Технологическая карта урока русского языка по теме "Союз" в 7 классе
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе. Обобщение и систематизация знаний
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karta.docx | 43.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока в 7 классе по теме «Союзы»
Тема | Союз | |
Педагогические цели | Создать условия для осознания и осмысления учебного материала, применения его в знакомой и новой учебной ситуации, проверки уровня усвоения системы знаний и умений средствами технологии развивающего обучения | |
Тип | Обобщение и систематизация знаний(7 класс) | |
Планируемые образовательные результаты | ||
Предметные: Базовый уровень – знают определение союза, группы союзов, функции союзов; находят союзы в предложении; выполняют морфологический разбор союза; Продуктивный уровень – умеют правильно и уместно пользоваться в речи различными союзными конструкциями; выполняют тестовое задание. Личностные: анализируют результаты своей деятельности; проявляют познавательный интерес к учебному материалу | ||
Метапредметные (универсальные учебные действия) | Познавательные – общеучебные: формулируют ответы на вопросы по изучаемый теме, внимательно слушают; строят речевые высказывания; логические: совершенствуют мыслительные операции; регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей; осуществляют взаимоконтроль; адекватно оценивают свою деятельность и деятельность сверстников на уроке. Коммуникативные – умеют конструктивно взаимодействовать друг с другом, учителем | |
Основное содержание темы, понятия и термины | Союз как служебная часть речи; группы союзов; морфологический разбор союза; функции союзов в предложении и тексте | |
Образовательные ресурсы | 1. Учебник «Русский язык. 7 класс» М.Т. Баранова и др. 2. Карточки для индивидуальной работы. 3. раздаточный материал. | |
Оборудование | Компьютер |
Организационная структура урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы контроля | |
Осуществляемые действия | Формируемые действия | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Целевая установка | Форма –фронтальная метод –беседа | Постановка вопросов, направленных на формирование рефлексорно-оценочных умений по изучаемой теме. Вопросы: - Какие служебные части речи вы знаете? -Что нового вы узнали о союзе в 7 классе? - Прочитайте тему сегодняшнего урока. Определите, какие учебные задачи стоят перед вами сегодня на уроке? - Какие умения и навыки вам необходимы сегодня на уроке? | Внимательно слушают, отвечают на вопросы, делают выводы. -Исходя из темы, определяют учебные задачи урока, умения и навыки, необходимые для выполнения практических упражнений и заданий | Строят речевое высказывание при формулировании ответов на вопросы, осуществляют рефлексорно- оценочные умения. Формулируют, осознают и принимают учебные задачи урока | Индивидуальная: формируют внутреннюю целевую установку на урок |
II. Обобщение и систематизация знаний. 1. Опрос | Форма – коллективная; метод – практический. Форма –индивидуальная; метод – практический. | Формулирует задания: - найти союзы в текстах и определить их функции; -ввести в текст союзы, определить и роль. Координирует работу учащихся, способствует эффективному накоплению каждым учащимся своего личностного опыта. Формулирует задания: -составить план ответа по теме «Сходство и различия предлогов и союзов»; -сочинить предложения с данными сочетаниями слов, указать союзы; расставить знаки препинания, где это необходимо; -записать предложения, расставить знаки препинания, составить схемы предложений. | Внимательно слушают, отвечают на вопросы. Составляют план ответа; конструируют предложения; расставляют знаки препинания; составляют схемы предложений | Строят речевое высказывание при формулиро-вании ответов на вопросы. Принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют поиск средств ее достижения. Анализируют задания; удерживают в памяти условие учебных задач; находят пути решения учебных задач | Коллективная: выразительно читают тексты, определяют функции союзов в них. Индивидуальная: выполняют задания |
2.Редактирование текста | Форма – индивидуальная; метод - практический | Формулирует задание: отредактировать текст, указать ошибку в употреблении союза «и». проверяет выборочно работы, комментирует результат | Редактируют текст, отвечают на вопросы | Отрабатывают умение уместно использовать союзы в письменной речи | Индивидуальная: редактируют текст, записывают его в тетрадь |
3.Конструирование предложений по данным вопросам и схемам | Форма – индивидуальная; метод – иллюстративно-объяснительный | Определяет ход выполнения задания: ответить на вопросы, составить предложения, соответствующие данным схемам. Осуществляет выборочную проверку выполненной работы, анализирует работы учащихся, комментирует оценку. | Выполняют задание | Принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют поиск средств ее достижения; адекватно воспринимают оценку деятельности учащихся. | Индивидуальная: письменно отвечают на вопросы, конструируют предложения |
Форма – индивидуальная; метод – практическое упражнение | Физкультминутка Вижу я, что вы устали, Позову Весельчака. Проведет он физминутку, Всем понравится она | Выполняют танцевальные движения под музыку | Осознают задания и выполняют действия четко и согласованно | Индивидуальная: выполняют упражнения физкультминутки | |
4.Конструирование микротекста | Форма - индивидуальная; метод – практический Форма –работа в паре Метод практический. | Формулирует задания: устно ответить на поставленный вопрос и написать микротекст на предложенную тему. Предлагает осуществить взаимопроверку выполненных заданий и прокомментировать результат | Выполняют задание. Осуществ-ляют взаимо-проверку, комментируют оценку выполненной работы | Принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют поиск средств ее достижения; дают в устной форме оценку деятельности | Индивидуаль-ная: конструируют мик-ротекст |
5.Творческое списывание текста | Форма – индивидуальная; метод – практический; Форма – работа в паре; метод - практический | Формулирует задание: вставить в текст подходящие по смыслу союзы, записать его и выполнить задания к нему. Поощряет учащихся к самостоятельному поиску путей решения заданий. Предлагает осуществить самооценку выполненных заданий, обозначить на оценочной шкале и прокомментировать результаты, взаимопроверку; сравнить итоги самопроверки и взаимопроверки; сделать выводы, обращая внимание на затруднения, возникшие при выполнении практической работы, причины затруднений, меры по преодолению трудностей. | Самопроверка; взаимопроверка; комментируют итоги проверки; делают выводы | Осуществляют рефлексорно - оценочные действия; осуществляют само-и взаимоконтроль | Индивидуальная: анализирует свою работу |
III.Контроль 1. Самостоятельная работа | Форма – индивидуальная; метод – практический. | Определяет ход выполнения самостоятельной работы; Поощряет учащихся самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки | Выполняют самостоятельную работу. Самопроверка. | Принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют поиск средств ее достижения; дают в письменной форме оценку деятельности | Индивидуальная: выполняют самостоятельную работу |
2. Тестирование | Форма – индивидуальная; метод – практический. | Определяет ход выполнения тестовых заданий | Выполняют тест | Принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют поиск средств ее достижения | Индивидуаль-ная: выполняют тестовое задание |
IV. Итог урока. Рефлексия деятельности | Форма – фронтальная; метод - беседа | Постановка вопросов, направленных на формирование рефлексорно-оценочных умений о изучаемой теме. Вопросы: -Над какой темой работали? - Что повторили? - Что удалось? Какое задание вызвало у вас затруднение? Что еще хотели бы узнать по теме?-как оцениваете свою деятельность на уроке?Домашнее задание: упр.355(письменно), 351 (устно) | Отвечают на вопросы, оценивают свою деятельность на уроке | Осуществляют рефлексорно-оценочные действия | Индивидуаль-ная: проводят самоанализ учебной деятельности |
C ц е н а р и й у р о к а
II. Обобщение и систематизация знаний.
- Опрос.
Индивидуальная работа | Коллективная работа |
1 | 2 |
1-й ученик составляет план ответа по теме «Сходство и различия предлогов и союзов». О т в е т:
|
В Прикаспийской степи жили два богатыря. Своего хозяйства у них не было, поэтому пасли они отары чужих овец. Однажды отец и сын отправились на Урал. При возвращении домой они захватили уральские камни: отец взял небольшую глыбу, а сын побольше. В дороге младший богатырь заболел. Он снял с себя ношу и прилег отдохнуть, но тут же и умер. Отец пошел дальше, похоронив сына. Проходя берегом соленого озера, он вздумал взять в рот щепотку соли. Но как только он нагнулся за солью, глыба навалилась на него. Богатырь упал, а земля вокруг него окрасилась в багровый цвет. На этом месте осталась стоять одинокая глыба, которую жители прозвали горою Богдо. О т в е т: Во 2,4,10, 11-м предложениях союзы соединяют простые предложения в составе сложных предложений. Союз но в 9-м предложении соединяет его с предыдущим предложением. В 3-м, 6-м предложениях союзы соединяют однородные члены предложения. |
2-й ученик составляет предложение с данными сочетаниями слов; указывает союзы; расставляет знаки препинания, где это необходимо.
О т в е т ы:
|
Тяжело навьюченный тощий верблюд и арба с домашним скарбом и кучей детей медленно передвигались по ослепительно-белой глади озера. Мертвящий зной сковал сковал все неодолимой дремой. Бежавшая рядом с арбой собака, увидев вдалеке светло-голубой край выработки, напрягла последние силы и побежала вперед, чтобы утолить жажду. Подбежав к яме, собака схватила глоток соленой воды. На мгновенье она поднялась на ноги, закачалась и упала в яму, захлебнувшись тузлуком. Долгое время ее голова, покрытая слоем соли, торчала над поверхность рапы. Проезжавшие мимо путники с ужасом наблюдали, как из тяжелых волн рапы выныривала обросшая солью голова собаки. В страхе они восклицали: «Бас кунча» - «собачья голова»,- и, шепча молитву, быстро отъезжали от этого страшного места. О т в е т: В 1-м предложении союз и соединяет однородные члены предложения. В 3-м предложении союз и соединяет однородные члены предложения, союз чтобы соединяет два предложения в составе сложного предложения. В 5-м предложении союз и соединяет однородные члены предложения. В 7-м предложении союз как соединяет два предложения в составе сложного предложения. В 8-м предложении первый союз и соединяет это предложение с предыдущим, а второй союз и – однородные члены предложения. |
3-й ученик списывает предложения, расставляет знаки препинания; составляет схемы данных предложений.
О т в е т:
[O и О].
[ ],но [ ],и [ ]
[ ],и [ ]
| 3. Прочитайте текст и озаглавьте его. Введите в текст союзы Сравните текст союзами и без них. Какую роль играют в нем союзы? Опишите речевую ситуацию, в которой целесообразно использовать данный текст. Мертвое море – это бе..точное озеро в Западной Азии. Это соленое озеро назва..о за большие размеры морем, … за отсуствие в нем жизни – мертвым. Его вода настолько насыще..а солью, … в ней не могут жить ни рыбы,ни моллюски, ни другие живые существа,… потому на его берегах нет ни одной птицы. Арабы с суеверием говорили: «Ни птица не летит над ним, ни зверь не бежит мимо, … человек, … осмелит..ся плыть по озеру,… погибнет, … вода, …земля, … всё это место проклято Богом… посыпано солью». Ответ: Мертвое море – это бессточное озеро в Западной Азии. Это соленое озеро названо за большие размеры морем, но за отсутствие в нем жизни – мертвым. Его вода настолько насыщена солью, что в ней не могут жить ни рыбы, ни моллюски, ни другие живые существа, и потому на его берегах нет ни одной птицы. Арабы с суеверием говорили: «Ни птица не летит над ним, ни зверь не бежит мимо, и человек, если осмелится плыть по озеру, то погибнет, потому что вода, и земля, и всё это место проклято Богом и посыпано солью». |
2. Редактирование текста.
Определить, уместно ли использован повторяющийся союз И в ответе ученика на уроке географии (в тетради записывают отредактированный текст).
Соль, дающая силы, стала считаться одним из источников жизни. И приравненная по своему значению к огню и солнцу, соль стала священной. Но с другой стороны, человек видел, что на почве, пропитанной солью, не растут и деревья, и травы и что в густо-соленой воде не живут рыбы и раковины. Обилие соли уничтожает и жизнь.
О т в е т:
Соль, дающая силы, стала считаться одним из источников жизни. Приравненная по своему значению к огню и солнцу, соль стала священной. Однако человек видел, что на почве, пропитанной солью, не растут деревья и травы, что в густо-соленой воде не живут рыбы и раковины. . Обилие соли уничтожает жизнь.
3. Конструирование предложения по данным вопросам и схемам.
На экране слайд.
Вопросы | Схемы |
1. Когда ты читаешь художественную литературу | [ ], ( когда …) |
2. Для чего нужно много читать? | [ ], ( чтобы ...) |
3. Какие книги ты любишь читать? | [ О и О]. [ О или О] |
4. Какие книги ты любишь читать и кто тебе помогает приобретать эти книги? | [ ], и [ ] [ ],или [ ] |
Запись в тетрадях учеников.
Предложение с союзами, соединяющими только предложения | Предложение с союзами, соединяющими и предложения, и однородные члены предложения |
1. я читаю художественную литературу, когда приготовлю все уроки. | 3. я люблю читать приключенческую и историческую литературу. Я люблю читать повести или рассказы о покорении космоса. |
2. Каждому нужно много читать, чтобы быть образованным человеком. | 4. Я люблю читать приключенческую литературу, и мама покупает мне эти книги. Я беру книги в библиотеке, или мама мне их покупает. |
4. Конструирование микротекста.
Речевая ситуация: «Подумайте, может ли ответ ученика на уроке географии начинаться с предложения «наша область также граничит с Калмыкией»? Почему? Напиши микротекст на предложенную тему».
О т в е т:
Астраханская область является субъектом Российской Федерации и относится к Южному округу. На Западе граничит с Калмыкией, на Севере – с Волгоградской областью, на Востоке – с Казахстаном. Административным центром является город Астрахань. Общая площадь 44,1 тысячи квадратных километров. Датой образования принято считать 27 декабря 1943 года.
5. Творческое списывание текста.
Я люблю на своей великой Родине все: … ее печальные тундры, … ее реки, где суровый ум ЧЕЛОВЕКА и неутомимые руки воздвигли ажурную красоту шлюзов и платин, … ее новостройки, волшебно оживляющие бе…плодные недавно пустыне,…ее дремучие леса, сохр…няющие исконное оч…рование пр…роды.
… душа этой моей любви –« тот уголок земли» на берегу матушки Волги, … я впервые познал ар…мат цветов… сотового меда, с…неву весны…золото осени, блеск снега … олодок родниковой воды. (Н. Смирнов.)
З а д а н и е:
- Определить тип и стиль текста.
- Объяснить, какие союзы можно вставить в данный текст, что связывает эти союзы.
- Как изменяется текст после вставки союзов, какова роль союза и в тексте.
- Подумать, какой союз необходим по смыслу и для образования текста в начале второго абзаца.
- Определить его значение.
- Можно ли вместо союза но употребить союз-синоним однако.
- Выполнить морфологический разбор союза но.
О т в е т ы:
Я люблю на своей великой Родине все: и ее печальные тундры, и ее реки, где суровый ум ЧЕЛОВЕКА и неутомимые руки воздвигли ажурную красоту шлюзов и платин, и ее новостройки, волшебно оживляющие бесплодные недавно пустыне, и ее дремучие леса, сохраняющие исконное очарование природы.
Но душа этой моей любви –« тот уголок земли» на берегу матушки Волги, где я впервые познал аромат цветов и сотового меда, синеву весны и золото осени, блеск снега и холодок родниковой воды. (Н. Смирнов.)
- Тип речи – повествование, стиль – публицистический;
- в первом и втором абзацах союз и соединяет однородные члены предложения; союз но в начале второго абзаца соединяет его с первым абзацем; союз где во втором абзаце соединяет простые предложения в составе сложного;
- союз но в начале второго абзаца можно заменить союзом однако;
- морфологический разбор союза.
Где – союз.
I. [ ], (где …)
II. Морфологические признаки: подчинительный, простой.
III. Не член предложения.
3. Контроль.
1. Самостоятельная работа с последующей самопроверкой (задания высвечиваются на экране).
1) Распредели союзы в две колонки.
Когда, чтобы, также, и, как, а, но, да, потому что, чтобы, если, пусть, не смотря на то что, тоже, или, либо, ни – ни, то-то, словно.
О т в е т:
Сочинительные | Подчинительные |
Также, и, а, но, да, тоже, или, либо, ни…ни, то…то | Когда, чтобы, как, потому что, чтобы, если, пусть, не смотря на то что, словно. |
2) слитно или раздельно пишутся эти союзы?
Не?смотря на то что, что?бы, потому?что, так?как, буд?то, от?того, так?же, за?то, лишь?только.
О т в е т:
Не смотря на то что, чтобы, потому что, так как, будто, оттого, также, зато, лишь только.
3) В каких предложениях выделенное слово является союзом?
1. Бранил Гомера, Феокрита, зато читал Адама Смита.
2. Нет ничего в мире, что бы могло прикрыть Днепр.
3. Жара днем ужасная, ночью тоже нет прохлады.
4. От того, кто не мил, и подарок постыл.
5. Мы сидим на высоком берегу, так что все видно вокруг.
О т в е т: 1, 3, 5.
4)Расставь знаки препинания; составь схему предложения, выделенное слово разбери морфологически.
По этому признаку и потому что нижняя часть ствола обгорела я разгадал происхождение ямы.
О т в е т:
По этому признаку и потому, что нижняя часть ствола обгорела, я разгадал происхождение ямы.
[ O и О, ( что), ].
И –союз
I. [ O и О, ( что), ].
II. Морфологические признаки: сочинительный, простой.
2. Тест.
1) Укажи, заключив в овал, количество союзов в стихотворном отрывке.
А если к труду
Ты рвешься из далей бесплотных-
Дай руку, товарищ плотник!
Тебя я на верфь приведу.
(по П.Антокольскому).
а) Один союз: а если; б)два союза: а, если; в) более двух союзов.
2) Укажи, подчеркнув, к какому разряду относятся сочинительные союзы.
1. А, но, зато, однако.
2. И, да, тоже, также.
3. Или, либо, то…то.
а) соединительные; б) разделительные; в) противительные;
3) Определите тип союза по строению.
1. А, и, что, хотя, как.
2. Как будто, с тех пор как, потому что.
а) простые; б) составные.
4) Укажи, подчеркнув, слитно или раздельно пишутся союзы.
А) 1. На ней то (же) платье, что и вчера.
2. Так(же), как и много лет назад…
3. Друзья то(же) приехали.
а) слитное написание союза;
б) раздельное написание слов с частицей же.
Б) 1. Что(бы) не простудиться, надо одеваться по погоде.
2. Что(бы) не случилось, сохраняйте уважение к истине.
а) слитное написание союза;
б) раздельное написание частицы бы.
5) Назови тип союза и определи, что он связывает.
1. Лев Павлович на ходу расстегивая шубу, вынимал билет, чтобы предъявить его контролеру.
2. Наш хлеб окончательно черен и черств.
3. На дне озера толстым слоем лежали истлевшие листья, и в воде плавали коряги.
а) сочинительный союз, связывающий однородные члены предложения;
б) сочинительный союз, связывающий части сложносочиненного предложения;
в) подчинительный союз, связывающий части сложноподчиненного предложения.
6) Укажи, подчеркнув, в конструкции которые связывает союз:
а) главное и зависимое слово в словосочетании;
б) однородные члены предложения;
в) части в составе сложного предложения.
О т в е т ы:
1) б; 2) а-2; б-3; в- 1; 3) а-1; б-2; 4) А) б-1,2; а- 3; Б) а-1, б-2; 5) в-1, а-2, б-3; 6) б); в).
Литература.
1. Активные формы организации уроков русского языка по грамматике. – Псков: ПОИПКРО, 1994.
2. Богданова, Т.А. Уроки русского языка в 7 классе / Т.А. Богданова. – М., 1999.
3. Велико, Л.И. Работа над текстом на урока русского языка/ Л. И. Велико. – М.: Просвещение, 1983.
4. Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому языку: 7 класс/ Н.В. Егорова.-М.: ВАКО, 2009.
5. Кийко, М.П. Пунктуация и коммуникативная ситуация/ М.П. Кийко// Русский язык в школе. -1990.-№3
6. Кудрявцева, Т.С. Современные подходы к обучению речи/ Т.С. Кудрявцева// Русский язык в школе.-1996.-№3
7. Моторин, Г. Озеро «Собачья голова»/ Г. Моторин., Астрахань, 1993
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное" (урок актуализации знаний и умений, урок повторения)
В связи с введением ФГОС ОО изменились и требования к поурочному планированию. Конспект урока в нашем привычном понимании я представила в виде технологической карты....
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним
Тип урока: Открытие нового знания.Цели: повторить понятия «синонимы», «антонимы»; формировать умение использовать синонимы...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. Тема урока: Синтаксис и пунктуация.
Повторить и обобщить сведения, изученные в разделе «Синтаксис. Пунктуация» в начальной школе....
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. Тема урока: "Беглые гласные".
Формирование понятия о чередовании гласных звуков с нулевым путем наблюдения за словами....
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме: «Причастие в языке и речи. Грамматическое значение причастия».
Цель урока: познакомить учащихся с причастием как особой формой глагола и ее грамматическими признаками....
Паспорт урока и технологическая карта урока русского языка в 6 классе
Файл содержит технологическую карту урока и паспорт урока русского языка для 6 класса....
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по УМК Рыбченковой Л.М. Тема урока "Повествование с элементами описания".
Технологическая карта урока русского языка.Тема урока: Развитие речи. Повествование с элементами описания. Обучающее изложение.(Упр.239)УМК: Рыбченкова Л.М. и др. Просвещение, М.,2015 г.Кл...