Урок русского языка в 5классе по теме « Правописание гласных в приставках пре- и при-» (по программе В.В. Бабайцевой) (с использованием методики КСО «Взаимодиктант» по Ривину-Дьяченко»)
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

sozinova-inna-nikolaevna

Цель:

          1. Закрепить знания учащихся о правописании гласных в приставках    пре- и     при-.

2.Совершенствовать умение правильного написания слов с приставками и пре-  при-.      

            3. Закрепить графическое обозначение орфограммы и умение   

               объяснять значения   приставок пре- и при-   

            4. Развивать творческие способности учащихся.

            5.  Развивать коммуникативные навыки; воспитывать положительные  

              мотивации к процессу обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass_rus-yaz_pre-pri.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ  Кумылженская СОШ №1

Кумылженского района Волгоградской области

Урок русского языка в 5классе

по теме « Правописание гласных в приставках пре- и при-» (по программе В.В. Бабайцевой) (с использованием методики КСО «Взаимодиктант» по Ривину-Дьяченко»)

 

Учитель русского  

языка и литературы

Созинова И.Н.

Ст.Кумылженская 2013

Урок русского языка в 5классе по теме « Правописание гласных в приставках пре- и при-» (по программе В.В. Бабайцевой) (с использованием методики КСО «Взаимодиктант» по Ривину-Дьяченко»)

Цель:

          1. Закрепить знания учащихся о правописании гласных в приставках    пре- и     при-.

2.Совершенствовать умение правильного написания слов с приставками и пре-  при-.      

            3. Закрепить графическое обозначение орфограммы и умение   

               объяснять значения   приставок пре- и при-   

            4. Развивать творческие способности учащихся.

            5.  Развивать коммуникативные навыки; воспитывать положительные  

              мотивации к процессу обучения.

Ход урока:

      1.Организационный этап

(Приветствие, настрой детей на успех.)                                                       

Речевая разминка

У:  -Добрый день!- тебе сказали.

-Добрый день! – ответил ты,

Нас две ниточки связали

Теплоты и доброты.

Итак, друзья, внимание. Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее. Начнём скорей урок!

 Ребята, доброе утро! Я рада  вас видеть.

2.Мобилизующий этап

На доске написаны слова:

Пр…дорожная, пр…града, пр…ображает, пр…поднять.

У: С каким разделом лингвистики мы сейчас работаем?

Что изучает орфография?

С какими орфографическими правилами вы познакомились в этом учебном году?

Над каким правилом мы работали на прошлом уроке?

Расскажите правило о правописании гласных в приставках пре- и при-.

Прочитайте слова вслух.

Напишите слова в порядке увеличения в них количества орфограмм. Выделите в   словах орфограммы. Объясните их написание.

3.Формулирование целей и темы урока.

У: Определите, какая орфограмма имеется в каждом слове и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

-Тема урока  - « Правописание гласных в приставках пре- и при-.

Учитель записывает тему урока на доске, ученики – в тетради.

У: Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Помните, что вы уже знакомы с этой темой. Используйте опорные слова, записанные на доске

Закрепить…

Совершенствовать

  -Цель нашего урока: закрепить знания о правописании гласных в приставках  пре- и   при-; совершенствовать умение правильного написания слов с приставками и пре-,  при-.

4. Этап закрепления темы

1Взаимодиктант (работа в парах сменного состава с  использованием методики «Взаимодиктант»)

Порядок работы

1.Один ученик из пары читает текст по предложениям, другой пишет (диктуют друг другу так, как диктует всему классу учитель, но без предварительного чтения текста в целом).

2. Другой ученик (т.е. тот, кто перед этим писал) читает, а первый, прежде диктовавший, пишет.

3. Потом каждый берёт тетрадь своего соседа (партнёра) и, не заглядывая в карточку,  проверяет диктант.

4. Ученики открывают карточки и по ним проверяют вторично (работая вместе) сначала один диктант, потом  второй.

5. Ребята устно разбирают ошибки

6. Каждый ученик в своей тетради выполняет работу над ошибками (своими).

7. Ученики снова берут тетради друг друга, ещё раз всё просматривают и ставят

свои подписи ("Проверял Петров").

8. Совместная работа пары заканчивается. Ученики обмениваются карточками и переходят к другому партнёру.

      Новому партнёру диктуется тот текст, который диктующий сам перед этим писал.

Тексты для словарного диктанта по теме «Правописание гласных в приставках пре- и при-»

Карточка №1

Прибыть, преогромный, приоткрытый, прибить, приблизительно, принести, признак, прибавить, преобразиться, пребелый, прервать, прибаутка, президент, примирить (друзей), предать (друга).

Карточка №2

           Прибрежный, преградить, приступить( к делу), превеликий, прибежать, привинтить, призывать, приостановить, прегорький, приамурский, препятствие, пригожий, пригорелый, приставка, пребывать(в унынии).

Карточка №3

            Преступить(закон), примерять(платье), премудрый, приукрасить, приучать, прихожая, приуныл, прикрыл, привокзальная, прислушаться, привстать, приспособить, приклеить, превозмочь, премьера.

Карточка№4

Прибывать (на станцию), прекрасный, придать (значение), привидение, присесть,

прилечь, приручать, прислушаться, пресмыкаться, престиж, примерный, приехать, пригладить, приобщить, пресекать.

 Физминутка

У: мы превосходно потрудились . сейчас давайте привстанем и немного отдохнём.

Ученик проводит физминутку.

Руками прихлопаем, ногами притопаем , приподнимемся на цыпочки, приостановимся, дух переведём , присядем и приостановленную работу опять начнём.

У: Ребята! Давайте проверим, насколько мы усвоили правописание пре- и при- и как умеем находить их в тексте.

2.Выборочно – распределительный диктант.

Учитель читает текст 2 раза.

Задание: выписать в 2 столбца слова с пре- и при -. Значение приставок указать.

(2 человека работают за доской самостоятельно)  

Пришла весна. Прекрасна в это время природа . Пригревает мартовское  солнышко, тает последний снег.

 Март – месяц прилета птиц. Если прислушаться к звукам ,то услышишь превосходные переливы пернатых друзей. Просыпаются звери и насекомые. Уже оттаял муравейник, и на вершину приподнялись первые муравьи.

Дополнительные вопросы (частичный комплексный анализ текста):

1. Определите, к какому стилю относится данный текст?

(к художественному стилю)

 2. Каков тип речи? (повествование с элементами описания)

5. Творческая работа                            

У: Задание:  на месте пропуска необходимо вставить слова с приставками пре- или при-, используя слова из справочного бюро.

                             

Из снежного плена.

Все…в лесу. Деревья стараются ….вырваться из снежного плена. С юга …..лесные птицы, наполняют лес птичьим звоном. Весь лес….  в движение. Всё оживает.

СПРАВОЧНОЕ БЮРО: необходимо и его привести в порядок.

Пр…образилось(е), пр…одолеть(е) пр…грады(е), пр..бывают(и), пр…ходит(и).

При проверке текст необходимо озвучить.

6. Домашнее задание

У.: А теперь откройте, пожалуйста, дневники и запишите домашнее задание.

Выберите то, которое вам больше понравилось, и с которым вы справитесь. Задания расположены от простого к сложному.

1.Составьте словарный диктант по теме «Правописание гласных в приставках пре- и при-»

2. Из русских народных сказок выписать 10 предложений, в которых встречаются слова с приставками пре, при.

3. Напишите лингвистическую сказку про приставки пре- и при-.

7. Итоги урока. Рефлексия учащихся.

Я понял…

Я закрепил…

Было интересно…

Особенно понравилось…

Вызвало затруднение…

Нужно выучить…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка для 5 класса. Тема: «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением»

Разработка урока русского языка  для 5 класса. Тема: «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением» Предметные цели:Знать виды орфограммы безударная гласная в корне сло...

Урок русского языка в 5классе по теме "Беглые гласные"

Вид урока-урок-исследование. Тип урока: объяснение нового материала. Цели: познакомить с понятием "беглость гласных", с чередованием с нулём звука в одной и той же морфеме; научить опознавать чередова...

Урок русского языка в 5классе по теме «Второстепенные члены предложения»

Цели:1.Создать условия для развития положительной мотивации к...

Урок русского языка в 5классе на тему: "Буквы о,ё после шипящих в корне слова"

Урок составлен по программе Р.Н.Бунеева кучебнику: "Бунеев Р.Н.Русский язык.5кл.М. :Баласс,2012", материалы урока подобраны из интернета и методических пособий к учебнику, созданных авторами учебника....

Урок русского языка в 5 классе. Тема: «Правописание корней с чередованием гласных е-и, о-а.»

Задачи урока: научить различать корни с чередующимися гласными от безударной гласной в корне, проверяемой ударением; активизировать мыслительную деятельность через выполнение творческих заданий; воспи...

конспект урока русского языка в 5классе на тему "Особенности написания приставок на З//С

Данный урок содержит разработку открытого урока по русскому языку(с презентацией)...

Открытый урок комплексного анализа текста по русскому языку в 10 классе. Тема: "Правописание гласных и согласных в разных морфемах"

Данный урок был проведен в рамках  регионального методического семинара "Использование технологии дифференцированного обучения как средство повышения качества образования". На данн...