Урок русского языка в 5 классе «Буквы о - а в корне - лаг - лож - »
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Конспект урока русского языка в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse.docx | 20.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе
«Буквы о - а в корне - лаг - лож - »
Цель:
- знать, в каких случаях происходит чередование гласных А - О в корнях лаг-(-лож-);
- владеть способом выбора А-О в корнях -лаг-лож-
Задачи:
- обучающие: обобщить и закрепить знания по морфемике, фонетике, синтаксису, лексике; формировать навык нахождения слов с чередующимися гласными о-а в корне -лаг-лож-, научить учащихся владеть способом выбора гласных о-а при правописании корня -лаг-(-лож-);
- развивающие: развитие речевых, творческих способностей учащихся на материале урока; внимательное отношение к слову, умение ориентироваться при выборе правильного ответа; развитие орфографической зоркости, внимания, логического мышления; обогащение словарного запаса.
- воспитательные: формировать интерес к правильной грамотной устной и письменной речи; воспитывать доброжелательность, способность к самоанализу, любовь к предмету.
Тип урока: комбинированный
Формы работы учащихся: фронтальные, индивидуальные.
Методы:
- объяснительно-иллюстративный;
- частично-поисковый: научить учащихся владеть способом выбора гласных о-а при
правописании корня -лаг-(-лож-).
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки с индивидуальным заданием.
Ход урока
I. Оргмомент
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сейчас у нас урок русского языка. Настроились на
серьезную работу, приготовились.
II. Проверка домашнего задания
Слайд №1
Вспомните, какая буква пишется в приставках на з-с перед звонким согласным, а какая - перед глухим? Приведите свои примеры.
III. Повторение пройденного материала
Синтаксический разбор предложения, морфемный разбор, фонетический разбор.
(3 ученика у доски)
Мы ра..п...ложились (на) б..регу л..сного озера - синтаксический разбор предложения.
Ра..п...ложились - морфемный разбор.
Л..сного - фонетический разбор.
- Создание проблемной ситуации.
Спишите словосочетания, вставьте пропущенные буквы. Объясните выбор орфограммы. Слайд 2
Осв...щать улицу, ухв...титься за край, прибл...жаться к дому, сл...таться на корм, предл...жить помощь, предл...гать торт.
- Какое было задание?
- Какая орфограмма встретилась?
- Какая орфограмма не встретилась?
- Прочитайте слова, объясните свой выбор.
- Все ли слова вы смогли проверить? Почему?
- Исследовательский этап.
- Сформулируйте проблему (есть корни с чередованием, правило написание которых нам неизвестно).
- Сформулируйте тему урока.
- Какие цели мы перед собой поставим на уроке? (Выяснить, когда в корнях -ЛАГ-, -ЛОЖ- пишется буква О, а когда А. Тренироваться в написании слов с этой орфограммой.)
Для решения выявленной проблемы учитель предлагает стать исследователями и определить условия выбора букв О-А в корнях.
б) Работа с правилом.
-Давайте попробуем самостоятельно, без помощи учебников, сформулировать правило правописания корней с чередованием А-О в корнях –ЛАГ-/-ЛОЖ-. Для этого внимательно посмотрите на карточки у вас на партах.
1. Попробуйте объяснить выбор буквы в корне -лаг-/-лож-. Какое правило может получиться?(дети формулируют свои варианты правил, учитель записывает их на доске, затем они обсуждаются - выводится одно общее правило. Правило записывается на карточках ).
Переложить рукописи из шкафа на полку, слагаемые успеха, проложить курс корабля, полагать начало какому-нибудь делу, диаметрально противоположные мнения, основополагающий научный труд, заложить вход камнями, сказать предположительно, отправить наложенным платежом, прилагать все силы, выгодное капиталовложение.
Правило (мой вариант).______________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-Молодцы! А теперь запишем тему нашего урока Слайд 3
- Ребята, откроем учебник, прочитаем правило, данное в нем, и сравним с тем определением, которое сформулировали вы.
- Ну, наконец , пришло время теоретические знания, полученные по этой теме применить на практических заданиях.
- Закрепление материала.
- Работа с учебником
Упр. №
1.Объяснительный диктант.
Высказать предположение, обсудить положение, расположиться на отдых, предлагать маршрут, разложить вещи, расположение комнат, прилагается счет, сложить вещи.
Физминутка.
2.Найдите четвертое лишнее. Аргументируйте свой ответ. Слайд 4
Сложение, положение, отложить, ложный.
Предложение, сложение, слагаемое, изложить.
- Контрольно-диагностический этап.
Цифровой диктант
-ЛАГ- - 1
-ЛОЖ- - 2
Положение, предложение, излагать, приложение, прилагать, отложить, слагаемое, сложение, возложить(2,2,1,2,1,2,1,2,2).
(Взаимопроверка работ).
в) Упражнения в словесности. Слайд №5
3. Вставьте подходящие по смыслу слова с корнем -лаг-/-лож-.
1) Никто еще не видел этого чудовища, но оно уже несколько раз напоминало о себе. О нем _______________ басни.
2) Индеец, _______________ руки над головой, бросился с борта в воду и поплыл к ближайшей лодке.
3) Старый индеец упал на колени перед доктором и сказал:
- Вы спасли жизнь моей внучки. Что может _______________ вам в награду бедный индеец, кроме своей жизни.
4) Среди зелени травы сверкали водоемы, _______________ по краям белыми камнями. Высокие фонтаны освежали воздух.
5) Весь сад представлял собой котловину, со всех сторон окруженную высокою стеной из искусственно _______________ скал.
(А.Р. Беляев «Человек-амфибия»)
Слова для справок: сложенный, выложенный, предложить, сложив, слагались.
Г) От данных глаголов образуйте существительные и запишите их.
Слайд 6
- Излагать – …
- Предлагать – …
- Предполагать
- Располагать – …
- Слагать – …
- Прилагать
- Рефлексия.
- Кто сегодня доволен своей работой на уроке?
- Удалось ли нам достичь поставленной цели?
- Что было интересно?
- Что было самым трудным для вас?
- Чью работу на уроке модно выделить и почему?
- Как вы оцените?
- Подведение итогов урока. Выставление оценок.
- Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ открытого урока русского языка в 5 классе. «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»
Самоанализ открытого урока русского языка в 5 классе. «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.» в рамках конкурса «Учитель года» учителя русского языка и литературы второй квалификационной категории Та...
Урок русского языка в 6 классе "Буквы и-ы в корне слова после приставок"
Разработка урока с использованием интерактивной доски...
Урок русского языка в 5 классе. Тема: Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами гласных звуков
Урок русского языка в 5 классе. Тема: Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами гласных звуков Цель:повторить правописание проверяемых и непроверяемых гласных в корн...
Конспект урока русского языка 5 класс - "Буквы Е-И в корнях с чередованием"
Урок русского языка в 5 классе.Учитель русского языка и литературы Беседина Татьяна Петровна МКОУ «СОШ№26» Тема: «Буквы Е – И в корнях с чередованием».Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ).Осно...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Буквы е,и в корнях с чередованием"
Технологическая карта урока русского языка с приложением....
Урок русского языка в 5 классе "Буквы Е-И в корнях с чередованием"
Урок ОНЗ ("открытие" нового знания) в рамках ФГОС...
Урок по русскому языку: Диктант по изученным орфограммам- буквой Ё и О после буквы шипящего в корне слова и ранее изученным орфограммам
Урок контроля. Ученик учиться владеть различными видами аудирования, писать слова с изученной орфограммой....