Урок русского языка в 5классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Тема урока:  «Лексика. Фразеологизмы и их место в языке»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в  5классе

Тема урока:  «Лексика. Фразеологизмы и их место в языке»

Тип урока: обобщение, систематизация знаний.

Цели:

- Расширение понятия о фразеологизмах и их употреблении в речи.

 - Обогащать речь учащихся.

  -Воспитывать уважительное отношение к языку.

 - Воспитывать культуру общения.

Наглядность:

«Фразеологический словарь русского языка»; иллюстрации, рисунки; эпиграф - В.Г. Белинский: «Фразеологизмы составляют народную физиономию языка, его оригинальные средства и его самобытное, самородное богатство».

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Знакомство с темой урока. Постановка целей урока.

Сегодня у нас урок необычный. И не только потому, что на уроке присутствуют гости, которым мы очень рады, но и потому, что сегодняшний урок я назову – лабораторная работа.

- А что такое лабораторная работа?  – практическое выявление фактов, известных науке, практическое доказательство выведенных аксиом и законов. Поэтому мы перед собой ставим цели:

       - 1. Практическим путём доказать правоту тех понятий и терминов, которые мы получили, изучая Лексику.

       - 2. Провести наблюдение над одним из разделов Лексикологии – фразеологией, обогащая свой словарный запас.

- 3. Сделать выводы, без которых ни одна лабораторная работа не имеет смысла.

Выполняя лабораторную работу, мы будем вести записи на литках наблюдений.

 Повторение изученного по теме Лексика и фразеология.

Итак, сегодня мы завершаем с вами  большую тему, большой раздел русского языка под названием Лексика, но расставаться с ней мы не будем, да и никогда в жизни мы этого уже сделать не сможем.

 - А почему я с такой уверенностью могу заявить, что мы теперь никогда в жизни не сможем расстаться с Лексикой, а кто сможет объяснить, почему? (Лексика изучает словарный запас языка).

Фронтальный опрос:

-В какие группы слов мы можем объединить все слова  языка?

- Что такое Лексическое значение слова?

- Где я могу найти толкование непонятного мне слова?

- Что такое омонимы? Пример.    – А омофоны? Пример.

1. Выпишите только те словосочетания, где слова употреблены в переносном значении:

быстрый конь         быстрые глаза

тихий голос             тихая вода

тёплая печь             тёплые слова

золотая цепочка      золотые слова

- Каким термином в литературоведении мы называем такие слова? – эпитеты (важно для сдачи ЕГЭ)

2. Запишите в тетради:  берёзка заплакала, ветер разгулялся, ива загрустила – как называется такой приём (олицетворение)

 Дополните 2-3 собственными примерами олицетворения.

3. В каком разделе Лексики такое понятие, как переносное значение, является основой основ? Обязательно мы употребляем слова в переносном значении? – фразеологизмы.

- Где мы можем встретить фразеологизмы, для чего их используют?

-Для чего? Чтобы сделать ее более образной и красочной.

-Если нам неизвестно толкование фразеологизма, непонятен его смысл, как нам быть? Обратиться к фразеологическому словарю.

Слово учителя: Русский язык очень богат фразеологизмами. Если вы хотите, чтобы окружающие слушали вас с интересом, то учитесь употреблять в своей речи устойчивые сочетания слов. Они являются одним из самых ярких средств выразительности языка. Во фразеологии запечатлен богатый исторический опыт народа, отражены представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей. Фразеологические обороты обогащают язык, делают речь яркой, образной, меткой. Очень важно их правильно и уместно использовать.

- А в чём главное отличие фразеологизма от словосочетания или предложения?

  4. Возьмите для исследования  карточки №1. – первый объект для опытного исследования.

Определите, где фразеологизм, а где свободное словосочетание, выпишите на лабораторный лист только те предложения, в которых есть фразеологизм, подчеркните одной чертой эти фразеологизмы.

Карточка №1

  • За двойку по литературе папа мне намылит голову.
  • На глаз пострадавшего наложили повязку.
  • Всем любителям животных известно, как кошка с собакой живут в комфортных условиях и при хорошем содержании.
  • Ребенку намылили голову, но мыло попало и в глаза.
  • Расстояние мы определили на глаз.
  • Жили они как кошка с собакой - вечно ссорились и ругались.

5. Мы с вами говорили о том, что фразеологизмы – это выражения, основанные на переносном значении, следовательно во фразеологизмах применяются разные художественно-выразительные средства (тропы).

Попробуйте определить, какой троп является основой фразеологизма.

  • Как ветром  сдуло – Исчез мгновенно (сравнение)
  • Довести до белого каления – вывести из себя (гипербола)

ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ (по  вариантам)

Труслив как... заяц

нет живого места

Упрям как... осёл

Уставился как баран на новые ворота

вырос до неба

Делать из мухи слона

С одним из любых фразеологизмов составьте и запишите предложение. (Слушаем.)

6.   Карточка №2

Лексика изучает такое понятие, как синонимия, а что такое синонимы?

Подберите и запишите  на лабораторный лист только синонимы к фразеологизмам:

  • После дождичка в четверг- ………………….
  • Бить баклуши - …………………….
  • Сесть в калошу- ……………

7. Устно. Определите, среди представителей каких профессий появились следующие фразеологизмы:

закидывать удочку (рыбак)
ждать у моря погоды (моряк)
брать на прицел (военный)
топорная работа (столяр)
семь раз отмерь, один раз отрежь (портной)

ФИЗМИНУТКА

Лучше всем здоровыми быть,

Чем воду в решете носить.

Мы немножко отдохнём,

Чуть баклуши мы побъём

Мы в бирюльки поиграем.

Мы усердно поморгаем.

Голову наклоним влево,

Вправо наклоним слегка,

Нам сидеть всем надоело,

Нам подвигаться пора!

По головке нас не гладят?

 - Сами сделаем легко!

Головой все покиваем

И подышим глубоко.

8. Карточка №3

Лексика изучает такое понятие, как антонимия, а что такое антонимы?

Подберите и запишите  на лабораторный лист только антонимы к фразеологизмам:

  • Жить душа в душу- …………
  • С лёгким сердцем - ……………
  • Кожа да кости - ……………….
  • Кричать на всю ивановскую - …

9. Значения русских фразеологизмов не всегда понятны иностранцам.  Я попросила вас проиллюстрировать несколько фразеологизмов.   Вот что у вас получилось. Назовите эти устойчивые сочетания, объясните значения.

(Рисунки)

IV. Выводы.  

Вот и подошел к концу урок – лабораторная работа. Пора сделать выводы.. Надеюсь, что вы теперь станете  знатоками  фразеологии.  

- В чём отличие фразеологизмов от других словосочетаний и предложений.

- К фразеологизмам можно подобрать синонимы и антонимы – пример.

 - А омонимы можно подобрать? – нет.

 - Для чего нужны фразеологизмы?

V.  Подведение итогов.  Домашнее  задание.

  Запишите домашнее задание (по выбору учащегося):

1-й ряд: запишите как можно больше фразеологизмов со словом голова, составьте с одним из них сложное предложение.

2-й ряд: составьте сказку или рассказ, содержащий любой названный на уроке фразеологизм.

3-й ряд: напишите стихотворение или историю, используя несколько фразеологизмов.

Бывает частенько, что слово – одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда.
Возьмем хоть короткое слово
вода.
Вот был я мальчишкой, да детство прошло.
С тех пор уж
немало воды утекло.
О смелом мы вправе сказать наперед:
Такой
сквозь огонь и сквозь воду пройдет.
А гуси и утки – сухие всегда.
Заметили люди:
как с гуся вода.
Случалось с тобою: ты правил не знал,
Молчал при опросе?
Воды в рот набрал.
Лентяй отдыхает, а время идет.
Под камень лежачий вода не течет.
Сказать болтуну мы порою не прочь:
Довольно, мол,
воду-то в ступе толочь;
Не прочь и другому сказать невзначай:
Довольно
лить воду! Ты дело давай.
Работать впустую. Что скажут потом?
Не дело, мол,
воду носить решетом.

Карточка №1

Определите, где фразеологизм, а где свободное словосочетание, выпишите на лист наблюдений только те предложения, в которых есть фразеологизм, подчеркните одной чертой эти фразеологизмы.

  • За двойку по литературе папа мне намылит голову.
  • На глаз пострадавшего наложили повязку.
  • Всем любителям животных известно, как кошка с собакой живут в комфортных условиях и при хорошем содержании.
  • Ребенку намылили голову, но мыло попало и в глаза.
  • Расстояние мы определили на глаз.
  • Жили они как кошка с собакой - вечно ссорились и ругались.

____________________________________________________

Карточка №2

Подберите и запишите  на лист наблюдений только синонимы к фразеологизмам:

  • После дождичка в четверг- ………………….
  • Бить баклуши - …………………….
  • Сесть в калошу- ……………

____________________________________________________

Карточка №3

Подберите и запишите  на  лист наблюдений только антонимы к фразеологизмам:

  • Жить душа в душу- …………
  • С лёгким сердцем - ……………
  • Кожа да кости - ……………….
  • Кричать на всю ивановскую - ………


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»

Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...