Урок русского языка в 10 классе Комплексный анализ текста рассказа Ю.Бондарева «Оружие» (по Сингапурской системе)
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

Кривилева Светлана Николаевна

2016 г.

Тема: Комплексный анализ текста рассказа Ю.Бондарева «Оружие».

Цель: воспитание любви к Родине, формирование ответственного отношения к исторической памяти.

Задачи:

  • показать, как языковые средства способствуют выявлению идеи произведения, сущности войны как глобальной проблемы человечества;
  • формирование логического мышления учащихся.

Оборудование:

  • карточки с текстом рассказа Ю.Бондарева «Оружие»;
  • иллюстративный материал (фотографии оружия из оружейной палаты);
  • презентация «Оружие»;
  • фрагменты фильма;
  • репродукция картины В.А.Верещагина «Апофеоз войны»;
  • плакат.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.10_klass.docx35.9 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Исполнительного Комитета города Набережные Челны Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное общеобразовательное      учреждение «Гимназия № 26»

Урок русского языка

в 10 классе

Комплексный анализ текста рассказа Ю.Бондарева «Оружие»

(по Сингапурской системе)

Составитель:

учитель русского языка высшей квалификационной категории
Кривилева Светлана Николаевна

Набережные Челны

2016 г.

Тема: Комплексный анализ текста рассказа Ю.Бондарева «Оружие».

Цель: воспитание любви к Родине, формирование ответственного отношения к исторической памяти.

Задачи:

  • показать, как языковые средства способствуют выявлению идеи произведения, сущности войны как глобальной проблемы человечества;
  • формирование логического мышления учащихся.

Оборудование:

  • карточки с текстом рассказа Ю.Бондарева «Оружие»;
  • иллюстративный материал (фотографии оружия из оружейной палаты);
  • презентация «Оружие»;
  • фрагменты фильма;
  • репродукция картины В.А.Верещагина «Апофеоз войны»;
  • плакат.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Слово учителя

Юрий Бондарев написал сборник «Мгновения», который содержит очерки, созданные писателем в 70-80 годы.

С высоты прожитых лет писатель говорит о проблемах, волнующих его.

Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из очерков под названием «Оружие».

Тема урока

Цели и задачи урока

2.Беседа

Ребята, перед вами текст рассказа «Оружие». Внимательно прочитайте его и ответьте на вопрос:

- О чем этот текст? Дайте развернутый ответ.

Каждый обдумывает ответ на данный вопрос, записывает его и по очереди обсуждает свой ответ в команде. Вам дается на размышление 2 минуты.

Вывод:

Тема текста отражена в его заглавии – «Оружие».

3. Работа с текстом

Обратимся к первому абзацу. Внимательно прочитайте его. Перед вами карточки с вопросами.  Ответьте на них.

  • Какие знаки препинания поставил автор в первом предложении? Почему? ( для 1, 2 столов)
  • Как сказать по-другому «на фронте»? (для 3, 4 столов)
  • Как можно озаглавить эту часть? Какое слово ключевое? (для 5, 6 столов)

   Работаем в паре друг с другом (1-2, 3-4). Каждый выполняет работу на своем отдельном листке и по окончании работы одновременно передает листы друг другу. Вам на размышление 1 минута.

Рассмотрим следующие абзацы. Значения всех ли слов вам понятны? Внимание на экран

(толкование отдельных слов)

Какие слова использовал автор в описании эстетического образа оружия?

Каждый в команде выполняет задание на своем отдельном листке, записывает его и по окончании одновременно передает друг другу по кругу. Вам на размышление 30 секунд.

Найдите в тексте слова, противоположные эстетическому образу оружия. Каждый в команде выполняет задание на своем отдельном листке и по окончании работы одновременно передает друг другу по кругу. Вам на размышление 30 секунд.

Вывод: 

Ключевые слова – «красота» и «сила».

«Красота» - это что-то доставляющее наслаждение. «Сила» - это физическое насилие или моральное давление.

Ребята, а какой может быть красота? А сила? Подберите прилагательные к этим словам.

Вы работаете в паре друг с другом (1-2, 3-4). Два ученика в паре поочередно записывают свои ответы на одном ( на двоих) листе бумаги, обсуждают ответы. Вам на размышление 30 секунд.

Вывод:

Автор приходит к мысли, что красота может быть смертельной. Но понятие красоты не несет в себе смерть. Эти понятия несовместимы, и автор текста использует оксюморон, то есть лексическую несочетаемость, при помощи  которой усиливается эмоциональное восприятие.

Ребята, а кто создает оружие?

Мы предлагаем вам посмотреть видеоматериал о видах оружия.

 (просмотр видеоматериала)          

Ребята, какая красота перед нами, какое мастерство!

Почему, говоря об оружейных мастерах, мы гордимся, восторгаемся плодами их труда, ведь они делают орудия смерти?

Каждый отвечает на вопрос, по одному зачитывает свой ответ по кругу, а все остальные ученики записывают новые идеи на своих листках.  

Продолжаем видеосюжет о применении оружия в разные исторические эпохи.

(просмотр видеосюжета)

Чем же является оружие?

Вы работаете в паре друг с другом (1-2, 3-4), поочередно обмениваетесь короткими ответами на вопрос. Вам дается на размышление 30 секунд.

Статистика утверждает о том, что в истории человечества люди жили в мире довольно короткий период. Войны были разными: и завоевательными, и оборонительными, и мировыми, и гражданскими.

Ребята, а в современном мире мы научились понимать друг друга или войны продолжаются до сих пор?

Какое оружие создают современные мастера-оружейники?

Вывод:

Оружие, которое ведет к войнам.

Ребята, каковы причины войн? Каждый работает на своем листке, затем по очереди зачитывает свой ответ по кругу, а все остальные в группе записывают новые идеи на своих листках. Вам на размышление 1 минута.

Ребята, к чему приводит война? Продолжаем работу в группах.

Особенности современных войн, в которых используется оружие массового поражения, заключается в несоизмеримости потерь мирного населения, огромных территориальных разрушений, что становится глобальной проблемой человечества. Сегодня во многих странах накоплено огромное количество разного вида оружия, и в любой момент земля может быть уничтожена.

Есть ли выход? Может ли человечество противостоять тому, что сотворило само? Может ли вспоминать об оружии только как о творении народных умельцев?

Ребята, подумайте, что необходимо сделать, чтобы на земле не выстрелило ни одно ружье?

(плакат)

Каждый в группе выполняет задание на своем листке и по окончании работы одновременно передает друг другу по кругу. Вам на размышление 1 минута.

Как автор показывает бессмысленность, античеловечность войны? Вы работаете в паре друг с другом (1-2, 3-4). Каждый одновременно выполняет работу на своем листке и по окончании  передает друг другу. Вам на размышление 30 секунд.

Найдите грамматическую основу последнего предложения. Продолжаем работать в паре. Вам на размышление 30 секунд.

Но ведь красота убивать не может! Тем более, что «красота убивает (что?) красоту…» Взаимоуничтожение.  Красота какая? - «Железная». А какую красоту убивает? – «Высшую».

Железная красота убивает высшую красоту. Нет ничего выше, дороже человеческой жизни. Весь ужас смерти, бесчеловечность войны выразил в картине «Апофеоз войны» художник Верещагин В.А.

Вывод:

Действительно, нет ничего дороже человеческой жизни. И об этом мы должны помнить.

 

5.Обобщение

Как информация, изученная сегодня, связана с тем, что вы уже знали и использовали ранее? Вы работаете в паре, делитесь развернутыми ответами в течение одной минуты.

6.Домашнее задание

Написать сочинение-миниатюру:

 «Самое страшное, что несет с собой война человечеству, - это смерть самого человека».

 (А. Дюнан)

7.Оценивание учащихся

Ученики обдумывают ответ на вопрос, записывают и по очереди обсуждают свои ответы в команде.

  • Об оружии, какое оно – оружие.
  • Не случайно в тексте так много военных терминов.
  • Об отношении автора к оружию в разные периоды жизни.
  • Мы определили тему рассказа.

2 ученика одновременно выполняют письменную работу на отдельных листках и по окончании одновременно передают друг другу.  

  •  Автор прибегает к уточнению, так как функция уточняющих членов – раскрыть глубже смысл «когда-то».
  • 1) На войне

2) Во время войны

  • Любил рассматривать оружие – любовался оружием.

4 участника в команде выполняют письменную работу на отдельных листках и по окончании одновременно передают друг другу по кругу.

  • Миниатюрный
  • Красота
  • Перламутровая рукоятка
  • Нежность
  • Стройность

 

4 участника в команде выполняют письменную работу на отдельных листках и по окончании одновременно передают друг другу по кругу.

  • Красота
  • Сила
  • Власть

Два участника поочередно записывают свои ответы на одном (на двоих) листке бумаги.

  • Красота
  1. Нежная
  2. Смертельная
  3. Ласковая
  4. Томящая
  5. Тревожная
  6. Беспокойная
  • Сила
  1. Подавляющая
  2. Тупая
  3. Смертельная
  4. Бессмысленная

  • Оружейные мастера

Подробно рассмотреть видеоматериал, останавливаясь и отвечая на вопросы для генерирования интереса к теме урока.

Ученики по одному зачитывают свои ответы по кругу, а все остальные ученики записывают новые идеи на своих листках.

  • Оружие внешне красиво.
  • Оружие украшено резьбой, чеканкой, гравюрой, инкрустацией, драгоценными камнями.
  • Привлекает наше внимание.

2 участника поочередно обмениваются короткими ответами в виде списка.

 

Учащиеся проговаривают ответы на вопрос по кругу один раз.

  • Зло
  • Насилие
  • Смерть
  • Разрушение

  • Продолжаются    

  • Оружие массового поражения.

Ученики по одному зачитывают свои ответы по кругу, все остальные ученики записывают новые идеи на своих листах.

  • С целью уничтожения народов, наций.
  • С целью захвата территории.
  • С целью захвата ресурсов.

  • К смерти
  • К голоду
  • К разрушению
  • К насилию
  • К нищете
  • К завоеванию

4 участника в команде выполняют работу на отдельных листочках и по окончании одновременно передают друг другу по кругу.

2 ученика одновременно выполняют работу на отдельных листах и по окончании одновременно передают друг другу.

  • Последнее предложение текста.

  • Красота  убивает

Выступление подготовленного ученика.

Вариант  организации проектной работы.

2 участника делятся развернутыми ответами в течение определенного количества времени.

  • Узнали о видах оружия.
  • Познакомились с мастерами-оружейниками.
  • Вспомнили исторические сюжеты с применением оружия.
  • Поняли, что иногда красота несет в себе смерть.
  • Красота может быть смертельной, губительной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Русского Языка 8-9класс. Анализ текста

Комлексный анализ текста в 8-9классе. Для материала взят отрывок из повести "Слепой музыкант" В.Г.Короленко...

Комбинированный урок в 8 классе "Комплексный анализ текста"

Работа учащихся с текстом в условиях ГИА и ЕГЭ является актуальной, т.к.  формирует языковую и коммуникативную компетенции.Текст М.Алпатова  о картине И.Левитана "Март" имеет большое в...

Урок по русскому языку (развитие речи) для 5 класса. Комплексный анализ текста К.Д.Ушинского "Спор деревьев"

Этот урок проводится по программе в период повторения за курс начальной школы. Систематизация полученных знаний позволяет учащимся анализировать текст. Творческий поиск вызывает интерес у ребят....

конспект открытого урока русского языка в 10 классе "Комплексный анализ текста"

конспект урока русского языка в 10 классе на тему "Комплексный анализ текста" на основе анализа стихотворения Н.Заболоцкого "Некрасивая девочка" на уроке используется современная педагогическая технол...

План-конспект урока в 7 классе "Комплексный анализ текста".

План конспект урока в 7 классе " Комплексный анализ текста.Анализ текста стихотворения Есенина С.А. "С добрым утром"....

Урок русского языка по теме "Анализ текста А.Дементьева "Лебединая верность"

Технологическая карта урока по ФГОС. Анализ  текста Андрея Дементьева "Лебединая верность" может проводиться в среднем звене....