урок по теме "Деепричастный оборот"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Иноземцева Татьяна Васильевна

Разработка урока по теме "Деепричастный оборот" (7 класс) с приложением-презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deeprich._oborot.doc111.5 КБ
Office presentation icon deeprichastnyy_oborot.ppt52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Деепричастный  оборот. Выделение  деепричастного оборота запятыми

Цели: дать понятие о деепричастном обороте; познакомить с графическим обозначением деепричастного оборота в предложении; формировать практические навыки и умения устанавливать границы деепричастного оборота; составлять связный рассказ на грамматическую тему; воспитывать детей в атмосфере сотрудничества, взаимопомощи.

      Задачи:

образовательные:

  • Выявление  условий обособления деепричастного оборота;
  • формирование навыков постановки знаков препинания при деепричастиях и деепричастных оборотах;
  • формирование умений различать причастные и деепричастные обороты;
  • развитие умений формулировать определение понятий;
  • обогащение словарного  запаса  учащихся;
  • совершенствование орфографических и  пунктуационных  умений.

развивающие:

  • осуществление системно-деятельностного подхода;
  • развитие критического мышления;
  • развитие внимания;
  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • формирование логических умений;
  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
  • развитие умения формулировать проблему;
  • развитие умения групповой и парной работы.

воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к родному языку;
  • воспитание ценностного отношения к слову;
  • развитие коммуникативных УУД:
  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
  • взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

         В основе предлагаемого урока положена технология деятельностного метода в обучении, которая предполагает включение детей в самостоятельную учебную деятельность. Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие.

Класс: 7

Ресурсы: Русский язык. 7 класс: учеб для образоват. учреждений /(М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научн. ред. Н.М.Шанский).- 33-е изд.-М.:Просвещение,2011.

Оборудование:  компьютер; медиапроектор  и  мультимедийный  экран  для  компьютерной  презентации;  справочные тетради; листы  самоконтроля.

Планируемые результаты:

Предметные: знать определение деепричастного оборота и понятие одиночного деепричастия, условия выделения запятыми, понимать отличие зависимого слова от определяемого; уметь устанавливать связь деепричастия с определяемым и зависимыми словами; выделять деепричастный оборот запятыми;  строить предложения с деепричастным оборотом.

Метапредметные: применять  приобретенные знания в повседневной жизни, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

Формируемые универсальные учебные действия:

Познавательные УУД: анализ, сравнение, построение логической цепи рассуждений,  поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно строить речевое высказывание, обосновывать своё мнение

Коммуникативные УУД: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, сотрудничество с учителем и сверстниками, формулирование и аргументация собственного мнения.

Личностные УУД:  развитие системы ценностных ориентаций, этических чувств и регуляторов морального поведения.

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем, волевая саморегуляция, коррекция.

Ход урока

1.Организационный этап

Формируемые УУД: коммуникативные, регулятивные.

   Цель этапа: психологический настрой детей на урок.

- Посмотри в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему, учителю.

2. Мотивирование к учебной деятельности

Формируемые УУД: личностные, коммуникативные.

Цель этапа:  создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Учитель:  - Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Наш  урок сегодня пройдет под девизом: «Учась, радуюсь;  радуясь, учусь!» Запишите эти слова после числа в тетради, оставив пустую строчку для темы, название которой вы сами сформулируете немного позже.

3. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Формируемые УУД: регулятивные, коммуникативные.

Цель этапа: повторение изученного материала, выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Проверка домашнего задания.

Учитель: -  Для начала вспомним изученное. Вам предложены тесты по пройденному материалу. Выполните задания и проверьте себя с помощью ключа.(слайды №1,2)

Слайд№1

 Тест

1. У какого слова нет окончания?

1) сдержан

2) отдай

3) участвовал

4) помогая

2. От какого слова образовано деепричастие расписываясь?

1) расписаться

2) расписываться

3) расписание

4) расписывать

3. В каком ряду все слова деепричастия?

1) затормозил, нужна

2) невесомы, появятся

3) глядя, узнав

4) вышедший, несущий

4. Выберите грамматически правильное продолжение приведённого ниже предложения.

Разбирая слово по составу,

1) у меня возник вопрос.

2) часто не указывается основа.

3) мне поставили «отлично».

4) мы должны  учитывать его лексическое значение.

5. Найдите предложение без грамматической ошибки.

1) Не рассмотрев средства выразительности в повести, наше сочинение будет поверхностным.

2) Регулярно повторяя изученный материал, вы  закрепите свои знания.

3) Прочитав твоё сообщение, оно показалось мне неполным.

4) Заканчивая сочинение, моё мнение не совсем совпадает с мнением автора.

Взаимопроверка. Работа в группах

Учащиеся перечисляют правила работы в группе:

- Получив задание, разберись в нем.

- Не пренебрегай опытом других - он твой помощник.

- Определите, что вам понадобится в работе.

- Каждый несет персональную ответственность за свой участок работы.

- Согласовывай свою работу с другими.

- Вместе работали - вместе обсуждаем.

 

Слайд №2   Ответы:

1. 4)

2. 2)

3. 3)

4. 4)

5. 2)        

4. Выявление места и причины затруднения

Формируемые УУД: познавательные, коммуникативные.

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления, алгоритм  правильного действия.        

                        Карточки-подсказки  (в каждой группе)

1) Деепричастие, как и наречие, не изменяется, следовательно, не имеет окончания.

 2)Как образовать деепричастие от глагола.

- Задайте вопрос к глаголу.

- Если глагол несовершенного вида (что делать), то и деепричастие будет несовершенного вида (что делая?) 

         А) Поставьте глагол в настоящее время (что делают?).

Б) Отбросьте окончание (-ут, -ют, -ат, -ят).

В) Добавьте суффикс -а- или -я-.

- Если глагол совершенного вида (что сделать?), то и деепричастие должно быть совершенного вида (что сделав?)

А) отбросьте окончание неопределённой формы (-ть,  -ти)

Б) добавьте один из суффиксов -В, -ВШИ, -ШИ.

- Суффикс-СЯ (-СЬ) должен быть сохранен.

3) К деепричастию можно задать вопрос что делая? что сделав?

    Деепричастия имеют следующие суффиксы: - а(я),  -в, - вши, -ши, -учи (-ючи).

4, 5) И основное действие, выраженное глаголом, и добавочное действие, выраженное деепричастием, совершает одно и то же лицо.

                       Самостоятельная работа с новым материалом

            Учитель: -  Определите строение  словосочетаний в каждом столбике, укажите, какими частями речи выражены главные  слова. (слайд №3)

Два ученика выполняют задания на обратной стороне доски, остальные письменно в группах.

написанное учеником                           аккуратно написав

употребляемый в речи                         употребляя в речи

обладающий выразительностью         обладая выразительностью

рассказавший о деепричастии             рассказав о деепричастии

                                            Слайд №4   Ответы        

      х  прич.                                                                  х  деепр.

написанное учеником                               аккуратно написав

       х прич.                                                    х  деепр.

употребляемый в речи                              употребляя в речи

       х прич.                                                 х деепр.

обладающий выразительностью              обладая выразительностью

       х прич.                                                   х деепр.

рассказавший о деепричастии                   рассказав о деепричастии

Учитель: -   Давайте сравним словосочетания левого столбика. Как называются словосочетания с причастием в роли главного слова?

Ответ учащихся: - Словосочетания с причастием в роли главного слова называются причастным оборотом.

Учитель: - Сравните словосочетания правого столбика. По аналогии сформулируйте определение, как называются  эти словосочетания?

Ответ учащихся: - Деепричастия с зависимыми словами называется деепричастным оборотом.

 Учитель: - Сформулируйте тему и цель урока. Запись темы урока в тетрадь.

                                    Слайд №5

Проанализируйте данные примеры. Сформулируйте пунктуационное правило. Чем пунктуация при причастных оборотах отличается от пунктуации при деепричастных оборотах?

                                                                      гл.

/Обозначая  орфограммы/, девочка выполняет домашнее упражнение.

                     гл.

Девочка выполняет домашнее упражнение, / обозначая орфограммы/

                                                                   гл.

Девочка, /обозначая орфограммы/, выполняет домашнее задание.

                            гл.        

/Играя/, дети учатся жизни.

                            гл.

Дети ,/играя/,  учатся жизни.

             гл.

Дети учатся жизни, /играя/.

Ответ учащихся: -  На письме одиночное деепричастие или  деепричастный оборот обособляется, независимо от его положения по отношению к главному слову, в отличие от причастного оборота, который  обособляется, если стоит после определяемого существительного.

             Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения  в пробном учебном действии.

Формируемые УУД: регулятивные, коммуникативные.

Цель этапа:  выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Учитель:- Запишите под диктовку предложение, расставьте знаки препинания. Разберите по  членам предложения. (Один из учеников  работает  на обратной стороне доски).

         деепр.           сущ.          гл.        пред.      прич.       сущ.                деепр. об.

/Успокоившись/, мальчик склонился над  раскрытой книгой,/ вчитываясь в каждое слово/. ( повест., невоскл., прост., двусост., распрост., осложн. 2 обособл. обстоят.)

                                  Этап определения места и причин затруднения

Формируемые УУД : познавательные, коммуникативные

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления.

-Как вы расставили знаки препинания в этом предложении?

-Почему вы затруднялись при выполнении этой работы?

- Как же  разрешить возникшую проблему?

                     Построение проекта выхода из затруднения

Формируемые УУД: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные

Цель этапа: алгоритм  правильного действия.

Методом  «мозгового штурма» создаётся «НЕНАУЧНЫЙ» алгоритм на доске и в справочных тетрадях обучающихся:

Как найти деепричастный оборот

1 шаг

Нахожу слово, которое, как мне кажется, может быть деепричастием

(по суффиксам –а(-я), -в,  - вши, -ши на конце слова).

2 шаг

Нахожу глагол-сказуемое.

3 шаг

Задаю вопрос от глагола к деепричастию (каким образом? что делая? что сделав?).

4 шаг

Задаю вопрос (-ы) от деепричастия к другому (-им)  слову (-ам) в предложении:

нет зависимых слов – одиночное деепричастие  (обособляю);

есть зависимые  слова – деепричастный оборот (обособляю).

                           NB!     Можно проверить правильность границ деепричастного оборота:

                    (чаще всего) деепричастный оборот можно удалить  без изменения  смысла предложения. 

- Проверим себя по учебнику, к правильным ли выводам мы пришли. Чтение правила (параграф 27).

6. Реализация построенного проекта

Формируемые УУД: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные

ЦЕЛЬ:  реализация на практике алгоритма правильного действия.

    Учитель: - На мультимедийном экране вы видите 5 предложений. Ваша задача – работая в группах, расставить, где нужно, знаки препинания, графически объяснить их постановку.

Сначала вместе вырабатываем образец записи.

                     деепр. об.                                              гл.

 /Научившись читать/,  ребёнок начинает приобретать знания об окружающем мире.


При выполнении задания  учащиеся по очереди комментируют постановку знаков препинания, повторяя правило.

Осуществляют взаимоконтроль ответов.

                                                  ( Слайд №6 , 7)

1. Книга является нашим верным другом, помогая найти правильное решение  в сложной жизненной ситуации.

2. Начиная с рождения и до конца жизни, мы встречаемся с книгой.

           3. Занимаясь спортом, мы поддерживаем физическую форму тела; читая умные книги, мы упражняем мозг.                
           4. Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкаешь хорошо говорить.

 5. Известны случаи, когда люди, прочитав хорошую книгу, признавали её влияние на свой внутренний мир.

 7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Формируемые УУД: регулятивные, познавательные

                              Цель этапа:

   выявить проблемы первичного осмысления, провести коррекцию.

1) Упражнения  162 – 165 выполняются по группам. Представитель каждой группы комментирует  результат  работы после выполнения упражнения.

2) Выполнение упражнения  166 по образцу а учебнике.

8.Физминутка

9. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Формируемые УУД : личностные, регулятивные, коммуникативные

                                  Цель этапа: развивать умения   применять новые знания 

Учитель: - А теперь проведем самопроверку. По окончании выполнения теста  сверьте свои ответы  с эталоном (Приложение «Ответы», стр.6), поставьте  себе отметки согласно предложенной схеме:

0 ошибок – «5»

1 – 2 ошибки – «4»

3 – 5 ошибки – «3»

6 – 10 ошибок – «2».

Обучающиеся  выполняют самостоятельную работу №10 в рабочей тетради «Русский язык. Тематический контроль. Под редакцией И.П.Цыбулько. 7 класс» (Вариант 2, стр. 74, задание 1).

10. Включение в систему знаний и повторение

Формируемые УУД : познавательные, коммуникативные, регулятивные                           

 Цель этапа : включение нового УУД в систему

Учитель:

- Что нового о деепричастии вы узнали?

         - Что такое деепричастный оборот?

         - Каковы условия выделения  деепричастного оборота в предложении?

-  Вы молодцы. Но чтобы  у меня не осталось никаких сомнений в том, что вы усвоили сегодняшний материал,  я предлагаю вам  последнее задание.  

На  экране вы видите текст. ( слайд №8)

  1. Определите стиль и тип текста.
  2. Озаглавьте его.
  3. Выпишите из текста предложение с деепричастным оборотом, обозначьте пунктограмму.

Деепричастие, обозначая добавочное действие, в первую очередь используется для того, чтобы одно из действий отодвинуть на второй план по сравнению с другим. Возможность давать сочетание равноправных  глаголов, с одной стороны, и устанавливать между ними перспективу, с другой, служит удобным средством  для выражения разнообразных взаимоотношений между несколькими действиями и состояниями. Попытка заменить деепричастия глаголами разорвала бы связи между отдельными действиями, уничтожила бы различия между основным и дополнительным, сделала бы однообразным перечень отдельных действий. Условием общепринятого в русском языке употребления деепричастий является то, чтобы действия, обозначаемые  деепричастием, совершались тем же лицом, которому принадлежит действие, обозначаемое глаголом-сказуемым.

Задание выполняется индивидуально с дальнейшим обсуждением.

                         ( Функции деепричастия  в речи.

     Стиль научный;  тип текста – рассуждение.

                                              дееприч. обор.

Деепричастие, /обозначая добавочное действие/, в первую очередь используется для того, чтобы одно из действий отодвинуть на второй план по сравнению с другим.)

11. Домашнее задание: 

1 уровень.  Выучить параграф 27, записи в справочной тетради, упражнение № 167,168

2 уровень. Выучить параграф 27, записи в справочной тетради,  упражнение № 169

3 уровень. Выучить параграф 27, записи в справочной тетради,  подобрать или составить текст о пользе знаний, в котором были бы предложения с деепричастными оборотами, обозначить пунктограммы.

12.Рефлексия учебной деятельности на уроке

Формируемые УУД: познавательные, регулятивные

Цель этапа: осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса.

       -  Какую цель мы ставили на  уроке ?

- Удалось ли нам достичь поставленных целей? Почему?

- Что было самым интересным на уроке? Самым трудным?

- Чью работу на уроке можно выделить (почему?) и оценить (как?)?

- Ребята, я благодарю вас за урок.

Подведение итогов  работы в группах, подсчёт суммы баллов каждого участника группы.

Учитель: - Верными были слова в начале урока:   «Учась, радуюсь;  радуясь, учусь!»

    Обучающие получают отметки за работу на различных этапах урока и за работу на уроке в целом. Для каждого обучающегося на уроке создаётся ситуация успеха.

Список использованной литературы

      1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе: Книга для учителя. – 3-е изд. – М., 2006.

  1. Карпова Л.А. Система уроков по теме «Деепричастие» с использованием современных педтехнологий // РЯШ. – 2013. - №2.

     3. Русский язык. 7 класс: учеб. для образоват. учреждений /(М.Т.Баранов,       Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научн. ред. Н.М.Шанский).- 33-е изд.-М.:Просвещение,2011.

4.Русский язык. Тематический контроль: рабочая тетрадь: 7 класс / Под ред. И.П. Цыбулько . – М. : Издательство «Национальное образование», 2012.  – (ФГОС. Тематический контроль).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Слайд№1 Тест 1. У какого слова нет окончания? 1) сдержан 2) отдай 3) участвовал 4) помогая 2. От какого слова образовано деепричастие расписываясь ? 1) расписаться 2) расписываться 3) расписание 4) расписывать 3. В каком ряду все слова деепричастия? 1) затормозил, нужна 2) невесомы, появятся 3) глядя, узнав 4) вышедший, несущий 4. Выберите грамматически правильное продолжение приведённого ниже предложения. Разбирая слово по составу, 1) у меня возник вопрос. 2) часто не указывается основа. 3) мне поставили «отлично». 4) мы должны учитывать его лексическое значение. 5. Найдите предложение без грамматической ошибки. 1) Не рассмотрев средства выразительности в повести, наше сочинение будет поверхностным. 2) Регулярно повторяя изученный материал, вы закрепите свои знания. 3) Прочитав твоё сообщение, оно показалось мне неполным. 4) Заканчивая сочинение, моё мнение не совсем совпадает с мнением автора.

Слайд 2

Проверь себя ! Слайд №2 Ответы: 1. 4) 2. 2) 3. 3) 4. 4) 5. 2)

Слайд 3

Слайд №3 Определите строение словосочетаний в каждом столбике, укажите, какими частями речи выражены зависимые слова обладающий выразительностью обладая выразительностью рассказавший о деепричастии рассказав о деепричастии написанное учеником аккуратно написав употребляемый в речи употребляя в речи

Слайд 4

Проверь себя ! х прич. х деепр. написанное учеником аккуратно написав х прич. х деепр. употребляемый в речи употребляя в речи х прич. х деепр. обладающий выразительностью обладая выразительностью х прич. х деепр. рассказавший о деепричастии рассказав о деепричастии Слайд №4 Ответы

Слайд 5

Слайд №5 Проанализируйте данные примеры. Сформулируйте пунктуационное правило. Чем пунктуация при причастных оборотах отличается от пунктуации при деепричастных оборотах? / Обозначая орфограммы/ , девочка выполняет домашнее упражнение. Девочка выполняет домашнее упражнение, / обозначая орфограммы/. Девочка, /обозначая орфограммы/ , выполняет домашнее задание. / Волнуясь/ , ученица читала стихотворение. Ученица, /волнуясь/ , читала стихотворение. Ученица читала стихотворение ,/ волнуясь/.

Слайд 6

Слайд №6 На мультимедийном экране вы видите 5 предложений. Ваша задача – работая в группах, расставить, где нужно, знаки препинания, графически объяснить их постановку. 1. Книга является нашим верным другом помогая найти правильное решение в сложной жизненной ситуации. 2. Начиная с рождения и до конца жизни мы встречаемся с книгой. 3. Занимаясь спортом мы поддерживаем физическую форму тела; читая умные книги мы упражняем мозг. 4. Читая авторов которые хорошо пишут, привыкаешь хорошо говорить. 5. Известны случаи, когда люди прочитав хорошую книгу признавали её влияние на свой внутренний мир.

Слайд 7

Слайд №7 1. Книга является нашим верным другом, помогая найти правильное решение в сложной жизненной ситуации. 2. Начиная с рождения и до конца жизни, мы встречаемся с книгой. 3. Занимаясь спортом, мы поддерживаем физическую форму тела; читая умные книги, мы упражняем мозг. 4. Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкаешь хорошо говорить. 5. Известны случаи, когда люди, прочитав хорошую книгу, признавали её влияние на свой внутренний мир.

Слайд 8

Слайд №8 Определите стиль и тип текста. Озаглавьте его. Выпишите из текста предложение с деепричастным оборотом, обозначьте пунктограмму. Деепричастие, обозначая добавочное действие, в первую очередь используется для того, чтобы одно из действий отодвинуть на второй план по сравнению с другим. Возможность давать сочетание равноправных глаголов, с одной стороны, и устанавливать между ними перспективу, с другой, служит удобным средством для выражения разнообразных взаимоотношений между несколькими действиями и состояниями. Попытка заменить деепричастия глаголами разорвала бы связи между отдельными действиями, уничтожила бы различия между основным и дополнительным, сделала бы однообразным перечень отдельных действий. Условием общепринятого в русском языке употребления деепричастий является то, чтобы действия, обозначаемые деепричастием, совершались тем же лицом, которому принадлежит действие, обозначаемое глаголом-сказуемым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Обособление причастных оборотов"

План-конспект интерактивного урока по теме: "Обособление причастных оборотов"....

Урок по причастному обороту

Урок по причастному обороту...

Урок по причастному обороту

Урок по причастному обороту...

Разработка урока по теме "Оборот There is/are. Предлоги места"

Это урок по теме "Оборот There is/are. Предлоги места" по УМК М.З. Биболетовой, 4 класс. Урок содержит активные формы работы" Создай идеальный дом", презентацию "Предлоги места", текст оригинальн...

Тема урока: Обособление деепричастных оборотов и одиночных деепричастий.Как выполнить задание В4?

Цели урока: 1.Продолжить формирование знаний правил обособления обстоятельств,выраженных деепричастиями и  деепричастными оборотами.2.Продолжить формировать умение и находить одиночные и ра...

Тема урока: Обособление деепричастных оборотов и одиночных деепричастий.Как выполнить задание В4?

Презентация урока  "Обособление деепричастных оборотов и одиночных деепричастий.Как выполнить задание В4?"...

Разработка урока "Деепричастие. Деепричастный оборот"

- актуализировать опорные знания и умения по теме; - совершенствовать навыки постановки знаков препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте; - развивать речевые навыки при построен...