Урок русского языка в 5классе по теме « Правописание гласных в приставках пре- и при-» (по программе В.В. Бабайцевой) (с использованием методики КСО «Взаимодиктант» по Ривину-Дьяченко»)
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Цель:
1. Закрепить знания учащихся о правописании гласных в приставках пре- и при-.
2.Совершенствовать умение правильного написания слов с приставками и пре- при-.
3. Закрепить графическое обозначение орфограммы и умение
объяснять значения приставок пре- и при-
4. Развивать творческие способности учащихся.
5. Развивать коммуникативные навыки; воспитывать положительные
мотивации к процессу обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_rus-yaz_pre-pri.doc | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Кумылженская СОШ №1
Кумылженского района Волгоградской области
Урок русского языка в 5классе
по теме « Правописание гласных в приставках пре- и при-» (по программе В.В. Бабайцевой) (с использованием методики КСО «Взаимодиктант» по Ривину-Дьяченко»)
Учитель русского
языка и литературы
Созинова И.Н.
Ст.Кумылженская 2013
Урок русского языка в 5классе по теме « Правописание гласных в приставках пре- и при-» (по программе В.В. Бабайцевой) (с использованием методики КСО «Взаимодиктант» по Ривину-Дьяченко»)
Цель:
1. Закрепить знания учащихся о правописании гласных в приставках пре- и при-.
2.Совершенствовать умение правильного написания слов с приставками и пре- при-.
3. Закрепить графическое обозначение орфограммы и умение
объяснять значения приставок пре- и при-
4. Развивать творческие способности учащихся.
5. Развивать коммуникативные навыки; воспитывать положительные
мотивации к процессу обучения.
Ход урока:
1.Организационный этап
(Приветствие, настрой детей на успех.)
Речевая разминка
У: -Добрый день!- тебе сказали.
-Добрый день! – ответил ты,
Нас две ниточки связали
Теплоты и доброты.
Итак, друзья, внимание. Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее. Начнём скорей урок!
Ребята, доброе утро! Я рада вас видеть.
2.Мобилизующий этап
На доске написаны слова:
Пр…дорожная, пр…града, пр…ображает, пр…поднять.
У: С каким разделом лингвистики мы сейчас работаем?
Что изучает орфография?
С какими орфографическими правилами вы познакомились в этом учебном году?
Над каким правилом мы работали на прошлом уроке?
Расскажите правило о правописании гласных в приставках пре- и при-.
Прочитайте слова вслух.
Напишите слова в порядке увеличения в них количества орфограмм. Выделите в словах орфограммы. Объясните их написание.
3.Формулирование целей и темы урока.
У: Определите, какая орфограмма имеется в каждом слове и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
-Тема урока - « Правописание гласных в приставках пре- и при-.
Учитель записывает тему урока на доске, ученики – в тетради.
У: Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Помните, что вы уже знакомы с этой темой. Используйте опорные слова, записанные на доске
Закрепить…
Совершенствовать
-Цель нашего урока: закрепить знания о правописании гласных в приставках пре- и при-; совершенствовать умение правильного написания слов с приставками и пре-, при-.
4. Этап закрепления темы
1Взаимодиктант (работа в парах сменного состава с использованием методики «Взаимодиктант»)
Порядок работы
1.Один ученик из пары читает текст по предложениям, другой пишет (диктуют друг другу так, как диктует всему классу учитель, но без предварительного чтения текста в целом).
2. Другой ученик (т.е. тот, кто перед этим писал) читает, а первый, прежде диктовавший, пишет.
3. Потом каждый берёт тетрадь своего соседа (партнёра) и, не заглядывая в карточку, проверяет диктант.
4. Ученики открывают карточки и по ним проверяют вторично (работая вместе) сначала один диктант, потом второй.
5. Ребята устно разбирают ошибки
6. Каждый ученик в своей тетради выполняет работу над ошибками (своими).
7. Ученики снова берут тетради друг друга, ещё раз всё просматривают и ставят
свои подписи ("Проверял Петров").
8. Совместная работа пары заканчивается. Ученики обмениваются карточками и переходят к другому партнёру.
Новому партнёру диктуется тот текст, который диктующий сам перед этим писал.
Тексты для словарного диктанта по теме «Правописание гласных в приставках пре- и при-»
Карточка №1
Прибыть, преогромный, приоткрытый, прибить, приблизительно, принести, признак, прибавить, преобразиться, пребелый, прервать, прибаутка, президент, примирить (друзей), предать (друга).
Карточка №2
Прибрежный, преградить, приступить( к делу), превеликий, прибежать, привинтить, призывать, приостановить, прегорький, приамурский, препятствие, пригожий, пригорелый, приставка, пребывать(в унынии).
Карточка №3
Преступить(закон), примерять(платье), премудрый, приукрасить, приучать, прихожая, приуныл, прикрыл, привокзальная, прислушаться, привстать, приспособить, приклеить, превозмочь, премьера.
Карточка№4
Прибывать (на станцию), прекрасный, придать (значение), привидение, присесть,
прилечь, приручать, прислушаться, пресмыкаться, престиж, примерный, приехать, пригладить, приобщить, пресекать.
Физминутка
У: мы превосходно потрудились . сейчас давайте привстанем и немного отдохнём.
Ученик проводит физминутку.
Руками прихлопаем, ногами притопаем , приподнимемся на цыпочки, приостановимся, дух переведём , присядем и приостановленную работу опять начнём.
У: Ребята! Давайте проверим, насколько мы усвоили правописание пре- и при- и как умеем находить их в тексте.
2.Выборочно – распределительный диктант.
Учитель читает текст 2 раза.
Задание: выписать в 2 столбца слова с пре- и при -. Значение приставок указать.
(2 человека работают за доской самостоятельно)
Пришла весна. Прекрасна в это время природа . Пригревает мартовское солнышко, тает последний снег.
Март – месяц прилета птиц. Если прислушаться к звукам ,то услышишь превосходные переливы пернатых друзей. Просыпаются звери и насекомые. Уже оттаял муравейник, и на вершину приподнялись первые муравьи.
Дополнительные вопросы (частичный комплексный анализ текста):
1. Определите, к какому стилю относится данный текст?
(к художественному стилю)
2. Каков тип речи? (повествование с элементами описания)
5. Творческая работа
У: Задание: на месте пропуска необходимо вставить слова с приставками пре- или при-, используя слова из справочного бюро.
Из снежного плена.
Все…в лесу. Деревья стараются ….вырваться из снежного плена. С юга …..лесные птицы, наполняют лес птичьим звоном. Весь лес…. в движение. Всё оживает.
СПРАВОЧНОЕ БЮРО: необходимо и его привести в порядок.
Пр…образилось(е), пр…одолеть(е) пр…грады(е), пр..бывают(и), пр…ходит(и).
При проверке текст необходимо озвучить.
6. Домашнее задание
У.: А теперь откройте, пожалуйста, дневники и запишите домашнее задание.
Выберите то, которое вам больше понравилось, и с которым вы справитесь. Задания расположены от простого к сложному.
1.Составьте словарный диктант по теме «Правописание гласных в приставках пре- и при-»
2. Из русских народных сказок выписать 10 предложений, в которых встречаются слова с приставками пре, при.
3. Напишите лингвистическую сказку про приставки пре- и при-.
7. Итоги урока. Рефлексия учащихся.
Я понял…
Я закрепил…
Было интересно…
Особенно понравилось…
Вызвало затруднение…
Нужно выучить…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока русского языка для 5 класса. Тема: «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением»
Разработка урока русского языка для 5 класса. Тема: «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением» Предметные цели:Знать виды орфограммы безударная гласная в корне сло...
Урок русского языка в 5классе по теме "Беглые гласные"
Вид урока-урок-исследование. Тип урока: объяснение нового материала. Цели: познакомить с понятием "беглость гласных", с чередованием с нулём звука в одной и той же морфеме; научить опознавать чередова...
Урок русского языка в 5классе по теме «Второстепенные члены предложения»
Цели:1.Создать условия для развития положительной мотивации к...
Урок русского языка в 5классе на тему: "Буквы о,ё после шипящих в корне слова"
Урок составлен по программе Р.Н.Бунеева кучебнику: "Бунеев Р.Н.Русский язык.5кл.М. :Баласс,2012", материалы урока подобраны из интернета и методических пособий к учебнику, созданных авторами учебника....
Урок русского языка в 5 классе. Тема: «Правописание корней с чередованием гласных е-и, о-а.»
Задачи урока: научить различать корни с чередующимися гласными от безударной гласной в корне, проверяемой ударением; активизировать мыслительную деятельность через выполнение творческих заданий; воспи...
конспект урока русского языка в 5классе на тему "Особенности написания приставок на З//С
Данный урок содержит разработку открытого урока по русскому языку(с презентацией)...
Открытый урок комплексного анализа текста по русскому языку в 10 классе. Тема: "Правописание гласных и согласных в разных морфемах"
Данный урок был проведен в рамках регионального методического семинара "Использование технологии дифференцированного обучения как средство повышения качества образования". На данн...