Урок русского языка в 5классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Тема урока: «Лексика. Фразеологизмы и их место в языке»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse._leksika._frazeologizmy_i_ih_mesto_v_yazyke.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5классе
Тема урока: «Лексика. Фразеологизмы и их место в языке»
Тип урока: обобщение, систематизация знаний.
Цели:
- Расширение понятия о фразеологизмах и их употреблении в речи.
- Обогащать речь учащихся.
-Воспитывать уважительное отношение к языку.
- Воспитывать культуру общения.
Наглядность:
«Фразеологический словарь русского языка»; иллюстрации, рисунки; эпиграф - В.Г. Белинский: «Фразеологизмы составляют народную физиономию языка, его оригинальные средства и его самобытное, самородное богатство».
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Знакомство с темой урока. Постановка целей урока.
Сегодня у нас урок необычный. И не только потому, что на уроке присутствуют гости, которым мы очень рады, но и потому, что сегодняшний урок я назову – лабораторная работа.
- А что такое лабораторная работа? – практическое выявление фактов, известных науке, практическое доказательство выведенных аксиом и законов. Поэтому мы перед собой ставим цели:
- 1. Практическим путём доказать правоту тех понятий и терминов, которые мы получили, изучая Лексику.
- 2. Провести наблюдение над одним из разделов Лексикологии – фразеологией, обогащая свой словарный запас.
- 3. Сделать выводы, без которых ни одна лабораторная работа не имеет смысла.
Выполняя лабораторную работу, мы будем вести записи на литках наблюдений.
Повторение изученного по теме Лексика и фразеология.
Итак, сегодня мы завершаем с вами большую тему, большой раздел русского языка под названием Лексика, но расставаться с ней мы не будем, да и никогда в жизни мы этого уже сделать не сможем.
- А почему я с такой уверенностью могу заявить, что мы теперь никогда в жизни не сможем расстаться с Лексикой, а кто сможет объяснить, почему? (Лексика изучает словарный запас языка).
Фронтальный опрос:
-В какие группы слов мы можем объединить все слова языка?
- Что такое Лексическое значение слова?
- Где я могу найти толкование непонятного мне слова?
- Что такое омонимы? Пример. – А омофоны? Пример.
1. Выпишите только те словосочетания, где слова употреблены в переносном значении:
быстрый конь быстрые глаза
тихий голос тихая вода
тёплая печь тёплые слова
золотая цепочка золотые слова
- Каким термином в литературоведении мы называем такие слова? – эпитеты (важно для сдачи ЕГЭ)
2. Запишите в тетради: берёзка заплакала, ветер разгулялся, ива загрустила – как называется такой приём (олицетворение)
Дополните 2-3 собственными примерами олицетворения.
3. В каком разделе Лексики такое понятие, как переносное значение, является основой основ? Обязательно мы употребляем слова в переносном значении? – фразеологизмы.
- Где мы можем встретить фразеологизмы, для чего их используют?
-Для чего? Чтобы сделать ее более образной и красочной.
-Если нам неизвестно толкование фразеологизма, непонятен его смысл, как нам быть? Обратиться к фразеологическому словарю.
Слово учителя: Русский язык очень богат фразеологизмами. Если вы хотите, чтобы окружающие слушали вас с интересом, то учитесь употреблять в своей речи устойчивые сочетания слов. Они являются одним из самых ярких средств выразительности языка. Во фразеологии запечатлен богатый исторический опыт народа, отражены представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей. Фразеологические обороты обогащают язык, делают речь яркой, образной, меткой. Очень важно их правильно и уместно использовать.
- А в чём главное отличие фразеологизма от словосочетания или предложения?
4. Возьмите для исследования карточки №1. – первый объект для опытного исследования.
Определите, где фразеологизм, а где свободное словосочетание, выпишите на лабораторный лист только те предложения, в которых есть фразеологизм, подчеркните одной чертой эти фразеологизмы.
Карточка №1
- За двойку по литературе папа мне намылит голову.
- На глаз пострадавшего наложили повязку.
- Всем любителям животных известно, как кошка с собакой живут в комфортных условиях и при хорошем содержании.
- Ребенку намылили голову, но мыло попало и в глаза.
- Расстояние мы определили на глаз.
- Жили они как кошка с собакой - вечно ссорились и ругались.
5. Мы с вами говорили о том, что фразеологизмы – это выражения, основанные на переносном значении, следовательно во фразеологизмах применяются разные художественно-выразительные средства (тропы).
Попробуйте определить, какой троп является основой фразеологизма.
- Как ветром сдуло – Исчез мгновенно (сравнение)
- Довести до белого каления – вывести из себя (гипербола)
ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ (по вариантам)
Труслив как... заяц
нет живого места
Упрям как... осёл
Уставился как баран на новые ворота
вырос до неба
Делать из мухи слона
С одним из любых фразеологизмов составьте и запишите предложение. (Слушаем.)
6. Карточка №2
Лексика изучает такое понятие, как синонимия, а что такое синонимы?
Подберите и запишите на лабораторный лист только синонимы к фразеологизмам:
- После дождичка в четверг- ………………….
- Бить баклуши - …………………….
- Сесть в калошу- ……………
7. Устно. Определите, среди представителей каких профессий появились следующие фразеологизмы:
закидывать удочку (рыбак)
ждать у моря погоды (моряк)
брать на прицел (военный)
топорная работа (столяр)
семь раз отмерь, один раз отрежь (портной)
ФИЗМИНУТКА
Лучше всем здоровыми быть,
Чем воду в решете носить.
Мы немножко отдохнём,
Чуть баклуши мы побъём
Мы в бирюльки поиграем.
Мы усердно поморгаем.
Голову наклоним влево,
Вправо наклоним слегка,
Нам сидеть всем надоело,
Нам подвигаться пора!
По головке нас не гладят?
- Сами сделаем легко!
Головой все покиваем
И подышим глубоко.
8. Карточка №3
Лексика изучает такое понятие, как антонимия, а что такое антонимы?
Подберите и запишите на лабораторный лист только антонимы к фразеологизмам:
- Жить душа в душу- …………
- С лёгким сердцем - ……………
- Кожа да кости - ……………….
- Кричать на всю ивановскую - …
9. Значения русских фразеологизмов не всегда понятны иностранцам. Я попросила вас проиллюстрировать несколько фразеологизмов. Вот что у вас получилось. Назовите эти устойчивые сочетания, объясните значения.
(Рисунки)
IV. Выводы.
Вот и подошел к концу урок – лабораторная работа. Пора сделать выводы.. Надеюсь, что вы теперь станете знатоками фразеологии.
- В чём отличие фразеологизмов от других словосочетаний и предложений.
- К фразеологизмам можно подобрать синонимы и антонимы – пример.
- А омонимы можно подобрать? – нет.
- Для чего нужны фразеологизмы?
V. Подведение итогов. Домашнее задание.
Запишите домашнее задание (по выбору учащегося):
1-й ряд: запишите как можно больше фразеологизмов со словом голова, составьте с одним из них сложное предложение.
2-й ряд: составьте сказку или рассказ, содержащий любой названный на уроке фразеологизм.
3-й ряд: напишите стихотворение или историю, используя несколько фразеологизмов.
Бывает частенько, что слово – одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда.
Возьмем хоть короткое слово вода.
Вот был я мальчишкой, да детство прошло.
С тех пор уж немало воды утекло.
О смелом мы вправе сказать наперед:
Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет.
А гуси и утки – сухие всегда.
Заметили люди: как с гуся вода.
Случалось с тобою: ты правил не знал,
Молчал при опросе? Воды в рот набрал.
Лентяй отдыхает, а время идет.
Под камень лежачий вода не течет.
Сказать болтуну мы порою не прочь:
Довольно, мол, воду-то в ступе толочь;
Не прочь и другому сказать невзначай:
Довольно лить воду! Ты дело давай.
Работать впустую. Что скажут потом?
Не дело, мол, воду носить решетом.
Карточка №1
Определите, где фразеологизм, а где свободное словосочетание, выпишите на лист наблюдений только те предложения, в которых есть фразеологизм, подчеркните одной чертой эти фразеологизмы.
- За двойку по литературе папа мне намылит голову.
- На глаз пострадавшего наложили повязку.
- Всем любителям животных известно, как кошка с собакой живут в комфортных условиях и при хорошем содержании.
- Ребенку намылили голову, но мыло попало и в глаза.
- Расстояние мы определили на глаз.
- Жили они как кошка с собакой - вечно ссорились и ругались.
____________________________________________________
Карточка №2
Подберите и запишите на лист наблюдений только синонимы к фразеологизмам:
- После дождичка в четверг- ………………….
- Бить баклуши - …………………….
- Сесть в калошу- ……………
____________________________________________________
Карточка №3
Подберите и запишите на лист наблюдений только антонимы к фразеологизмам:
- Жить душа в душу- …………
- С лёгким сердцем - ……………
- Кожа да кости - ……………….
- Кричать на всю ивановскую - ………
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....
Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»
Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...