Урок русского языка в 5 классе по ФГОС
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме

Семенова Ольга Васильевна

Урок усвоения новых знаний (на материале сказок А.С. Пушкина)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Класс

5

Предмет

Русский язык

Ф.И.О. преподавателя

Семенова Ольга Васильевна

Тема урока

Виды предложений по цели высказывания

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Формы работы

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Цели по содержанию урока

Цель: выработать навык определения вида предложения по цели высказывания

Задачи: 

- обучающие: дать новые знания по теме урока; развивать умения по определению видов предложения по цели высказывания,

- развивающие: развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли, строить предложения, различные по цели высказывания; отвечать на вопросы; формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- воспитательные: воспитывать культуру речи учащихся через умение интонационно правильного воспроизведения цитатного материала из сказок А.С. Пушкина, сохранять и развивать умение сотрудничать в паре, группе,слушать и слышать друг друга.

Методы и приёмы

 Проблемное изложение, приём «тонких» и «толстых» вопросов, частично-поисковый, словесный, самоконтроль, наглядно-вербальный, диалогический, эвристический, творческий.

Технология

“Развитие критического мышления через чтение и письмо”,

Оборудование

1.Учебник «Русский язык»(практика)  5 класс. Авторы А.Ю.Купалова,А.П.Еремеева,Т.М.Пахнова

2. Раздаточный материал

3. «Немая» схема на доске

План урока

Этапы урока

Формы работы

(деятельность учителя)

Деятельность учащихся

Предполагаемый результат

Предметные

УУД

1.Мотивационный (орг. момент) Проверка готовности обучающихся, их настроя на урок

Подготовка к восприятию нового материала

Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку, создает эмоциональный настрой на урок

(Видеофрагмент из сказки)

-Вы любите сказки А.С.Пушкина?

-Какую бы сказку вы предложили бы прочитать нам?

Фронтальный опрос по теме

прошлого урока:

Все ребята  любят сказки А.С.Пушкина.

-Это предложение?

- Какими признаками обладает предложение?

Уточняет ответы учеников

Обращает внимание на коммуникативную функцию предложения: сообщать, спрашивать или побуждать к действию

-Предлагаю совершить увлекательное  путешествие в мир сказок А.С.Пушкина

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Называют основные признаки предложения и приводят примеры:

  1. С помощью предл-й мы выражаем мысли и чувства, мы можем рассказывать, спрашивать или о чем-то просить;
  2. Все слова в предложении связаны по смыслу и грамматически;
  3. В каждом предложении есть граммат. основа;
  4. Каждое предложение обладает интонацией конца предложения

Придумывают предложения, содержащие сообщение, вопрос, побуждение к действию по теме: «Сказки  А.С. Пушкина»

(Например:И взрослые и дети любят сказки А.С.Пушкина. А вы любите сказки А.С.Пушкина? Читайте же сказки А.С.Пушкина!)

Закрепление знаний о предложении

Коммуника-тивное умение использова-ния теоретичес-кой.

информации

Работа  в группах

2. Ориентинро-вочный

Актуализация знаний

Выдвижение гипотез

Открывает на доске «немую» схему:

«Виды предложений по цели высказывания»

Дает подсказку:

- Здесь зашифрована тема урока и основное знание, которое вы должны усвоить на уроке. Последняя работа поможет вам выдвинуть свои гипотезы. Вспомните, что мы только что выражали с помощью предложений ?(Вопрос,сообщение,просьба)

- Как же называются предложения,если исходить из их функций?

Помогает сформулировать тему.

Просит уточнить цели урока

- Как мы можем достичь нашу цель?

Записывают число.

Рассматривают таблицу и переносят ее в тетради.

Выдвигают гипотезы: чем же мы будем заниматься на уроке?

Заполняют таблицу, начиная со среднего ряда (сообщение, вопрос, побуждение к действию)

Радуются открытию, что предложение мы используем с определенной целью.

Заполняют второй ряд таблицы, вспоминая повествовательные, вопросительные и побудительные предложения

Определяют тему урока, записывают её в верхнюю графу таблицы:

«Виды предложений по цели высказывания».

Формулируют цели: научиться определять вид предложения по цели его высказывания, правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания

(- узнать, почему предложения делятся на предложения по цели высказывания?

- чем эти предложения между собой отличаются?

- почему иногда в конце предложения ставится такой знак ?!

- правильно ставить знаки препинания в конце предложения.)

Уметь находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученные на предыдущих уроках.

Уметь систематизи-ровать свои знания

Уметь определять и формулиро-вать тему и цель урока.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

3.

Рефлексия

Соотнесение поставленных задач с содержанием урока.

4.Реализация. Получение новой информации

5.Физкультминутка

Упражнения, направленные на снятие усталости, напряжения, на восстановление умственной работоспособности.

6.Исполнительский

Поиск решения проблемы.

Представле-ние результатов.

Формирова-ние пунктуацион-ных навыков.

Проверка понимания важности правильного определения вида предложения по цели высказывания

Развитие умения находить в тексте предложения разные по цели высказывания

Предлагает осмыслить начальную работу на уроке. Заполняют таблицу:

Начало урока

Конец

 урока

Знаю виды предложений по цели высказывания

Умею определять предложения по цели высказывания

Могу составлять предложения по цели высказывания

Умею интонировать предложения, различные по цели высказывания

Заполняют первую колонку.

Получение новой информации происходит из текста, предложенного ученикам.

Учитель:Я предлагаю вам внимательно прочитать текст и расставить значки.

V- знал(а)

+ - новое для меня

- - думал(а) иначе

? – осталось непонятным

  Работа с текстом после прочтения:

Что вы знали по этой теме?Какая информация была новой? +

А о чём вы думали иначе?-

Что осталось непонятным?

Задание: если вы слышите повествовательное предложение – хлопаем в ладоши, вопросительное – приседаем, побудительное – топаем ногами

-Братья милую девицу полюбили.

-Помири нас как-нибудь:одному женою будь.

-Что ж качаешь головою?

-Братья молча постояли да в затылке почесали.

-Как мне быть ведь я невеста?

-Спрос не грех,прости ты нас.

1.Организует самостоятельную работу по закреплению знаний в группах.

Карточки с предложениями по группам:

1 группа:

Девять месяцев проходит, с поля глаз она не сводит.

Вот в Сочельник в самый , в ночь, Бог  дает царице дочь.

И  жених сыскался ей, королевич Елисей.

Не видать милого друга!

2 группа:

Черт ли сладит с бабой гневной?

Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?

Где  красавица девица?

Как мне быть ведь я невеста?!

3группа:

Не кручинься, Бог с тобой.

Постой, бабушка, постой немножко.

Ради скуки кушай яблочко, мой свет.

Не губи меня,девица!

-Что вы можете сказать о лишних предложениях?

-Какова их цель  высказывания?

-Какой вывод можно сделать?

Организует проверку работы

 

2.Работа с раздаточным материалом  в парах (фрагмент «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина)

Осуществляет индивидуальный контроль. Корректирует ответы.

3. Организует фронтальную работу по интонированию предложений.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Указывает объект наблюдения, контролирует выполнение работы

На доске:

-Я ль,скажи мне,всех милее,всех румяней и белее?(приказ)

-Свет мой,зеркальце,скажи да всю правду доложи…(просьба)

-Не губи меня,девица!(мольба)

-Выдь и покажися,с нами  честно подружися.(просьба)

-Ты к нему теперь ступай, не печалься же, прощай.(совет)

 

Отвечают на вопросы, обсуждают тему урока. Высказывают свои предположения о работе на уроке.

Самостоятельно работают с текстом учебника «Теория» параграф15

Выполняют упр.205 с.63

Выполняют задание учителя.

Распределяют  предложения по группам, находят  лишнее предложение. Дают обоснование.

Наблюдают над лишним предложением. Делают вывод.

Совершают открытие, что цель высказывания не зависит от знака препинания в конце предложения. Этот знак  зависит от цели высказывания и интонации предложения.

Находят и подчеркивают повествовательные, побудительные и вопросительные предложения в отрывке.

Называют предложения и объясняют правильность выбора. Оценивают правильность определения видов предложения по цели высказывания друг друга и правильное интонирования

Самостоятельно делают вывод, что побудить к действию мы можем разными способами: попросить, посоветовать, потребовать и приказать, что даже в таких предложениях тон может быть мягким и спокойным.

Вспоминают слова вежливости

Уметь правильно ставить задачи урока.

Уметь высказывать своё предположение на основе информации, полученной на предыдущих уроках

Уметь высказывать своё мнение по цели урока

Уметь применять данное правило на практике.

Умеют слушать друг друга

Умение оценивать ситуацию и правильный тон. Умение делать выводы

Умеют оформлять свои мысли в устной  и письменной форме;

Умеют правильно интонировать предложения разных видов.

Умеют выражать своё отношение к уроку

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Научились самостоятельно применять свои знания

7. Рефлексия

Соотнесение поставленных целей с достигнутым результатом, фиксация нового знания.

Высказываниесобственное мнение Подведение итогов проделанной работе на уроке

Предлагает осмыслить работу на уроке:

  • Что узнали?
  • Что поняли?
  • Что было сложным?
  • Что показалось интересным?
  • Что удивило?

Предлагает решить проблему, где могут пригодиться знания и умения, полученные сегодня на уроке

Организует самооценку

учебной деятельности.

(Возвращаем к таблице )

Начало урока

Конец

 урока

Знаю виды предложений по цели высказывания

Умею определять предложения по цели высказывания

Могу составлять предложения по цели высказывания

Умею интонировать предложения, различные по цели высказывания

Заполнение 2 части таблицы

Оценивает деятельность учеников на уроке, делает замечания по уроку.

Отвечают  на вопросы, обсуждают содержание урока,

Высказывают свои впечатления от урока

Высказывают свои предположения:

если использовать разные по цели высказывания предложения в сочинениях, то оно получится выразительней;

если говорить с правильной интонацией, то тебя будут лучше понимать;

 если почаще использовать слова вежливости и мягкий тон в побудительных предложениях, то можно ни с кем не ссориться и т.п.

Оценивают свои знания и работу на уроке.

Выставляют себе и друг другу оценки, обосновывают их.

Уметь правильно ставить знаки конца предложения, точно интонировать  предложение.

Систематизи-ровать полученные знания.

Умение оценивать ситуацию и выбирать правильный тон.

Умение делать выводы.

8.Подведение итогов, домашнее задание

Обеспечить понимание содержания домашнего задания

Даёт комментарий к домашнему заданию.

Подобрать из любимой сказки А.С. Пушкина 6 предложений  разных видов по цели высказывания.

Выставляет оценки в дневник.

Записывают домашнее задание в дневнике

Понимать поставлен-ную в д/з задачу, аккуратно оформлять работу

Ответственно относиться к выполнению домашнего задания.

Работа учащихся на уроке: учащиеся работали активно, все были включены в работу

 Дифференциация и индивидуализация обучения присутствовала.

 Оценка достижения целей урока: урок достиг поставленных целей.

Приложение

Раздаточный материал с отрывком из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина



Подписи к слайдам:

Слайд 1
Урок русского языка в 5 классе «Виды предложений по цели высказывания»

Слайд 2
Вы любите сказки А.С.Пушкина?

Слайд 3
Вы любите сказки А.С.Пушкина? Все ребята любят сказки А.С.Пушкина. Читайте же сказки А.С. Пушкина!

Слайд 4
Основные признаки предложения С помощью предложений мы выражаем мысли и чувства, мы можем рассказывать, спрашивать или о чем-то просить ; Все слова в предложении связаны по смыслу и грамматически; В каждом предложении есть грамматическую основа; Каждое предложение обладает интонацией конца предложения.  

Слайд 5
Основная коммуникативная функция предложения сообщать спрашивать побуждать к действию  1) И взрослые и дети любят сказки А.С.Пушкина. 2) А вы любите сказки А.С.Пушкина? 3)Читайте же сказки А.С.Пушкина!  

Слайд 6
Тема урока ? ? ?

Слайд 7
Виды предложений по цели высказывания просьба вопрос сообщение Вопросительное (?) Повествовательное(.) Побудительное (.) (!)

Слайд 8
Прочитайте текст. Расставьте значки! V- знал(а) + - новое для меня - - думал(а) иначе ? – осталось непонятным

Слайд 9
Понаблюдаем! Не видать милого друга! Не губи меня,девица ! Как мне быть , ведь я невеста?!    

Слайд 10
Понаблюдаем! -Я ль,скажи мне,всех милее,всех румяней и белее?(…………) -Свет мой,зеркальце,скажи да всю правду доложи…(………….) -Не губи меня,девица !(………) - Выдь и покажися,с нами честно подружися .(………..) -Ты к нему теперь ступай, не печалься же, прощай.(…………)

Слайд 11
Понаблюдаем! -Я ль,скажи мне,всех милее,всех румяней и белее?(приказ) -Свет мой,зеркальце,скажи да всю правду доложи…(просьба) -Не губи меня,девица !(мольба) - Выдь и покажися,с нами честно подружися .(просьба) -Ты к нему теперь ступай, не печалься же, прощай.(совет)

Слайд 12
Сегодня на уроке… Что узнали? Что поняли? Что было сложным? Что показалось интересным? Что удивило?  

Слайд 13
Домашнее задание Подобрать из любимой сказки А.С. Пушкина 6 разных предложений по цели высказывания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке».

   Данный конспект урока разработан по программе С. И. Львовой и В. В. Львова. Урок выстроен с учётом системно - деятельностного подхода в преподавании, что отражает суть реализации н...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При-

Расширение понятийной базы об орфограммах в приставках слова;  с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися условий выбора  гласной в приставках пре- и при-...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Отрицательные местоимения

Цели: Образовательные:      1) формировать представление о смысловых и грамматических особенностях отрицательных местоимений;       2) формироват...

конспект урока русского языка 5 класс Шмелев ФГОС

конспект урока русского языка 5 класс по теме "Слог, ударение" Шмелев ФГОС...

Урок русского языка в условиях реализации ФГОС. Конспект урока «Под лежачий камень вода не течёт!» Повторение изученного материала по теме «Глагол» (5 класс)

Этот урок был проведён мной 28 апреля 2017 года на муниципальном научно-практическом семинаре для руководителей муниципальных и школьных методических объединений учителей по теме "Профессиональный рос...

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС Урок – деловая игра «Корректор» (5 класс)

Урок закрепления знаний по теме "Имя существительное" с применением игровой технологии...