хотела, чтобы он почувствовал, что его любят) Девочка оценила трудолюбие цветка, она сумела услышать голос маленькой неизвестной жизни.
- Каково отношение Даши к цветку? (изображаем на схеме)
МО.
3 часть – Новая жизнь пустыря.
В этой части появляются новые герои. Кто они? (дети из лагеря)
- Почему они захотели удобрить землю? (чтобы и на пустыре земля была доброй) Ребята хотели быть справедливыми, они надеялись, что маленький цветок, неизвестный по имени, отдохнёт, а из семян вырастут «самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нету нигде».)
- Как земля отблагодарила ребят? (по тексту) На следующий год пустырь зарос травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки.)
- Каким был новый цветок?
- Почему цветок-сын был лучше, прекраснее отца? (родство, корни сделали его таким)
МО. В ходе беседы нам удалось узнать жизнь цветка, заглянуть в его внутренний мир.
- Назовите тему сказки
- Какова идея сказки?
А.Платонов в своей сказке утверждает, что надо много трудиться, чтобы не умереть, чтобы светить живым огнём другим и звать к себе безмолвным голосом радости жизни.) Чтобы жить и светиться, надо много трудиться( на доске)
- Это поучительная история о том, как « меж камней и глиной» вырос цветок, который много трудился, чтобы выжить и светиться, как звезда, живым мерцающим огнём.
Творческая работа.
- Каким вы представляете неизвестный цветок? Нарисуйте его и дайте название.
- Положите руку на сердце и послушайте, что оно говорит вам? Я, например, слышу безмолвный голос существа, ждущего помощи. А что слышите вы?
- Во всем мире, в любой его точке всегда есть те, кто нуждается в нашей помощи и надеется на то, что мы придем.
Я желаю, чтобы ваши сердца всегда были открыты для прекрасного, для людей, чтобы каждый из нас в этой жизни подарил другим радость, счастье, новую жизнь, как тот неизвестный цветок, придуманный А.Платоновым.
- А теперь давайте создадим свой цветок, не похожий ни на какой другой. У меня в конверте лепестки разного цвета, выберите тот, который соответствует вашему настроению, и прикрепите его на доску.
Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка к уроку по теме: «Почему нужно есть много овощей и фруктов», 2 «Б» класс «Особый ребёнок» (дети с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости).
Урок разработан для учеников 2 «Б» класса «Особый ребёнок» (дети с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости)....
Урок по произведению А.Платонова «Неизвестный цветок».«Чтобы жить и светиться, надо много трудиться»
Цель урока:1.Знакомство с Андреем Платоновым, его писательской судьбой. Чтение и идейно-художественный анализ сказки-были.2.Формирование у учащихся деятельного отношения к жизни, убеждения в том, что ...
"Счастье достается тому, кто много трудится"
«В каждом человеке скрыта мудрая сила строителя… нужно ей дать волю развиться и расцвести, чтобы она обогатила землю еще большими чудесами»М. Горький В нашей стране ситуация выбора профессии – эт...
урок "Чтобы жить и светиться, надо много трудиться"
Урок по литературе в 7 классе...
Интегрированный урок русского языка и литературы "Как много в этом звуке"
Интегрированный урок русского языка и литературы с привлечением видео- и аудиоматериала, сопоставлением исполнений, анализом музыкальных произведений, видеолаборатории....
Урок внеклассного чтения в 7 классе "Много ли человеку надо?" Чтение с остановками рассказа В.П.астафьева "Приветное слово".
quot;Чтение с остановками" способствует критическому мышлению, поиску здравого смысла. Школьники учатся рассуждать объективно и поступ...
Технологическая карта урока "Как жить, чтобы жить честно?" (по роману Л.Н. Толстого "Война и мир")
В ТК урока по роману Л.Н. Толстого рассматривается принципиальное различие в мироощущении любимых героев писателя - А. Болконского и П. Безухова через призму личности самого великого мыслителя. В ТК п...