Неформальный подход к внеклассной работе по русскому языку
статья по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Панова Елена Ивановна

Рассказ о том, как в небольшой сельской школе учителям русского языка удалось провести веселый  и интересный праздник "День грамотности".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_den_gramotnosti.docx22.44 КБ

Предварительный просмотр:

Неформальный подход к внеклассной работе

«Наши дети ленивы и нелюбопытны», - эту несколько измененную классическую цитату часто можно услышать из уст учителей. И действительно, предлагаешь им принять участие в викторине или олимпиаде, устраиваешь конкурс чтецов или готовишь литературно-музыкальную композицию – а детям, если они старше 13 лет, за редким исключением, ничего не надо, ничего не интересно.   Мне иногда кажется, что наши дети не просто представители другого поколения – поколения гаджетов, а гуманоиды с другой планеты. Как с ними работать на уроках и после, как заставить расшевелиться, оторваться от телефонов и планшетов, сделать что-то своими руками? В своей статье я попытаюсь рассказать, как в одной небольшой сельской подмосковной школе нам, учителям русского языка, удалось устроить интересный и веселый праздник, в котором приняла участие, я не побоюсь этого слова, вся школа – с 1-го по  11-ый класс.

У мероприятия «Международный день грамотности» есть один и существенный недостаток  - дата. Во всем  мире день грамотности отмечается 8 сентября, а, значит, у детей и учителей есть всего неделя, чтобы подготовиться и провести праздник. Однако этот недостаток всегда можно превратить и в достоинство: нет времени на подготовку больших и серьезных с речами выступлений -  больше импровизации, драйва и веселья. И еще одна положительная сторона первой декады сентября – еще не очень холодно и грязно,  следовательно, часть мероприятий можно проводить на улице.

Однако, как известно, самая лучшая импровизация - это подготовленная.  Поэтому  уже в первых числах сентября мы начали рисовать «иллюстративные материалы». Одному классу поручаем большой плакат «8 сентября – Международный день грамотности», в начальной школе объявляем конкурс тематических  стенгазет – детям будет чем заняться на внеурочке. С группой активных 5-6-классников пишем огромными буквами на картоне (не дали завхозу выбросить старые коробки от ксероксов) палиндромы. Потом эти надписи укрепим скотчем на дверях кабинетов. Готовим и распечатываем задания со словарными словами. И ждем назначенного дня.

А еще объявляем всем учителям школы о нашей идее и приглашаем присоединяться. Это только кажется, что замотанные учителя настолько погружены в отчетность, что внеклассные мероприятия проводят только по обязанности.  В этом году нас совершенно неожиданно поддержали учителя английского языка: они заявили, что грамотность важна для любого языка и потому они будут проводить флэш-моб, который условно назвали «Танцы по-английски».  Минимум подготовки, отсутствие репетиций – и в День грамотности почти пятьдесят детей разного возраста весело танцевали под «We will we will rock you», а во время припева радостно размахивали листочками, на которых разноцветными маркерами грамотно написали разные английские слова. Кто-то из учителей начальной школы предпочел и традиционные форма работы: провели классные часы, посвященные грамотности, викторины, тематические уроки.

И вот, наконец, наступает тот самый день. 8 сентября всех входящих встречает плакат, извещающий о празднике и программа мероприятий. Первое, что бросается в глаза - это написанные на дверях полиндромы – сначала никто ничего не понимает, потом кто-то догадывается и вот уже от кабинета к кабинету носятся толпы подростков, читающих туда и обратно слова и фразы и делящиеся своими находками.

Для написания плакатов типа «ЖИ-ШИ пишу с буквой И» пришлось пожертвовать своим уроком. Заранее распечатала на черно-белом принтере буквы, которые нужно только раскрасить. Через сорок пять минут перепачканные краской семиклассники уже украшают школу своими «шедеврами».

Первая перемена – викторина для средних и старших классов. Прямо в холле раздаем детям слова, написанные с ошибками, которые предлагаем исправить. Первым десяти победителям обещаем призы (закупили десять дешевеньких блокнотиков). Кто-то работает самостоятельно, кто-то объединятся с одноклассниками, кто-то бегает по школе и у всех спрашивает, как что пишется, кто-то озабоченно ищет в телефоне правильное написание слов. Главное – скоро звонок на урок, и надо успеть, как можно больше. Свой второй урок, в восьмом классе, приходится отдать под проверку этих листочков. На экране – правильное написание слов. Восьмиклассники  высунув язык проверяют работы, считают ошибки выбирают  десять победителей викторины. На следующее перемене все участники и любопытные зрители вновь у нашего стола – объявляем победителей, вручаем блокнотики. Все молодцы!

Третий урок в седьмом классе - вывожу детей во двор школы: вручаю мел, показываю примерный размер букв, и… весь урок мои семиклассники пишут на асфальте словарные слова. Если есть  ошибки, исправляем прямо на асфальте. Наши слова  потом будут разглядывать и читать все, выходящие из школы, а также гуляющая продленка.

Следующая перемена – смотр стенгазет, которые подготовила начальная школа. Компетентное жюри, состоящее из учеников 11 класса, выбирает лучшую газету и вручает грамоты их создателям.

На моем  четвертом уроке 9 класс пишет сочинение – рассуждение «Почему важно быть грамотным».

После четвертого урока на ступеньках парадного входа школы танцуют англичане, за ними с удивлением наблюдают родители, которые пришли забирать своих детей из школы.

И после пятого урока мы, наконец, можем выдохнуть. День грамотности удался. Были и накладки и неожиданности, где-то подвела техника, где-то, наоборот,  удивительно здорово сработали старшеклассники, но осталось очень приятное ощущение чего-то нужного и радостного того, что надо обязательно повторить в следующем году. А еще остался чудесный фильм, который мы снимали весь день и который покажем и детям, и родителям на собрании.  Итак, 8 сентября  в нашей школе снова будет отмечаться  Международный день грамотности. И кто сказал, что наши дети ленивы и нелюбопытны?

Елена Панова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассная работа по русскому языку в школе. Презентация ppt.

  Тема: «Организация внеклассной деятельности учащихся» Подготовила: Бурцева Маргарита Николаевна...

Внеклассная работа по русскому языку "Школа озорных уроков"

Цель: Проверить ребятами родителям себя на смекалку и сообразительность, а также  знание школьных предметов...

«Формирование творческой личности учащихся через внеклассную работу по русскому языку»

На протяжении многих лет проблема развития творческих  способностей учащихся привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания - философии, педагогики...

Внеклассная работа по русскому языку и литературе .

 Внеклассная работа по русскому языку и литературе является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе и подчинена общим целям образования и воспитания учащихся....

«НАШИ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ» (Из опыта внеклассной работы по русскому языку и литературе)

Внеклассная работа по предмету - важнейшая область творческого сотрудничества учителя и ученика. В статье обобщен опыт работы педагога-словесника, представлены интересные методические идеи и результат...

Использование современных педагогических технологий, реализующих идеи системно-деятельностного подхода, в практике работы учителя русского языка и литературы

ВведениеВ настоящее время наука быстро развивается, поэтому знания о привычных вещах стремительно обновляются. Старые профессии становятся невостребованными, и чтобы оставаться конкурентноспособными, ...

Кружковая работа как форма внеклассной работы по русскому языку

                             Кружковая работа – одна из наиболее эффективных форм внеклассной работы по русскому...


 

Комментарии

Дягилева Наталья Ивановна

Как всё здорово у вас получилась. И вся школа была задействована. Несколько ваших идей взяла на заметку.