Урок русского языка в 9 классе по теме: «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 9 классе по теме: «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»
Цель урока:
подготовить учащихся 9 класса к написанию сжатого изложения на материале публицистического текста.
Задачи урока:
-научить вычленять главное в информации, сокращать текст разными способами;
-учить анализировать текст, вычленять микротемы;
-правильно, кратко и логично излагать свои мысли;
-уметь находить и уместно, точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания;
- ознакомить с текстом на литературную тему
Тип урока: урок закрепления знаний, выработки умений и навыков.
Вид урока: урок развития речи
Оборудование: на каждой парте текст «Дерево», у каждого учащегося таблица1 и таблица2, текст «Леса» для каждого ученика (для домашней работы).
Ход урока
I. Оргмомент
Учитель: Здравствуйте, ребята! Мы продолжим готовиться к государственной итоговой аттестации.
II. Формулирование цели и задач урока
Учитель: Сегодня на уроке мы будем готовиться к написанию сжатого изложения, тренироваться в умении анализировать текст, вычленять микротемы и учиться способам и приемам сжатия текста.
III. Актуализация опорных знаний
Учитель: Вспомните, в чем особенности сжатого изложения?
(при сжатом изложении отдельные фрагменты текста мы будем пересказывать кратко, оставляя только самое главное, существенное)
Учитель: Задачей сжатого изложения является отбор существенной информации, краткая передача содержания текста при условии, что основные мысли автора передаются без искажений.
Учитель: Вспомните, что такое микротема?
(это тема фрагмента текста, его части; сумма микротем передает основное содержание текста)
IV. Знакомство с текстом
Учитель: Слушаем текст, постарайтесь определить тему, основную мысль, тезисы.
«Дерево»
Издавна в народном сознании особо воспринималось отдельно стоящее дерево. Нашим далёким предкам дерево напоминало человека. Его ствол казался туловищем, корни – ногами, крона – головой, ветви – руками. Как и человек, оно росло и мужало, старело и умирало. Дерево давало плоды. В нём шло движение живительных соков – точно так же. Как в человеке движется кровь. Оно могло болеть, стонать, скрипеть. Оно обладало такими достоинствами, как сила, крепость, твёрдость.
Особое восприятие дерева можно найти в Библии. На первых же её страницах упоминаются два дерева райского сада, призванные сыграть важную роль в истории человечества: древо жизни и древо познания добра и зла. Плоды первого дают бессмертие. Под деревом здесь разумеется вера, а под его плодами – дары веры: любовь, духовная чистота, бессмертие. Дерево же второе призвано испытать эту веру. Оно напоминает о том, что человек может избрать в своей жизни как путь добра, так и путь зла. Об этом и думает верующий человек, когда видит изображение дерева на иконах.
Особо примечались деревья-долгожители, деревья-красавцы. Русские художники и поэты оставили нам немало живописных и словесных образов таких деревьев. Достаточно, например, всмотреться в картины И.Шишкина «Корабельная роща», «Рожь», «Сосна». В лирических песнях люди делятся с деревом самыми сокровенными чувствами. Оно как бы становится чутким собеседником, другом.
(По А.Камкину) 198 слов
V. Практическая работа
Учитель: Определите тему текста.
( значимость дерева в жизни человека)
Учитель: Определите идею текста.
( автор показывает сходство дерева и человека)
Учитель: Определите тип речи данного текста. Докажите.
( тип текста- рассуждение, так как автор рассуждает и доказывает, что дерево имеет много общего с человеком)
Учитель: Какова структура текста-рассуждения?
(текст-рассуждение состоит из трех частей: тезис, доказательства и вывод). Найдем в тексте признаки рассуждения.
(тезис- нашим предкам дерево напоминало человека; доказательства:
-дерево, как и человек, росло, мужало, старело, умирало;
-в Библии упоминаются древо жизни и древо познания добра и зла;
-художники, поэты, музыканты воспевали в своих произведениях дерево.
Вывод: дерево- постоянный спутник человека, его друг.
Учитель: Определите стиль текста.
(стиль-публицистический, так как текст воздействует на читателя и знакомит его с определенной информацией).
Учащимся раздаются листки с текстом.
Учитель: Текст разделен на три абзаца. С какой целью?
( каждый абзац содержит микротему, которая отражает основную тему)
Учитель: Определим микротему каждого абзаца, найдем ключевые слова.
Данные будем заносить в таблицу. ( у каждого учащегося на парте листок с основой таблицы, с напечатанными абзацами в первом столбце; микротему и план вписывают сами, работая с текстом)
Таблица1
Абзац | Микротема | План |
Издавна в народном сознании особо воспринималось отдельно стоящее дерево. Нашим далёким предкам дерево напоминало человека. Его ствол казался туловищем, корни – ногами, крона – головой, ветви – руками. Как и человек, оно росло и мужало, старело и умирало. Дерево давало плоды. В нём шло движение живительных соков – точно так же. Как в человеке движется кровь. Оно могло болеть, стонать, скрипеть. Оно обладало такими достоинствами, как сила, крепость, твёрдость. | Нашим предкам дерево напоминало человека. Как и человек, дерево росло, мужало, старело, умирало, давало плоды, обладало крепостью, силой и твердостью. | Схожесть с человеком. |
Особое восприятие дерева можно найти в Библии. На первых же её страницах упоминаются два дерева райского сада, призванные сыграть важную роль в истории человечества: древо жизни и древо познания добра и зла. Плоды первого дают бессмертие. Под деревом здесь разумеется вера, а под его плодами – дары веры: любовь, духовная чистота, бессмертие. Дерево же второе призвано испытать эту веру. Оно напоминает о том, что человек может избрать в своей жизни как путь добра, так и путь зла. Об этом и думает верующий человек, когда видит изображение дерева на иконах. | Важную роль в истории человечества сыграли упомянутые в Библии древо жизни и древо познания добра и зла. Первое символизирует веру и ее дары, второе- выбор между добром излом. | Два дерева райского сада. |
Особо примечались деревья-долгожители, деревья-красавцы. Русские художники и поэты оставили нам немало живописных и словесных образов таких деревьев. Достаточно, например, всмотреться в картины И.Шишкина «Корабельная роща», «Рожь», «Сосна». В лирических песнях люди делятся с деревом самыми сокровенными чувствами. Оно как бы становится чутким собеседником, другом. | В русском искусстве немало живописных и словесных образов. В лирических песнях дерево становится чутким собеседником, другом. | Дерево в искусстве. |
VI. Работа над сжатием текста
Учитель: Сжать текст можно двумя способами: обобщение частной и исключение второстепенной информации.
К исключению второстепенной информации относится:
А) Исключение отдельных слов, словосочетаний, вводных слов и конструкций, уточняющих членов предложения.
Б) Исключение одного или нескольких синонимов в ряду однородных членов.
В) Исключение одного или нескольких предложений, содержащих второстепенную информацию, подробности, детали.
Г) Удаление поясняющих конструкций (однородных членов при обобщающем слове или ряда простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих содержание первой части).
К обобщению информации относится:
А) Близкие по смыслу предложения внутри абзаца.
Б) Ряд однородных членов.
VII. Самостоятельная работа
Учитель: Используя приемы сжатия, сократите текст ( на партах учащихся листки с таблицей; в первом столбце напечатаны абзацы, задача ребят- заполнить второй и третий столбцы)
Таблица 2
Абзац | Что применили? | Что получилось? |
Издавна в народном сознании особо воспринималось отдельно стоящее дерево. Нашим далёким предкам дерево напоминало человека. Его ствол казался туловищем, корни – ногами, крона – головой, ветви – руками. Как и человек, оно росло и мужало, старело и умирало. Дерево давало плоды. В нём шло движение живительных соков – точно так же. Как в человеке движется кровь. Оно могло болеть, стонать, скрипеть. Оно обладало такими достоинствами, как сила, крепость, твёрдость. | - исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение; -замена фрагмента предложения синонимичным выражением; -исключение предложений, содержащих рассуждения, поданные слишком широко и полно. | Нашим предкам дерево напоминало человека. Как и человек, оно росло, мужало, старело и умирало, давало плоды. Оно могло болеть, стонать, скрипеть. Дерево обладало силой, крепостью, твердостью. |
Особое восприятие дерева можно найти в Библии. На первых же её страницах упоминаются два дерева райского сада, призванные сыграть важную роль в истории человечества: древо жизни и древо познания добра и зла. Плоды первого дают бессмертие. Под деревом здесь разумеется вера, а под его плодами – дары веры: любовь, духовная чистота, бессмертие. Дерево же второе призвано испытать эту веру. Оно напоминает о том, что человек может избрать в своей жизни как путь добра, так и путь зла. Об этом и думает верующий человек, когда видит изображение дерева на иконах. | -исключение предложений, содержащих рассуждения, поданные слишком широко и полно: -исключение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов: -исключение повторов; -исключение второстепенной информации. | Важную роль в истории человечества сыграли упомянутые в Библии древо жизни и древо познания добра и зла. Первое дерево символизирует веру и ее дары: любовь, духовная чистота, бессмертие. Второе же дерево призвано испытать эту веру. |
Особо примечались деревья-долгожители, деревья-красавцы. Русские художники и поэты оставили нам немало живописных и словесных образов таких деревьев. Достаточно, например, всмотреться в картины И.Шишкина «Корабельная роща», «Рожь», «Сосна». В лирических песнях люди делятся с деревом самыми сокровенными чувствами. Оно как бы становится чутким собеседником, другом | -исключение второстепенной информации; -исключение повторов; - исключение предложений, содержащих рассуждения, поданные слишком широко и полно. | Русские художники, поэты, музыканты оставили нам немало живописных и словесных образов деревьев. В лирических песнях дерево становится собеседником, другом. (80 слов) |
VIII. Подведение итогов
Учащиеся сравнивают свои результаты. Зачитывают полученные тексты.
IX. Домашнее задание
Определить микротемы текста, найти ключевые слова, составить план текста.
«Леса»
Чехов устами доктора Астрова выразил одну из своих совершенно удивительных по меткости мыслей о том, что леса учат человека понимать прекрасное. В лесах с наибольшей выразительностью предстают перед нами величавая красота и могущество природы, усиленные некоторой дымкой таинственности. Это сообщает им особую прелесть. И я не могу умолчать о том, что в глубине наших лесов создавались подлинные жемчужины нашей поэзии.
Леса являются величайшим источником вдохновения и здоровья. Это исполинские лаборатории. Они вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль. Каждый из вас, конечно, помнит воздух после грозы. Он душист, свеж, полон озона. Так вот, в лесах как бы бушует невидимая и неслышная вечная гроза и расточает по земле потоки озонированного воздуха.
В лесах вы дышите воздухом, который в двести раз чище и здоровее воздуха городов. Он целебен, он удлиняет жизнь, он повышает нашу жизненную силу, и, наконец, он превращает механический, а подчас и затруднительный для нас процесс дыхания в наслаждение. Кто испытал это на себе , кто знает, как дышится в прогретых солнцем сосновых лесах, тот вспомнит, конечно, удивительное состояние как бы безотчётной радости и силы , охватывающее нас, как только мы попадаем в леса из душных городских домов.
(По К.Паустовскому) 187 слов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья и методическая разработка урока на тему: «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе »
Материал к урокам литературы ....
Статья и методическая разработка урока на тему: «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ».
Викторина по русскому языку к Дню славянской письменности....
Статья и методическая разработка урока на тему: «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе »
Статья посвящена драматургии....
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"
Методическая разработка урока по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения с использованием элементов технологии критического мышления"....
урок русского языка в 9 классе по теме "подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ"
Данныйконспект урока содержит понятный алгоритм действий по написанию сжатого изложения. Так же в конспект добавлены две разработанные памятки в помощь учителю и обучающающемуся....
Урок русского языка в 8 классе по теме: «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ- 9»
Цели урока: способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельностинаучиться вычленять главную и второстепенную информацию в текстесокращать текст разными способами пр...
Конспект урока по русскому языку в 8 классе по теме"Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ" (с применением современных технологий)
Данная разработка предназначена для подготовки учащихся 8 класса к предстоящему экзамену по русскому языку ОГЭ, а именно, сжатому изложению. На данном уроке были использованы современные средства, мет...