Неформальный подход к внеклассной работе по русскому языку
статья по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Рассказ о том, как в небольшой сельской школе учителям русского языка удалось провести веселый и интересный праздник "День грамотности".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_den_gramotnosti.docx | 22.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Неформальный подход к внеклассной работе
«Наши дети ленивы и нелюбопытны», - эту несколько измененную классическую цитату часто можно услышать из уст учителей. И действительно, предлагаешь им принять участие в викторине или олимпиаде, устраиваешь конкурс чтецов или готовишь литературно-музыкальную композицию – а детям, если они старше 13 лет, за редким исключением, ничего не надо, ничего не интересно. Мне иногда кажется, что наши дети не просто представители другого поколения – поколения гаджетов, а гуманоиды с другой планеты. Как с ними работать на уроках и после, как заставить расшевелиться, оторваться от телефонов и планшетов, сделать что-то своими руками? В своей статье я попытаюсь рассказать, как в одной небольшой сельской подмосковной школе нам, учителям русского языка, удалось устроить интересный и веселый праздник, в котором приняла участие, я не побоюсь этого слова, вся школа – с 1-го по 11-ый класс.
У мероприятия «Международный день грамотности» есть один и существенный недостаток - дата. Во всем мире день грамотности отмечается 8 сентября, а, значит, у детей и учителей есть всего неделя, чтобы подготовиться и провести праздник. Однако этот недостаток всегда можно превратить и в достоинство: нет времени на подготовку больших и серьезных с речами выступлений - больше импровизации, драйва и веселья. И еще одна положительная сторона первой декады сентября – еще не очень холодно и грязно, следовательно, часть мероприятий можно проводить на улице.
Однако, как известно, самая лучшая импровизация - это подготовленная. Поэтому уже в первых числах сентября мы начали рисовать «иллюстративные материалы». Одному классу поручаем большой плакат «8 сентября – Международный день грамотности», в начальной школе объявляем конкурс тематических стенгазет – детям будет чем заняться на внеурочке. С группой активных 5-6-классников пишем огромными буквами на картоне (не дали завхозу выбросить старые коробки от ксероксов) палиндромы. Потом эти надписи укрепим скотчем на дверях кабинетов. Готовим и распечатываем задания со словарными словами. И ждем назначенного дня.
А еще объявляем всем учителям школы о нашей идее и приглашаем присоединяться. Это только кажется, что замотанные учителя настолько погружены в отчетность, что внеклассные мероприятия проводят только по обязанности. В этом году нас совершенно неожиданно поддержали учителя английского языка: они заявили, что грамотность важна для любого языка и потому они будут проводить флэш-моб, который условно назвали «Танцы по-английски». Минимум подготовки, отсутствие репетиций – и в День грамотности почти пятьдесят детей разного возраста весело танцевали под «We will we will rock you», а во время припева радостно размахивали листочками, на которых разноцветными маркерами грамотно написали разные английские слова. Кто-то из учителей начальной школы предпочел и традиционные форма работы: провели классные часы, посвященные грамотности, викторины, тематические уроки.
И вот, наконец, наступает тот самый день. 8 сентября всех входящих встречает плакат, извещающий о празднике и программа мероприятий. Первое, что бросается в глаза - это написанные на дверях полиндромы – сначала никто ничего не понимает, потом кто-то догадывается и вот уже от кабинета к кабинету носятся толпы подростков, читающих туда и обратно слова и фразы и делящиеся своими находками.
Для написания плакатов типа «ЖИ-ШИ пишу с буквой И» пришлось пожертвовать своим уроком. Заранее распечатала на черно-белом принтере буквы, которые нужно только раскрасить. Через сорок пять минут перепачканные краской семиклассники уже украшают школу своими «шедеврами».
Первая перемена – викторина для средних и старших классов. Прямо в холле раздаем детям слова, написанные с ошибками, которые предлагаем исправить. Первым десяти победителям обещаем призы (закупили десять дешевеньких блокнотиков). Кто-то работает самостоятельно, кто-то объединятся с одноклассниками, кто-то бегает по школе и у всех спрашивает, как что пишется, кто-то озабоченно ищет в телефоне правильное написание слов. Главное – скоро звонок на урок, и надо успеть, как можно больше. Свой второй урок, в восьмом классе, приходится отдать под проверку этих листочков. На экране – правильное написание слов. Восьмиклассники высунув язык проверяют работы, считают ошибки выбирают десять победителей викторины. На следующее перемене все участники и любопытные зрители вновь у нашего стола – объявляем победителей, вручаем блокнотики. Все молодцы!
Третий урок в седьмом классе - вывожу детей во двор школы: вручаю мел, показываю примерный размер букв, и… весь урок мои семиклассники пишут на асфальте словарные слова. Если есть ошибки, исправляем прямо на асфальте. Наши слова потом будут разглядывать и читать все, выходящие из школы, а также гуляющая продленка.
Следующая перемена – смотр стенгазет, которые подготовила начальная школа. Компетентное жюри, состоящее из учеников 11 класса, выбирает лучшую газету и вручает грамоты их создателям.
На моем четвертом уроке 9 класс пишет сочинение – рассуждение «Почему важно быть грамотным».
После четвертого урока на ступеньках парадного входа школы танцуют англичане, за ними с удивлением наблюдают родители, которые пришли забирать своих детей из школы.
И после пятого урока мы, наконец, можем выдохнуть. День грамотности удался. Были и накладки и неожиданности, где-то подвела техника, где-то, наоборот, удивительно здорово сработали старшеклассники, но осталось очень приятное ощущение чего-то нужного и радостного того, что надо обязательно повторить в следующем году. А еще остался чудесный фильм, который мы снимали весь день и который покажем и детям, и родителям на собрании. Итак, 8 сентября в нашей школе снова будет отмечаться Международный день грамотности. И кто сказал, что наши дети ленивы и нелюбопытны?
Елена Панова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассная работа по русскому языку в школе. Презентация ppt.
Тема: «Организация внеклассной деятельности учащихся» Подготовила: Бурцева Маргарита Николаевна...
Внеклассная работа по русскому языку "Школа озорных уроков"
Цель: Проверить ребятами родителям себя на смекалку и сообразительность, а также знание школьных предметов...
«Формирование творческой личности учащихся через внеклассную работу по русскому языку»
На протяжении многих лет проблема развития творческих способностей учащихся привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания - философии, педагогики...
Внеклассная работа по русскому языку и литературе .
Внеклассная работа по русскому языку и литературе является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе и подчинена общим целям образования и воспитания учащихся....
«НАШИ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ» (Из опыта внеклассной работы по русскому языку и литературе)
Внеклассная работа по предмету - важнейшая область творческого сотрудничества учителя и ученика. В статье обобщен опыт работы педагога-словесника, представлены интересные методические идеи и результат...
Использование современных педагогических технологий, реализующих идеи системно-деятельностного подхода, в практике работы учителя русского языка и литературы
ВведениеВ настоящее время наука быстро развивается, поэтому знания о привычных вещах стремительно обновляются. Старые профессии становятся невостребованными, и чтобы оставаться конкурентноспособными, ...
Кружковая работа как форма внеклассной работы по русскому языку
Кружковая работа – одна из наиболее эффективных форм внеклассной работы по русскому...
Комментарии
Неформальный подход к внеклассной работе по русскому языку
Как всё здорово у вас получилась. И вся школа была задействована. Несколько ваших идей взяла на заметку.