План-конспект урока в 7 классе "Комплексный анализ текста".
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
План конспект урока в 7 классе " Комплексный анализ текста.Анализ текста стихотворения Есенина С.А. "С добрым утром".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yrok7rompl.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Степаненко Л.В.
Комплексный анализ текста стихотворения С. Есенина «С добрым утром!..»
Одним из основных направлений в преподавании русского языка является комплексный анализ текста. Предложенные для анализа тексты дают возможность учащимся видеть красоту русского языка, понимать, что хотел показать нам создатель текста, помогают увидеть художественное достоинство, стилистические особенности текста. Работая над текстом, учащиеся учатся самостоятельно осмысливать художественные произведения, обучаются грамотности.
Цель: закрепить умение учащихся работать в группах, координировать их деятельность в процессе анализа текста; закрепить умение определять тему, идею, стиль текста, изобразительные средства языка; Показать сложную творческую работу поэта при создании произведения.
Ход урока
I. Вступительное слово
Тема природы - центральная в творчестве Есенина. Картины русской
природы в разное время года, созданные поэтом, поражают читателя яркостью, колоритом, а сами - стихи наивностью, легкостью, задушевностью и любовью. Сам Есенин говорил, что природа для него тесно связана с понятием Родина. Символом Родины, России, стал в его стихах образ русской березки с тонким станом - девичьими роскошными косами. И вообще нужно отметить, что природа у Есенина не застывшая картинка, а живое, тонко чувствующее существо. Но так ли легко и просто создать поэтический образ? Давайте вместе прикоснемся к таинствам творчества поэта, понаблюдаем за работой его ума и сердца.
//. Анализ стихотворения
1) Чтение стихотворения «С добрым утром!..» Учащиеся получили задание по группам при анализе стихотворения:
первая группа (воспроизводящий уровень) выбирает в тексте такие тропы, как эпитеты, метафора, олицетворение.
вторая группа (конструктивный уровень) анализирует морфологический и звуковой состав стихотворения.
третья группа (творческий уровень) анализирует синтаксис произведения.
Тема стихотворения - процесс (картина) постепенного наступления утра.
Укажите этапы: задремало, задрожало, брезжит...
Идея: показать красоту раннего утра, одушевленность природы, ее красоту. У Есенина природа одушевленная.
Тип текста: описание, художественное описание. Чем это достигается? Использование средств выразительности: метафор, олицетворений, эпитетов - и помогает создать яркую, впечатляющую картину зарождающегося утра.
Первая группа. Эпитеты: зеленые, яркий, доброе
Метафоры: зеркало затора, яркий перламутр, серебряные росы.
Олицетворения: шепчет, улыбается.
Иногда метафору бывает трудно отделить от олицетворения и даже сравнения.
Что дает использование тропов? Оно учитывает эмоциональность, авторскую позицию, отношение его к происходящему.
Вторая группа. Морфологический состав языка
Вы сказали, что тип текста - описание (художественное описание), что характерно для этого типа текстов?? Какие части речи преобладают? Имеются существительные и прилагательные! Сколько их в тексте?
14 существительных, 9 прилагательных.
Но в стихотворении Есенина довольно много глаголов. Сколько? 10+1 дееприч.+1 прич. (наполовину глаголы).
Посмотрите, какие это глаголы и почему у них такое строение, грамматические признаки?
Даже в сравнении глаголы одинаковы:
- первые 2 глагола с приставкой за- указывают на начало действия, они прошедшего времени, совершенного вида, т.к. действие уже завершилось
последующие 2 глагола настоящего времени, несовершенного вида, т.к. действие идет сейчас. Именно это сочетание глаголов и создает целостную, непрерывную картину начинающегося утра: одно действие сменяется другим, одно состояние природы - другим.
По такому же принципу построены и две следующие строфы.
Звуковой состав языка. Природа просыпается, приходит в движение.
Каким подбором гласных и согласных звуков Есенин помогает нам не только увидеть, но и услышать раннее утро?
/ строфа: как перезвон колокольчиков, будящих природу звенит звук [з] (9, всего 12).
2 строфа: чередование звуков ж//ш (шелестит, шорох)- природа
вздыхает, потягивается, шевелится.
3 строфа: чередование звонких и реже глухих звуков, больше мягких
звуков, но они чередуются с твердыми.
Во всем стихотворении 22 звука р, больше всего их в 3 строфе (8). Почему?.. Эти звуки дают представление о движении, жизни природы как живого существа, о ее пробуждении.
Третья группа. Синтаксический строй стихотворения.
Немаловажную роль в создании целостной картины настоящего утра играет синтаксис - построение предложений, их виды.
- строфа: сложное бессоюзное предложение, в котором действие идет
одно за другим. - строфа: сложноподчиненное предложение, в котором действия идут
последовательно или одновременно, не зависимо друг от друга.
3 строфа: простое предложение, но с добавочным действием
(деепричастие) и прямой речью - итог, провозглашение наступившего утра.
Как вы думаете; почему автор дал слово Крапиве?..
Инверсия. Зачем автор предоставляет слова, меняет их порядок? Выделяет важное!
///. Обобщение
Таким образом, тщательно продумав подбор тропов, лексики, звуковой, морфологический и синтаксический состав языка, Есенин создает целостную изумительно красивую картину зарождающегося летнего утра, а мы еще раз тихонько приоткрыли дверь в творческую лабораторию поэта, смогли увидеть титанический труд над каждым словом, звуком, образом при создании даже небольшого произведения.
IV. Домашнее задание:
Для первой группы: составить 10 словосочетаний на тему «Весеннее утро».
Для второй группы: 5-7 предложений с метафорой или олицетворением.
Для третьей группы: Написать небольшое сочинение «Весеннее утро» (5-7 предложений).
Данный урок по комплексному анализу текста позволил глубже понять его истинное содержание, его истинную идею, вооружил учащихся знаниями,
необходимыми для самостоятельного толкования смысла и эстетических качеств художественного текста.
Урок помог учащимся глубже понять значение слова в жизни каждого человека, осмысленно, чутко относиться к языку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло
Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о ли...
Урок-практикум "Пейзаж и его функции в произведении" в системе уроков элективного курса "Анализ текста литературного произведения"
В старшей школе одной из эффективных форм профильного обучения являются элективные курсы ,которыеспособствуют совершенствованию умений анализа и интерпретации литературного произведения как художестве...
урок-исследование "Комплексный анализ текста" (по тексту Ю.Бондарева "Звезда и Земля")
Разработка открытого урока по комплексному анализу текста Ю.Бондарева "Звезда и земля"....
Развитие творческой компетенции старшеклассников при работе с текстом на уроках русского языка. Анализ текста О.М.Безымянной «Притча об истине» (подготовка к выполнению части «С»)
Работа с текстом на уроках русского языка – одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи. Текст – это основа создания развивающей ...
План-конспект урока по комплексному анализу текста "Душой весны природа ожила"
План-конспект урока по русскому языку комплексный анализ текста в 6 классе "Душой весны природа ожила". Личночтно-ориентированый, три уровня сложности, используется литературный материал стихотворения...
План конспект открытого урока английского языка в 6 классе по теме:"ТВ: за и против. Развитие навыков работы с текстом."
План конспект открытого урока по теме: "ТВ за и против. Развитие навыков работы с текстом" формирует и развиывает у учащихся коммуникативные умения, развивает мышление, высказывать свое мнение н...
План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему: Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Подготовила учитель русского языка и литературы Чижова Светлана Николаевна.
План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему:Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»Подготовила учитель р...