Работа у доски (3 человека работают с карточками) 1) Словарный диктант. -1 ученик обозначает орфограммы приставок, 2 – корня, 3 – корня. Объясните правописание. Определите, от каких условий зависит выбор написания. (от места в морфеме). * Прилетел, пришкольный, преумный, преграда. * Растение, выросли, изложение, предлагать. * Касается, коснулся, прикоснется, касание Лингвистическая разминка. Слайд № 2. Полил сильный дождь, и земля быстро намокла. (Самопроверка) Б) Разбор слова «полил» по составу. Слайд № 3. А) - В каком слове есть согласный, глухой, непарный, твердый, непарный звук? 1) щебет, 2) циркуль, 3) живее, 4) чугун (циркуль - [ц]).
|
Ответы на вопросы учителя. Выделение изученных орфограмм в разных морфемах, определение верного написания слов.
А) - Запишите предложение, выделите грамматическую основу, начертите схему предложения.
Отгадывание фонетической загадки – Какие шипящие звуки вы здесь встретили? (ч щ ж ц). Какой шипящий звук отсутствует? (ш) – Какими буквами обозначаются звуки? («че» «ща» «цэ» «жэ») – Какие орфограммы написания с этими буквами вы знаете? (ЖИ – ШИ пишу с гласной И; ЧА – ЩА пишу с гласной А; ЧУ – ЩУ пишу с гласной У) – А что знаем про орфограмму с Ц? (ничего) - Как вы думаете, почему я выделила этот звук? Какой слышится звук после Ц? - Этот звук особый, он будет сегодня гостем нашего урока. | Познавательные ( логические – анализ объектов с целью выделения признаков), коммуникативные (планирование учебного сотрудничества).
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД) Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
|
Изучение нового материала А) Создание проблемной ситуации. Слайд №4.
Дета отвечают. Наша задача - разобраться, когда после ц нужно писать ы , а когда - и.
(«Правописание буквосочетаний ЦЫ и ЦИ»). Слайд № 5. Запись темы урока (учитель записывает тему на доске, дети – в тетрадях). В) Работа в парах. Работа в парах: 1. Прочитайте: Умельцы, цирк, циркуль, певцы, цитрус, Куницын, скворцы, акация, Лисицын, секция. - Выделите морфемы, в которых встречается данная орфограмма . – Разбейте на группы, запишите. – Когда пишется цы с буквой ы? – Когда пишется ци с буквой и? – Сделайте вывод.
2. Заполните таблицу. Работа со статьей учебника (стр.41), нахождение правильных ответов на вопросы.
б) Проверка (слова с орф. ЦЫ с буквой Ы слова с орф. ЦИ с буквой И) в) дети читают слова. ИТОГ: Молодцы! Правильно нашли орфограмму и доказали её.
Дети делают вывод. ВЫВОД: – Когда пишется ЦЫ с буквой Ы (пишется в окончании и суффиксе слова) – Когда пишется ЦИ с буквой И (пишется в корне слова и в словах на -ция) Слайд № 6,7 ФИЗМИНУТКА А теперь все дружно встали, передышку себе дали. Если в слове пишем «ы», нужно нам подпрыгнуть, Ну а если букву «и» - тянемся мы выше. И- тянемся вверх. Ы- подпрыгнуть. Умницы, цилиндр, ресницы, птицы, лекция, циркач, синицы, репетиция. Запись на доске. Слайд №8
Дети читают слова цепочкой. (ЦЫ – в середине слова, а такого не может быть) – в русском языке есть слова, которые не подходят под орфограмму. Написание этих слов надо запомнить. Эти слова – слова исключения. СЛОВА-ИСКЛЮЧЕНИЯ
Слайд № 9. Цыган встал на цыпочки и сказал цыпленку: «Цыц!». – Произнесём все вместе. ИТОГ: Молодцы! Запомните написания этих слов, чтобы не допустить ошибки. Добавьте себе в таблицу слова – исключения..
Слайд № 10. Составление алгоритма рассуждения. Алгоритм Слайд № 11.
(Дети проговаривают алгоритм) Обобщение теоретического материала. И после Ц 1) в корне (цирк); 1) в окончании; 2) в словах на – ция (станция); Ы после Ц 1) в окончаниях слов 2) в суффиксах прилагательных 3) в словах-исключениях: цыган, цыпочки, цыпленок, цыц. Слайд11 Ученик читает: В существительных на –ция Мы всегда напишем –ия. Да и в корне, посмотри, Тоже пишем букву –и. А в концовках –цын, -цый, -цы Пишем только букву ы.
Исключение: цыган, на цыпочках, цыпленок, цыкнуть, цыц.
|
Учитель задает вопросы: Б) - Какие звуки после Ц слышатся в словах цирк, акация, улицы, цыплёнок? ([цы]) - А какие же буквы пишутся в этих словах? (ы, и) Какая задача стоит перед нами?
- Сформулируйте тему нашего урока.
Запись слов на доске и в тетрадях, определение орфограммы.
Определение темы урока и постановка цели урока.
а) – Возьмите карточку. – Прочитайте задание. Выделите морфемы, в которых встречается данная орфограмма . – Что непонятно? Работаем. - Ребята, чтобы разобраться, где пишут цы, а где ци, давайте просмотрим таблицу в учебнике на стр. 41 - § 48.
Б) Проверка
– На какие две группы вы разбили слова? в) Перечитайте слова по группам ИТОГ: Молодцы! Правильно нашли орфограмму и доказали её. Учитель спрашивает.
Исполнение физминутки и анализ слов с данной орфограммой
Открывает запись на доске. Слайд №8
– Прочитайте – Что интересного вы заметили? – Ребята, оказывается, в русском языке есть слова, которые не подходят под орфограмму. Написание этих слов надо запомнить. Эти слова – слова исключения. СЛОВА-ИСКЛЮЧЕНИЯ – Чтобы легче запомнить слова, есть стишок, который поможет. (проговариваю) Где еще можно узнать о правописании этих слов? Найдите эти слова в учебнике. Допишите себе эти слова в таблицу.
- Ребята, правило, которое мы сегодня изучаем, сложное, правило-инструкция, поэтому нам необходимо составить алгоритм, схему рассуждения. Прослушайте стихотворение. Вставьте и объясните правописание слов. Учитель читает стихотворение: (дети работают устно) Цыпленок в цирке выступал, Играл он на цимбалах, На мотоцикле разъезжал, И цифр он знал немало. Он из цилиндра доставал Морковь и огурцы И только одного не знал, Где пишут ци, где цы.
- Опираясь на рифмованный алгоритм, расскажите о написании ы, и после ц. -Итак, какой самый первый вопрос вы зададите себе, если надо писать слово с (ЦЫ)? /в какой части слова находится орфограмма/. | Познавательные (общеучебные – поиск и выделение информации , логические – построение логической цепи рассуждений), коммуникативные ( постановка вопросов), регулятивные ( планирование, прогнозирование)
Познавательные УУД 1. Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов. 2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности. 3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, таблицу).
Познавательные УУД 1. Анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.). 2. Строить логические рассуждения.
|
1)– Выполнение задания новым способом. Дети записывают и комментируют. Рац_я, цариц_но, афганц_, ц_гейка, мультипликац_я, взять под узц_.
2)Работа с толковым словарем. Работа с толковым словарем, выполнение транскрипции слова.
| Комментированное письмо. Запись слов с объяснением способа действия. – Выполним задание новым способом, при этом проговорим новый способ действия Вставим пропущенные буквы и объясним, почему именно эту букву вставили. Рац_я, цариц_но, афганц_, ц_гейка, мультипликац_я, взять под узц_. - Используя толковый словарик, прочтите , что означает слово «цитата». Почему в этом слове пишется буква И? Запишите транскрипцию слова. | Регулятивные ( контроль, оценка , коррекция), познавательные( общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач), коммуникативные(умение выражать свои мысли).
|
Слайд 13 2.Тестовый контроль. 1. Укажите слово, в котором после Ц пишется буква Ы: А) ц..рк; Б) делегац..я; В) ц..ганочка; Г) ц..фра. 2. Укажите слово, в котором в корне пишем И: А) ц..кнуть; Б) ц..новка; В) ц..плёночек; Г) ц…ган 3. В какой группе слов пишется И: А) секц..я, репетиц..я, ц..нга, ц..трусовые. Б) умельц.., ц..ганский, ц..клон, птенц.. .
V. Подведение итогов
Дети отвечают.
Слайд № 14,15 Домашнее задание: выучить правило о написании И-Ы после Ц, знать исключения из правила, выполнить № 489 ; объяснить значение слов цикада, корпорация. | - Что нового вы узнали на уроке?
- С какой орфограммой мы познакомились на уроке? - Что нужно знать, чтобы правильно написать буквы и - ы после ц? – Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем? – Оцените свою работу на уроке. – Продолжите предложение: - Мне было интересно…
- Мне захотелось…
- Я узнал, что ….
- У меня получилось…
Запись домашнего задания.
| Коммуникативные( умение с достаточной точность выражать свои мысли), познавательные (рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности),личностные ( смыслообразование).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). Регулятивные УУД 5. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 6. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
|