Урок русского языка в 5классе по теме «Второстепенные члены предложения»
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Цели:1.Создать условия для развития положительной мотивации к
учению, стимулировать раскрытие творческих возможностей
учащихся.
2.Организовать деятельность учащихся по ознакомлению и
первичному закреплению знаний по теме «Второстепенные
члены предложения».
3.Развивать способности учащихся правильно формулировать свои мысли в процессе актуализации знаний по данной теме.
4.Воспитывать у учащихся средствами урока уверенность в своих силах, чувство взаимопомощи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_rus-yaz_vtor.chl_.pr_.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Кумылженская СОШ №1
Кумылженского района Волгоградской области
Урок русского языка в 5классе
по теме «Второстепенные члены предложения» (с использованием методики КСО «Взаимопередача темы»»
по Ривину-Дьяченко)
Учитель русского
языка и литературы
Созинова И.Н.
Ст.Кумылженская 2012
Урок русского языка в 5классе по теме «Второстепенные члены предложения» (с использованием методики КСО «Взаимопередача темы»» по Ривину-Дьяченко)
Цели:1.Создать условия для развития положительной мотивации к
учению, стимулировать раскрытие творческих возможностей
учащихся.
2.Организовать деятельность учащихся по ознакомлению и
первичному закреплению знаний по теме «Второстепенные
члены предложения».
3.Развивать способности учащихся правильно формулировать свои мысли в процессе актуализации знаний по данной теме.
4.Воспитывать у учащихся средствами урока уверенность в своих силах, чувство взаимопомощи.
Ход урока:
(Слайд 1) 1.Оргмомент.Рапорт дежурных.
У.Здравствуйте, садитесь, пожалуйста. Я слушаю дежурных…Спасибо. Итак, мы начинаем урок. Я надеюсь, что вы настроились на работу, всё приготовили к уроку, что вы будете внимательны, сосредоточены, и у нас с вами всё получится хорошо. Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.
2.Вывод темы (Слайд с лингвистической задачей)2
У: Ребята, узнать, какая тема урока у нас сегодня будет, нам поможет игра « Знайка». Итак, решите, пожалуйста, лингвистическую задачу:
1)из предложения Я вышла на улицу возьмите подлежащее
2) из предложения Котёнок осторожно подошёл ко мне возьмите обстоятельство
3)из предложения Я шагнула вперёд возьмите сказуемое
4)из предложения На лесную полянку вышел огромный лось возьмите определение
5) из предложения Я увидела чуть заметную тропинку возьмите дополнение
У: Ребята, мы можем её решить? Совершенно верно. Нет, так как мы ещё не изучили обстоятельство, определение и дополнение. А одним словом они называются второстепенные члены предложения. Это и будет тема нашего урока. Давайте её запишем. (Записать на доске тему)
3. Актуализация темы
У. Ребята, как вы думаете, так ли уж необходима эта тема?
-Да, необходима, так как второстепенные члены предложения помогают более точно о чём-то рассказать.
У. Молодцы, эта тема очень важна. Иначе бы наша речь была бы бедной и некрасивой.
4.Цели, задачи для учащихся
У. Ребята, посмотрите на тему урока и на опорные слова. Как вы думаете, что нам предстоит сделать на этом уроке?
Задачи:
- Узнать, что такое дополнение, определение и обстоятельство.
- Научиться находить дополнения, определения и обстоятельства в предложении
- Тренироваться употреблять дополнения, определения и обстоятельства в устной и письменной речи.
(Слайд-цели)3
У.: Я рада, что ваши цели совпали с моими.
5. Ознакомление с новым материалом (Работа в парах сменного состава Методика «Взаимопередача темы»)
У.: Чтобы реализовать 1 задачу, нам понадобятся малые группы.
У.:У каждого члена группы на столе есть карточка с планом работы.
1. При работе в парах сменного состава класс делится на малые группы (по 6 человек).
2.Каждый член малой группы получает свою карточку с заданиями для изучения одной из подтем. ( Карточки дублируются столько раз, сколько малых групп получается в классе. Один комплект карточек остаётся у учителя.) Каждый ученик самостоятельно изучает указанный в карточке теоретический материал, выполняет своё практическое задание, затем вводит (объясняет свой теоретический вопрос напарнику, приводит примеры(напарник ставит оценку,), выслушивает в свою очередь теоретическое задание напарника (теорию оформляет в таблицу), затем оба меняются практическими заданиями, выполняют их самостоятельно и сверяют правильность выполнения обеих практических работ. Благодарят друг друга за работу.
3. Освободившиеся школьники образуют новые пары для дальнейшего изучения темы. (Каждый за урок образует 2 пары)
Карточка №1 Дополнение
Внимательно прочитай карточку и выясни у учителя всё, что тебе непонятно по её содержанию. Запиши в свою тетрадь № карточки, тему.
1.Теория
- Прочитай правило на станице 68, выучи определение дополнения.
- Запиши примеры в свою тетрадь, графически выдели дополнение.
2.Практическое задание
1.Выполни в своей тетради упражнение 176.
3.Взаимопередача темы
1.Расскажи товарищу о дополнении по следующему плану:
- Что обозначает дополнение?
- На какие вопросы отвечает?
- Какой частью речи выражено?
-Как подчёркивается?
- Попроси товарища дать определение дополнения.
- Запиши в его тетрадь примеры предложений с дополнениями. Объясни, как их найти и графически выделить в предложении.
- Попроси товарища прочитать примеры и объяснить, как найти дополнения в предложении и графически их выделить.
- Поставь оценку напарнику за знание теории и за объяснение примеров.
- Выслушай теоретическое задание напарника.
- Обменяйтесь практическими заданиями.
- Выполните их самостоятельно и сверьте работы.
4.Образуйте новую пару для дальнейшего изучения материала.
Карточка №2 Определение
Внимательно прочитай карточку и выясни у учителя всё, что тебе непонятно по её содержанию. Запиши в свою тетрадь № карточки, тему.
1.Теория
- Прочитай правило на станице 71, выучи определение определения.
- Запиши примеры в свою тетрадь, графически выдели определение.
2.Практическое задание
1.Выполни в своей тетради упражнение 181.
3.Взаимопередача темы
1.Расскажи товарищу о дополнении по следующему плану:
- Что обозначает определение?
- На какие вопросы отвечает?
- Какой частью речи выражено?
-Как подчёркивается?
- Попроси товарища дать определение определения.
- Запиши в его тетрадь примеры предложений с определениями. Объясни, как их найти и графически выделить в предложении.
- Попроси товарища прочитать примеры и объяснить, как найти определения в предложении и графически их выделить.
- Поставь оценку напарнику за знание теории и за объяснение примеров.
- Выслушай теоретическое задание напарника.
- Обменяйтесь практическими заданиями.
- Выполните их самостоятельно и сверьте работы.
4.Образуйте новую пару для дальнейшего изучения материала.
Карточка №3 Обстоятельство
Внимательно прочитай карточку и выясни у учителя всё, что тебе непонятно по её содержанию. Запиши в свою тетрадь № карточки, тему.
1.Теория
- Прочитай правило на станице 71, выучи определение обстоятельства.
- Запиши примеры в свою тетрадь, графически выдели обстоятельства.
2.Практическое задание
1.Выполни в своей тетради упражнение 185.
3.Взаимопередача темы
1.Расскажи товарищу о дополнении по следующему плану:
- Что обозначает обстоятельство?
- На какие вопросы отвечает?
- Какой частью речи выражено?
-Как подчёркивается?
- Попроси товарища дать определение обстоятельства.
- Запиши в его тетрадь примеры предложений с обстоятельствами. Объясни, как их найти и графически выделить в предложении.
- Попроси товарища прочитать примеры и объяснить, как найти обстоятельства в предложении и графически их выделить.
- Поставь оценку напарнику за знание теории и за объяснение примеров.
- Выслушай теоретическое задание напарника.
- Обменяйтесь практическими заданиями.
- Выполните их самостоятельно и сверьте работы.
4.Образуйте новую пару для дальнейшего изучения материала.
6.Закрепление материала (групповая работа)
У. А сейчас всё внимание на экран. (Слайд- проверочное задание)5
Чтобы выполнить 2 задачу, вам нужно
- записать предложения, предназначенные для вашей группы (задания для групп дифференцированные ),
- 2 вставить пропущенные буквы,
- выделить основу предложения,
- укажите, каким второстепенным членом является выделенное слово,
- сделать вывод, для чего нужны второстепенные члены в предложении. (
(план вашей работы на экране вверху) На выполнение этой работу вам даётся 3 мин.
1 группа
Дикие гуси г…товились к отлёту.
Деревья постепенно обл…тают.
В небе в…сят белые облака.
2 группа
Свежий в…терок играет листьями.
Пошёл ре…кий дождь.
Облака плывут на восток.
3 группа
(Откуда?) Из-за туч)выглянуло солнышко
Листочек оторвался ( от чего?) от дер…ва.
(На какой?) На высокой ели уселась стайка др…здов.
У. Попробуйте сделать вывод.
Вывод: Второстепенные члены предложения поясняют главные и другие второстепенные члены.
У. А теперь давайте вернёмся к нашей лингвистической задаче. (Слайд-лингвистическая задача)6 Давайте ёё решим вместе. 3 группа работает с 4 предложением, 2группа – с 5, а1группа – со 2.
1)из предложения Я вышла на улицу возьмите подлежащее
2) из предложения Котёнок осторожно подошёл ко мне возьмите обстоятельство
3)из предложения Я шагнула вперёд возьмите сказуемое
4)из предложения На лесную полянку вышел огромный лось возьмите определение
5) из предложения Я увидела чуть заметную тропинку возьмите дополнение
У: Смотрим, что получилось (Ученик записывает на доску) (Слайд-Предложение) 7
Совершено верно. Молодцы. Хорошо справились с работой.
Я осторожно шагнула на лесную тропинку…
7.Творческая работа (Деловая игра)
У. Совершенно верно. Вы заметили, что в конце предложения у меня стоит многоточие. Это говорит о том, что мы ёщё не до конца решили задачу. А чтобы решить лингвистическую задачку до конца и реализовать 3 задачу урока, мы сейчас мы поиграем. (Слайд-деловая игра)8 Представьте, что мы находимся в редакции школьной газеты «ШОК». Я главный редактор, а вы корреспонденты. Нужно срочно подобрать материал к специальному выпуску газеты. «Осенние зарисовки» (развернуть листы на доске). Слушайте задания. Найдите на столе лист жёлтого цвета. Что, нет его на парте? Ах, да! Я ведь забыла, что, когда я раскладывала задания на парты , открылось окно и ветер унёс их. Давайте поищем вместе.
8. Физминутка.
Повернитесь назад и поищите на спинке стула. Нет?
Наклонитесь вправо и посмотрите по сторонам. Нет?
Наклонитесь влево и посмотрите по сторонам. Нет?
Тогда поищите ладошками под крышкой стула, поищите под партой. Нашли? Вот и хорошо.
У.: Мы все с вами отправляемся в осеннюю командировку. (Слайд- осенняя командировка)9 . Задания группам. Инструкция для работы у вас на листах.
3 группа
У: У вас на столе находится текст, написанный корреспондентом, который не знал ничего о второстепенных членах предложения. Ваша задача:
1Записать текст, распространив предложения второстепенными членами.
2.Сделать вывод, для чего нужны второстепенные предложения в тексте.
Инструкция для работы на карточке
Прошло (какое?) лето. Наступила (какая?) осень. В (каком?) лесу деревья (как?) облетели. Только берёзки сохранили (какие?) листочки. (Как?) лучи озаряют (какой?) лес. Природа готовится к отдыху.
Прошло тёплое лето. Наступила золотая осень. В лиственном лесу деревья давно облетели. Только берёзки сохранили последние листочки. Редкие лучи озаряют потемневший лес. Природа готовится к отдыху.
2 группа
У.: Тут один нерадивый корреспондент перепутал времена года и вместо осени написал о весне. Ваша задача:
1. Написать текст по аналогии, распространив его второстепенными членами.
2.Определите, зачем нужны второстепенные члены в тексте.
Инструкция для работы на карточке.
Наступление весны.
Солнце светит всё ярче. Степная дорога оттаяла. Снег заметно осел и почернел. Дует тёплый ветерок. На дорожках блестят лужи. На деревьях появляются первые листочки. Всё кругом оживает.
1 группа
У.:А ваше задание - самое сложное. Корреспондент написал лишь одно предложение. Вы должны написать мини-сочинение по данному началу (обратиться к доске), распространяя предложения второстепенными членами. Я осторожно шагнула на лесную тропинку… Определите, зачем нужны второстепенные члены. В работе вам поможет картина. Инструкция для работы на карточке.
У.: Я желаю вам творческих успехов. А чтобы лучше настроиться на осенний лад, вы будете работать под музыку П. И. Чайковского «Времена года» «Осень». ( слайд 9). Я думаю вам это поможет. На выполнение этой работы вам даётся 3-4 мин.
8. Выступления групп. (открыть название газеты)
Выступает 3 группа. (Слайд10)
Алгоритм ответа.
1.Прочитайте задание.
(Записать текст, распространив предложения второстепенными членами.)
2. Прочитайте исходный текст.
3.Прочитайте получившийся текст.
4. Вывод: сравните исходный текст и получившийся. Определите, зачем нужны второстепенные члены в тексте.
Приблизительный вариант
Прошло тёплое лето. Наступила золотая осень. В лиственном лесу деревья давно облетели. Только берёзки сохранили последние листочки. Редкие лучи озаряют потемневший лес. Природа готовится к отдыху.
(Работу повесить на доску)
Выступает 2 группа. . (Слайд11)
Алгоритм ответа.
1.Прочитайте задание.
( Написать текст по аналогии, распространив предложения второстепенными членами.)
2. Прочитайте исходный текст текст.
3.Прочитайте получившийся текст.
4. Вывод: Определите, зачем нужны второстепенные члены предложения в тексте. (Работу повесить на доску)
Выступает 1 группа. (Слайд12)
Алгоритм ответа.
1.Прочитайте задание.
(Написать мини-сочинение по данному началу (обратиться к доске), распространив предложения второстепенными членами.)
2.Прочитайте получившийся текст.
3. Вывод: Определите, зачем нужны второстепенные члены предложения в тексте
(Работу повесить на доску)
У.: А хотите послушать, что получилось у меня?
Я шагнула на усыпанную листьями тропинку и замерла от восхищения. Меня обступали разноцветные деревья, словно раскрашенные волшебницей-осенью. Вот золотоволосая красавица берёзка, изящная, стройная в своём чёрно- белом сарафане. Над ней шелестит своими ветвями дуб, как будто защищая берёзку от ветра. Ярко-зелёная ель раскинула мягкие пушистые лапы – под ними так и хочется спрятаться. Осенний лес удивительно прекрасен.
8. Подведение итогов
У.: Молодцы, вы хорошо справились со своими заданиями. А теперь давайте сделаем вывод.
Вывод: Второстепенные члены не только распространяют главные и второстепенные члены предложения. Они поясняют предмет, уточняют, какой он, расширяют, делают информацию более понятной. Одним словом, делают нашу речь красивой, разнообразной и богатой.
9. Оценки
У.:А теперь давайте подведём итог нашей работы. Кто в группе был самым активным? Кто хорошо работал? (Выставить оценки)
10. Домашнее задание
У.: А теперь откройте, пожалуйста, дневники и запишите домашнее задание. (Слайд 13) Выберите то, которое вам больше понравилось, и с которым вы справитесь. Задания расположены от простого к сложному.
1. Упр. 185 (по заданию)
2. Нарисовать осенний пейзаж и подобрать к нему четверостишие из понравившегося стихотворения об осени.
3. Попытайтесь написать стихотворение об осени.
У.: А чтобы вы работали без затруднений, я хочу раздать вам таблички-определители второстепенных членов предложения. Вложите их в учебник и пользуйтесь, пока полностью не запомните.
11. Рефлексия
У.: Посмотрите, наша газета немного не закончена.В ней есть статьи, но нет ни одного рисунка. И сейчас мы создадим осеннюю картину. У вас на столах есть различные картинки, выберите ту, которая вам понравилось и, выходя из класса, прикрепите магнитом на доску, чтобы у нас получилась общая картинка «Лесное озеро». Прикрепляйте всё аккуратно, чтобы картина наша получилась красивой .3 группа оформляет территорию вокруг озера. 2 группа – лес, а 3группа - небо. Старайтесь прикреплять аккуратно, чтобы картина наша получилась красивой . Мне сегодня очень понравилось с вами работать, и я хочу начать составление картинки с озера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе Тема: «ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
Урок русского языка в 5 классе. Тема: «ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. Тема: Главные члены предложения. Подлежащее.
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе составлена по учебнику под редакцией Е.А.Быстровой с учетом требований ФГОС....
План-конспект урока по русскому в 5 классе на тему « Второстепенный член предложения. Определение»
Тема урока: "Определение". 5. Тип урока: Урок общеметодической направленности. 6. Цель урока: познакомить с определением как второстепенным членом и способами его выражения...
Методическая разработка. Тестовая работа по русскому языку /8 класс/ по теме «Второстепенные члены предложения. Дополнение»
Тестовая работа по русскому языку /8 класс/ по теме «Второстепенные члены предложения. Дополнение»...
Конспект урока по русскому языку для 8 класса_ Роль второстепенных членов предложения
Конспект урока по русскому языку для 8 класса по теме: "Роль второстепенных членов предложения"...
Контрольно-диагностические материалы для формирования и оценки УУД на уроках русского языка по разделу "Главные и второстепенные члены предложения"
Данные задания направлены на формирование УУД на уроках русского языка в 8 классе...