Рабочая программа по русскому языку, 5 класс
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку, 5 класс. Учебник М.М. Разумовской. Рассчитана на 6 часов в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.programma_rus_5_klass.docx | 980.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная рабочая программа рассчитана на изучение русского языка на базовом уровне и составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку, Рабочей программы основного общего образования по русскому языку. 5 – 9 классы, авторы М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов Г. А. Богданова и учебника под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А. (М.: Дрофа, 2015).
При составлении рабочей программы учтены основные идеи и положения Программы развития и формирования УУД для основного общего образования.
Цели курса: воспитание любви к родному языку, отношение к нему как основному средству человеческого общения во всех сферах человеческой деятельности; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями; обеспечение языкового развития учащихся, помочь им овладеть разнообразными видами речевой деятельности, сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить школьников свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке, использовать язык в разных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета.
Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций, а также формирование функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому данная программа курса русского языка содержит основные сведения о нем. Вместе с тем в нее включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях - территориальных, профессиональных Данная рабочая программа содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т.д., речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка; сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и название пунктуационных правил.
Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся
Общая характеристика учебного предмета русский язык .
Русский язык в основной школе — учебный предмет, который занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как способ познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других дисциплин, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Описание места учебного предмета в учебном плане. Данная рабочая программа рассчитана на 210ч. (35 недель по 6 часов в неделю)
Планируемые результаты изучения русского языка в 5 классе
Коммуникативные умения
Восприятие высказывания. Владеть техникой чтения. Осмысленно, с установкой на полное понимание содержания читать учебные тексты, выразительно читать вслух тексты художественного стиля, правильно расставлять логическое ударение, передавать с помощью интонации авторское отношение к предмету речи.
Анализ текста. Определять тему и основную мысль текста; подбирать заголовок, отражающий тему или основную мысль текста; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; составлять простой и сложный план. Находить в тексте типовые фрагменты — описание предмета, повествование, рассуждение-доказательство, оценочные высказывания. Определять стиль речи (разговорный, художественный); находить в тексте языковые средства, характерные для данного стиля.
Воспроизведение текста. Подробно или сжато (устно и письменно) пересказывать тексты, содержащие повествование, описание предмета или животного, рассуждение-доказательство. При подробном изложении художественных текстов сохранять стиль, типологическую структуру и характерные для исходного текста языковые средства.
Создание текста. Создавать устные и письменные высказывания: строить абзацы, развивая мысль по данному зачину или концовке; писать сочинения по картине, по личным наблюдениям на темы из жизни учащихся (описание предмета или животного, повествование и рассуждение); раскрывать тему и основную мысль высказывания, выражать своё отношение к предмету речи; соблюдать последовательность и связность изложения.
Совершенствование текста. Находить и исправлять недочёты в построении текста, в частности нарушения последовательности и связности изложения; совершенствовать повествовательный текст, вводя в него там, где это требуется, фрагменты с описанием предмета, элементы рассуждения, оценочные высказывания. Исправлять речевые и грамматические ошибки.
Предметные результаты обучения
К концу 5 класса учащиеся должны владеть следующими умениями:
– по фонетике и графике: выделять в слове звуки и характеризовать их, различать ударные и безударные гласные; не смешивать звуки и буквы; правильно произносить названия букв, свободно пользоваться алфавитом, в частности в работе со словарями, последовательно употреблять букву ё;
– по орфоэпии: правильно произносить: гласные, согласные и их сочетания в составе слов; заимствованные слова; употребительные слова изученных частей речи, лингвистические термины; пользоваться орфоэпическим словарём;
– по лексике и фразеологии: употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; толковать лексическое значение известных учащимся слов и подбирать к словам синонимы и антонимы; пользоваться толковым словарём;
– по морфемике и словообразованию: выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры); подбирать однокоренные слова с учётом значения слов; понимать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы; опознавать изученные способы словообразования в ясных случаях (приставочный, суффиксальный, сложение);
– по морфологии: различать части речи; знать и верно указывать морфологические признаки глаголов, имён существительных, прилагательных; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать формы наклонения и др.;
– по орфографии: понимать значение письма и правописания для жизни людей; замечать орфограммы корня и дифференцировать их; владеть правилами обозначения на письме проверяемых и непроверяемых произношением гласных и согласных (по списку); о—ё после шипящих в корне, чередующихся а—о, е—и в корнях типа -раст-//-рос-, -лаг-//-лож-, -мер-//-мир-, -тер-// -тир-; знать неизменяемые приставки (в-, на-, с- и т. д.), приставки на з(с) (раз-//рас-; из-//ис- и др.) и верно их писать; знать смешиваемые при письме безударные окончания существительных, прилагательных и глаголов, уметь обнаруживать их в тексте и владеть способом определения верного написания; безошибочно писать буквенные сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу; чк, чн, нч, рщ; верно употреблять разделительные ъ—ь, букву ь после шипящих в конце существительных и глаголов, не с глаголами;
– по синтаксису: вычленять словосочетания из предложения, определяя главное и зависимое слова; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; составлять простые и сложные предложения изученных видов по заданным схемам; интонационно правильно произносить предложения изученных синтаксических конструкций;
– по пунктуации: правильно ставить знаки препинания в конце предложения; соблюдать пунктуацию в предложениях с однородными членами, союзами и, а, но, а также при бессоюзной связи; ставить двоеточие после обобщающего слова в предложениях с однородными членами; разделять запятой части сложного предложения; выделять прямую речь, стоящую до и после слов автора; ставить тире между подлежащим и сказуемым при выражении главных членов именем существительным в именительном падеже.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
– адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
– владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
– адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
– овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
– умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
– способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
– умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
– умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
– способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
– владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
– соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
– способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
– способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
– умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения обучающимися 5 класса программы по русскому языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание учебного предмета
Основные содержательные линии
Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре примерной программы. В ней выделяются три сквозные содержательные линии:
Первая содержательная линия представлена в примерной программе разделами, изучение которых направлено на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка».
Вторая содержательная линия включает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Культура речи», «Правописание: орфография и пунктуация».
Третья содержательная линия представлена в примерной программе разделом «Язык и культура», изучение которого позволит раскрыть связь языка с историей и культурой народа.
1.Общие сведения о русском языке (2 ч).
Наука о русском языке, ее основные разделы. Язык как основное средство общения в определенном национальном коллективе. Русский язык – национальный язык русского народа. Русский язык как развивающееся явление. Лексические и фразеологические новации последних лет. Необходимость бережного и сознательного отношения к русскому языку как к национальной ценности.
2.Фонетика. Графика. Орфоэпия (14 ч).
Фонетика и орфоэпия как разделы науки о языке. Система гласных и согласных звуков русского языка: гласные ударные и безударные; согласные звонкие и глухие; согласные мягкие и твердые. Парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по мягкости и твердости. Сонорные согласные. Шипящие согласные.
Изменения звуков в речевом потоке. Изменение качества гласного звука в безударной позиции. Оглушение и озвончение согласных звуков.
Характеристика отдельного звука речи и анализ звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы.
Связь фонетики с графикой и орфографией.
Понятие об орфоэпической норме. Овладение основными правилами литературного произношения и ударения. Особенность ударения в русском языке. Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания.
3.Морфемика (состав слова) и словообразование (10 ч).
Морфемика и словообразование как разделы науки о языке.
Морфема как минимальная значимая единица языка. Отличие морфемы от других языковых единиц.
Виды морфем. Корневые и некорневые морфемы. Корень. Однокоренные слова. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова. Окончание. Приставка, суффикс как словообразовательные морфемы.
Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.
Основные способы образования слов.
Образование слов с помощью морфем (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный). Сложение как способ словообразования. Виды сложения.
Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.
4.Лексикология и фразеология (12 ч).
Лексикология как раздел науки о языке.
Лексика как словарный состав, совокупность слов данного языка.
Слово – основная единица языка. Отличие слова от других языковых единиц.
Лексическое значение слова. Основные способы передачи лексических значений слов. Толкование лексического значения слова с помощью описания, толкования, подбора синонимов, антонимов, однокоренных слов.
Однозначные и многозначные слова.
Прямое и переносное значения слова. Понимание основания для переноса наименования (сходство, смежность объектов или признаков).
Синонимы как слова, близкие по лексическому значению. Смысловые и стилистические различия синонимов. Словари синонимов русского языка и их использование. Наблюдение за использованием синонимов в устных и письменных текстах.
Антонимы как слова, противоположные по лексическому значению. Словари антонимов русского языка. Наблюдение за использованием антонимов в устных и письменных текстах.
Исконно русские и заимствованные слова. Основные причины заимствования слов. Основные языки – источники лексических заимствований в русском языке. Оценка речи с точки зрения целесообразности и уместности использования иноязычной лексики. Словари иностранных слов и их использование.
Устаревшие слова и неологизмы. Основные причины появления устаревших слов и неологизмов в процессе развития языка. Два типа устаревших слов: историзмы и архаизмы. Общеязыковые и индивидуально-авторские неологизмы. Наблюдение за использованием устаревших слов и неологизмов в текстах. Словари устаревших слов и неологизмов.
Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления. Диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы. Неоправданное расширение сферы употребления жаргонизмов в разговорной речи, средствах массовой коммуникации, публичных выступлениях. Терминологическая лексика как наиболее существенный признак языка науки.
Фразеология как раздел лексикологии. Фразеологическое богатство русского языка. Пословицы и поговорки, афоризмы и крылатые слова; их уместное употребление в речевой практике. Фразеологические словари русского языка и их использование.
5.Морфология (60 ч).
Морфология как раздел грамматики.
Грамматическое значение слова и его отличие от лексического значения.
Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Самостоятельные и служебные части речи.
Общая характеристика самостоятельных частей речи.
Имя существительное как часть речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Нарицательные и собственные имена существительные. Род как постоянный признак существительного. Существительные мужского, женского, среднего, общего рода; существительные, не имеющие родовой характеристики. Число имен существительных. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Система падежей в русском языке. Типы склонений имен существительных. Склоняемые и несклоняемые имена существительные. Разносклоняемые существительные. Правильное употребление имен существительных в речи.
Имя прилагательное как часть речи. Прилагательные качественные, относительные и притяжательные. Род, число и падеж имен прилагательных. Зависимость рода, числа и падежа прилагательного от существительного. Степени сравнения качественных прилагательных, их образование и грамматические признаки. Полные и краткие качественные прилагательные, их грамматические признаки. Особенности употребления прилагательных в разных стилях речи. Правильное употребление имен прилагательных в речи.
Глагол как часть речи. Инфинитив. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Переходные и непереходные глаголы. Безличные глаголы. Изъявительное, повелительное и условное (сослагательное) наклонения глагола. Настоящее, будущее и прошедшее время глагола в изъявительном наклонении. Спряжение глаголов. Лицо и число. Изменение по родам глаголов в форме условного (сослагательного) наклонения и изъявительного наклонения (прошедшее время). Разноспрягаемые глаголы. Правильное употребление глаголов в речи.
Предлог как часть речи.
Союз как часть речи.
Частица как часть речи.
Правильное употребление в речи имен существительных с учетом их родовой отнесённости и особенностей образования форм именительного и родительного падежа множественного числа. Правильное употребление в речи степеней сравнения и полных и кратких форм имен прилагательных. Правильное употребление в речи личных форм глагола, а также форм повелительного наклонения.
6.Синтаксис (35 ч).
Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии.
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи.
Словосочетание. Основные признаки словосочетания.
Предложение. Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц.
Виды предложений по цели высказывания: невопросительные (повествовательные, побудительные) и вопросительные. Виды предложений по эмоциональной окраске: невосклицательные и восклицательные. Интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных предложений.
Синтаксическая структура предложения. Грамматическая основа предложения. Предложения простые и сложные.
Второстепенные члены предложения: определение, дополнение , обстоятельство.
Предложения распространенные и нераспространенные. Предложения с однородными членами. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами.
Обращение, его функции и способы выражения. Интонация предложений с обращением.
Сложное предложение. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения.
Текст. Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.
Соблюдение основных синтаксических норм русского литературного языка в собственной речи.
7.Правописание: орфография и пунктуация (75 ч).
Орфография как система правил правописания слов и их форм. Разделы и основные принципы русской орфографии. Понятие орфограммы.
Правописание гласных и согласных в корнях слов.
Правописание гласных и согласных в приставках.
Правописание суффиксов в словах разных частей речи.
Правописание окончаний в словах разных частей речи.
Употребление ъ и ь.
Правописание гласных после шипящих и ц.
Употребление строчной и прописной букв.
Правила переноса.
Пунктуация как система правил правописания предложений. Основные принципы русской пунктуации. Знаки препинания, их функции.
Знаки препинания в конце предложения.
Знаки препинания в простом предложении (тире между подлежащим и сказуемым)
Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Знаки препинания в сложном предложении: сложносочиненном, сложноподчиненном.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Формы контроля
Уровень знаний учащихся по предмету гуманитарных дисциплин проходит в течение года контроль. Контрольные работы включают диктанты, сочинения, изложения и контроль за усвоением грамматических тем, они содержат такие типы заданий, способ выполнения которых должен быть усвоен учащимися в ходе изучения соответствующей темы.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Осваиваемые учебные действия | Дата | |
план | факт | |||||
О языке (2 часа + 2 часа развития речи) | ||||||
1. | Введение. Зачем человеку нужен язык. | 1 | Знакомство с учебником русского языка для 5 класса. Понятие о богатстве, образности, выразительности русского языка. | Знать: основные средства художественной изобразительности. Уметь: находить в тексте средства художественной изобразительности. | ||
2. | Что мы знаем о русском языке. | 1 | Понятие о русском языке как национальном языке русского народа. Знакомство с понятием «русский литературный язык» | Знать: понятия русский литературный язык. Уметь: анализировать текст | ||
3. | Развитие речи. Что такое речь. | 1 | Понятие о речевом общении как взаимодействии между людьми с помощью языка; речь – это деятельность говорящего или пишущего. | Знать: термины. Уметь: совершенствовать и редактировать собственные тексты. | ||
4. | Развитие речи. Речь монологическая и диалогическая. | 1 | Понятие о монологе и диалоге, об устной и письменной речи, роль устного и письменного общения в жизни человека; история письма. | Знать: отличительные особенности устного и письменного общения, Уметь: отличать виды речи, доказывать. | ||
Повторение изученного в начальной школе. Фонетика. Графика (7 часов + 4 часа развития речи) | ||||||
5. | Звуки и буквы. Алфавит. | 1 | Обобщение и углубление знаний по фонетике и орфоэпии | Знать: отличие буквы от звука, уметь: правильно называть буквы и звуки | ||
6. | Что обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я | 1 | Особенность букв Е, Ё, Ю,Я. Йотированные звуки. Порядок фонетического разбора. | Знать: случаи, в которых буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают два звука. Уметь: выполнять фонетический разбор. | ||
7. | Фонетический разбор слова | 1 | Углубление и систематизация представлений о фонетическом разборе слова. Порядок фонетического разбора слова. | Знать: общую характеристику звуков. Уметь: производить фонетический разбор слов. | ||
8. | Закрепление пройденного по теме «Фонетика» | 1 | Повторение и обобщение изученного по разделу «Фонетика. Орфоэпия. Графика». | Знать: общую характеристику звуков. Уметь: производить фонетический разбор слов. | ||
9. | Развитие речи. Что такое текст. | 1 | Понятие текста, темы текста, широкой и узкой темы. | Знать: понятие текста, темы текста, широкой и узкой темы. Уметь: определять тему текста, широкую и узкую темы. | ||
10. | Развитие речи. Тема текста. | 1 | Понятие текста, темы текста, широкой и узкой темы. | Знать: понятие текста, темы текста, широкой и узкой темы. Уметь: определять тему текста, широкую и узкую темы. | ||
11. | Развитие речи. Основная мысль текста. | 1 | Понятие основной мысли текста (идеи). | Знать: понятие основной мысли текста (идеи). Уметь: определять основную мысль (идею) текста и отражать еѐ в заголовке. | ||
12 | Зачем людям письмо | 1 | Назначение письма в жизни человеческого общества. Феномен письма – самого великого изобретения человека. Вклад Я.К. Грота в развитие русской орфографии. | Знать: особенности устной и письменной речи. Уметь: соблюдать основные правила орфографии. | ||
Письмо. Орфография (14 часов + 2 часа развития речи) | ||||||
13 | Подготовка к контрольному диктанту. | 1 | Подготовка учащихся к контрольной работе. | Знать: изученный материал Уметь: производить фонетический разбор слов. | ||
14-15 | Контрольная работа № 1. Диктант. 2. Анализ диктанта и работа над ошибками. | 1 | Урок контроля знаний | Знать: изученные правила Уметь: применять полученные знания на практике. | ||
16. | Орфография. Нужны ли правила. | 1 | Понятие орфограммы. Способ обнаружения орфограмм в процессе письма как условие успешного развития орфографической зоркости. | Знать: что такое орфограмма. Уметь: находить в звучащем слове орфограммы, обозначать звуки в слабой позиции | ||
17-18 | Орфограммы в корнях слов | 2 | Различие проверяемых и не проверяемых ударением гласные корня. Сформировать умение правильно подбирать однокоренные слова. | Знать: орфограммы корня. Уметь: различать ударные и безударные гласные в корне слова, подбирать проверочные слова | ||
19 | Безударные гласные в корне | 1 | Совершенствование навыка применения основных типов орфограмм корня. | Знать: основные орфограммы корня. Уметь: применять правила. | ||
20. | Согласные в корне слова. | 1 | Совершенствование навыка применения основных типов орфограмм корня. | Знать: основные орфограммы корня. Уметь: применять правила. | ||
21. | Проверочная работа по теме «Орфография» | 1 | Совершенствование навыка применения основных типов орфограмм корня. | Знать: основные орфограммы корня. Уметь: применять правила на практике. | ||
22. | Сочетание букв ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. | 1 | Закрепить навык правописания сочетания букв, воспроизводя- щихся на письме всегда в одном и том же виде. | Знать: правописание сочетания букв ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ Уметь: применять правило на практике. | ||
23. | Развитие речи. Сочинение «Золотая осень» | 1 | Обучение написанию сочинения. Структура сочинения. | Знать: способы развития темы в тексте, структура текста. Уметь: выбирать языковые средства в зависимости от цели, темы, основной мысли. | ||
24. | Мягкий знак после шипящих на конце существительных. | 1 | Правописания ь после шипящих на конце слов. Сформировать у учащихся навык орфографического анализа. | Знать: правописание ь после шипящих на конце слов. Сформировать у учащихся навык орфографического анализа. | ||
25-26 | Разделительный Ъ и Ь | 2 | Закрепить правило употребления ь и ъ. Развивать речевой слух учащихся. | Знать: правило употребления ь и ъ. Уметь: применять правило на практике. | ||
27. | Правописание НЕ с глаголом | 1 | Закрепить правило написания не с глаголами. Сформировать навык написания слов с непроверяемыми орфограммами. | Знать: правило написания не с глаголами. Уметь: применять правило на практике. | ||
28. | Правописание ТСЯ-ТЬСЯ в глаголах | 1 | Научить способу определения написания –тся, -ться в конце глаголов, закрепить это правило. Сформировать умение правильно писать –тся, -ться в конце глаголов. | Знать: способ определения написания –тся, -ться в конце глаголов. Уметь: правильно писать –тся, -ться в конце глаголов. | ||
29-30 | Развитие речи. Контрольная работа № 2. Изложение. Анализ изложений и работа над ошибками | 2 | Изложение, близкое к тексту, план изложения. Научить сохранить в изложении характерные для художественного стиля языковые средства. | Уметь: писать изложение, близкое к тексту, составлять план изложения, сохранять в изложении характерные для художественного стиля языковые средства. | ||
Строение слова (4 часа + 2 часа развития речи) | ||||||
31. | Значимые части слова | 1 | Представление о слове как системе разных языковых значений, передающихся с помощью морфем. Последовательность разбора слова по составу с учётом значения морфем.
| Знать: представление о слове как системе разных языковых значений. Уметь: выполнять морфемный разбор. | ||
32 | Корень, приставка, суффикс, окончание – значимые части слова | 1 | Значимые части слова. Последовательность разбора слова по составу с учётом значения морфем. | Знать: представление о слове как системе разных языковых значений. Уметь: выполнять морфемный разбор. | ||
33-34 | Развитие речи. Сочинение по картине Шишкина «Корабельная роща» | 1 | Обучение написанию сочинения. Структура сочинения. | Знать: способы развития темы в тексте, структура текста. Уметь: выбрать языковые средства в зависимости от цели, темы, основной мысли. | ||
35 | Корень, приставка, суффикс, окончание – значимые части слова | 1 | Значимые части слова. Последовательность разбора слова по составу с учётом значения морфем. | Знать: представление о слове как системе разных языковых значений. Уметь: выполнять морфемный разбор. | ||
36 | Как образуются формы слова с помощью окончания | 1 | Дать понятие окончания как изменяемой морфемы, служащей для связи слов и выражающей грамматические признаки части речи. | Знать: понятие окончания как изменяемой морфемы, служащей для связи слов и выражающей грамматич. признаки части речи. Уметь: образовывать формы слова. | ||
Слово как часть речи (9 часов) | ||||||
37. | Самостоятельные части речи. | 1 | Дать предварительное представление обо всех частях речи. Потренироваться в их разграничении. | Знать: самостоятельные части речи. Уметь: различать части речи. | ||
38. | Как изменяются существительные, прилагательные, глаголы. | 1 | Морфологические признаки имён существительных, имён прилагательных и глаголов. Научить понимать, как они изменяются. | Знать: морфологические признаки имён существительных, имён прилагательных и глаголов. Уметь: понимать, как они изменяются. | ||
39. | Служебные части речи. | 1 | Учить узнавать служебные части речи, отличать их от самостоятельных частей речи. Дать понятие о «службе» счр | Уметь: узнавать служебные части речи, отличать их от самостоятельных частей речи. | ||
40. | Предлог | 1 | Роль предлога в предложении. | Знать: роль предлога в предложении. | ||
41. | Союз | 1 | Роль союза в предложении. | Знать: роль союза в предложении. | ||
42. | Частица | 1 | Роль частицы в предложении. | Знать: роль частицы в предложении. | ||
43. | Закрепление пройденного по теме «Части речи» | 1 | Повторить и обобщить изученное по лексике, морфемике, морфологии, орфографии. Подготовиться к контрольной работе. | Знать: изученное по лексике, морфемике, морфологии, орфографии. Уметь: пользоваться правилами. | ||
44-45 | Контрольная работа № 3. Диктант с ГЗ и анализ. | 2 | Проверить знания и умения учащихся по изученному материалу. | Знать: изученный материал. Уметь: применять правила на практике. | ||
Фонетика. Орфоэпия (7 часов + 2 часа развития речи) | ||||||
46. | Что изучает фонетика | 1 | Дать понятие о фонетике как о разделе языкознания. | Знать: понятие «фонетика» Уметь: выполнять разбор | ||
47. | Звуки гласные и согласные. | 1 | Вспомнить, чем различаются гласные и согласные звуки. Осмыслить представление о большей информативности согласных звуков сравнительно с гласными. Проанализировать схему классификации согласных звуков. | Знать: различие гласных и согласных звуков. Уметь: выполнять схему классификации согласных звуков. | ||
48. | Слог, ударение. | 1 | Дать понятие слога, ударных и безударных слогов. Сопоставить словесное и логическое ударения | Знать: понятие «слог, ударение» Уметь: анализировать слово. | ||
49. | Что изучает орфоэпия. | 1 | Понятие об орфоэпии как о разделе науки о русском языке, правилах произношения гласных звуков, элементах транскрипции. Развить речевой слух учащихся. | Знать: понятие об орфоэпии как о разделе науки о русском языке. Уметь: выполнять транскрипцию. | ||
50. | Произношение согласных звуков. | Понятие о правилах произношения согласных звуков в русском языке, элементах транскрипции. Развивать речевой слух учащихся. | Знать: понятие об орфоэпии как о разделе науки о русском языке. Уметь: выполнять транскрипцию. | |||
51. | Орфоэпический разбор слова | 1 | Изучить порядок орфоэпического разбора слова. Повторить и обобщить изученное по разделу «Фонетика. Орфоэпия». | Знать: изученный материал. Уметь: применять правила на практике. | ||
52. | Развитие речи. Порядок предложений в тексте. | 1 | Установить различные смысловые отношения между предложениями и зависимую от них последовательность предложений в тексте. | Знать: различные смысловые отношения между предложениями и зависимую от них последовательность предложений в тексте. | ||
53. | Развитие речи. Абзац как часть текста. | 1 | Понятие абзаца, его строения. Понятие микротемы. Формировать умение находить микротему и абзац в тексте. | Знать: понятие абзаца, его строения, микротемы. Уметь: находить микротему и абзац в тексте. | ||
54 | Закрепление пройденного материала | 1 | Повторить и обобщить изученное по разделу «Фонетика. Орфоэпия». | Знать: изученный материал. Уметь: применять правила на практике. | ||
Лексика. Словообразование (26 часов + 5 часов развития речи) | ||||||
55 | Лексическое значение слова. | 1 | Дать понятие лексического значения слова, научить способам словотолкования. Сформировать умение пользоваться толковым словарём. | Знать: понятие лексического значения слова. Сформировать умение пользоваться толковым словарём. | ||
56 | Сколько лексических значений имеет слово | 1 | Дать понятие лексического значения слова. Сформировать умение определять лексическое значение слова, однозначные и многозначные слова. | Знать: «лексика, лексическое значение». Уметь: различать однозначные и многозначные слова. | ||
57 | Прямое и переносное значение слова | 1 | Понятие о переносном значении слова. Формировать умение различать прямое и переносное значения слов, понимать фразеологизмы. | Знать: понятие о переносном значении слова. Уметь: различать прямое и переносное значения слов, понимать фразеологизмы. | ||
58. | Фразеологизмы. | 1 | Понятие о переносном значении слова. Формировать умение различать прямое и переносное значения слов, понимать фразеологизмы. | Знать: понятие о переносном значении слова. Уметь: различать прямое и переносное значения слов, понимать фразеологизмы. | ||
59. | Как пополняется словарный состав русского языка. | 1 | Дать понятие о русском словообразовании и заимствовании. Вспомнить основные периоды заимствования слов из разных народов. | Знать: пути пополнения словарного состава языка. Уметь: различать заимствования и старославянизмы. | ||
60-61 | Как образуются слова в русском языке. | 2 | Познакомить со старославянизмами. Дать понятие о способах образования слов в русском языке | Знать: старославянизмы, способы образования слов в русском языке. Уметь: определять способ словообразования | ||
62 | Чередования гласных и согласных в корнях. | 1 | Дать понятие о чередовании гласных и согласных в словах. Формировать умения видеть чередования гласных и согласных в словах. | Знать: понятие о чередовании гласных и согласных в словах. Уметь: видеть чередования гласных и согласных в словах. | ||
63-64 | Чередования О-А в корнях ЛАГ-ЛОЖ, РОС-РАСТ-РАЩ. | 2 | Чередования О-А в корнях ЛАГ-ЛОЖ, РОС-РАСТ-РАЩ. | Знать: правописание чередующихся гласных в корне. | ||
65 | Проверочная работа по теме «Чередования гласных в корнях» | 1 | Чередования О-А в корнях ЛАГ-ЛОЖ, РОС-РАСТ-РАЩ. | Знать: правописание чередующихся гласных в корне. Уметь: применять на практике. | ||
66-67 | Буквы О-Ё после шипящих в корне. | 2 | Изучить правописание о-ё после шипящих и ц в корнях слов. Формировать умение выбрать и объяснить буквы о или ё. | Знать: правописание о-ё после шипящих и ц в корнях слов. Уметь: выбрать и объяснить буквы о или ё. | ||
68-69 | Контрольная работа № 4. Диктант. Анализ диктанта. | 2 | Проверить знания и умения учащихся по изученному материалу. | Знать: изученный материал по теме. Уметь: применять правила на практике. | ||
70-71 | Слова-омонимы | 2 | Понятие омонимов и их видов. Формировать умение различать их по значению, строению, написанию. | Знать: понятие омонимов и их видов. Уметь: различать их по значению, строению, написанию. | ||
72-73 | Профессиональные и диалектные слова | 2 | Понятие о профессиональных и диалектных совах. Формировать умение объяснять их значение. | Знать: понятие о профессиональных и диалектных совах. | ||
74 | Устаревшие слова | 1 | Дать понятие об устаревших словах. Объяснить причины их появления в русском языке. | Знать: понятие об устаревших словах. Уметь: объяснить причины их появления | ||
75 | Употребление в речи этикетных слов. | 1 | Познакомить учащихся с понятием речевого этикета, с этикетной лексикой как особым пластом словаря. Объяснить необходимость быть вежливым | Знать: роль этикетных слов. Уметь: употреблять их в речи. | ||
76-77 | Правописание приставок | 2 | Правописание неизменяемых приставок, приставок на з-с. Изучить правописание приставок при- и пре-. | Знать: правописание неизменяемых приставок, приставок на з-с, приставок при- и пре-. | ||
78. | Буквы И-Ы после Ц. | 1 | Закрепить правописание букв и-ы после ц. Сформировать умение пользоваться орфографическим словарём. | Знать: правописание букв и-ы после ц. Уметь: пользоваться орфографическим словарём. | ||
79. | Закрепление пройденного. | 1 | Повторить и обобщить изученный материал. | Знать: изученные орфограммы. Уметь: применять правила | ||
80. | Проверочная работа по теме «Орфография» | 1 | Урок проверки знаний по теме. | Знать: изученные орфограммы. Уметь: применять правила на практике. | ||
81. | Развитие речи. Что изучает стилистика. | 1 | Понятие о науке стилистике. Закрепить понятие речевой ситуации. | Знать: что изучает стилистика | ||
82-83 | Развитие речи. Контрольная работа № 5. Изложение. Анализ изложений. | 2 | Изложение, близкое к тексту, план изложения. Научить сохранить в изложении характерные для художественного стиля языковые средства. | Уметь: писать изложение, близкое к тексту, составлять план изложения, сохранять в изложении характерные для художественного стиля языковые средства. | ||
84 | Развитие речи. Разговорная и книжная речь | 1 | Понятие о разговорной и книжной речи, сферах их использования. | Знать: понятие о разговорной и книжной речи, сферах их использования. | ||
85 | Развитие речи. Художественная и научно-деловая речь | 1 | Понятие о художественной и научно-деловой речи. Объяснить их разделение в зависимости от условий общения и задач речи | Знать: понятие о художественной и научно-деловой речи. Уметь: объяснять их разделение в зависимости от условий общения и задач речи | ||
Синтаксис и пунктуация (40 часов+10 часов развития речи) | ||||||
86. | Что изучает синтаксис. | 1 | Понятие синтаксиса и пунктуации как разделов науки о языке | Знать: понятие синтаксиса и пунктуации как разделов науки о яз. | ||
87-88 | Словосочетание. | 2 | Понятие словосочетания, научить устанавливать смысловую и грамматическую связь в словосочетании. Сформировать умение выделять словосочетания из предложения. | Знать: понятие словосочетания. Уметь: устанавливать смысловую и грамматическую связь в словосочетании, выделять словосочетания из предложения. | ||
89 | Проверочная работа по теме «Словосочетание» | 1 | Разбор словосочетания. Проверить умение учащихся определять тип связи слов в словосочетании. | Уметь: выполнять разбор словосочетания, определять тип связи слов в словосочетании. | ||
90 | Подготовка к контрольному диктанту. | 1 | Разбор словосочетания. Проверить умение учащихся определять тип связи слов в словосочетании. | Уметь: выполнять разбор словосочетания, определять тип связи слов в словосочетании. | ||
91-92 | Контрольная работа № 6. Диктант. Анализ диктанта. | 2 | Контроль знаний по теме | Знать: изученные правила орфографии и пунктуации. Уметь: применять правила на практике. | ||
93 | Предложение. | 1 | Понятие предложения, видов предложения по цели высказывания, научить их различать. | Знать: понятие предложения, видов предложения по цели высказывания. Уметь: их различать. | ||
94-95 | Развитие речи. Сочинение по картине Юона «Русская зима» | 2 | Обучение написанию сочинения. Структура сочинения. | Знать: способы развития темы в тексте, структура текста. Уметь: выбирать языковые средства в зависимости от цели, темы, основной мысли. | ||
96 | Интонация. | 1 | Понятие интонации предложения, логического ударения, паузы | Знать: понятие интонации, логического ударения, паузы Уметь: их использовать | ||
97-98 | Виды предложений по цели высказывания. | 2 | Понятие предложения, интонации предложения, логического ударения, паузы, видов предложения по цели высказывания, научить их различать. | Знать: понятие предложения, интонации, логического ударения, паузы, видов предложения по цели высказывания. Уметь: их различать. | ||
99. | Восклицательные предложения. | 1 | Понятие восклицательного предложения. Сформировать умение определять невосклицательные и восклицательные предложения. | Знать: понятие восклицательного предложения. Уметь: определять невоскл. и восклицательные предложения. | ||
100 | Главные члены предложения. | 1 | Понятие подлежащего и сказуемого как главных членов предложения, научить находить основу предложения. Сформировать умение находить основу предложения. | Знать: понятие подлежащего и сказуемого как главных членов предложения. Уметь: находить основу предложения. | ||
101-102 | Тире между подлежащим и сказуемым. | 2 | Изучить случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым, когда оба они выражены именем существительным и Им. п. | Знать: случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым, когда оба они выражены именем существительным и Им. п. | ||
103 | Проверочная работа «Тире между подлежащим и сказуемым» | 1 | Изучить случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым, когда оба они выражены именем существительным и Им. п. | Знать: случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым, когда оба они выражены именем существительным и Им. п. | ||
104 | Предложения распространённые и нераспространённые | 1 | Понятие распространённого и нераспространённого предложения, раскрыть значение и роль второстепенных членов предложения. Учить распространять предложения. | Знать: понятие распространённого и нераспространённого предложения, роль второстепенных членов предложения. Уметь: распространять предложения. | ||
105 | Второстепенные члены предложения | 1 | Значение и роль второстепенных членов. Формировать умение выделять в предложениях второстепенные члены, которые поясняют главные члены и другие. | Знать: значение и роль второстепенных членов. Уметь: выделять в предложениях второстепенные члены, которые поясняют главные члены и другие. | ||
106 | Дополнение | 1 | Дать понятие дополнения, научить находить дополнения в предложении. | Знать: понятие дополнения, научить находить дополнения в предложении. | ||
107 | Определение | 1 | Дать понятие определения. Сформировать умение находить определение в предложении. | Знать: понятие определения. Уметь: находить определение в предложении. | ||
108-109 | Развитие речи. Сочинение по картине Машкова «Клубника и белый кувшин» | 2 | Обучение написанию сочинения. Структура сочинения. | Знать: способы развития темы в тексте, структура текста. Уметь: выбирать языковые средства в зависимости от цели, темы, основной мысли. | ||
110 | Обстоятельство | 1 | Дать понятие обстоятельства и видов обстоятельств. Формировать умение находить обстоятельство в предложении. | Знать: понятие обстоятельства. Уметь: находить обстоятельства в предложении. | ||
111-113 | Однородные члены предложения | 3 | Понятие однородных членов предложения. Формировать умение находить однородные члены в предложении, правильно ставить знаки препинания между ними. | Знать: понятие однородных членов предложения. Уметь: находить однородные члены в предложении, правильно ставить знаки препинания между ними. | ||
114 | Обобщающие слова при однородных членах | 1 | Понятие обобщающего слова перед однородными членами. Формирование умение находить обобщающее слово и ставить двоеточие. | Знать: понятие обобщающего слова перед однородными членами. Уметь: находить обобщающее слово и ставить двоеточие. | ||
115 | Проверочная работа по теме «Однородные члены предложения» | 1 | Понятие однородных членов предложения. Формировать умение находить однородные члены в предложении, правильно ставить знаки препинания между ними. | Знать: понятие однородных членов предложения. Уметь: находить однородные члены в предложении, правильно ставить знаки препинания между ними. | ||
116-117 | Обращение | 2 | Понятие обращения. Формирование умение находить его, правильно ставить знаки препинания при обращении. | Знать: понятие обращения. Уметь: находить его, правильно ставить знаки препинания при обращении | ||
118 | Синтаксический разбор простого предложения | 1 | Порядок разбора простого предложения. Синтаксический разбор простого предложения. | Знать: порядок разбора простого предложения. Уметь: выполнять синтаксический разбор | ||
119-121 | Сложное предложение | 3 | Понятие сложного предложения. Формирование умения определять количество простых предложений в нём, виды связи между ними и правильно ставить знаки препинания. | Знать: понятие сложного предложения. Уметь: определять количество простых предложений в нём, виды связи между ними и правильно ставить знаки препинания. | ||
122-123 | Прямая речь | 2 | Понятие прямой речи. Формирование умения правильно оформлять прямую речь на письме. | Знать: понятие прямой речи. Уметь: правильно оформлять прямую речь на письме. | ||
124 | Диалог | 1 | Понятие диалога. Формирование умения правильно оформлять диалог на письме. Повторить формы речевого этикета. | Знать: понятие диалога. Уметь: правильно оформлять диалог на письме. | ||
125 | Закрепление пройденного. Подготовка к диктанту. | 1 | Повторение изученное по синтаксису и пунктуации, подготовка к контрольному диктанту. | Знать: изученное по синтаксису и пунктуации, подготовка к контрольному диктанту. | ||
126 | Контрольная работа № 7. Диктант. | 1 | Урок контроля знаний по теме. | Знать: изученное по синтаксису и пунктуации. Уметь: применять знания на практике. | ||
127 | Развитие речи. Что такое типы речи. | 1 | Понятие основных типов речи: повествования, описания, рас- суждения. Формирование умение определять типы речи. | Знать: понятие основных типов речи: повествования, описания, рассуждения. Уметь: определять типы речи. | ||
128 | Анализ диктанта. | 1 | Анализ ошибок, допущенных в диктанте | Знать: изученное по синтаксису и пунктуации. Уметь: применять знания на практике. | ||
129 | Развитие речи. Описание, повествование, рассуждение. | 1 | Понятие основных типов речи: повествования, описания, рассуждения. Формирование умение определять типы речи. | Знать: понятие основных типов речи: повествования, описания, рассуждения. Уметь: определять типы речи. | ||
130 | Развитие речи. Оценка действительности. | 1 | Понятие об особом типе речи – оценке действительности, научить определять этот тип речи, составлять тексты такого типа. | Знать: понятие об особом типе речи – оценке действительности. Уметь: определять этот тип речи, составлять тексты такого типа. | ||
131 | Развитие речи. Строение текста типа рассуждения. | 1 | Познакомить учащихся со строением текста типа рассуждения-доказательства. Формирование умения составлять собственные тексты подобного типа. | Знать: строение текста типа рассуждения-доказательства. Уметь: составлять собственные тексты подобного типа. | ||
132-133 | Развитие речи. Контрольная работа № 8. Изложение. Анализ изложений. | 2 | Изложение, близкое к тексту, план изложения. Научить сохранить в изложении характерные для художественного стиля языковые средства. | Уметь: писать изложение, близкое к тексту, составлять план изложения, сохранять в изложении характерные для художественного стиля языковые средства. | ||
134-135 | Зачёт по теме «Синтаксис и пунктуация» | 2 | Повторение и обобщение изученное по синтаксису и пунктуации. | Знать: изученное по синтаксису и пунктуации, подготовка к контрольному диктанту. | ||
Морфология. Правописание (2 часа) | ||||||
136 | Морфология. Что изучает морфология. | 1 | Понятие о науке морфологии | Знать: понятие «морфология», части речи. Уметь: различать части речи. | ||
137 | Самостоятельные и служебные части речи. | 1 | Самостоятельные и служебные части речи. | Знать: понятие «морфология», части речи. | ||
Глагол (23 часа +4 часа развития речи) | ||||||
138 | Что обозначает глагол. | 1 | Повторить основные сведения о глаголе как части речи: значение, морфологические признаки и синтаксическая роль в предложении. | Знать: основные сведения о глаголе как части речи. Уметь: находить глаголы в тексте. | ||
139 | Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами. | 1 | Закрепить изученное правило о слитном и раздельном написании не с глаголами. Употребление глаголов в речи. | Знать: изученное правило о слитном и раздельном написании не с глаголами. Уметь: применять правило. | ||
140 | Как образуются глаголы. | 1 | Понятие о способах образования глаголов: приставочном и суффиксальном. | Знать: способы образования глаголов: приставочный и суффиксальный. Уметь: образовывать глаголы. | ||
141-142 | Виды глагола. | 2 | Понятие о видах глагола, их смысловых и морфемных различиях. Формировать умение правильно использовать глаголы совершенного и несовершенного вида в речи. | Знать: виды глагола, их смысловые и морфемные различия. Уметь: правильно использовать глаголы совершенного и несовершенного вида в речи. | ||
143-144 | Корни с чередованием Е-И. | 2 | Объяснить правописание корней с чередованием букв е-и. Дать понятие об омонимичных корнях | Знать: правописание корней с чередованием. Уметь: применять правило. | ||
145 | Неопределённая форма глагола. | 1 | Сформировать умение безошибочно определять инфинитив. Закрепить правописание мягкого знака в конце инфинитива. | Знать: понятие «инфинитив, правописание мягкого знака в конце инфинитива. Уметь: применять правило на практике. | ||
146 | Правописание ТСЯ-ТЬСЯ в глаголах | 1 | Закрепить правописание мягкого знака в конце инфинитива. Правописание –тся и–ться в глаголах. | Знать: правописание мягкого знака в конце инфинитива. Правописание –тся и–ться в глаголах. | ||
147 | Наклонение глаголов | 1 | Дать понятие об изъявительном, сослагательном и повелительном наклонениях глагола. | Знать: наклонения глаголов. Уметь: определять наклонение глагола. | ||
148 | Как образуется сослагательное наклонение глаголов | 1 | Понятие об образовании сослагательного наклонения глагола. Закрепить правописание частицы бы. | Знать: как образуется наклонение глагола. Уметь: образовывать глаголы. | ||
149 | Как образуется повелительное наклонение глаголов | 1 | Дать понятие об образовании повелительного наклонения глагола. Повторить формулы речевого этикета. | Знать: как образуется наклонение глагола. Уметь: образовывать глаголы. | ||
150 | Закрепление пройденного. Подготовка к диктанту. | 1 | Закрепить понятие постоянных и непостоянных признаках глагола как части речи. | Знать: изученный материал. Уметь: применять изученные правила на практике. | ||
151-152 | Контрольная работа № 9. Диктант и его анализ. | 2 | Урок контроля знаний по теме. | Знать: изученное по теме. Уметь: применять знания на практике. | ||
153-154 | Времена глаголов. | 2 | Изменение глаголов по временам только в форме изъявительного наклонения. Понятие об образовании форм времени. | Знать: изменение глаголов по временам. Уметь: определять время глагола. | ||
155 | Спряжение глагола | 1 | Сформировать умение определять спряжение глагола. Научить изменять по лицам и числам разноспрягаемые глаголы. | Знать: спряжения глаголов. Уметь: определять спряжение глагола, изменять по лицам и числам разноспрягаемые глаголы. | ||
156 | Безличные глаголы. | 1 | Дать понятие безличных глаголов. Формировать умение находить безличные и личные глаголы в безличном значении. | Знать: понятие «безличные глаголы» Уметь: находить безличные глаголы. | ||
157 | Переходные и непереходные глаголы. | 1 | Понятие о переходности и непереходности глаголов. | Знать: понятие переходные» и «непереходные» глаголы. | ||
158-159 | Правописание личных окончаний глаголов. | 2 | Закрепить правописание личных окончаний глаголов. | Уметь: правильно писать личные окончания глаголов. | ||
160 | Правописание личных окончаний глаголов. | 1 | Закрепить правописание личных окончаний глаголов. | Уметь: правильно писать личные окончания глаголов. | ||
161 | Развитие речи. Как связываются предложения в тексте. | 1 | Продолжить изучение связи предложений в тексте, дать понятие о «данном» и «новом» в предложении. | Знать: связь предложений в тексте, понятие о «данном» и «новом» в предложении. | ||
162-163 | Развитие речи. Контрольная работа № 10. Изложение. | 2 | Изложение, близкое к тексту, план изложения. Научить сохранить в изложении характерные для художественного стиля языковые средства. | Уметь: писать изложение, близкое к тексту, составлять план изложения, сохранять в изложении характерные для художественного стиля языковые средства. | ||
164 | Развитие речи. Строение текста типа повествования. | 1 | Познакомить учащихся со строением текста типа повествования. Формировать умение создавать собственные тексты подобного типа. | Знать: строение текста типа повествования. Уметь: создавать собственные тексты подобного типа. | ||
Имя существительное (21 час +4часа развития речи | ||||||
165-166 | Что обозначает существительное | 2 | Грамматическое значение предметности имени существительного. Отличие существительного от других частей речи. | Знать: грамматическое значение предметности имени существительного. Отличие существительного от других частей речи. | ||
167 | Как образуются имена существительные | 1 | Способы образования имени существительного. Умение образовывать имена существительные. | Знать: способы образования существительных. Уметь: образовывать существительные. | ||
168 | Употребление суффиксов ЧИК-ЩИК | 1 | Закрепить правописание суффиксов существительных. | Уметь: правильно писать суффиксы существительных. | ||
169 | Употребление суффиксов ЕК-ИК | 1 | Закрепить правописание суффиксов существительных. | Уметь: правильно писать суффиксы существительных. | ||
170 | Слитное и раздельное написание НЕ с существительными | 1 | Изучить и закрепить правописание не с именами существительными. Повторить правописание не с глаголами. | Знать: правописание не с именами существительными. Повторить правописание не с глаголами. | ||
171 | Одушевлённые и неодушевлённые существительные | 1 | Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных. Формировать умение различать одушевлённые и неодушевлённые существительные. | Знать: понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных. Уметь: различать одушевлённые и неодушевлённые существительные. | ||
172 | Собственные и нарицательные существительные | 1 | Понятие о собственных и нарицательных именах существительных. Формировать умение различать собственные и нарицательные существительные. | Знать: собственные и нарицательные существительные. Уметь: различать существительные. | ||
173 | Род имён существительных | 1 | Понятие грамматического рода и происхождение сред- него рода. Формирование умения определять род имѐн существительных. | Знать: понятие грамматического рода и происхождение сред- него рода. Уметь: определять род имѐн существительных. | ||
174 | Существительные общего рода | 1 | Понятие о существительных общего рода. Формировать умение правильно их употреблять; | Знать: понятие о существительных общего рода. Уметь: правильно их употреблять. | ||
175 | Род несклоняемых существительных | 1 | Род несклоняемых существительных. | Знать: род несклоняемых существительных | ||
176 | Число имён существительных | 1 | Повторить и закрепить изученное о формах числа имѐн существительных. Понятие об именах существительных, употребляемых только во множ. или в ед. числе. | Знать: понятие числа существительных. Уметь: определять число существительных. | ||
177 | Падеж и склонение существительных | 1 | Повторить падеж и склонение существительных. | Знать: падежи и склонение существительных. Уметь: определять падеж и склонение. | ||
178 | Морфологический разбор существительного | 1 | Морфологические признаки существительного. План разбора. | Знать: морфологические признаки существительного. Уметь: выполнять морфологический разбор. | ||
179-180 | Правописание безударных окончаний существительных | 2 | Закрепить правописание безударных падежных окончаний имѐн существительных. | Уметь: правильно писать безударные падежные окончания. | ||
181 | Проверочная работа. Безударные падежные окончания | 1 | Закрепить правописание безударных падежных окончаний имѐн существительных. | Уметь: правильно писать безударные падежные окончания. | ||
182 | Употребление существительных в речи | 1 | Употребление существительных в речи. | Уметь: употреблять существительные в речи. | ||
183 | Закрепление пройденного. | 1 | Закрепление пройденного по теме «Имя существительное» | Знать: изученные правила. Уметь: применять правила на практике. | ||
184-185 | Контрольная работа № 11. Диктант и его анализ. | 2 | Урок контроля знаний по теме. | Знать: изученное по теме. Уметь: применять знания на практике. | ||
186 | Развитие речи. Строение текста типа описания предмета | 1 | Познакомить учащихся со строением текста типа описания предмета. Формировать умение создавать собственные тексты подобного типа. | Уметь: анализировать текст. | ||
187 | РР Соединение типов речи в тексте. | 1 | Понятие о соединении типов речи в тексте. | Уметь: анализировать текст. | ||
188-189 | Развитие речи. Сочинение по картине «Цветы и плоды». Анализ сочинений. | 2 | Закрепление навыка создания сочинения-описания по картине. | Знать: способы развития темы в тексте, структура текста. Уметь: выбирать языковые средства в зависимости от цели, темы, основной мысли. | ||
Имя прилагательное (14 часов) | ||||||
190 | Что обозначает имя прилагательное | 1 | Дать определение имени прилагательного как части речи. | Знать: признаки прилагательных. Уметь: находить прилагательные в тексте. | ||
191-192 | Разряды прилагательных по значению | 2 | Объяснить морфологические особенности качественных, относительных и притяжательных прилагательных. | Знать: разряды прилагательных. Уметь: определять разряды прилагательных по значению | ||
193-194 | Правописание окончаний прилагательных | 2 | Закрепить правописание окончаний имѐн прилагательных. | Уметь: правильно писать окончания прилагательных. | ||
195 | Образование прилагательных | 1 | Познакомить учащихся с суффиксальным способом образования прилагательных. | Знать: способы образования прилагательных. Уметь: образовывать имена прилагательные. | ||
196-197 | Прилагательные полные и краткие | 2 | Понятие о полных и кратких именах прилагательных. | Знать: полные и краткие прилагательные. Уметь: отличать полные и краткие формы. | ||
198 | Степени сравнения прилагательных | 1 | Понятие о сравнительной и превосходной степенях сравнения имѐн прилагательных. Порядок морфологического разбора имени прилагательного. | Знать: степени сравнения прилагательных. Уметь: выполнять морфологический разбор. | ||
199 | Как образуется сравнительная степень прилагательных. | 1 | Образование степеней сравнения прилагательного. Формирование умения правильно употреблять в речи формы сравнительной и превосходной степени. | Знать: образование степеней сравнения прилагательного. Уметь: правильно употреблять в речи формы сравнительной и превосходной степени. | ||
200 | Как образуется превосходная степень | 1 | Образование степеней сравнения прилагательного. Формирование умения правильно употреблять в речи формы сравнительной и превосходной степени. | Знать: образование степеней сравнения прилагательного. Уметь: правильно употреблять в речи формы сравнительной и превосходной степени. | ||
201 | Закрепление пройденного. Подготовка к КД. | 1 | Закрепление пройденного. Подготовка к диктанту. | Уметь: применять изученные знания на практике. | ||
202-203 | Контрольная работа № 12. Диктант с ГЗ и его анализ. | 2 | Контроль знаний по теме. | Знать: изученный материал. Уметь: применять знания на практике. | ||
204-210 | Повторение и обобщение пройденного в 5 классе. | 7 | Обобщение, систематизация знаний, умений, навыков учащихся, полученных в 5 классе. | Знать: изученный материал. Уметь: применять знания на практике. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....