Интересно жить на свете, если знаешь междометия
методическая разработка (русский язык, 7 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_mezhdometiya.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Интересно жить на свете, если знаешь междометья»
Учитель русского языка и литературы
Мельник Наталья Владимировна
Цели: В доступной и интересной форме рассказать о междометии, выработать умение отличать междометие от самостоятельных и служебных частей речи, определять лексическое значение междометий, рассказать о способах образования междометий, в каких случаях междометия пишутся через дефис, чем отличаются звукоподражательные слова от междометий.
Выработать навыки выразительного чтения с помощью примеров из художественных произведений.
Предоставить учащимся свободу выбора при выполнении заданий; использовать субъективный опыт ребенка.
- Приготовьте карты речевой активности.
Все, что вы услышали на уроке, все, что вы запомнили, пожалуйста, расскажите всем.
- Возможные варианты постановки цели учащимися.
- Вспомнить части речи;
- Дать определение междометия;
- Научиться использовать междометия в речи;
- Познакомиться со звукоподражательными словами;
- Уметь отличать междометия от звукоподражательных слов;
- Узнать, как образуются междометия;
- Уметь находить междометия и звукоподражательные слова в художественных текстах.
- Работа с текстом учебника.
Прочитайте внимательно материал на с.260 (Теория,) и ответьте на вопросы:
- Какие чувства выражают междометия?
- Что называется междометием?
- Какие слова называются звукоподражательными?
- В чем сходство междометий и звукоподражательных слов?
- Какие знаки препинания ставятся при междометиях?
- Как образуются междометия?
- Что вы знаете о правописании междометий и звукоподражательных слов?
Междометия используются для выражения:
- Эмоций
Ах, бог с тобой, боже мой, браво, вот это да, вот тебе раз, ну, да ну, господи, ей-богу, как бы не так, как же, ну и ну, ага, о, ой, ай-ай-ай, фу...
- Команды, приказа, призыва, побуждения к действию
На (возьми), фас, кис-кис, алле, цып-цып, майна, вира, бай-бай, тсс, стоп, алло, караул, чу, айда, марш, брысь, но, тпру, цыц, шабаш, ну-ка, ау...
- Речевого этикета
Здравтсвуйте, до свидания, спасибо, благодарю, прощайте, спасибо, всего хорошего, мое почтение, привет, пока, здорово...
- Потренируемся.
Задание 1. Некоторые междометия являются многозначными, так как с их помощью выражаются различные чувства. Проанализируйте текст, найдите междометия, скажите, какие чувства они выражают, обратитете внимание на интонацию.
- Ах, чем я виноват? (испуг.)
- Ах, как это неприятно! (огорчение)
- Ах, сеньор губернатор, уместна ли подобная беспечность? (упрек.)
- Ах, как я люблю весенние зори! (восхищение).
Вывод: междометия выражают разные чувства: страха, восхищение, огорчение, упрека и др. Междометия не являются членами предложения и в синтаксическую связь с другими словами не вступают.
- Заполните кроссворд.
Спрятанное слово
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Вопросы:
- Выражение сомнения, недоверие, ирония.
- Выражение удивления при обнаружении чего-либо неожиданного, любопытного.
- подражание звуку одного рывка ручной пилы.
- выражение отказа.
- Подражание звуку резкого удара, падения чего-либо.
- Подражание звуку быстро проскользнувшего, пробежавшего.
- Подражание блеянию овцы.
- Приказание: «Остановись! Довольно! Хватит!»
- Возглас, требующий повторить только что исполненный артистом номер.
- Подражание бренчанию струнного инструмента.
Ответы:
- Гм.
- Эге.
- Вжик.
- Дудки.
- Грох. (хлоп).
- Шмыг.
- Бе.
- Стоп.
- Бис.
- Брень.
Задание 3. Расставьте знаки препинания в предлдожениях.
- О это была райская жизнь! (Гоголь)
- Жизнь увы не вечный дар!
- Эй завяжи на память узелок!
- Увы на разные забавы я много жизни погубил.
- Ушица ей-же-ей на славу сварена.
- Мы дело кончим полюбовно но только чур не плутовать.
Задание 4. Выполните упр.919 (с.235) по учебнику Бабайцевой.
Задание 5. Составьте предложения со звукоподражательными словами: кря-кря-кря, ква-ква-ква, мяу-мяу, курлы-курлы.
Задание 6. Проиллюстрируйте каждую фразу рассказа движениями и звуками.
В раючем поселке у лесопильного завода все тихо. Рабочие еще спят. (Дети показывают, как спят рабочие). Где-то пропел петух. (Крик петуха). Часы пробили 6 ударов. (Бум-бум. 6 раз) Рабочие просыпаются, моются, завтракают, выходят на улицу и отправляются на завод. Приходят на работу. Гудит гудок. (У-у-у). Загудели моторы. (Дзу-у). Металлические пилы движутся взад-перед, распиливая бревна. (Вжик-вужик). Слышен гудок паровоза. (У-у-у) Паровоз медленно приближается к складу. (Пых=пых-пых). На заводе опять слышен гудок. (У-у-у). Пора обедать.
- Это интересно.
Оказывается, люди разных стран по-разному слышат звуки, издаваемые животными.
язык | Крик петуха | Лай собаки |
Русский Английский Венгерский Немецкий Французский японский | Кукареку Как-а-дудль-ду Кукареку Кикирики Кокорико кокэкокко | Гав-гав Уау-уау Вау-вау Вау-вау Ау-ау Ван-ван |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к театрализованной постановке "Без привычек вредных жить на свете здорово!"
Эта презентация является дополнением к театральной постановке. Действующие лица: ученик,черт, ангел....
Театрализованная постановка "«Без привычек вредных жить на свете здорово!»"
Действующие лица:Человек;Черт;Ангел. На сцене появляется Человек, поочередно с разных от него сторон появляется Черт и Ангел....
урок литературы "ЧТОБЫ ЖИТЬ И СВЕТИТЬСЯ, НАДО МНОГО ТРУДИТЬСЯ"
УРОК ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ А.П.ПЛАТОНОВА «НЕИЗВЕСТНЫЙ ЦВЕТОК» ТЕМА: «ЧТОБЫ ЖИТЬ И СВЕТИТЬСЯ, НАДО МНОГО ТРУДИТЬСЯ»...
Урок по произведению А.Платонова «Неизвестный цветок».«Чтобы жить и светиться, надо много трудиться»
Цель урока:1.Знакомство с Андреем Платоновым, его писательской судьбой. Чтение и идейно-художественный анализ сказки-были.2.Формирование у учащихся деятельного отношения к жизни, убеждения в том, что ...
Будет в жизни легче без сомнения если знаешь правила дорожного движения.
Материал о правилах дорожного движения для пешеходов, велосипедистов, роллеров, скейтбордистов; дорожные ловушки....
Правила информационной безопасности — изучаем и соблюдаем. «Интернет тебе не враг, если знаешь, что и как!»
Методическая разработка «Интернет тебе не враг, если знаешь, что и как!» предназначена для решения проблемы защиты юных пользователей от различных опасностей, ожидающих их во Всемирной пау...
Неделя СБО. Итоговое мероприятие 8 класс. «Если знаешь СБО, тебе не страшно ни чего»
Содействовать развитию воображения, сообразительности, изобретательности, любознательности, наблюдательности. Воспитывать чувство юмора, стремление к победе, активности среди ровесник...