урок в 9 классе "Комплексный анализ текста. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными"
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме
Урок построен на основе комплексного разноаспектного анализа текста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_9_klasse.doc | 102.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Комплексный анализ текста. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными»
Цели и задачи:
Образовательная: закрепить знания о сложноподчиненных предложениях, формировать умение расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными.
Развивающая: продолжить развитее речи учащихся, навыков грамотного письма.
Воспитательная: создать условия для осознания необходимости жить в соответствии с нравственными принципами общества.
Тип урока: закрепление.
Формы организации учебной деятельности: фронтальные, групповые, индивидуальные.
Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя.
Оснащение урока: учебник, рабочий лист урока, распечатки текста, опоры на доске.
План урока:
I Организационный момент
II Актуализация базовых знаний учащихся, орфографическая разминка
III Комплексный анализ текста.
VI Итог урока.
Ход урока:
I Организационный момент (приветствие) (5 мин.)
- Объявляется тема урока.
- Как вы думаете, что на этом уроке мы должны узнать, чему научиться? (знать: правила расстановки знаков препинания в сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными; уметь: расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными .)
- Скажите, какие знания и умения вам пригодятся? (знания о СПП, умение находить в сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными в тексте, определять основу предложения, строить схемы предложений).
II Актуализация базовых знаний учащихся. (3 мин.)
Дома вы должны были выучить теоретический материал §12. Сейчас проверим ваши знания. Тестовое задание «Правда ли, что…». Вам предлагаются утверждения. Если утверждение верное, вы пишете «да», неверное – «нет».
- Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы и поясняют слова в главной части сложноподчиненного предложения.
- Придаточные изъяснительные присоединяются к главной части только при помощи союзов.
- Главное и придаточное предложения разделяются запятой.
- Сложноподчиненными предложениями с придаточными изъяснительными передается косвенная речь.
- В конце предложения с косвенным вопросом ставится вопросительный знак.
Ответы:
- да
- нет
- да
- да
- нет
- Как вы думаете, для чего нужно было выучить теоретический материал? (для того чтобы потом применять эти знания на практике).
- Дома вы повторяли одну из орфограмм русского языка. Посмотрите в ваши рабочие листы и назовите орфограмму. (правописание причастий – Н-НН, НЕ с причастиями). Восполните пробелы в словосочетаниях . Условие: работать без исправлений! (5 мин).
Смуще_ый ю_оша, беше_ый пес, окна выкраше..ы, квалифицирова_ый работник, кова_ая решетка, выполне_ая работа, туристы (не)размеще..ы, непаха_ые поля, комиссия образова..а, суше_ые на солнце грибы, поране_ый палец, (не)хоже..ые тропы, жела..ый день, ничем (не)освеще..ые переулки, рассея..ые ветром тучи, (не)навидимые кем-то, кваше..ы в бочке., (не) затеря..ая ребенком книга, пече..ое яблоко.
Передайте свои листы соседу и проверьте работы, ошибки выносите на поля (слайд с правильными ответами)
ФИЗМИНУТКА
III Комплексный анализ текста. (30 мин.)
Сейчас мы будем работать над текстом, и вы сможете применить все свой знания и умения.
- Сейчас вы прослушаете текст. Подумайте и ответьте, какие мысли и чувства он у вас вызывает.
- Определите стиль текста и тип речи. (Стиль – публицистический: т.к.задача убедить, и для текста характерна призывность и эмоциональность. Тип речи -- повествование).
- Определите тему и основную мысль.
- Озаглавьте текст. О чем он? Какую проблему поднимает автор?
- Запишите основную мысль текста СПП с придаточным изъяснительным.
- Найдите в тексте все имеющиеся СПП с придаточным изъяснительным.
- Выпишите эти предложения согласно схемам 1 – группа [..., ( ),...].,
2 гр. - [ ___ ==== ], что ( ). 3 – [ ==== ], что ( ).
- Объясните постановку знаков препинания в них.
- Работа с учебником. Передача косвенной речи СПП с придаточными изъяснительными (чтение «Возьмите на заметку!» стр. 81.)
- Задание: найдите в тексте предложение с прямой речью, перестройте в СПП с придаточным изъяснительным
- Спишите 2-й абзац , раскрывая скобки, расставляя пропущенные буквы и знаки препинания. объяснить правописание, постановку знаков препинания. Какой знак препинания стоит в конце текста? (многоточие) Когда ставится многоточие в конце? ( если мысль не закончена). Закончите заметку несколькими предложениями, используя СПП с придаточными изъяснительными, используя выражения на доске.
Прочитайте получившийся текст.
- Работа с учебником. Передача косвенной речи СПП с придаточными изъяснительными (чтение «Возьмите на заметку!» стр. 81.)
- Задание: найдите в тексте предложение с прямой речью, перестройте в СПП с придаточным изъяснительным
VI Итог урока.
Вывод: формулируя свои высказывания, мысли, аргументы, мы оформляем их в предложения в придаточным изъяснительным
( Я хочу сказать, что…
Мне кажется, что…
Я думаю, что…
Там написано, что…)
- Что вы сегодня на уроке? Чему научились? Как вы оцениваете свою работу?
- Выставление оценок. Домашнее задание: § 12. упр.122
Приложение
Голубая ель
Мне рассказали недавно историю о елке, посаженной в одном московском дворе. Это была голубая серебристая ель. Голубое дерево из сказки.
Жильцы, въехавшие в новый дом, посадили елку сами. Для нее вырыли глубокую яму, обложили дно ее лесным дерном. Привезли даже немного хвои из леса и посыпали вокруг елки, чтобы она чувствовала себя, как дома.
Дерево принялось. На ветках появились свежие, пушистые побеги. Голубая ель стала гордостью всего дома, его украшением. То, что она пышно разрослась, видели все.. И вечером, если вы проходили мимо, вас касался задумчивый и щекотливый запах лесной хвои, запах детства, запах чистоты.
И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, выйдя из дома ранним утром, увидели, что елку кто-то срубил. Срубил, но не у корня, а забрал пушистую верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно ему отрубил голову палач. Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам,- смотрели с болью, содроганием, гневом...
На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку. Табличка была сделана добротно, старательно, на ней было написано крупными буквами: «Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту елку».
Ель засохла и умерла, а табличка на мертвом дереве укреплена до сих пор.
Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. И хочется верить, что каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном…
Рабочий лист урока
«Комплексный анализ текста. Знаки препинания в предложении с придаточным изъяснительным»
- Тестовое задание «Правда ли, что…».
1)______________
2)______________
3)______________
4)______________
5)______________
- Орфографическая минутка.
Восстановите орфограммы (исправления не допускаются!)
Смуще_ый ю_оша, беше_ый пес, окна выкраше..ы, квалифицирова_ый работник, кова_ая решетка, выполне_ая работа, туристы (не)размеще..ы, непаха_ые поля, комиссия образова..а, суше_ые на солнце грибы, поране_ый палец, (не)хоже..ые тропы, жела..ый день, ничем (не)освеще..ые переулки, рассея..ые ветром тучи, (не)навидимые кем-то, кваше..ы в бочке., (не) затеря..ая ребенком книга, пече..ое яблоко.
3 Работа с текстом.
1) Мне рассказали недавно историю о елке, посаженной в одном московском дворе. 2) Это была голубая серебристая ель. 3) Голубое дерево из сказки.
4) Жильцы въех…вшие в новый дом пос…дили елку сами. 5)Для нее вырыли глубокую яму обл…жили дно ее л…сным дерном. 6) Пр…везли даже немного хвои из леса и п…сыпали вокруг елки что(бы) она чу…твовала себя как дома.
7) Дерево принялось. 8) На ветках появились свежие, пушистые побеги. 9) Голубая ель стала гордостью всего дома, его украшением. 10) То что она пышно разрослась видели все.11) И вечером, если вы проходили мимо, вас касался задумчивый и щекотливый запах лесной хвои, запах детства, запах чистоты.12) И вот однажды, перед Новым годом жильцы, выйдя из дома ранним утром, увидели что елку кто-то срубил. 13) Срубил, но не у корня, а забрал пушистую верхушку. 14) Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно ему отрубил голову палач. 15) Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам,- смотрели с болью, содроганием, гневом...16) На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку. 17) Табличка была сделана добротно, старательно, на ней было написано крупными буквами: «Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту елку».
18) Ель засохла и умерла, а табличка на мертвом дереве укреплена до сих пор.
19) Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. 20)И хочется верить что каждый день мертвая ель как молчаливый укор совести напоминает ему о содеянном…
- Определите стиль текста и тип речи.
_____________________________________________________
- Определите тему и основную мысль.
______________________________________________________
- Озаглавьте текст. Какую проблему поднимает автор?
______________________________________________________
______________________________________________________
- Запишите основную мысль текста СПП с придаточным изъяснительным.
____________________________________________________
_____________________________________________________
- Найдите в тексте все имеющиеся СПП с придаточным изъяснительным Выпишите эти предложения согласно схемам 1 – группа [..., ( ),...]., 2 гр. - [ ___ ==== ], что ( ). 3 – [ ==== ], что ( ). Объясните постановку знаков препинания в них _______________________________________________________
_______________________________________________________
- Спишите 2-й абзац , раскрывая скобки, расставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
Задание: найдите в тексте предложение с прямой речью, перестройте в СПП с придаточным изъяснительным
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 9 классе по теме « Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительным и определительным» (конспект, презентация, проверочный тест)
Цели урока:научиться различать СПП с придаточными изъяснительным и определительными и производить их синонимическую замену;закрепить умения правильно расставлять знаки препинания и с...
Уроки русского языка "Деепричастие как часть речи" и "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными в речи"
Уроки разработаны учителем русского языка МБОУ-СОШ № 3 Игошевой Л.А. Использованы различные методики для 7 и 9 классов....
Разработка урока "Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении"
Урок разработан с использованием средств субъективизации на уроках русского языка....
Проект урока по русском у языку для 9 класса "Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным"
Это урок объяснения нового материала. Он в системе уроков поможет подготовить девятиклассников в итоговой аттестации....
Урок русского языка в 9 классе по теме: "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными"
Данный урок может применяться при изучении сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными. Урок богат разными формами и методами обучения....
Тема урока «Комплексный анализ текста. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными»
Комплексный анализ текста. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными...